РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА
МОДЕРНИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ КАЗАХСТАНСКОЙ МОДЕЛИ УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ К.Р. Нурмаганбетов, д-р экон. наук, профессор
Гуманитарно-техническая академия, г. Кокшетау
В статье показаны темпы роста ВВП Казахстана за 1991-2010 годы, выделены основные этапы и проблемы проведения экономических преобразований, модернизации и диверсификации экономики, формирования Казахстанской модели устойчивого социально-экономического развития
Проведенные рыночные преобразования, осуществленные в Казахстане за почти 20 лет со дня провозглашения независимости, создали предпосылки для решения важнейшей задачи - обеспечения устойчивого экономического развития.
Сегодня можно говорить о казахстанском пути как об уникальной и продуктивной модели развития. Наша страна - одна из самых благополучных среди новых независимых стран. Международные эксперты и лидеры ведущих государств мира признают успешным наш опыт реформ. Мы движемся вперед в соответствии со Стратегией «Казахстан 2030». Именно в этом документе, принятом в 1997году, были четко сформулированы долгосрочные цели государства и определены конкретные пути их достижения. Кроме того, действует целая группа долгосрочных программ развития.
Однако в процессе эволюции молодому государству пришлось пережить немало кризисов, породивших огромные трудности в развитии страны.
Распад бывшего СССР привел к разрыву всех прежних производственно-хозяйственных связей, в результате чего масштабы спада производства и неплатежеспособности предприятий достигли критических величин, разразился экономический и финансовый кризис, нарастала инфляция.
В начале 90-х годов прошлого века произошло сокращение ВВП Казахстана. Так, в 1991 году ВВП Республики сократился по сравнению с 1990 годом на 11%.
Начиная с 1992 года, Республика Казахстан впервые приступила к проведению самостоятельной экономической и финансовой политики. Переход к рынку начался с отпуска цен, осуществленного в январе 1992 года. Либерализация цен во всех республиках бывшего Союза в условиях высокого монополизма и практического отсутствия конкуренции привела к неуправляемому росту цен. Так, после проведения либерализации цен инфляция достигла своего пика в 1992-1994 годах и составила: в
1992 году - 3061%, в 1993 году - 2265% и в 1994 году
- 1258%.
Из-за неплатежей за отгруженную продукцию практически все предприятия государственного
сектора экономики и особенно крупнейшие гиганты промышленности, которые поставляли свою продукцию в Россию и другие республики бывшего Союза, прекратили работу.
Высокая инфляция съела все оборотные средства предприятий, вследствие чего финансовое состояние реального сектора экономики стало критическим.
В этих условиях бюджетная система Республики испытывала серьезные трудности, доходы всех уровней бюджета падали, нарастала кредиторская задолженность бюджета по социальным выплатам. уровень жизни населения резко снизился. Так, ВВП в 1995 году по сравнению с 1990 годом сократился на 61,4 %, реальная заработная плата - на 69,9%, назначенная пенсия - на 77,3% [1]. Это вызывало социальную напряженность в обществе.
В этих условиях Казахстан должен был начать реформы и вступить в переходную экономику, которая решает три взаимосвязанные и взаимозависимые задачи:
- макроэкономическая стабилизация,
оздоровление экономики и вывод ее из системного кризиса;
- формирование и развитие системы рыночных отношений, институтов и механизмов регулирования экономики.
- переход экономики на траекторию роста.
Период экономических преобразований в
Казахстане можно условно разбить на ряд этапов, каждый из которых имел конкретные цели в области становления государственности и рыночных отношений.
Первый этап(1992-1993годы) - этап начала реформ. Характеризовался началом коренного реформирования экономики до введения собственной валюты.
После объявления независимости в декабре 1991 года Казахстан начал решительно осуществлять структурные реформы, направления которых были заложены в первой президентской «Стратегии становления и развития Казахстана как суверенного государства», разработанной в 1992 году[2].
Тактические цели Стратегии нашли отражение в Правительственной программе неотложных мер по
преодолению экономического кризиса и углублению социально-экономических реформ, принятой в начале
1993 года.
