Научная статья на тему 'Методологические основы опережающей модернизации и инновационного развития экономики регионов Севера'

Методологические основы опережающей модернизации и инновационного развития экономики регионов Севера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / МОДЕРНИЗАЦИЯ И ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ОСОБЕННОСТИ / ЗАКОНОМЕРНОСТИ / РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егоров Е. Г.

В статье рассмотрены теоретические и методологические вопросы модернизации и инновационного развития экономики, ее особенности и закономерности в условиях Севера. Изложен опыт и результаты исследований проблем модернизации и инновационного развития экономики Республики Саха (Якутия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические основы опережающей модернизации и инновационного развития экономики регионов Севера»

Потенциалрегиона

УДК 330.3(571.56)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ МОДЕРНИЗАЦИИ И ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ СЕВЕРА

Е. Г. ЕГОРОВ,

доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, директор Е-mail: ire2000@mail. ги Научно-исследовательский институт региональной экономики Севера Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова

В статье рассмотрены теоретические и методологические вопросы модернизации и инновационного развития экономики, ее особенности и закономерности в условиях Севера. Изложен опыт и результаты исследований проблем модернизации и инновационного развития экономики Республики Саха (Якутия).

Ключевые слова: региональная экономика, модернизация и инновационное развитие, особенности, закономерности, результаты научных исследований.

Модернизация и инновационное развитие экономики являются главным курсом создания сильной, процветающей и привлекательной Российской Федерации, кардинального повышения качества жизни ее многонационального народа [7, с. 3]. Развернутая программа решения этой стратегической задачи дана в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. В частности ею предусмотрено повышение доли инновационного сектора ВВП с 10,9 % в 2007 г. до 18 % в 2020 г.

Однако успешная реализация политики всесторонней модернизации и ускоренного перевода российской экономики на путь инновационного роста в течение ближайших десятилетий представляется весьма сложной и комплексной народнохозяйственной проблемой. Во-первых, современный стартовый модернизационный и инновационный уровень экономики страны оценивается как низкий. Во-вторых, в новом российском демократическом обществе с молодой рыночной экономикой еще не созданы рациональные экономические и социальные отношения. Для их полного обновления и цивилизационного развития необходимы не только инновационные организационно-экономические механизмы и методы, но и постепенная смена поколений населения. В-третьих, более половины жизненного пространства и значительная часть национальной экономики государства представлены северными регионами с суровыми природно-климатическими условиями и крайне неблагоприятными факторами хозяйствования и жизнедеятельности населения. И для них вдвойне, втройне актуальны и необходимы адекватно высокие потенциалы науки,

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ш5б7>ЪЯ те ЪР*?жг(Ъ4

зз

технологии и организации регионального общественного воспроизводства. Кроме того, по нашей оценке, модернизация и инновационное развитие экономики - это две экономические категории и самостоятельные процессы, которые проявляются и осуществляются как последовательно, так и взаимосвязанно в зависимости от этапов роста технологического уклада общества и характера проводимой государственной политики.

Модернизация экономики означает в широком смысле совершенствование и обновление производительных сил и производственных отношений, а в конкретном содержании - обновление средств и предметов труда, основных и оборотных фондов, технологий, форм и методов организации производства и труда, а также реконструкцию и расширение производственных мощностей, цехов и предприятий. Инновационное развитие экономики означает открытие новых законов и закономерностей, создание новых знаний и идей, внедрение и использование принципиально новых видов техники и технологий, форм и методов организации производства и труда, в конечном итоге - новых способов развития производительных сил и производственных отношений в обществе и экономике. Следовательно, объективно сначала должна быть осуществлена модернизация экономики, а затем на ее основе или как ее продолжение должно происходить инновационное развитие. Но, к сожалению, общественно-экономические процессы не происходят только эволюционно, естественно-историческим путем, равномерно и динамично. Для них характерны цикличность, скачкообразность и даже прерывистость в силу разных природных стихийных явлений, революционных событий, войн и экономических кризисов.

Бесспорно, Россия после Октябрьской революции и в постсоветское время развивается в крайне сложных исторических и социально-экономических условиях и для нее в целом характерен революционный путь общественно-экономических преобразований. В частности, в последние два десятилетия, по существу, революционным путем страна перешла от социализма к капитализму, от планово-централизованной к свободной рыночной экономике. И, естественно, она попала в системный кризис, который углубился в результате мирового финансово-экономического кризиса.

Несмотря на это, Россия не только выживает, но и развивается благодаря прежде всего двум своим

национальным преимуществам. Во-первых, это терпеливость, выносливость и патриотизм многомиллионного российского народа. Во-вторых, это наличие огромного природного богатства и природной ренты. Первый фактор является постоянно действующим и, можно считать, растущим по мере укрепления единства, повышения культурно-технического уровня и благосостояния народа. Второй фактор следует расценивать как неустойчивый и постепенно исчерпаемый источник экономического роста.

