Научная статья на тему 'Формирование национальной модели экономического развития в Республике Казахстан'

Формирование национальной модели экономического развития в Республике Казахстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3393
349
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА / ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ / ФАКТО-РЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Таубаев А.

Подведены основные итоги экономического развития Республики Казахстан за годы независимости. Определены три основных этапа развития национальной экономической системы Казахстана. Систематизированы факторы обеспечения экономического роста в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of national model for economic development in the Republic of Kazakhstan

This article summarizes the main results of the economic development in the Republic of Kazakhstan during the years of independence. In the article was identified three major phases for development of the national economy of Kazakhstan. AlsosystematizedfactorsofeconomicgrowthinKazakhstan.

Текст научной работы на тему «Формирование национальной модели экономического развития в Республике Казахстан»

А. Таубаев, д-р экон. наук (Карагандинский экон. ун-т Казпотребсоюза)

ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Підбито основні підсумки економічного розвитку Республіки Казахстан за роки незалежності. Визначено три основні етапи розвитку національної економічної системи Казахстану. Систематизовано чинники забезпечення економічного зростання в країні.

Ключові слова: національна модель економічного зростання, етапи розвитку національної економіки, фактори економічного зростання, економічна політика держави.

Подведены основные итоги экономического развития Республики Казахстан за годы независимости. Определены три основных этапа развития национальной экономической системы Казахстана. Систематизированы факторы обеспечения экономического роста в стране.

Ключевые слова: национальная модель экономического роста, этапы развития национальной экономики, факторы экономического роста, экономическая политика государства.

This article summarizes the main results of the economic development in the Republic of Kazakhstan during the years of independence. In the article was identified three major phases for development of the national economy of Kazakhstan. AlsosystematizedfactorsofeconomicgrowthinKazakhstan.

Keywords: national model of economic growth, stages of development of the national economy, factors of economic growth,

the economic policy of the State.

Оценивая итоги рыночных преобразований в казахстанской экономике за годы независимости, необходимо, прежде всего, отметить постепенный и поэтапный переход к формированию казахстанской модели устойчивого социально-экономического развития.

За период с 1991 г. в Республике Казахстан масштабные преобразования основ хозяйствования нашли проявление в формировании рыночного механизма экономических отношений, становлении всех атрибутов рыночной экономики, институциональном оформлении современной модели государственного регулирования экономических процессов. Результатом этих процессов стал активный рост сектора малого и среднего бизнеса, повышение конкурентоспособности на мировых рынках крупных производств в ключевых отраслях промышленности, появление высокотехнологичных производств в новых отраслях экономики, активизация внешнеэкономической деятельности отечественных фирм, рост благосостояния населения страны.

Республика за последние 20 лет пережила глубокий экономический спад, затем бурный экономический рост в период до 2008 г., а затем экономический кризис, связанный с рецессией мировой экономики. Все эти события потребовали систематической коррекции направлений и механизмов государственного регулирования экономики, выявили слабость отдельных нормативно-правовых актов и указали на негативные тенденции развития отдельных секторов экономики, диспропорции в уровне и качестве жизни населения страны и ее регионов.

Рассмотрение развития экономики Казахстана в ретроспективе позволяет выделить три основных этапа становления национальной экономической системы [1].

Первый этап - 1991-1996 гг. можно охарактеризовать как этап перехода. Именно в этот период национальная экономика ускоренными темпами переходила от плановой системы отношений к рыночной, активно формировался частный сектор в промышленности и других секторах экономики, проходил сложный как с экономической, так и с социальной точки зрения процесс приватизации. Обретение суверенитета и последовавшие за ним экономические реформы, в т.ч. открытие рынков и либерализация цен, усугубили и без того сложную экономическую ситуацию, наблюдавшуюся в последние годы существования СССР.

Казахстанская экономика начала реформироваться в условиях глубокого кризиса вследствие нарушения структуры товарно-денежных отношений, низкого уровня конкурентоспособности, отсутствия навыков проведения денежно-кредитной и таможенной политики. В стране не было укрепленной государственной границы,

вооруженных сил, дипломатической службы и других институтов. Все это требовалось создать за счет соответствующих средств. В этих условиях обеспечить плавность и последовательность процесса перехода было крайне сложно.

Становление Казахстана как независимого государства с рыночной экономикой происходило за счет коренного изменения образа жизни, мышления и действий. В начальной стадии рыночных преобразований (19921994 г.) деятельность Правительства была направлена на либерализацию экономики и создание законодательной и институциональной базы рыночных отношений, наполнение рынка потребительскими товарами.