Структурные реформы были направлены на постепенное создание рыночной экономики, основными элементами которой стали либерализация цен, объявленная в 1992 году; введение национальной валюты в ноябре 1993 года; признание права частной собственности в новой Конституции, принятой в январе 1993 года; Национальная программа приватизации, разработанная в 1993 году.
Второй этап (1993-1997 годы) - этап рыночных преобразований. Начался с введения в ноябре 1993 года национальной валюты и формирования собственной макроэкономической политики.
Этот период характеризовался созданием нормативно-правовой базы, регулировавшей отношения в области налогообложения, бюджетной и банковской сферах, внешнеэкономической деятельности, в том числе привлечения иностранного капитала и таможенного дела, развития рынков и рыночной инфраструктуры. В результате проведения достаточно жесткой антиинфляционной политики удалось добиться первых существенных результатов по финансовой стабилизации, относительно стабилизировать валютный курс тенге, уменьшить дефицит бюджета, стабилизировать и несколько оживить производство в ряде
экспортоориентированных отраслей
промышленности.
Главным результатом второго этапа реформ стала принципиально новая экономическая ситуация, в результате которой процесс трансформации административно- командной системы в рыночную принял необратимый характер на основе важных системных преобразований.
Экономика Казахстана, начиная с 1996 года, вступила в важнейший этап рыночных преобразований. Стали ускоряться темпы проведения приватизации государственной собственности, происходило становление и развитие частного сектора, создавалась конкурентная среда, продолжалась санация, реабилитация и банкротство государственных предприятий, активизировалась деятельность фискальных служб по сбору налогов и других платежей в бюджет и во внебюджетные фонды, завершилась оптимизация сети и структуры социальной сферы, проводилась коммунальная реформа, осуществлялись реформы в системе государственного аппарата управления
С апреля 1997 года были начаты меры по оптимизации административно-территориального устройства в Республике, определились пути реформирования пенсионной системы, укреплялся и развивался фондовый рынок и другие институты рыночной инфраструктуры, велся активный поиск форм и методов государственного стимулирования малого и среднего бизнеса, развития приоритетных
производств и привлечения инвестиций, в том числе иностранных. Так, в тот период все крупные металлургические предприятия обрели реальных хозяев, которые, несмотря на внешнюю неблагоприятную конъюнктуру, вложили немалые средства в восстановление добычи и переработки руды, производство черных и цветных металлов. Активизировалась и нефтедобыча: обустраивались новые месторождения, возродилась транспортная инфраструктура.
В результате проводимых реформ в республике улучшилась динамика практически всех макроэкономических показателей:
- прирост ВВП составил в 1996 году 0,5%, а 1997 году - 1,7%;
- снизились темпы инфляции с 1258% в 1994 году до 60,3% в 1995 году и 28,7% в 1996 году;
- сократился более чем в 2 раза дефицит бюджета: с 6,8% к ВВП в 1994 году до 2,6% в 1996 году;
- объем промышленного производства увеличился в 1996 году на 1,2%. Прирост обеспечили в основном нефтедобывающая, металлургическая, деревообрабатывающая и некоторые другие отрасли. На промышленных предприятиях зафиксирован наибольший рост реальной заработной платы на 3,9%;
- уровень официально зарегистрированной безработицы на конец декабря 1996 года составил 4,1%;
- в 1996 году было достигнуто положительное сальдо торгового баланса (без учета «челночной» торговли). Объем экспорта превысил объем импорта в
2 раза и составил 5,8 млрд. тенге.
В стране был взят курс на долгосрочное стратегическое планирование, а трансформация страны в одно из самых безопасных, экологически устойчивых государств мира, с динамично развивающейся экономикой, была заложена в Стратегии развития РК до 2030 года, озвученной Президентом Назарбаевым Н.А. в октябре 1997 года[3]. Эта Стратегия дала научно обоснованное видение перспектив, задач и целей, приоритетов и преимуществ развития РК на пути перехода к устойчивому развитию.
В этот период возрождавшаяся экономика перенесла очередной удар в виде негативного влияния азиатского и, в особенности, российского валютнофинансового кризисов, которые вновь привели к серьезному падению объемов производства товаров и услуг. Тем не менее, если в кризисном 1998 году зафиксирован спад на 1,9%, то уже в 1999 году экономический рост составил 2,7%, а в 2000 году -9,8%.
