РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Е.А. Полушкина, Г.А. Краснова
Центр экономики непрерывного образования Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Проспект Вернадского, 82, Москва, Россия, 119571
Статья посвящена опыту системной модернизации технического и профессионального образования Республики Казахстан. В рамках модернизации системы технического профессионального образования были осуществлены мероприятия на законодательном, организационном, содержательном и других уровнях. Опыт системного реформирования системы технического профессионального образования Республики Казахстан является одной из лучших национальных практик, реализованных в последние годы в мире.
Ключевые слова: профессиональное и техническое образование, непрерывное образование, неформальное и информальное обучение, национальная система квалификации.
Системная модернизация технического и профессионального образования (ТПО) в Республике Казахстан (РК) является ярким примером реализации образовательной политики в области профессионального образования и подготовки на национальном уровне. Проблемы в области подготовки профессиональных кадров во многом схожи с российскими проблемами, а национальные системы образования в Казахстане и России имеют один корень — советскую систему образования.
В 2008 году в Республике Казахстан была принята Государственная программа развития технического и профессионального образования на 2008—2012 годы (Государственная программа, Госпрограмма).
Главными целями развития системы профессионального образования и подготовки в Казахстане были заявлены следующие:
— модернизация системы технического и профессионального образования в соответствии с требованиями общества и промышленного развития экономики, интеграции в глобальное образовательное пространство;
— достижение высокого качества образования в соответствии с требованиями рынка труда, целями индустриально-инновационного развития страны, сохранении индивидуальных потребностей граждан страны и с учетом лучших мировых практик;
— подготовка высококвалифицированных педагогических кадров.
— усиление государственной поддержки и занятости педагогов.
— реформирование содержания и структуры технического профессионального образования в соответствии с потребностями промышленного развития страны.
— развитие инфраструктуры для переподготовки специалистов основных отраслей экономики.
— увеличение привлекательности профессионального образования и подготовки.
— подготовка высококвалифицированных кадров высшего и послевузовского образования должна соответствовать промышленному развитию.
— создание условий для развития непрерывного образования и образования для всех [1].
Основные количественные критерии достижения целей:
— доля высококвалифицированных педагогических кадров первой и второй категории должна составить 52% (от всех численности педагогических кадров);
— доля выпускников ТПО, прошедших впервые независимую оценку квалификации в ассоциациях работодателей, должна составить 80% (от общего числа участников независимой оценки квалификаций);
— доля трудоустроенных в первый год послед окончания выпускников ТПО должна быть не менее 80% (не учитываются выпускники целевых приемов).
Совершенствование законодательной, нормативной правовой базы. В действующем Законе Республики Казахстан «Об образовании» шесть статей и отдельные положения 20 статей напрямую касаются регулирования вопросов ТПО. В дополнение к ним было принято девять нормативных правовых актов по вопросам развития ТПО, в том числе постановление Правительства Республики Казахстан от 11 августа 2009 г. № 1211 «О создании Национального совета по развитию технического и профессионального образования и подготовке кадров при Правительстве Республики Казахстан».
Вопросы развития ТПО рассмотрены на Парламентских слушаниях от 27 марта 2009 г. «О законодательном обеспечении реализации Госпрограммы развития технического и профессионального образования в РК на 2008—2012 годы». По итогам слушаний приняты рекомендации по совершенствованию законодательной, нормативной правовой базы развития ТПО. Совместным приказом № 208 от 8 мая 2009 г. Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан и Министерства энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан разработан Типовой трехсторонний договор о взаимных обязательствах между местными исполнительными органами, учащимся и работодателем по переподготовке для замещения иностранных специалистов.
Министерством образования и науки совместно с Министерством труда и социальной защиты населения, Министерством индустрии и новых технологий проведена работа по совершенствованию нормативно-правовой базы системы сертификации квалификаций в части законодательного закрепления сертификации профессиональных квалификаций (Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Казахстан»), внедрению системы сертификации квалификаций специалистов в отраслях экономики. На сегодняшний день сертификация квалификации работников внедрена в нефтегазовой отрасли, по девяти специальностям на базе ТОО «Каспиан тех-никал ресурсес». Актауский тренинговый центр с учетом международного опыта внедряет систему сертификации персонала в нефтегазовом секторе в сотрудничестве с ведущей международной сертификационной компанией DNV (Det Norske Veritas). В настоящее время АО «КазМунайГаз» в рамках пилотного проекта раз-
работан профессиональный стандарт в нефтегазовой отрасли по направлению профессиональной деятельности «Добыча нефти и газа» с охватом 55 профессий технического и профессионального образования.
