Елена Ионова, кандидат исторических наук ИТОГИ ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ В КАЗАХСТАНЕ
В апреле 2011 г. в Казахстане состоялись досрочные президентские выборы, на которых ожидаемую и убедительную победу одержал Н. Назарбаев. В выборах приняло участие, по официальным данным, 89,9% электората, 95,5% голосов избирателей было отдано действующему президенту. Это не оставило шансов трем другим кандидатам - Ж. Ахметбекову, выдвинутому Коммунистической партией РК, лидеру партии патриотов Г. Касымову и руководителю экологического союза «Табигат» М. Елеусизову. Оппозиционные партии, считая победу Н. Назарбаева предрешенной, отказались от участия в выборах.
Итог выборов был закономерен - с именем Назарбаева, бессменно занимающего пост президента почти 20 лет, связаны быстрый рост экономического потенциала Казахстана и упрочение его международных позиций. За этот период объем ВВП республики вырос в 13 раз, за последние десять лет доля населения с доходами ниже прожиточного минимума сократилась в 4 раза. По свидетельству директора КИСИ Б. Султанова, согласно социологическим опросам в предвыборный период, рейтинг доверия к президенту у населения колебался от 77% в Мангистауской области до 95% в Северо-Казахстанской, хотя при этом лишь немногим более половины (56%) опрошенных положительно оценивали работу правительства. С начала 2011 г. в республике шло активное обсуждение вопроса о референдуме по продлению полномочий действующего президента до 2020 г. Однако в конечном итоге Назарбаев отказался от этой идеи, по собственному его признанию, не желая «создавать прецедент, который бы создавал неверные ориентиры для будущих поколений политиков», а также возможного негативного международного резонанса, и принял решение о проведении президентских выборов за два года до истечения своих полномочий.
В среде казахстанских политологов нет единого мнения о причинах такого решения. Некоторые наблюдатели называют среди них опасение «цветных революций», стремление опередить события, которые могут произойти в результате нового экономического кризиса, и даже желание некоторых «элитариев» из окружения президента при поддержке извне побороться за прези-
дентский пост. Однако независимо от того, какие мотивы лежали в основе решения Назарбаева о досрочных выборах, момент для их проведения был выбран удачно. Республике в целом удалось преодолеть наиболее тяжелые экономические последствия экономического кризиса и по итогам 2010 г. выйти на макроэкономические показатели, превысившие прогнозные оценки. В частности, ВВП страны вырос на 7% и в расчете на душу населения достиг 9 тыс. долл. При этом в истекшем году качественно улучшилась структура экономического роста казахстанской экономики. Его локомотивом традиционно был добывающий сектор, а по итогам 2010 г. в лидеры вышла обрабатывающая промышленность, более чем в три раза обогнавшая по темпам роста горнодобывающую отрасль (18,4% против 5,3%). В целом, промышленное производство увеличилось на 10%.
Уровень безработицы снизился в республике к концу 2010 г. до 5,5%, а среднедушевые денежные пособия населения в реальном выражении выросли на 6,3%, заработная плата - на 7,5%. Хотя инфляция оставалась на высоком уровне (7,8% в годовом исчислении), она не вышла за рамки прогнозируемых 8%. Борьба с инфляцией стала одним из главных приоритетов в деятельности Правительства РК в текущем году (в январе был зафиксирован самый высокий за последние десять лет ежемесячный показатель -1,7%, при этом наиболее быстрыми темпами росли цены на продукты питания). Благодаря предпринятым правительством антикризисным мерам, заметно улучшилась ситуация в финансовом секторе страны. В частности, проведенная в 2010 г. реструктуризация внешнего долга банков привела к сокращению их внешней задолженности на 40% - до 16,6 млрд. долл. Золотовалютные резервы Нацбанка к концу года увеличились на 22,5% и составили 28,3 млрд. долл., а совокупные международные резервы страны, включая активы Национального фонда, - 59 млрд. долл.
Значительно упрочились позиции Казахстана на международной арене. Как известно, в 2010 г. Казахстан председательствовал в ОБСЕ и добился созыва в Астане в декабре истекшего года впервые за последние 11 лет саммита этой организации. С июня 2011 г. республика займет пост председателя Совета министров иностранных дел в Организации Исламская конференция, которая объединяет 57 стран мира. В силу сложившихся геополитических условий Казахстан, как и другие центральноазиатские страны, вынужден проводить многовекторную политику, однако, в отличие от них, его внешнеполитический курс отличается стабильностью и
устойчивостью приоритетов. Свидетельством тому стало создание совместно с Россией и Белоруссией Таможенного союза.