Основные действия правительства на этапе либерализации экономики заключались в оперативном принятии решений в области:

• отмены государственного регулирования уровня цен по большинству видов продукции и услуг;

• упразднения государственных органов, в функции которых входили планово-распределительные функции (Госплан, Госснаб, Госстрой), ограничения государственного вмешательства в дела хозяйствующих субъектов;

• снятия барьеров (лимитов, квот) для продвижения многих товаров;

• организации банковской системы и таможенной службы;

• привлечения иностранного капитала для наполнения рынка товарами и услугами.

Либерализация экономики по принципу "шоковой терапии" была объективно единственно правильным направлением для Казахстана, который после развала СССР не имел возможности поэтапного перевода общества на новые условия хозяйствования, поскольку был полностью зависим от хода реформ в России, которая с января 1992 г. объявила о либерализации экономики.

Переход на систему рыночных отношений сопровождался углубляющим экономическим кризисом, начало которому было положено в середине 80-х гг. прошлого столетия в условиях административной системы управления. Это негативно сказалось на производственнофинансовом состоянии отраслей экономики и уровне жизни значительных масс населения еще в начале 90-х гг., что и стало главным фактором распада СССР.

Кроме того, этот распад вызвал разрыв производственно-хозяйственных связей между бывшими республиками и крушение единой финансовой системы государства. Вследствие этого кризис перерос в производственно-

© Таубаев А., 2012

финансовый, экономику страны охватила гиперинфляция, которую удалось преодолеть только в 1996 г.

На этапе активизации рыночных реформ уровень жизни населения резко снизился. Меры правительства по смягчению падения реального размера пенсий были недостаточно эффективными из-за углубления экономического кризиса. В связи с необходимостью создания национальной армии, обустройства границы и таможенной территории, формирования дипломатического корпуса, в условиях снижения уровня доходов государственного бюджета, финансирование расходов на социальную сферу имело тенденцию к существенному сокращению.

В 1991-1995 гг. наблюдалось значительное падение производства товаров и услуг. Валовой внутренний продукт в 1995 г. по сравнению с 1990 г. сократился на 38,6%, реальная заработная плата - на 69,9, назначенная пенсия - на 77,3, инвестиции в строительство - на 84,1%.

Второй этап - 1997-2003 гг. характеризовался процессами становления основ рыночной экономики. Презентация в 1997 г. Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым стратегической программы "Казахстан 2030", обозначающей основные приоритеты дальнейшего развития молодого суверенного государства, ознаменовала начало второго этапа развития национальной экономики - этапа восстановления ее экономического потенциала.

Главным направлением социально-экономической политики в этот период стало построение модели посткри-зисного развития экономики, основанной на высоких темпах освоения месторождений нефти и газа с целью возрождения отраслей ненефтяного сектора и существенного повышения доходов государственного бюджета.

Основными направлениями работы правительства на этом этапе реализации Стратегии развития "Казахстан - 2030" стали:

• завершение реализации стабилизационных программ, включающих ограничительную денежнокредитную политику, жесткие условия по расходам государственного бюджета и завершение либерализации цен и внешней торговли;

• погашение кредиторской задолженности государства по выплате пенсий и социальных пособий, а также заработной платы работникам бюджетных организаций и другим платежам;

• принятие программ- борьба с бедностью, расцвет столицы г.Астаны - расцвет Казахстана, строительства и реконструкции автодорог;

• принятие стратегии национальной и экономической безопасности страны.

За 1998-2000 гг. проведен большой объем работ по всем направлениям реализации государственных полномочий. Результатом этого стал реальный выход Казахстана из стадии экономического кризиса на траекторию высоких темпов экономического роста и повышения благосостояния населения страны.

Второй этап реализации Стратегии развития "Казахстан - 2030" органично продолжает начатую в предыдущие годы политику, основанную на высоких темпах экономического роста, макроэкономической стабильности и создания условий для перехода на модель устойчивого экономического развития.

Эта политика определена в стратегическом плане социально-экономического развития на 2001-2010 гг., целями которого стали:

• построение основы конкурентоспособной в долгосрочном плане экономики;

• двоекратного увеличения к 2010 г. объема валового внутреннего продукта (ВВП).

Достижение этих высоких целей предполагает проведение широкого комплекса мер по всем направлениям государственной социально-экономической политики.В связи с этим роль государства в реализации модели высоких темпов экономического роста и подготовки для перехода к модели устойчивого экономического развития определена в качестве "локомотива" экономического роста [2]. Модель предполагала активное участие государства в формировании экономических и политических условий, стимулирующих создание транснациональных корпораций, способных конкурировать в условиях рынка как внутри страны, так и за рубежом.

Реализация первоочередных мер по выполнению Стратегического плана положительно сказалась на всех сферах казахстанской экономики. Повсеместно начался экономический рост, что положительно отразилось на повышении благосостояния населения.

Государственный бюджет и предприятия уже в 2002 г. ликвидировали текущую задолженность, начался процесс роста инвестиций в реальный сектор, нормализовалась работа в аграрной сфере экономики.