Управление ТПО на национальном, региональном, отраслевом, институциональном уровнях и финансирование. При Правительстве Республики Казахстан был создан Республиканский совет по развитию технического и профессионального образования и подготовке кадров. Созданы региональные и отраслевые советы по подготовке кадров в приоритетных секторах экономики: в транспортной, сельскохозяйственной, туристической отраслях с привлечением работодателей, представителей государственных органов, учебных заведений технического и профессионального образования:
— совет по развитию ТПО при Министерстве туризма и спорта РК (приказ от 8 сентября 2009 г. № 01-01-07/155 Министерства туризма и спорта);
— совет по развитию ТПО при Министерстве сельского хозяйства РК (приказ от 15 октября 2009 г. № 593 Министерства сельского хозяйства);
— совет по развитию ТПО в отрасли гражданской авиации при Министерстве транспорта и коммуникаций РК (приказ от 8 ноября 2010 г. № 514 Министерства транспорта и коммуникаций);
— совет по развитию ТПО в автодорожной отрасли при Министерстве транспорта и коммуникаций РК (приказ от 8 ноября 2010 г. № 515 Министерства транспорта и коммуникаций);
— совет по развитию ТПО в железнодорожной отрасли при Министерстве транспорта и коммуникаций РК (приказ от 8 ноября 2010 г. № 516);
— совет по развитию ТПО в отрасли водного транспорта при Министерстве транспорта и коммуникаций РК (приказ от 8 ноября 2010 г. № 517 Министерства транспорта и коммуникаций).
В целях развития технического и профессионального образования создан и действует ряд межотраслевых советов:
— Межведомственный совет по координации подготовки и повышения квалификации аграрных кадров (в составе представителей Министерства образования и науки, Министерства сельского хозяйства, работодателей и учебных заведений);
— Совет по решению проблем формирования конкурентоспособности отечественных кадров, совершенствования их профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации (в составе представителей Министерства труда и социальной защиты населения РК, Министерства образования и науки, работодателей и Совета иностранных инвесторов);
— Координационный совет по образованию и кадровым вопросам при Казахстанской ассоциации организаций нефтегазового и энергетического комплекса «Ка2епещу» (в составе представителей НК «Казмунайгаз», иностранных нефтегазовых и энергетических компаний, Министерства образования и науки, Министерства труда и социальной защиты населения РК и учебных заведений);
— Методический совет по вопросам совершенствования профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере железнодорожного транспорта.
Основными направлениями деятельности указанных отраслевых и межведомственных советов являются:
— содействие развитию социального партнерства в сфере подготовки квалифицированных кадров;
— создание механизмов взаимодействия организаций образования с работодателями и другими социальными партнерами по обеспечению единых требований к процессу профессиональной подготовки и переподготовки кадров, а также их высокого качества;
— организации мониторинга методического обеспечения учебного процесса и т.д.
В целях координации деятельности в области педагогического образования приказом Министра образования и науки Республики Казахстан в июне 2014 г. создан Республиканский совет по педагогическому образованию. В образовательных учреждениях ТПО постепенно вводятся попечительские советы.
Для решения проблем подготовки кадров в последние годы значительно увеличены бюджетные средства на образование в Казахстане. В 2014 году выделено 1 497 млрд тенге. Бюджетные средства на профессиональное образование и подготовку увеличены почти в 2 раза за последние три года. В 6 раз увеличены средства на оснащение мастерских в колледжах профессионального образования. Стоимость обучения в среднем по Республике Казахстан на одного обучающегося за счет государственного заказа составила: в профессиональных лицеях — 203,3 тыс. тенге; в профессиональных колледжах — 191,1 тыс. тенге.
Однако финансирование в процентах к ВВП остается на недостаточно высоком уровне в течение нескольких лет — 3,8% при рекомендуемых ЮНЕСКО 5—7%. При этом доля государственных затрат на профессиональное образование остается стабильно низкой в пределах 0,5—0,8% от ВВП.
Развитие инфраструктуры и материально-технической базы. Создание на базе действующих учебных заведений ряда современных межрегиональных центров по подготовке и переподготовке кадров по наиболее приоритетным отраслям экономики, в которых будут концентрироваться необходимые ресурсы, современное оборудование, учебные лаборатории, мастерские общего пользования регламентировано приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан от 15 июля 2009 г. № 345. Созданы центры:
— по переработке мясо-молочной продукции в Акмолинской области на базе Сельскохозяйственного колледжа в селе Катарколь;
— по автосервису в городе Алматы на базе Профессионального лицея № 6;
— по металлообработке в городе Караганде на базе Профессионального лицея № 15.