Третий этап (1998 - 2006 годы) - этап обновления. Ознаменован началом реализации планов «Казахстан - 2030», построением модели
посткризисного развития, во многом основанной на
высоких темпах освоения недр с целью существенного повышения доходов казны.
Приоритет отдавался завершению
стабилизационных программ, включавших ограничительную денежно-кредитную политику, жесткие условия по госрасходам и принятие новых программ: по борьбе с бедностью, строительству и реконструкции автодорог.
Безусловными факторами роста стали Стратегия экономической и национальной безопасности страны, создание Национального фонда и осуществление мегапроекта - «Расцвет Астаны - расцвет Казахстана».
Политика Правительства по совершенствованию структуры экономики, обеспечению ее конкурентоспособности, созданию благоприятного инвестиционного климата, а также увеличению спроса на сырьевые ресурсы обеспечили ежегодные темпы роста ВВП в среднем на 8-10%.
В этот период начинается претворение в жизнь первой отечественной Стратегии индустриальноинновационного развития, рассчитанной на 2003-2015 годы.
Политика диверсификации способствовала достижению цели десяти лет (1997-2007) по удвоению промышленного производства.
Четвертый этап (2007-2009 годы) - этап влияния. Начиная со второй половины 2007 года экономика Казахстана подверглась негативному влиянию финансового и экономического кризиса, развернувшегося в США и других развитых странах мира.
Воздействие глобального кризиса на экономику Казахстана обострило ряд проблем, связанных с оставшимися «по наследству» от прошлого несовершенством отраслевой структуры, высокой зависимостью от экспорта сырьевых ресурсов, недостаточным уровнем развития ряда рынков.
В условиях кризиса, когда начались проблемы в сырьевых секторах, проявилась недостаточная конкурентоспособность несырьевых секторов, в стране не нашлось отраслей, способных поддержать экономику.
Более того, проблемы сырьевых отраслей стали распространяться на смежные сектора экономики. В результате произошло значительное падение реального производства, рост числа безработных, снижение реальных доходов населения и ряд других негативных последствий. В этот период проявились недостатки в функционировании финансового сектора и особенно банков второго уровня. Западные банки перестали выдавать дешевые займы отечественным банкам второго уровня, а те, в свою очередь, прекратили кредитовать строительные компании и другие проблемные сферы экономики.
Стало очевидным, что для выхода из кризиса и обеспечения устойчивого экономического развития
страны стало необходимым найти внутренние источники роста.
Для решения этой задачи Правительство Казахстана предприняло ряд антикризисных мер. Основными инструментами противостояния нестабильности стали денежно-кредитное
регулирование и антиинфляционная политики.
Во-первых, было принято решение об ограничении внешних заимствований.
Во-вторых, была оказана вся необходимая помощь - денежная и административная - наиболее пострадавшим сферам: долевому жилищно-
строительному рынку, малому и среднему бизнесу, агропромышленному комплексу.
В-третьих, были предприняты
антиинфляционные меры - обеспечение
продовольственной безопасности и меры экспортноимпортного регулирования.
Существенную роль в стабильном
удовлетворении потребности внутреннего рынка продуктами питании сыграли созданные стабилизационные фонды по социально значимым видам продовольственных товаров:
продовольственной пшенице, рису, растительному и сливочному маслу, сухому молоку.
По тем видам продовольствия, по которым страна себя полностью не обеспечивает, были приняты экономические меры по увеличению их производства, ограничению экспорта, а также созданы условия для ввоза импорта.
В дополнение к этим мерам была оперативно решена проблема дефицита ликвидности и обеспечен необходимый уровень готовности национальной банковской системы к последующим внешним рискам.
Вторая волна финансового кризиса, спровоцировавшая глобальный дефицит ликвидности, вышла за рамки мировой финансовой системы и оказала существенное негативное влияние на реальный сектор, снижение глобального спроса на товары и услуги.
Это потребовало принятия новых
дополнительных мер по стабилизации и оздоровлению отечественной экономики.
Правительством РК, Национальным банком и Агентством РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций уже осенью 2008 года был разработан план совместных действий по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009-2010 годы.
Было принято во внимание, что в кризисных условиях объективно возрастает роль государства в управлении экономикой страны.
