ма по данной специальности будет состоять минимум из восьми модулей (на усмотрение разработчика).
После завершения изучения всех модулей учебной программы предусматривается возможность сдачи экзамена (тестов) в центрах сертификации квалификаций, получения сертификата и выхода на рынок труда. Эти положения также должны быть учтены при разработке раздела «Контрольные измерительные материалы», т. е. тестовых заданий по оценке и сертификации квалификации.
Отдельные специальные модули можно использовать для организации краткосрочной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, так как модули являются автономными и представляют собой завершенные курсы профессионального обучения с достижением определенных результатов (компетенций).
Таким образом, новые образовательные программы, разработанные на основе модуль-но-компетентностного подхода, позволяют:
1) сохранить фундаментальность существующих образовательных программ (общегума-
Библиографический список
нитарные, социально-экономические и общепрофессиональные дисциплины);
2) реформировать блок специальных дисциплин в учебные модули для формирования профессиональных компетенций, указанных в профессиональных стандартах;
3) интегрировать модульные программы для обучения студентов в колледжах по родственным квалификациям;
4) использовать отдельные модули для курсовой подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
5) предусматривать в модулях практическую подготовку при использовании технологии дуального обучения.
При определении формируемой компетенции по каждому модулю и дисциплине необходимо учитывать приказ МОН РК от 3 ноября 2013 г. № 446 «Методика разработки типовых учебных планов и образовательных учебных программ, интегрированных образовательных учебных программ по специальностям технического и профессионального образования» [4] в части описания компетенций.
1. Республика Казахстан. Законы. Трудовой кодекс Республики Казахстан [Электронный ресурс] : Закон Республики Казахстан № 414-V : [принят 23.11.2015]. — Режим доступа: http:// www.mikoso1t.kz/trudovoy-codex-2016.html.
2. Профессиональный стандарт НСК РК по специальности «Эксплуатация машин и оборудования промышленности» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://bestprofi.com/home/ document/665101196;jsessionid=BA57A7F8F27A6A818FCB732F1DEF3A93?0.
3. Профессиональный стандарт НСК РК по специальности «Организация питания» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://agartu.com/index.php?newsid=806.
4. Методика разработки типовых учебных планов и образовательных учебных программ, интегрированных образовательных учебных программ по специальностям технического и профессионального образования [Электронный ресурс] : [приказ МОН РК от 04.11.2013 № 446]. — Режим доступа: http://www.rnmc.kz/index.php/ru/2013-07-06-07-38-55/66-prikazy-i-normativnye-dokumenty/272-instruktivnoe-pismo-prikaz-446-ot-4-10-2013.
УДК 377 Т. А. Дядичкина, зам. директора Челябинского
механико-технологического техникума (ЧМТТ), г. Челябинск, e-mail: [email protected]
КЛАСТЕРЫ КАК ОСНОВА ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
В статье на примере сотрудничества ГБПОУ «Челябинский механико-технологический техникум» с ООО «ЧТЗ-Уралтрак» рассмотрены формы организации образовательного процесса в условиях кластерного взаимодействия.
Ключевые слова: модель социального партнерства, образовательно-производственный кластер, инновационная модель образования, практико-ориентированное обучение.
Среднее профессиональное образование является качественно определенным уровнем системы образования, занимающим значительное место в удовлетворении образовательных потребностей личности и общества. Инновационное развитие экономики страны с необходимостью требует квалифицированных специалистов со средним профессиональным образованием. На территории России действует 4 тыс. организаций среднего профессионального образования, в которых обучаются 2 млн 800 тыс. человек. За последние пять лет доля девятиклассников, которые выбрали среднее профессиональное образование, увеличилась с 34 до 44 % [1].
В сфере профессионального образования все более широкое распространение получает социальное партнерство как один из важнейших механизмов удовлетворения требований потребителя к образованию, обеспечивающий качественные изменения в содержании и формах обучения.
Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 гг., утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. № 349-р, предусматривает «последовательное внедрение в среднем профессиональном образовании практико-ори-ентированной (дуальной) модели обучения» [2].