Открыт профессиональный лицей в Астане для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 300 мест (за счет средств ТОО «Казахмыс»). Ведется строительство Межрегионального центра по подготовке и переподготовке кадров для нефтегазовой отрасли на 700 учебных мест в городе Атырау и профессионального лицея на 800 учебных мест в Астане, в селе Шаян Байдибексого района Южно-Казахстанской области на 360 учебных мест с общежитием на 180 мест.
Начато строительство Межрегионального центра по подготовке и переподготовке технических кадров для обслуживания топливно-энергетической отрасли в г. Экибастузе.
Разработана и направлена на государственную экспертизу в Министерство индустрии и торговли проектная документация по строительству Межрегионального центра для машиностроительной отрасли в городе Усть-Каменогорске. Разработана проектная документация для строительства Межрегионального центра для обрабатывающей отрасли в городе Шымкенте Южно-Казахстанской области.
Сеть учебных заведений ТПО выросла на 16 единиц (пять государственных и 11 частных) и составила 882 учебных заведений, в том числе 513 государственных и 369 частных. Обновлена материально-техническая база учебных заведений на 1,4 млрд тенге, приобретено 461 единица оборудования для учебных мастерских, 293 единицы оборудования для учебных лабораторий, 742 компьютера, 33 единицы интерактивного обучающего оборудования, 87 интерактивных досок, 105 единиц сельскохозяйственной техники. Проведен капитальный ремонт в 180 учебных заведениях технического и профессионального образования на сумму 3,7 млрд тенге.
На сегодняшний день в 849 колледжах Казахстана обучаются свыше 560 тыс. человек. Ежегодно 180 тыс. выпускников выходят на рынок труда. 67% из них трудоустраиваются по профессии. Средний показатель трудоустройства в 2014 г. — 70,5%. Введено дуальное обучение с 1 сентября 2014 г. в 176 колледже с участием 2108 предприятий с охватом 44 тысяч обучающихся по 83 специальностям в рамках 2928 заключенных договоров между учебными заведениями и компаниями. Крупными партнерами по внедрению дуального обучения являются такие предприятия, как АО «Каахмыс», АО «Донксой горно-обогатительный комбинат», АО «НК "^азакстан темiр жолы"», АО «Павлодарский нефтехимический завод», АО «Кентауский трансформаторный завод».
Обновление содержания образования. В целях создания нормативно-правовых условий для внедрения профессиональных стандартов в Законе Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Казахстан» предусмотрено законодательное закрепление порядка разработки, утверждения профессиональных стандартов. В качестве приоритетных отраслей для разработки и покупки профессиональных стандартов определены нефтегазовая, металлургическая, машиностроительная, по переработке сельскохозяйственной продукции, строительная, связи и информационных технологий, геология, горнодобывающая промышленность и добыча полезных ископаемых, электроэнергетическая, транспортная.
Разработка стандартов осуществляется непосредственно работодателями при тесном взаимодействии с отраслевыми государственными органами. Внедрена система независимой оценки качества и сертификации профессиональных навыков и квалификаций специалистов с привлечением международных организаций в области сертификации. В соответствии с требованиями работодателей на основе компетентностного подхода разработаны государственные стандарты по
72 специальностям ТПО, интегрированные образовательные программы по 65 специальностям ТПО, типовые учебные программы по 720 специальностям ТПО. Пересмотрен Классификатор профессий и специальностей технического и профессионального, послесреднего образования с учетом предложений работодателей, профессиональных ассоциаций, государственных органов власти.
Повышение качества подготовки и конкурентоспособности технических и профессиональных кадров. В рамках реализации дорожной карты на базе учебных заведений предусмотрена подготовка и переобучение 100 926 человек на 10 млрд 783 млн тенге, в том числе Министерством здравоохранения и социального развития 1481 человек на 267 млн тенге. Проект Германского общества по техническому сотрудничеству «Региональная сеть обучения преподавателей (профпе-дагогика/дидактика) в центральноазиатских странах» начался в 2008 г. и реа-лизовывался до июля 2010 г. В реализации проекта, кроме Казахстана, участвовали Узбекистан, Таджикистан, Киргизия. Республика Казахстан была представлена «Республиканским научно-методическим центром развития технического и профессионального образования и присвоения квалификации» Министерства образования и науки и Алматинский гуманитарно-технический университет.
Основной целью проекта было поднятие и усовершенствование уровня профессионально-педагогической и дидактической подготовки выпускников путем повышения квалификации преподавателей выбранных модельных учреждений стран Центральной Азии согласно требованиям современного профессионального образования.