Таким образом, исходя из объективных закономерностей развития общества и его экономики, необходимо было провести их модернизацию в процессе переходного периода или хотя бы после финансового кризиса 1998 г., когда почти в течение 10 лет происходил экономический рост. Тогда были бы созданы благоприятные условия, в том числе высокий интеллектуальный потенциал и материально-техническая база, для ускоренного перехода на инновационный путь общественно-экономического прогресса. Следует сослаться на авторитетное мнение академика А. Г. Аганбегяна о том, что для внедрения инноваций необходима соответствующая техническая база, обновление фондов и внедрение инноваций требуют также обновления кадров [1, с. 52].

Вместе с тем в современных конкурентных условиях мировой экономики и ее глобализации Россия оказалась перед необходимостью одновременного осуществления модернизации и инновационного развития экономики. Руководство государства решило проводить именно такую комплексную политику. Для этого были созданы Комиссия по модернизации и технологическому развитию экономики и Правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям [6, с. 16].

Комплексная экономическая политика будет более результативной при условии оптимального сочетания двух ее компонентов: модернизации и инновации, которые в свою очередь могут иметь различные варианты и способы осуществления. Например, в отдельных отраслях и производствах следует проводить сначала все-таки модернизацию основных фондов и технологий, затем внедрять инновационные процессы, а в других - одновременно внедрять оба направления. Также могут быть обеспечены условия для первоочередного создания инновационных технологий для предприятий, что потом послужит основой для более широкой модернизации отрасли и экономики.

34

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгвТЪсЯ те ЪРЛЖкЫ

Государственная политика модернизации и инновационного развития экономики страны, безусловно, имеет региональный компонент, который должен быть значительно более существенным в регионах Севера. По объективным региональным факторам трехкратного удорожания производства и жизнедеятельности людей модернизация и инновационное развитие нужны «в кубе». И не случайно Республика Саха (Якутия), по существу, первой среди регионов решила проводить политику модернизации своей экономики еще в 1996 г. Но она не была реализована в результате финансового кризиса 1998 г. и нерешительности тогдашнего руководства республики.

Наш Институт региональной экономики Севера по инициативе и заданию Президента Республики Саха (Якутия) М. Е. Николаева в 1996 г. разработал концепцию модернизации региональной экономики «Якутия - XXI век» [5], одобренную постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 18.10.1996 № 421 и постановлением президиума Сибирского отделения РАН от 24.02.1997 № 52. В то время идею модернизации экономики поддержали и другие регионы страны. В частности, достоверно известно, что Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра РАН (директор профессор Р. В. Фаттахов) в 1998 г. разработал концепцию социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2005 г. «Башкорстан -путь в XXI век: природа, народ, экономика, государство».

В последующие годы наш институт продолжил исследования по данной актуальной проблеме и разработал стратегию модернизации экономики Республики Саха (Якутия), которую опубликовал в виде научного доклада - препринта [3] и фундаментальной монографии [6].

Впервые разработанные концепция и стратегия модернизации экономики Республики Саха (Якутия) как по научной новизне, так и в практическом плане являлись инновационными идеями и действиями. Эти научные разработки института сохраняют свою актуальность. Неотложная необходимость модернизации экономики была обусловлена решающей ролью создания новой, более качественной и мощной материально-технической базы, адекватной рыночным экономическим отношениям, способной повысить эффективность производства и его конкурентоспособность.

Модернизация региональной экономики рассматривалась как стратегический способ

осуществления структурной, технологической и организационной перестройки экономики на основе научно-технического прогресса и применения нестандартных, инновационных организационно-экономических методов. Несмотря на то, что Правительство и Президент Республики Саха (Якутия) официально не заявили о проведении политики модернизации, что потребовало бы не менее 3 млрд долл. инвестиционных вложений, в своей практической деятельности ориентировались на ее основные положения. Более того, поддерживая и расширяя политику модернизации экономики, Президент Республики Саха (Якутия) М. Е. Николаев написал и опубликовал работу «Республика Саха: стратегия развития в первой четверти XXI века» [8]. В докладе на торжественном заседании, посвященном 10-й годовщине принятия Декларации о государственном суверенитете Республики Саха (Якутия), он поставил задачу модернизировать экономику на основе принципиально новой экономической политики. Осуществив модернизацию экономики, республика совершит прорыв к устойчивому развитию [9].