Как известно, существенными характеристиками практико-ориентированного образования, отличающими его от всех других типов образования, являются [3]:
- источник целеполагания — запрос экономической сферы (которая рассматривается как ядро социальной практики, понимаемой в широком смысле) в квалифицированных кадрах определенного уровня и профиля квалификации;
- развитые механизмы социального партнерства (включенность в деятельность профессиональных образовательных организаций представителей экономической сферы — непосредственных заказчиков, потребителей и бла-гополучателей результатов практико-ориенти-рованного образования);
- первичность в образовательном процессе практических форм обучения, ориентированных прежде всего на формирование конкретных, стандартных и стандартизируемых навыков и умений (в рамках реализации заданных профессиональных функций);
- преимущественное использование в педагогическом процессе стандартных и техно-
логичных форм, методик, методов и средств обучения.
В ходе исследования Промышленного ко -митета Общероссийского народного фронта (ОНФ) был проведен опрос руководителей 700 предприятий, согласно которому на 87 % предприятий ощущается нехватка необходимых кадров. При этом наибольший дефицит наблюдается среди рабочих высокой квалификации (5-6-й разряды) и специалистов среднего звена (мастера участков, техники, бригадиры) — так ответили соответственно 57 и 35 % опрошенных предприятий [4].
Руководители отечественных предприятий отмечают низкое качество подготовки выпускников образовательных организаций; по причинам недостаточности финансирования, отсутствия современного обучающего оборудования, из-за дефицита компетентных преподавателей студенты не имеют возможности познакомиться с новыми технологиями. Также эксперты отмечают, что в России не работают федеральная система мониторинга потребностей промышленности в рабочих кадрах и система заказа на профессиональный состав выпускников. При этом существуют отдельные успешные примеры эффективного сотрудничества промышленных предприятий и образовательных организаций, создания специализированных образовательных центров на производственных площадках. «В настоящее время из-за различной ведомственной подчиненности работодателей и учебных учреждений существует проблема раскоординированности работы органов власти. В результате централизованный заказ на подготовку специалистов работает лишь в нескольких регионах, причем в разных форматах. На федеральном уровне нет нормативных документов, регулирующих и координирующих взаимодействие сторон, нет необходимого нормативного поля, где были бы учтены интересы и обязанности всех сторон. В результате система профессионально-технического образования выпускает специалистов не тех специальностей и не той квалификации, которых требует современная промышленность, поэтому средние и крупные предприятия вынуждены за свой счет доучивать специалистов, а малые предприятия не могут себе позволить и этого», — заявил Борис Титов, координатор Промышленного комитета ОНФ, уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей [5].
«Необходимо все-таки добиться внесения изменений в налоговый кодекс, согласно которым к расходам на обучение будут также
относиться расходы налогоплательщика, осуществленные на основании договоров о сетевой форме реализации образовательных программ, заключенных в соответствии с законом „Об образовании" с образовательными организациями», — подчеркивает Наталья Чадаева, эксперт Промышленного комитета ОНФ [5].
На сегодняшний день в Челябинской области наиболее востребованы специалисты по транспортным средствам, металлургии, машиностроению, материалообработке, технологии продукции и организации общественного питания, а также в сфере обслуживания. В 47 организациях среднего профобразования по программам подготовки квалифицированных рабочих обучается более 18 тыс. человек. Андрей Самсонов, председатель Комитета по промышленной
политике ЗСО Челябинской области, отмечает: «Мы развиваем систему взаимодействия учреждений профессионального образования, бизнеса, промышленности, государственных и общественных структур — это поможет готовить специалистов с учетом требований работодателей и уменьшит количество невостребованных выпускников. В результате совместной работы в 2014 г. трудоустроено 93 % выпускников» [6]. ММК, «ЧТЗ-Уралтрак», Копейский машзавод, ПО «Маяк», комбинат «Магнезит», автозавод «Урал», ОАО «БРУ» и многие другие предприятия заключают с техникумами и колледжами договоры на подготовку кадров [6].
Схема практико-ориентированного профессионального образования представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Схема практико-ориентированного профессионального образования
В Челябинской области возросло разнообразие сети профессиональных образовательных организаций по видам, профилям и организационно-правовым формам. Образовательные организации расширяют спектр образовательных услуг и становятся многопрофильными, многоуровневыми и многофункциональными, что в наибольшей степени проявляется в деятельности колледжей.
Развиваются связи среднего профессионального образования с другими образовательными уровнями, как в содержательном, так и в организационном аспекте. Первый аспект проявляется в развитии преемственности образовательных программ различных уровней, второй — в расширении интеграции образовательных организаций различных типов. Растет численность выпускников со средним профес-
сиональным образованием, ежегодно поступающих в вузы для продолжения образования.