В мире достаточно примеров, когда активное вмешательство государства обеспечивало высокие результаты экономических реформ. Так, лауреат Нобелевской премии Джозеф Стиглиц, говоря о причинах восточноазиатского чуда, особо отмечает
тот факт, что «правительство взяло на себя основную ответственность за осуществление экономического роста».
Для решения проблем в сферах недвижимости, АПК, МСБ, БВУ, реализации инновационных и инфраструктурных проектов были выделены из Нацфонда дополнительные ресурсы в объеме 10 млрд. долларов.
Именно Нацфонд стал той подушкой безопасности, тем реальным инструментом макроэкономического регулирования, который помог нейтрализовать риски в экономике, стал гарантом ее устойчивости.
Кроме того, для стимулирования занятости в регионах и предотвращения массовых увольнений, Главой государства была инициирована «Дорожная карта». Она позволила сохранить в 2009-м безработицу на уровне 2008-го - 6,6%; и создать дополнительно около 400 тыс. рабочих мест. Трудовые ресурсы были перераспределены в сектора, до которых у местных исполнительных органов ранее традиционно «не доходили руки»: инфраструктуру, благоустройство, жилищно-коммунальное хозяйство. Программа «Дорожной карты» была продолжена и в
2010 году.
В 2009-м экономика Казахстана развивалась в условиях низких цен на ресурсы, что привело к заметному снижению деловой активности и спаду производства.
Однако благодаря своевременным
антикризисным мерам удалось не допустить рецессии, сохранить стабильность в стране. Все принятые Правительством обязательства в социальной сфере выполнены в полном объеме: размеры пенсионных выплат и заработная плата бюджетников повышена на 25% в 2009-м, и еще на столько же - в 2010-м году.
Кризис - не повод отказаться от долгосрочных приоритетов модернизации страны. Работа в этом направлении, наоборот, должна быть активизирована и ускорена.
Пятый этап (2010-2020 годы) - этап восстановления и модернизации. В Послании Президента РК Нурсултана Абишевича Назарбаева народу страны «Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана» от 29 января 2010 года подведены итоги предыдущего и определена стратегия нового экономического десятилетия. Посткризисное развитие обозначило новые горизонты, а долгосрочные приоритеты определены в утвержденном Стратегическом плане РК до 2020 года.
В соответствии со Стратегическим планом -2020 главные цели ближайшего экономического десятилетия: развитие отечественной экономики
через посткризисную модернизацию, наращивание человеческого потенциала как главного богатства страны, участие в формировании новой архитектуры
международных отношений и контуров мировой торгово-финансовой системы и обеспечение политики «Казахстанского лидерства» в региональной экономике.
Модернизация и диверсификация экономики, подъем уровня экономического развития и социальной сферы до показателей развитых стран мира - это кардинальные задачи, которые нельзя решить в среднесрочной перспективе. Страны, достигшие успеха на пути модернизации своих экономик, затратили в среднем 20-30 лет. Финляндии потребовалось 20 лет. Странам Юго-Восточной Азии, чтобы стать «азиатскими тиграми», потребовалось 20-30 лет.
Масштабы и сложность задачи ускоренной модернизации объективно требуют высокой степени централизации государственного управления.
Именно государству приходится брать на себе руководство процессом модернизации едва ли не во всех сферах общественной жизни и самому создавать необходимые предпосылки данного процесса - так или иначе стимулировать рост национального бизнеса, формировать экономические и политические институты, правовые нормы, системы образования.
Сегодня главным фактором быстрого
экономического роста Казахстана являются
природные богатства, прежде всего, нефть и газ.
Однако только природные ресурсы нельзя рассматривать в качестве основного источника экономического развития. Ведь Казахстан располагает таким стратегическим фактором
экономического роста, как значительный научный и образовательный потенциал. Задействовать его в рыночной экономике можно только через инновации. Без инноваций в современной экономике не решить ни одну коренную задачу. Формирование инновационной экономики является
безальтернативным вариантом развития Казахстана в 21 веке.
В последнее время в стране предприняты широкие меры для развития инновационной деятельности. В республике реализуется Стратегия индустриально-инновационного развития «Казахстан-2015». Принята «Стратегия вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных государств мира».
