23 (206) - 2011
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
УДК 330.3(571.56)
МОДЕРНИЗАЦИЯ И ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ
ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
Е. Г. ЕГОРОВ, доктор экономических наук, профессор,
академик Международной академии регионального развития и сотрудничества и Академии наук Республики Саха (Якутия), директор Института региональной экономики Севера Тел.: 8 (4112) 35-11-08
Рассмотрены экономические категории «модернизация экономики» и «инновационное развитие экономики», объективная взаимосвязь между ними и последовательность осуществления модернизации и инновационного развития экономики. Сделан краткий анализ научных исследований Института региональной экономики Севера по разработке концепции и стратегии модернизации экономики Республики Саха (Якутия).
Ключевые слова: экономика, политика, модернизация, инновационное развитие, концепция, стратегия.
Модернизация и инновационное развитие экономики — это две экономические категории, самостоятельные процессы, которые проявляются и осуществляются как самостоятельно, так и взаимосвязано в зависимости от этапов роста технологического уклада общества и характера проводимой государственной политики
Модернизация экономики означает в широком смысле совершенствование и обновление производительных сил и производственных отношений, а в конкретном содержании — обновление средств и предметов труда, основных и оборотных фондов, технологий, форм и методов организации производства и труда, а также реконструкцию и расширение производственных мощностей, цехов и предприятий.
Инновационное развитие экономики — открытие новых законов и закономерностей, создание новых
знаний и идей, внедрение и использование принципиально новых видов техники и технологий, форм и методов организации производства и труда, в конечном итоге, новых способов развития производительных сил и производственных отношений в обществе и экономике. Следовательно, объективно сначала должна быть осуществлена модернизация экономики, а затем, на ее основе или как ее продолжение, должно происходить инновационное развитие экономики. Однако, к сожалению, общественно-экономические процессы не происходяттолько эволюционно, естественно историческим путем, равномерно и динамично: для них характерны цикличность, скачкообразность и даже прерывистость в силу разных природных стихийных явлений, революционных событий, войн и экономических кризисов.
Бесспорно, что Россия как после Октябрьской революции, так и в постсоветское время развивалась и развивается в крайне сложных исторических и социально-экономических условиях, и для нее в целом характерен революционный путь обществен -но-экономических преобразований. В частности, в последние два десятилетия по существу революционным путем страна идет от социализма к капитализму, от планово-централизованной экономики к свободной рыночной. Это привело к системному кризису, который к тому же углубился в результате мирового финансово-экономического кризиса.
Несмотря на это, Россия не только выживает, но и развивается благодаря прежде всего своим национальным качествам, во-первых, терпеливости, выносливости и патриотизму многочисленного российского народа, во-вторых, наличию огромного запаса природных богатств и природной ренты. И если первую группу качеств можно назвать постоянно действующей и даже крепнущей по мере усиления единства, повышения культурно-технического уровня и благосостояния народа, то вторую — следует считать неустойчивым и постепенно исчерпываемым источником экономического роста.
Таким образом, исходя из объективных закономерностей развития российского общества и его экономики, необходимо было провести их модернизацию в процессе переходного периода, а особенно после финансового кризиса 1998 г., когда практически в течение 10 лет происходил экономический рост. Если бы модернизация была произведена, то в настоящее время были бы уже созданы благоприятные условия, накоплен высокий интеллектуальный потенциал и создана материально-техническая база для ускоренного перехода на инновационный путь общественно-экономического прогресса. Здесь нужно сослаться на авторитетное мнение академика А. Г. Аганбегяна, который говорил: «... чтобы внедрять инновации, необходима соответствующая техническая база... Обновление фондов и внедрение инноваций требуют также обновления кадров» [1, с. 52].
Вместе с тем в современных конкурентных условиях мировой экономики и ее глобализации России необходимо одновременно заниматься и модернизацией, и инновационным развитием экономики. Руководство государства решило проводить именно такую комплексную политику. Для этого были созданы комиссия по модернизации и технологическому развитию экономики во главе с Президентом России Д. А. Медведевым в 2009 г. и правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям во главе с В. В. Путиным в 2010г. [6, с. 16].