Дальнейшее развитие получил государственно-общественный характер управления средним профессиональным образованием. В области действует совет директоров средних профессиональных организаций, активно участвующий в формировании стратегии развития среднего профессионального образования в области, в работе по повышению качества и оптимизации структуры подготовки специалистов.
Задачи перехода региональной экономики к инновационному социально ориентированному типу развития резко актуализируют проблему качества профессиональной подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов. Одним из механизмов, позволяющих обеспечить качественно новую структуру
выпускаемых системой профессионального образования кадров, является партнерское сотрудничество в рамках образовательно-производственного кластера, рассматриваемое в качестве организационной формы взаимодействия образовательных и производственных систем [7-9].
Развитие образовательно-производственных кластеров включает в себя организационный, управленческий, технологический, содержательный уровни, позволяющие четко представить целенаправленный процесс развития партнерства, определить соответствие поставленной цели конечному результату. Особенностью кластера является единство содержательного, процессуального и результативного аспектов реализации государственно-частного партнерства в системе профессионального образования, направленное на повышение качества подготовки выпускников техникума. Взаимодействие партнеров строится на основе принципов взаимодействия, интеграции, корпоративности, саморазвития, самоорганизации
и социальной адаптации профессионального образования.
Организация взаимодействия партнеров на основе этих принципов подразумевает:
- обеспечение непрерывности и много-уровневости профессионального образования;
- совершенствование материально-технической базы образовательных организаций;
- отбор и структурирование содержания профессионального образования с учетом интересов всех субъектов кластера;
- стимулирование профессионального роста преподавательского состава;
- гарантия выпускникам профессиональных образовательных организаций трудоустройства по избранной специальности с ясной перспективой карьерного роста, формирование и совершенствование их профессиональной компетентности;
- обеспечение профессиональным образовательным организациям гарантированного заказа на подготовку специалистов [10].
Рис. 2. Модель образовательно-
У кластеров огромный потенциал. Для работодателя — заказчика образовательных услуг кластер является фабрикой комплексного пра-ктико-ориентированного знания, позволяющего определить зоны приоритетных инвестиционных вложений. Интеграция в кластере понимается не только как формальное объединение различных структур «образование — технологии — произ-
производственного кластера
водство», но и как нахождение новой формы сопряжения их потенциалов с целью достижения сверхэффекта в решении поставленных задач.
Специфика образовательно-производственного кластера как формы интеграции образования и производства требует нового механизма участия профессионального образования в процессе формирования и реализации его стратегии
развития. Основная задача по созданию кластера заключается в повышении привлекательности кооперации между профессиональной организацией и предприятиями отрасли.
Машиностроение относится к одному из наиболее приоритетных производств Челябинской области. Это определяет особое место подготовки специалистов для развития данной отрасли в системе СПО и является объективной основой для создания кластера.
На протяжении многих лет Челябинский механико-технологический техникум сотрудничает с ООО «ЧТЗ-Уралтрак». Подписан договор о сотрудничестве в подготовке кадров для предприятия по программам СПО:
- «Технология машиностроения»;
- «Станочник (металлообработка)»;
- «Сварщик (электро- и газосварочные работы)».
Возможности управления на основе
Это сотрудничество носит характерные признаки кластера: образовательная организация и предприятие имеют максимальную географическую близость, родство технологий, общность сырьевой баз.
Собственная педагогическая деятельность, анализ, осмысление и изучение опыта коллег позволили разработать структуру и механизм деятельности сотрудничества, создания своей технологии. В структурно-функциональную модель образовательно-производственного кластера нами были включены элементы дуального образования. На рисунке 2 представлена модель образовательно-производственного кластера.
На первом этапе работы нами было проведено исследование возможности управления на основе характеристик кластерного подхода, что представлено в таблице 1.
Таблица 1
характеристик кластерного подхода
№ Основные характеристики кластерного подхода Основные направления деятельности техникума
1 В кластере всегда больше одного элемента Сотрудничество с юридическими и физическими лицами
2 Все элементы однородны, подчинены одной цели Разветвленная вертикальная и горизонтальная структура управления подчинена единой цели
3 Совместная работа элементов по эффективности выше, чем при раздельной деятельности Комплексная помощь молодежи и взрослому незанятому населению в профессиональной деятельности и трудоустройстве на основе договоров между руководителями всех заинтересованных сторон
4 Результат отличается не только количественно, но и качественно по определенному критерию Повышение эффективности занятости молодежи, обеспечение экономики области необходимыми кадрами
В результате исследования было выделено несколько ключевых моментов, влияющих на эффективность и продуктивность деятельности организации. Это наличие общей цели, правовой основы для совместной деятельности, разработанного механизма взаимодействия, механизма управления и технологии реализации практико-ориентированного профессионального обучения.