Для правящей элиты проведение досрочных выборов, закрепляющих ее позиции, было весьма своевременным в свете революций в исламских странах Северной Африки и Ближнего Востока. В условиях, когда массовые беспорядки охватили арабские страны как с низким, так и с высоким уровнем жизни, характерным для стран - экспортеров энергетических ресурсов, Астане важно было продемонстрировать мировому сообществу сплоченность казахстанского общества и принципиальное отличие социально-экономического положения в Казахстане от ситуации в этих странах. Особый акцент Н. Назарбаев делает на выдвинутый им принцип «демократизация через экономический рост», который предполагает, что основу каждого успешного государства составляет сильная экономика. На реализацию этого принципа направлена новая экономическая политика Казахстана, который извлек уроки из мирового кризиса и приступил к осуществлению планов по повышению конкурентоспособности национальной экономики и отходу от доминирования в ней экспортоориентированного сырьевого сектора.
С этой целью в 2010 г. в Казахстане началась реализация программы форсированного индустриально-инновационного развития (ФИИР), в рамках которой были введены в эксплуатацию 152 объекта на сумму более 801,8 млрд. тенге (их вклад в ВВП оценивается на уровне 2,2%). Всего до 2014 г. планируется реализовать 294 инвестиционных проекта на сумму 8,1 трлн. тенге. В программу заложены такие целевые индикаторы, как увеличение ВВП в реальном выражении на 15% к уровню 2008 г., увеличение доли обрабатывающей промышленности в структуре ВВП до уровня не менее 12,5%, доли несырьевого экспорта в его общем объеме - не менее чем до 40%, повышение производительности труда в обрабатывающей промышленности в 1,5 раза. Конечной целью должно стать формирование инновационной системы, обеспечивающей создание конкурентоспособного конечного продукта на основе использования национального научного потенциала и технологий.
Победа Н. Назарбаева на выборах обеспечила возможность продолжить проводимый курс на укрепление экономики страны за счет модернизации и внедрения инноваций. Сейчас в республике проводится большая работа по разработке и осуществлению инновационных проектов. В частности, в 2010 г. помимо ФИИР всту-
пила в действие программа «Дорожная карта бизнеса-2020», направленная на поддержку средних и малых предприятий, в рамках которой было одобрено 225 проектов. Программа построена на принципе государственного субсидирования ставок по кредитам бизнес-структурам, предоставляемым на развитие и модернизацию производств в приоритетных сферах экономики.
В результате реализации этих двух программ в республике в истекшем году было создано более 156 тыс. рабочих мест. Однако «ахиллесовой пятой» инновационного развития в Казахстане является отставание научно-технической базы. Среди факторов, тормозящих ее рост, казахстанские эксперты выделяют низкий уровень расходов на научные исследования и разработки относительно ВВП, высокую изношенность материально-технической базы научных организаций, дефицит научных кадров, их старение, неразвитость рынка интеллектуальных продуктов, отсутствие эффективной системы внедрения результатов научных исследований в производственную сферу.
В Астане особое значение придают техническому переоснащению производственной базы и созданию необходимых условий для внедрения инноваций, включая подготовку кадров, способных эффективно осуществлять модернизацию. По данным аудита, в большинстве случаев ключевым фактором низкой конкурентоспособности является даже не устаревшее оборудование, а неэффективная деятельность управленческого звена.
Программа «Производительность-2020» предполагает усиление государственного участия в решении проблем технологического обновления и подготовки специалистов в наиболее важных сферах экономики. Государство будет возмещать часть затрат предприятий (до 30%, но не более 100 млн. тенге) на закупку новых технологий. Другим инструментом государственной поддержки процессов модернизации предприятий станет долгосрочное лизинговое финансирование сроком на десять лет при условии покрытия предприятием собственными средствами не менее 15% от общей стоимости лизинга. Кроме того, государство берет на себя часть расходов по оплате труда высококвалифицированных специалистов, привлекаемых с целью оптимизации производственных процессов, а также собирается софинансировать консалтинг по внедрению передовых управленческих технологий. На эту программу в 2011 г. из госбюджета должно пойти около 20 млрд. тенге, еще 14 млрд. должны быть выделены за счет институтов развития и собственных средств компаний.
Для того чтобы получить государственную поддержку, предприятиям необходимо разработать индивидуальный план и пройти его экспертизу в государственных органах. Участниками программы могут стать только те компании, которые имеют четко сформулированную стратегию развития, отвечающую требованиям модернизации. При этом по ходу реализации программы государственные органы должны вести мониторинг ситуации на предприятиях в области изменения производительности груда, энергоемкости и внедрения инноваций.
Связывая проблему модернизации с необходимостью качественного улучшения человеческого капитала, руководство Казахстана намерено особое внимание уделить повышению уровня образования кадров. В целом, на нужды образования в республике тратится около 17% бюджета, или 4% от ВВП. В текущем году упор делается на расширение системы профтехобразования, которое должно облегчить молодежи поиск социально значимых профессий. Вместе с тем намечено продолжить реализацию проектов в области школьного и высшего образования. В стране уже построено более 650 общеобразовательных школ, по инициативе Назарбаева утверждена программа «Балаган», которая должна охватить всех детей дошкольным образованием.