Уже сегодня можно отметить, что комплексная экономическая политика будет более результативной при условии оптимального сочетания двух ее компонентов: модернизации и инновации, которые в свою очередь могут иметь различные варианты и способы осуществления. Например, в отдельных отраслях и производствах следует проводить сначала модернизацию основных фондов и технологий, затем внедрять инновационные процессы, а в других — вести одновременно оба направления. Также могут быть
обеспечены условия для первоочередного создания инновационных технологий даже предприятий, что потом послужит основой для более широкой модернизации отрасли и экономики.
Государственная политика модернизации и инновационного развития экономики страны, безусловно, имеет региональный компонент, что можно показать на примере Республики Саха (Якутия), которая по существу первой решила проводить политику модернизации своей экономики, начиная с 1996 г.
Однако эта политика не была реализована в результате финансового кризиса 1998 г. и нерешительности тогдашнего Правительства РС (Я).
Институт региональной экономики Севера (ИРЭС) по инициативе и заданию Президента РС (Я) М. Е. Николаева в 1996 г. разработал Концепцию модернизации региональной экономики: Якутия — XXI век [5], которая была одобрена постановлением Правительства РС (Я) от 18.10.1996 № 421 и постановлением Президиума СО РАН от 24.02.1997 № 52. В то время идею модернизации экономики поддержали и другие регионы страны.
В частности известно, что Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра (УНЦ) РАН в 1998 г. разработал Концепцию социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2005 г. «Башкортостан — путь в XXI век: природа, народ, экономика, государство».
В последующие годы ИРЭС продолжил свои исследования по данной актуальной проблеме и разработал Стратегию модернизации экономики Республики Саха (Якутия), которая была опубликована в виде научного доклада — препринта [3] и фундаментальной монографии [5].
Несмотря на то, что Правительство и Президент Республики Саха (Якутия) официально не заявили о проведении политики модернизации, которая потребовала бы не менее 3 млрд долл. США инвестиционных вложений, но в своей практической деятельности они ориентировались на ее основные положения.
Более того, поддерживая и расширяя политику модернизации экономики, Президент РС (Я) М. Е. Николаев написал и опубликовал работу «Республика Саха: стратегия развития в первой четверти XXI века» [7].
В своем докладе на торжественном заседании, посвященном 10-й годовщине принятия Декларации о государственном суверенитете Республики Саха (Якутия), М. Е. Николаев поставил задачу модернизировать экономику на основе принципиально
ресурсного потенциала; • с другой стороны — проявление нового качества экономического роста, основанного на влиянии новых технологий в различных отраслях хозяйства и ускоренном развитии информационно-коммуникационного комплекса [8, с. 118]. В работе освещены приоритеты развития ин-формационно-телекомму-никационного комплекса и наукоемких бизнес-структур. Однако другие существенные аспекты модернизации и инновационного развития экономики, в том числе роль науки как отрасли экономики и фактора инноваций, не рассмот-
Печатные труды ученых Института регионального развития Севера, в которых освещены концептуальные и методические основы инновационного развития экономики Республики Саха (Якутия)
ипшиимтП'пн:!
m l ltAUJHX' '4*,').ил «ЯСТЩЯ'ХХГк*;
новой экономической политики, подчеркнув, что, осуществив модернизацию экономики, республика совершит прорыв к устойчивому развитию [2].
Президентом Республики Саха (Якутия) в 2002 г. стал В. А. Штыров, который проводил экономическую политику на основе более широкого внедрения программного подхода. Разрабатывались многочисленные комплексные, целевые и отраслевые программы социально-экономического развития, в которых учитывались в качестве факторов, путей и средств достижения целей модернизационные и инновационные процессы. По заданию Правительства РФ и заказу Правительства РС (Я) в 2006 г. учеными разработана Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, которая в феврале 2007 г. одобрена Правительством РФ и находится в процессе практической реализации.