Выявлено, что кластер не является идеальным уровнем организационно-педагогического взаимодействия, но на данном этапе представляется оптимальным. Он выстраивает сетевую горизонталь и управленческую вертикаль с возможностью свободного творчества для участников кластера. При кластерном подходе между видами деятельности отсутствуют жесткие границы, все они рассматриваются во внутренних взаимосвязях. Преимущество заключается еще и в наличии по большей части неформальных
взаимоотношений между образовательной организацией и социальными партнерами, работодателями, родителями, что создает благотворный эффект.
Структурно-функциональная модель включает в себя:
1) разработку нормативно-правовых документов, регламентирующих совместную деятельность техникума и завода;
2) организацию мониторинга суждений работодателей о наличии у выпускников техникума необходимых профессиональных и личностных качеств (мониторинг позволяет определять потребности и ожидания как внешних, так и внутренних потребителей образовательных услуг, сопоставлять ожидания и оценивать качество профессиональной подготовки, своевременно корректировать и определять перспективные направления развития социального партнерства, позволяющие улучшить качество подготовки
специалистов отрасли и удовлетворить потребности выпускников при трудоустройстве);
3) разработку содержания программы, удовлетворяющей требованиям ФГОС СПО, профессиональным стандартам и требованиям организации, разработку учебного плана и календарного графика, синхронизированного с деятельностью организации и ее возможностями;
4) организацию производственной (профессиональной) практики на основе интеграции теоретических знаний и технологий отрасли в условиях производства, которая способствует повышению уровня мотивации к выбранной профессии, коррекции и обновлению содержания видов практик и учебных программ, увеличению процента трудоустройства выпускников на предприятиях отрасли и их карьерному росту;
5) организацию постоянного сотрудничества по содействию трудоустройству выпускников техникума, совместное планирование его деятельности, отслеживание результатов и обобщение опыта;
6) развитие дополнительного профессионального образования на базе техникума, включающее подготовку специалистов по рабочим специальностям с присвоением квалификационных разрядов по дополнительным специальностям профессионального образования, организацию курсов повышения квалификации, стажировок преподавателей и мастеров производственного обучения на предприятиях;
7) проведение совместных мероприятий и конференций, деловых встреч, экскурсий, оказывающих влияние на развитие атмосферы взаимного сотрудничества.
Такая технология сотрудничества изменила подходы к ведению самого образовательного процесса. В его основе — особенности бизнес-процесса организации-работодателя. Бизнес-процесс включает в себя все виды деятельности, необходимые для выполнения учебных заданий. Бизнес-процесс подразумевает прием заказа, планирование, делегирование задач, выполнение собственного объема работ, документирование качества и расхода материалов, а также передачу готового продукта заказчику. Ведение такого процесса — это способность выполнить (спланировать, исполнить, проконтролировать) конкретное, типичное для данной специальности, профессии задание с учетом организационных и экономических рамочных условий.
В образовательно-производственном кластере нами выделены основные стратегии развития партнерства:
- экономическая (создание сферы эффективных образовательных услуг, своевременно удовлетворяющих спрос партнера);
- социальная (создание гарантий для выпускников ОУ СПО);
- маркетинговая (пропаганда передовых образовательных технологий, организация про-фориентационной работы);
- правовая (обеспечение разработки нормативно-правовой базы партнерских взаимоотношений, обеспечение субъектной позиции всех партнеров);
- педагогическая (совместное проектирование образовательной деятельности в сфере подготовки специалиста).