Положительная динамика показателей, характеризующих темпы экономического роста и повышения благосостояния населения, создала условия для активизации работы по созданию модели устойчивого экономического роста.

Третий этап - 2003 - наше время является этапом качественного преобразования национальной экономической системы.В 2003 г. были приняты два основополагающих документа, определяющих развитие экономики Казахстана до 2015 г. Это:

• Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 гг.;

• Государственная программа освоения месторождений нефти и газа на казахстанском участке Каспийского моря на период до 2015 г.

Эти документы определили стратегию деятельности в области формирования модели устойчивого развития. В дополнение к ним был принят ряд программ и законодательных актов, направленных на повышение конкурентоспособности казахстанской экономики.

Замысел состоял в том, чтобы продолжить высокие темпы экономического роста в долгосрочной перспективе за счет развития нефтедобычи и ее транспортировки на мировой рынок. Предполагалось одновременно проводить работу по созданию условий для развития несырьевых отраслей, обслуживающих нефтегазовое производство, а также по использованию части государственных доходов, полученных от экспорта нефти, для структурного обновления экономики страны.

Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 гг. и ее логическое продолжение - Программа форсированного индустриально-инновационного развития на 20102014 гг. обозначили новый вектор развития экономики Казахстана на основе диверсификации и модернизации экономики, создания условий для производства конкурентных видов продукции высоких переделов, роста экспорта и развития инновационного потенциала экономики республики.

Согласно конкретным статистическим показателям на диаграммах (рис. 1 и 2) можно отследить в целом устойчивую динамику основного макроэкономического показателя ВВП и вВп на душу населения, который с 29 млрд тенге в 1993 г. увеличился до 21 трлн тенге в 2010 г. По уровню ВВП на душу населения и Индексу человеческого развития Казахстан уже входит в число стран развитых выше среднего.

Рис. 1. Валовой внутренний продукт Республики Казахстан, млрд тенге (1990-1992гг. в млрд руб.) ’

Источник: Агентство Республики Казахстан по статистике [4]

Рис. 2. ВВП РК на душу населения, эквивалент в долларах США ’

Источник: Агентство Республики Казахстан по статистике [4]

Экономический рост в Казахстане был обусловлен действием ряда факторов.

Восстановительный рост, который выразился полным или частичным восстановлением производства товаров и услуг.Прежде всегоэто производство черных и цветных металлов, электро- и теплоэнергетики, продуктов питания, строительных материалов, текстильных и швейных изделий, услуг транспорта и связи и т.д.

Конъюнктурный рост, связаный с развитием отраслей, спрос на продукцию которых на мировом рынке постоянно высокий. В условиях Казахстана это, прежде всего, развитие добычи нефти и газа.

Системный рост обусловлен внедрением новых сегментов производства товаров и услуг. К этому фактору необходимо отнести развитие малого предпринимательства, финансового сектора, торговлю недвижимостью, а также автомобилями, развитие производства товаров и услуг в секторе домашних хозяйств.

Инновационный рост происходит вследствие реализации в Казахстане активной государственной политики индустриально-инновационного развития. Этот фактор оказывает еще незначительное влияние на развитие казахстанской экономики. Наиболее быстрыми темпами происходит инновационное развитие в таких сферах, как телекоммуникации и информационное обеспечение.

Таким образом, двадцать лет, прошедшие со времени обретения независимости, по историческим меркам для государства являются малым сроком, но это время для Казахстана было насыщено различными событиями. Кризисные явления начала 90-х гг., распад производственных и экономических связей, неподготовленность субъектов экономики и всей системы в целом к реалиям рыночных отношений должны были надолго ограничить развитие национальной экономики, стать деструктивным фактором на пути к созданию конкурентоспособной и стабильной экономической систе-

мы. Но принятие ряда трудных решений, активная политика государства и высокая инициативность отечественного предпринимательства позволили в относительно короткие сроки остановить негативные явления и далее заложить основу для стабилизации национальной экономической системы. Масштабные процессы модернизации, восстановления и реанимации предприятий в конце 90-х - начале 2000-х гг. и государственная поддержка в реализации качественных преобразований в экономике привели к тому, что сейчас Республика Казахстан - это одна из лидирующих стран постсоветского пространства, строящая свое лидерство как за счет традиционных секторов эконо-

мики, так и за счет активной поддержки отраслей постиндустриальной экономики.