В этом документе представлены инерционный и инновационный сценарии долгосрочного социально-экономического развития республики, при этом для реализации предложено взять инновационный сценарий.
Характерными чертами инновационного сценария, по мнению авторов разработки, станут: • с одной стороны, последовательная реализация существующих конкурентных преимуществ РС (Я) на базе рационального использования ее богатейшего природно-
рены. Следует отметить, что в настоящее время разработаны и утверждены Целевая программа модернизации профессионального образования в Республике Саха (Якутия) на 2011—2015гг., Региональная программа модернизации здравоохранения в Республике Саха (Якутия) на 2011—2012 гг. и другие отраслевые программы.
За последние годы ИРЭС выполнен ряд исследований по проблемам инновационного развития экономики:
• научно-инновационная система региона: структура, функции, перспективы развития (Е. Г. Егоров, Н.В. Бекетов, 2002г.);
• кластерный подход к развитию экономики: аспекты теории и практики (И. Е. Егорова, 2007 г.);
• формирование и развитие инновационной системы Республики Саха (Якутия) и Инновационное развитие экономики региона на основе кластерного подхода (Н.Е. Егоров, 2006г. и 2010г.);
• формирование инновационно-промышленных кластеров в Республике Саха (Якутия) — 2009 г. В 2011 г. завершено фундаментальное исследование Н. Е. Егорова «Концептуальные и методические основы инновационного развития экономики региона Северо-Востока России», которое является докторской диссертацией автора (см. рисунок).
Е.ор ЕГОРОМ »тлит GtKEtOB
ИННОВАЦИОННОЕ РА 1ВИТНЕ
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ
экономики гегиомА
ИННОВАЦИОННОМ СИСТЕМЫ
ПСНОИГ КЛАСТЕРНОГО ПОДКОЛА
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯг
Все это свидетельствует о том, что многие научные экономические разработки ИРЭС являются инновационными. В них содержатся новые экономические знания, идеи, понятия, принципы, методы, модели, а также научное обоснование создания кластеров, концепций и стратегий экономического роста. Тем не менее, по мнению автора, в настоящее время велика необходимость новой разработки специальной государственной программы модернизации и инновационного развития экономики РС (Я) с обязательным участием ученых и практиков.
Список литературы
1. Аганбегян А. Г. Уроки кризиса: России нужна модернизация и инновационная экономика// «ЭКО». 2010. № 1. С. 34-60.
2. Газета «Якутия». 2000. 29 сентября. С. 2.
3. Егоров Е. /".Стратегия модернизации экономики Республики Саха (Якутия). Якутск, 2000. 96 с.
4. Егоров Е. Г. Стратегия модернизации экономики Республики Саха. Новосибирск «Наука», 2001. 262 с.
5. Концепция модернизации региональной экономики: Якутия — XXI век. Якутск, ООО ТИД «Кудук». 108 с.
6. May В. Экономическая политика 2010 года: в поисках инноваций // Вопросы экономики. 2011. № 2. С. 4-22.
7. Николаев М. Е. Республика Саха: стратегия развития первой четверти XXI века. Якутск, 2000. 150 с.
8. Схема комплексного развития производительных сил до 2020 года. Москва, ООО «Подольская периодика», 2007. 400 с.
10 ноября 2011 г. в гостинице Radisson SAS Slavyanskaya (г. Москва) CNews при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций РФ проводит третий ежегодный форум
«CNews Forum 2011: Информационные технологии завтра»
Информационная поддержка - Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»
Основные вопросы форума:
- тенденции развития ИКТ-отрасли в России и мире;
- векторы дальнейшего развития информатизации бизнеса и органов государственной власти в России;
- технологические тренды, которые будут определять эволюцию корпоративных ИТ-систем в ближайшие годы.
Отраслевые секции:
госсектор, банки, информационная безопасность, розница, облачные технологии.
За дополнительной информацией, а также по вопросам участия обращаться по телефонам: +7 (495) 363-11-57, 5078, 5077, 5035 либо e-mail: [email protected] Айвазов Армен, Серова Елена, Четвернин Алексей
www.forum.cnews.ru