Разработанная и апробированная модель образовательно-производственного кластера на базе Челябинского механико-технологического техникума показала, что предложенная технология взаимодействия организации среднего профессионального образования и предприятия способствует отбору и структурированию содержания профессионального образования с учетом интересов всех субъектов образовательного процесса. Кроме того, она стимулирует профессиональный рост педагогического состава образовательной организации, способствует формированию и совершенствованию профессиональной компетентности обучающихся, гарантирует предоставление оплачиваемых рабочих мест на период практик, дает возможность использования технологической базы для проектной и научно-исследовательской деятельности студентов. Все это позволяет эффективно использовать учебные площади в образовательном процессе, создает единую базу нормативно-правового, научно-методического обеспечения. Образовательно-производственный кластер повышает привлекательность образовательной организации для выпускников школ и способствует реализации индивидуальных траекторий профессионального образования. Предложенная модель направлена не только на совершенствование организации учебного процесса, коррекцию и обновление содержания образовательных программ, но и на увеличение интенсивности взаимодействия двух коллективов — профессиональной организации и производства.
В заключение можно сделать вывод о том, что создание образовательно-производственного кластера не является процессом, который проходит одинаково эффективно для всех сегментов образовательного пространства (как это происходит с кластерами и в других отра-
слях), однако имеющийся позитивный опыт позволяет и далее развивать это инновационное направление. Такое развитие способствует
Библиографический список
модернизации профессионального образования и имеет безусловный положительный социальный эффект.
1. Профориентация [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Ийр://1звон.рф/пеш8/геа0/ PROFORIENTACIYa.
2. Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 гг. [Электронный ресурс] : [распоряжение Правительства РФ от 03.03.2015 № 349-р]. — Режим доступа: http://government.ru/media/files/cWukCnDBv5U.pdf.
3. Мухаметзянова, Г. В. Кластерный подход к управлению профессиональным образованием [Текст] / Г. В. Мухаметзянова, Н. Б. Пугачева. — Казань : ИПП ПО РАО, 2007. — 144 с.
4. Кадровое самочувствие отечественной промышленности [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://onf.ru/2016/04/28/kadrovoe-samochuvstvie-otechestvennoy-promyshlennosti-rezultaty-oprosa-rukovoditeley-70-0/.
5. ОНФ направит правительству РФ предложения по решению проблемы дефицита рабочих кадров [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://onf.ru/2016/04/08/onf-napravit-pravitelstvu-rf-predlozheniya-po-resheniyu-problemy-deficita-rabochih-kadrov/.
6. В Челябинской области стали готовить больше квалифицированных рабочих [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://chelyabinsk.ru/text/newsline/858125.html?full=3.
7. Тюрина, Н. А. Кластер как форма интеграции образования и производства [Текст] / Н. А. Тюрина // Инновационное развитие ПО. — 2014. — № 1. — C. 92-98.
8. Цихан, Т. В. Кластерная теория экономического развития [Текст] // Теория и практика управления. — 2003. — № 5.
9. Ялов, Д. А. Кластерный подход как технология управления региональным экономическим развитием [Электронный ресурс] / Д. А. Ялов. — Режим доступа: http://subcontract.ru/ Docum/DocumShow_DocumID_17.html.
10. Кластерный подход в образовании как форма социального партнерства для повышения востребованности выпускников колледжа [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.zdcollege.ru/docs/soo/collective/snopkovskaya6.pdf.
УДК 376 С. Г. Молчанов, проф. Челябинского
института развития профессионального образования (ЧИРПО), д-р пед. наук, проф., академик Академии гуманитарных наук (АГН), г. Челябинск, e-mail: [email protected]
СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ: МЕТОДЫ, РЕАЛИЗАЦИЯ И НАУЧНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
В статье описываются способы профилактики девиаций и делинквенций в поведении человека; фиксируется связь девиации и делинквенции с внутрисемейной кризисностью и (или) негативным окружением (социумом) человека; фиксируются методы и способы реализации основных этапов проекта «Профилактика девиантного поведения» и проблемы, нуждающиеся в дополнительном научном сопровождении и исследованиях.
Ключевые слова: альтернантное повышение квалификации, принцип, дельта прироста позитивной социализованности, идентификатор, инфантоинтервенция, кризисная семья, позитивная социальная интервенция, превентивность, социальное вмешательство, проект, профилактическая идентификация, социализационное занятие, социализационно-образова-тельное проектирование, тотальная профилактика, трансверсальность, video self-teach.
Стратегия восполнения дефицита «духовных скреп»
Страна испытывает «дефицит духовных скреп» — так оценил социальную ситуацию
в России Президент В. В. Путин 12 декабря 2012 г. и добавил, что если так и будет все продолжаться, то нам и «внешний враг не нужен, все развалится само по себе» [1]. И этот дефицит