В рамках проекта в 2009 г. на базе Дрезденского университета (Германия) с участием казахстанских специалистов, задействованных в проекте, были разработаны шесть модулей, которые с 1 сентября 2009 г. поэтапно внедрялись в Ал-матинском гуманитарно-техническом университете, и образовательный модуль «Спецдидактика для аграрного хозяйства» — в Казахском национальном аграрном университете.
В 2009 году прошли повышение квалификации 6074 педагогических работника системы ТПО. В 2010 году прошли повышение квалификации 7055 педагогических работников организаций ТПО.
Повышение привлекательности ТПО. В 2009 году на базе Актауского тренин-гового центра проведен первый республиканский конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии "Сварщик"» среди обучающихся профессиональных лицеев республики. Победители республиканского конкурса в 2009 г. приняли участие в международном конкурсе «Молодежь производит сварку» в городе Дуйсбург (Германия).
В 2009 году был проведен первый Республиканский конкурс «Лучшее учебное заведение технического и профессионального образования». В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 марта 2012 г. № 394 «Об утверждении Правил присвоения звания "Лучший педагог"» вводятся ежегодные конкурсы среди педагогов республики. Введена отдельная номинация «Лучший педагог года» по системе технического и профессионального образова-
ния. Конкурсы проводятся в несколько этапов: районный, городской, областной, республиканский.
Система качества ТПО. Продолжена работа по внедрению независимой оценки качества, профессиональной подготовленности и присвоения квалификации обучающихся системы ТПО. Системой независимой оценки качества по 70 специальностям охвачено 65 222 выпускников учебных заведений.
Развитие социального партнерства. Развитие системы социального партнерства в Казахстане началось в 1995 г. с принятием постановления «О социальном партнерстве в области социально-экономических и трудовых отношений». Данным постановлением было определено ежегодное заключение Генерального соглашения между правительством, республиканскими объединениями работников и республиканскими объединениями работодателей; заключение отраслевых соглашений между министерствами, отраслевыми объединениями профсоюзов и работодателями соответствующей отрасли и областных соглашений между местными исполнительными органами власти, объединениями работников и работодателей. В качестве приоритетных направлений партнерства установлены вопросы занятости населения, оплаты труда, социальных гарантий гражданам и социальной защиты наиболее уязвимых групп населения. Благодаря этому постановлению в Республике Казахстан было положено начало многоуровневой системе коллективно-договорного регулирования трудовых отношений: государство, отрасль, регионы, предприятия. Стала развиваться нормативная база трехстороннего сотрудничества в республике.
На сегодня в Казахстане создана нормативно-правовая база, регулирующая социальное партнерство. С принятием в 2000 г. Закона «О социальном партнерстве в Республике Казахстан» социальный диалог обрел статус институционального механизма для консультаций и переговоров между правительством, трудящимися и работодателями. В Законе определены основные задачи, принципы системы социального партнерства. Следует отметить, что Казахстан является единственным государством среди стран Содружества Независимых Государств, принявшим закон о социальном партнерстве.
Организация взаимодействия социальных партнеров разного уровня власти. В настоящее время в Казахстане действуют органы социального партнерства на республиканском, региональном и отраслевом уровнях. Функционирует Республиканская трехсторонняя комиссия по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений (Комиссия). Комиссия как высший консультативно-совещательный орган осуществляет свою деятельность в форме заседаний представителей Правительства Республики Казахстан, республиканских объединений работников и республиканских объединений работодателей; заседаний рабочих групп Комиссии; консультаций, коллективных переговоров, согласования позиций сторон по основным направлениям социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений [2].
В 2009 году учебными заведениями заключены договора с более 16,2 тыс. предприятий и организаций по подготовке кадров технического и обслуживающего труда. В результате предприятиями представлено более 48 000 рабочих мест для прохождения производственной практики учащихся.
В целях обсуждения и выработки эффективных механизмов партнерства в подготовке кадров 20 ноября 2009 г. в г. Астане организован и проведен второй Международный форум «Профессиональное образование и бизнес: диалог партнеров».
На Международном форуме подписан Меморандум между министерствами образования и науки, энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан и Объединением юридических лиц «Национальная экономическая палата Казахстана «Союз «Атамекен» о создании Фонда поддержки технического и профессионального образования.