По поручению Президента Правительство разработало Государственную программу
форсированного индустриально-инновационного развития на 2010-2014 годы (ГП ФИИР)и детальную Карту индустриализации страны. Программа ФИИР логически продолжает все предыдущие программы.
Правительством утверждены главные инструменты ГП ФИИР: План мероприятий
Правительства по реализации программы на 2010-
2014 годы. Схема рационального размещения производственных мощностей до 2015 года, Карта индустриализации и «Дорожная карта бизнеса-2020».
Кроме того, в 2011 году запущена программа модернизации и создания конкурентоспособных предприятий - «Производительность -2020». Эта программа завершает и дополняет комплекс уже существующих программ: «Дорожная карта бизнеса», поддержка экспортеров, привлечения инвестора, посткризисного восстановления (оздоровления) предприятий.
Только в 2010 году, первом году реализации ГП ФИИР, вместо запланированных 144 проектов, введены в эксплуатацию 152 предприятия, на сумму более 800 млрд. тенге, которые обеспечили работой около 24 тысяч казахстанцев. В первом полугодии
2011 года было запущено 75 проектов на сумму 114 млрд. тенге с созданием более 6 тыс. постоянных рабочих мест. В целом за полтора года реализации программы в стране запущено 227 проектов на сумму более 900 млрд. тенге и создано 29 тыс. новых постоянных рабочих мест.
По итогом реализации ГП ФИИР ожидаются к
2014 году рост ВВП на 50% от уровня 2008 года, повышение производительности труда в обрабатывающем секторе на 50%, в отдельных секторах экономики - на 100%. Кроме того, планируется доведение к этому же сроку доли несырьевого экспорта до 40% от общего экспорта, снижение энергоемкости ВВП на 10% и увеличение на 10% доли инновационных предприятий из числа действующих.
В Послании народу Казахстана «Построим будущее вместе» от 28 января 2011 года, Президент страны привел «один интегрированный показатель прогресса страны. В 1994 году ВВП на душу населения составлял чуть более 700 долларов. К 1 января 2011 года он вырос более чем в 12 раз и превысил 9 тысяч долларов США. Мы рассчитывали достичь такого уровня только к 2015 году».
В Послании обозначены приоритеты ускоренной экономической модернизации - продолжения программы форсированной инновационной индустриализации, а так же социальной модернизации - новой социальной политики.
Президент страны Н.А. Назарбаев поставил перед Правительством задачу по вхождению республики в группу стран с высоким уровнем доходов, доведя размер ВВП на душу населения в
2015 году до 15 тысяч долларов. А для этого
необходимы ежегодные темпы роста экономики на уровне 7%.
Правительство одобрило основные направления социально-экономической политики по обеспечению 7% роста экономики в 2011-2015 годах.
С 1 января 2010 года начал функционировать Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России.
Подписано соглашение об открытии с 1 января
2012 года единого экономического пространства в результате образовался новый огромный рынок, насчитывающий 168 млн. потребителей.
Казахстанский опыт экономического развития, модернизации, накопленный за годы суверенитета, стал основой устойчивости экономики республики и его способности противостоять негативным проявлениям кризиса.
В преддверии 20 - летия независимости можно утверждать о правильности выбранного пути.
Благодаря построению собственной модели устойчивого социально-экономического развития, основанной на эволюционном формировании и открытости экономики, стабильности, развитии малого и среднего бизнеса, Казахстан вошел в число мировых лидеров по темпам роста.
Литература
1. Романов И. В фундаменте успеха - лучшие решения.// Казахстанская правда. 15 декабря 2010.
2. Назарбаев Н.А Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства. В книге Избранные произведения в 2 т. ( т.1, с.25-65) -М.:Экономика, 2010.
3. Назарбаев Н.А. Казахстан 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех Казахстанцев (Послание Президента страны народу Казахстана). В кн. Избранные произведения в 2 т. (т.1. с 230-293.) М; Экономика, 2010.
Э 8 (7162) 78-08-91, 8 (7172) 51-05-31
Ключевые слова: устойчивое экономическое развитие, модернизация и диверсификация экономики, конкурентоспособность, индустриальноинновационное развитие