1. Карагандинская область в суверенном Казахстане: устойчивое развитие и смена техно-экономических основ конкурентоспособности / Ахметов С.Н., Алимбаев А.А., Притворова Т.П. и др.; отв. ред. А.А. Алимбаев. - Караганда: ФормаПлюс, 2011. - 384 с. 2. Алашбаева А.Н. Этапы перехода к устойчивому развитию регионов Республики Казахстан /Алашбаева А.Н. //Вестник КЭУ: экономика, философия, педагогика, юриспруденция. - №3 (22). - 2011. - С. 13-17. 3. Бейсекее-ва А.К. Социальная политика Казахстана на современном этапе /Бейсекеева А.К. // Вестник КЭУ: экономика, философия, педагогика, юриспруденция. - №3 (22). - 2011. - С. 33-35. 4. Казахстан за годы независимости: стат.сб. / Астана: Агентство РК по статистике, 2011. - 194 с.

Надійшла до редколегії 02.07.12

УДК 338.242.4

Е. Вечкинзова, канд. экон. наук, доц. (Карагандинский экон. ун-т Казпотребсоюза)

ВОЗРАСТАНИЕ РОЛИ ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ ИНДУСТРИАЛЬНО-ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Досліджено зростаючу роль держави у формуванні й розвитку індустріально-інноваційної інфраструктури національних економік. Виявлено, що процес становлення інноваційної інфраструктури має яскраво виражений комплексний характер. Досвід декількох азіатських держав свідчить, що саме держава зіграла вирішальну роль в активізації інноваційних процесів і прискоренні індустріалізації.

Ключові слова: державно-приватне партнерство, індустріально-інноваційна інфраструктура, державні інститути розвитку.

Исследована возрастающая роль государства в формировании и развитии индустриально-инновационной инфраструктуры национальных экономик. Установлено, что процесс становления инновационной инфраструктуры имеет ярко выраженный комплексный характер. Опыт ряда азиатских государств свидетельствует, что именно государство сыграло решающую роль в активизации инновационных процессов и ускорении индустриализации.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, индустриально-инновационная инфраструктура, государственные институты развития.

We investigated the growing role of the State in the formation and development of industrially-innovative infrastructure of national economies. Found that the development of innovative infrastructure is highly complicated. The experience of the number Asian countries shows that especially the State was played the main role in the activity of the innovative processes and accelerating the industrialization.

Keywords: public private partnership, industrial and innovative infrastructure, public development institutions.

Сложность определения степени государственного вмешательства в инновационные процессы обусловливают противоречивые взгляды ряда ученых. В то же время объединяющим эти взгляды фактором является неоспоримость роли государства как инициатора становления национальных инновационных систем. Экономически развитые страны органично встроили инновационную инфраструктуру в национальные инновационные системы. В результате сформировалась система государственно-частного инновационного партнерства, при котором государственная власть и бизнес выступают как равноправные партнеры, взаимно дополняя друг друга. Государство поддерживает научнотехнический сектор и систему образования, являющиеся источниками инноваций, создает инновационную инфраструктуру и нормативно-правовую базу для стимулирования инновационного предпринимательства, а бизнес берет на себя весь коммерческий риск работы на рынке инновационной продукции, но и получает основную часть прибыли.

Повышение роли государства в создании адекватной инновационной инфраструктуры, и, соответственно, эффективного функционирования инновационной системы в условиях рыночной экономики обусловлено той разницей в стоимости, которая отличает инновационные продукты от результатов и стоимости фундаментальных исследований. Если эту разницу, причем без ущерба, в первую очередь ученых-собственников интеллектуальной собственности, институциональные субъекты инновационной деятельности готовы распределить между собой, то в принципе государственное вмешательство сводится к минимуму.

Американские экономисты различают в этой связи два рода факторов: "подтягивание спросом" - экономический стимул и "технологическое подталкивание" -осознание новых технических возможностей. По американским данным дельный вес каждого из этих факторов составляет соответственно 74 и 22% [1].

Это означает, что и в условиях рыночной экономики следует учитывать не только экономические стимулы, поскольку инновационные процессы и наукоемкое производство взаимно стимулируют друг друга.

Таким образом, помимо научно-технической сферы, в задачи государства входит создание необходимого пула наукоемкого производства для обеспечения беспрерывности инновационных процессов.

По мнению специалиста в вопросах социальной философии В.Ж. Келле: "Современная цивилизация превратила науку в необходимый компонент общества, социальной системы и потому осуществление определенной политики в отношении науки, включая и научнотехническую сферу, стало функцией государства, игнорируя которую сфера управления перестает отвечать своему назначению" [2].

Отсюда формат научно-технической политики государства выражает отношение государства к инновационному развитию, законодательно устанавливает и компетенцию государственных органов власти. Однако, международные аспекты инновационного процесса, зачастую проблемы коммерциализации знаний, оценки и защиты интеллектуальной собственности остаются вне поля регулирования.

Здесь большим вопросом для всех стран на постсоветском пространстве является компетенция государственных чиновников как главных, решающих субъек-

© Вечкинзова Е., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.