Развитие международного сотрудничества. Сотрудничество с зарубежными организациями для успешной реализации государственной программы идет в рамках проектов:
— с Германским обществом технического содействия — по разработке курри-кулумов, модульных программ;
— Европейской Комиссией — по развитию социального партнерства;
— Центром образования и повышения квалификации (Норвегия) — по содействию подготовке и переподготовке кадров в нефтегазовой сфере;
— ИнВентом (Германия) — по повышению квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения;
— Британским советом — по обеспечению качества подготовки и трудоустройства выпускников;
— Европейским фондом образования — по внедрению методологии разработки программ на основе компетенций для профессионального образования и развитие его потенциала в Казахстане, созданию профессиональных стандартов в секторе туризма, изучению опыта внедрения Европейской квалификационной рамки.
В 2009 году в рамках Казахстанско-Норвежского проекта «Содействие развитию профессионального образования, подготовке и переподготовке высококвалифицированных кадров технического и обслуживающего труда в Республике Казахстан» подписаны следующие документы:
— меморандум о долгосрочном сотрудничестве между акиматом Павлодарской области и Центром профессиональной подготовки города Рогаланд (Норвегия);
— соглашение о совместной деятельности по социальному партнерству между акиматом Восточно-Казахстанской области и Центром профессиональной подготовки города Рогаланд (Норвегия).
В 2009 году в поддержку Государственной программы был запущен совместно с Всемирным банком проект «Модернизация технического и профессионального образования в Республике Казахстан» на основе Соглашения о займе между Республикой Казахстан и Всемирным банком, подписанным 24 ноября 2010 г. и ратифицированным 2 июля 2011 г. № 7931. Общая сумма проекта составляет 33,2 млн долл. США.
Целью проекта стала модернизация учебных заведений технического и профессионального образования путем изменения программ на основе профессиональных стандартов, повышения квалификации преподавателей, обновления
материально-технической базы, внедрения новых форм финансирования. Для эффективной реализации проекта был создан Координационный совет проекта. Реализация проекта позволила:
1) разработать новые квалификационные требования к специалистам (профессиональные стандарты) различных отраслей экономики и приобрести сертифицированные, признанные на международном уровне стандарты с учетом потребностей отдельных отраслей экономики;
2) внедрить независимую систему сертификации квалификации выпускников с участием работодателей;
3) разработать новые образовательные программы при непосредственном участии работодателей;
4) расширить возможности трудоустройства молодежи;
5) улучшить материально-техническую базу учебных заведений. Проект состоял из трех основных компонентов:
1) разработка Национальной квалификационной системы;
2) модернизация управления и финансирования ТПО;
3) модернизация и внедрение учебных программ ТПО.
В рамках модернизации системы технического профессионального образования была осуществлена система мероприятий на законодательном, организационном, содержательном и других уровнях. Опыт Республики Казахстан по системному реформированию системы технического профессионального образования является одной из лучших национальных практик, реализованных в последние годы в мире.
ЛИТЕРАТУРА
[1] UNESCO-IBE (2011). World Data on Education: Kazakhstan. VII edition. 2010/2011. Geneva:UNESCO-IBE.
[2] АшитовБ.З. Социальное партнерство в Республике Казахстан: достижения и проблемы // Сборник статей «Подготовка кадров во Франции: примеры для использования в Казахстане». Ассоциация «Образование для всех в Казахстане», Национальный Наблюдательный Центр при поддержке Европейского фонда образования, 2013. — С. 6—11.
LITERATURA
[1] UNESCO-IBE (2011). World Data on Education: Kazakhstan. VII edition. 2010/2011. Geneva:UNESCO-IBE.
[2] AshitovB.Z. Cotcialnoe partnerstvo v Respublike Khazakhstan: dostigeniya I problemi // Sbornik statey "Podgotovka kadrov vo Frantcii: primeri dla icpolzovaniya v Khazakhstane". Assotciatciya "Obrazovanie dla vsex", Natcionalniy Nabludatelniy Tcentr pri poddergke Evropeyckogo tcentra obrazovaniya, 2013. С. 6—11.
DEVELOPMENT OF CONTINUING EDUCATION OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN: CURRENT SITUATION AND PROSPECTS
E.A. Polushkina, G.A. Krasnova
The centre for Economics of continuing education Russian Academy of national economy and public administration under the President of RF Vernadskogo Prospect, 82, Moscow, Russia, 119571
Article focuses on the experiences of the Republic of Kazakhstan on the modernization of the system of technical and vocational education. As part of the modernization of technical vocational education system has been carried out activities at the legislative, organizational, content and other levels. Experience of the Republic of Kazakhstan on the reform of the system of technical vocational education is one of the best national practices implemented in recent years in the world.
Key words: Technical and Vocational Education, lifelong learning, non-formal and informal learning, the national qualifications system.