Одновременно в республике расширяется подготовка интеллектуальной элиты. Этой цели, в частности, служат программы раннего выявления одаренных детей. Создаются так называемые «интеллектуальные школы» для одаренных детей с углубленным изучением естественно-математических дисциплин и широким применением современных информационных технологий. Эталоном в области высшего образования считается в республике «Университет Назарбаева», сочетающий обучение и науку. Созданные при университете научные центры призваны играть ведущую роль в области инновационных исследований. Все студенты университета обязаны в совершенстве знать три языка - казахский, русский и английский. По окончании вуза каждый его выпускник должен быть трудоустроен с учетом максимальной отдачи для страны. В перспективе в нем будут обучаться 4 тыс. студентов.
Важнейшей составляющей государственной политики, направленной на повышение качества жизни населения, является здравоохранение. В 2010 г. в республике начала действовать Единая национальная система здравоохранения, одним из итогов введения которой стала организация высококвалифицированной медицинской помощи в регионах. В частности, на местах теперь
применяется 38 хирургических технологий, которые ранее использовались только в республиканских клиниках. С тем чтобы сократить дефицит врачей, составляющий около 4,7 тыс. человек, увеличен прием в медицинские вузы по государственному заказу, установлена 30%-ная квота на подготовку медицинских специалистов при условии их обязательной работы в течение трех лет после окончания вуза в сельской местности.
Меры по повышению качества жизни населения должны обеспечить к 2020 г. рост средней продолжительности жизни с нынешних 68,6 до 72 лет, а также снижение в два раза материнской и детской смертности, общее улучшение демографической ситуации. Планируется, что численность населения страны приблизится к этому времени к 18 млн. человек (в начале текущего года она составляла 16,4 млн. человек). В целом, несмотря на сложности кризисного периода, расходы на образование, здравоохранение и социальное обеспечение, по официальным данным, имеют положительную динамику и составили к концу 2010 г. 10,4% ВВП. К числу основных приоритетов на 2011 г., помимо образования и здравоохранения, правительство относит обеспечение стабильной занятости и рост доходов населения. В частности, в текущем году пенсии, стипендии и заработная плата работников бюджетной сферы должна повыситься на 30%. Кроме того, государство намерено стимулировать экономическую активность граждан, оказывая помощь в организации собственного бизнеса. С этой целью предполагается использовать микрокредитование на возвратной основе (сроком на пять лет и на сумму не более 3 млн. тенге). Государство при этом обещает бесплатно оказывать консультативные услуги и обучать основам предпринимательства. Около 20 тыс. новых рабочих мест на селе должна обеспечить программа предоставления кредитов предпринимателям в области мясного животноводства (на нее отпущено около 130 млн. тенге бюджетных средств). Реализация этой программы, как считают в Правительстве РК, поможет повысить снизившийся за последние годы уровень животноводства и увеличить к 2016 г. экспорт мяса до 60 млн. т.
Благодаря мерам социальной поддержки населения правительство планирует снизить уровень бедности с 8,2 до 6%. В целом, как считают в Астане, эффективная социальная политика государства должна стать главным фактором обеспечения стабильности в стране. Сравнивая ситуацию в Казахстане и в арабских странах, охваченных революциями, руководитель КИСИ
Б. Султанов отмечает, что там «волнения продемонстрировали несостоятельность действующих властей в решении острых внутриполитических и социально-экономических проблем». В частности, он отметил крайне высокий уровень безработицы в этих странах, особенно среди молодежи, а также неспособность властей справиться со стремительным демографическим ростом. По мнению ректора Университета «Туран» Р. Алшанова, казахстанское государство определило новую социальную политику, суть которой заключается в том, чтобы «не просто социально поддерживать и распределять деньги, а давать средства на развитие собственного дела, тем самым обеспечивая людей работой».
«Россия и новые государства Евразии», М, 2011 г., № 2, с. 82-88.
Жылдыз Урманбетова,
доктор философских наук
(Киргизско-российский славянский университет,
Киргизско-турецкий университет «Манас»)
(Киргизстан)
КИРГИЗСТАН: ВЗГЛЯД В НАСТОЯЩЕЕ
И БУДУЩЕЕ
Анализ социально-политической ситуации, сложившейся в Киргизской Республике (КР), позволяет говорить о кризисе идеи демократического мира во всем Центрально-Азиатском регионе. С момента обретения Киргизстаном суверенитета и провозглашения демократического государства прошло почти два десятилетия, которые наглядно иллюстрируют «опыт» строительства демократии: за последние пять лет произошли две революции и неоднократно изменялась Конституция страны. При подведении подобных промежуточных результатов возникает закономерный вопрос: имеет ли смысл рисковать и дальше, не грозит ли это полной потерей государственности?
В Киргизстане развитие демократии теоретически было разделено на определенные этапы, каждый из которых представлял собой определенный скачок (прорыв) в углублении демократических процессов. В первые годы после обретения суверенитета государствами Центральной Азии (ЦА) чрезвычайно популярной стала транзитология, описывающая процесс перехода к состоянию стабильного демократического государства с самоподдерживаю-