В Республике Саха (Якутия) с 2002 г. президентом стал В. А. Штыров, который проводил экономическую политику на основе более широкого внедрения программного подхода. Разрабатывались многочисленные комплексные, целевые и отраслевые программы социально-экономического развития, в которых учитывались в качестве факторов, путей и средств достижения целей модернизационные и инновационные процессы. По заданию Правительства РФ и заказу Правительства Республики Саха (Якутия) в 2006 г. была разработана Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, которая в феврале 2007 г. была одобрена Правительством Российской Федерации и находится в процессе практической реализации. В ней рассмотрены инерционный и инновационный сценарии долгосрочного социально-экономического развития республики. Из них для реализации предложен инновационный сценарий. По мнению авторов разработки, характерными чертами инновационного сценария станут, с одной стороны, последовательная реализация существующих конкурентных преимуществ республики на базе рационального использования ее богатейшего природно-ресурс-ного потенциала, а с другой стороны - проявление нового качества экономического роста, основанного

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ш5б7>теЯ те ЪР*?жгеЪ4

35

на влиянии новых технологий в различных отраслях хозяйства и ускоренном развитии информационно-коммуникационного комплекса [10, с. 118]. В работе специально освещены приоритеты развития информационно-телекоммуникационного комплекса и наукоемких бизнес-структур. Однако другие существенные аспекты модернизации и инновационного развития экономики, в том числе науки как отрасли экономики и первичного источника инноваций, не рассмотрены. В республике были разработаны программы модернизации начального и среднего профессионального образования, модернизации здравоохранения и другие отраслевые программы.

За последние годы нашим институтом выполнен ряд исследований по проблемам инновационного развития экономики: «Научно-инновационная система региона: структура, функции, перспективы развития» (Е. Г. Егоров, Н. В. Бекетов, 2002 г.), «Кластерный подход к развитию экономики: аспекты теории и практики» (И. Е. Егорова, 2007 г.), «Формирование и развитие инновационной системы Республики Саха (Якутия)» и «Инновационное развитие экономики региона на основе кластерного подхода» (Н. Е. Егоров, 2006 и 2010 гг.), «Формирование инновационно-промышленных кластеров в Республике Саха (Якутия)» (2009 г.). В 2011 г. завершено фундаментальное исследование Н. Е. Егорова «Концептуальные и методические основы инновационного развития экономики региона Северо-Востока России», которое является докторской диссертацией автора.

Учеными института изучен и доказан мировой хозяйственно-культурный вклад народа саха как коренного народа Севера в историческое развитие северной цивилизации путем многовекового продуктивного коневодства, мясомолочного скотоводства и растениеводства в экстремальных природно-климатических и неблагоприятных почвенных условиях Крайнего Севера. Обоснована неотложная необходимость осуществления коренного переустройства якутской деревни для создания нового облика северного села. В качестве первоочередной меры предложено повсеместное отделение от жилого сектора скотного двора с его размещением за пределами территорий населенных пунктов. По своей социально-культурной и экологической значимости эта мера сопоставима с отделением хотонов от юрт жилого помещения, которое происходило в 1920-х гг. и означало в то

время культурную революцию в якутской деревне [4, с. 9-19, с. 263-273].

Все это свидетельствует о том, что многие научные экономические разработки института являются инновационными. В них содержатся новые экономические знания, идеи, понятия, принципы, методы, модели, а также научное обоснование создания кластеров, концепций и стратегий экономического роста. В настоящее время возникает необходимость и возможность новой разработки специальной государственной программы модернизации и инновационного развития экономики Республики Саха (Якутия) с участием науки, государственных структур и частного бизнеса.

В результате многолетних исследований нами сформулирован ряд фундаментальных и прикладных положений.

Для эволюционного и бескризисного развития экономики страны характерными были бы закономерности первоначальной модернизации, а затем на ее базе динамичный инновационный рост. Однако в современных конкурентных условиях мировой экономики и ее глобализации Россия оказалась перед объективной и неотложной необходимостью одновременного осуществления модернизации и инновационного социально-экономического развития общества.

В связи с этим следует считать совершенно правильной проводимую руководством государства комплексную экономическую политику, которая будет более результативной при условии оптимального сочетания двух ее компонентов: модернизации и инновационного развития.

Государственная политика всесторонней модернизации и ускоренного инновационного развития экономики имеет также региональный компонент, который должен быть более существенным в регионах Севера, где по объективным более суровым природно-климатическим условиям и специфическим организационно-экономическим факторам происходит трех- и более кратное удорожание производства и жизнедеятельности людей.

Вместе с тем в настоящее время в регионах Севера уровень модернизации и тем более инноваций в производственной и социальной сферах региональной экономики является в несколько раз более низким по сравнению со средним показателем по стране.

При этом основной причиной следует считать неразвитость рыночной цивилизованной кон-

36

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгвТЪсЯ те ЪРЛЖгеЫ

куренции и действительной заинтересованности крупных, средних и малых предпринимательских субъектов экономики в повышении научно-технического и организационно-экономического уровня производства путем непрерывного и неуклонного обновления основных фондов, производственных мощностей, трудового потенциала и в конечном итоге - выпускаемой конкурентоспособной продукции.

Осуществление модернизации и инновационного развития экономики может быть достигнуто в течение ближайших двух-трех десятилетий, так как оно представляет собой создание принципиально нового способа общественного производства и нового общественно-экономического уклада.

Для этого требуется решение комплекса научных, технических, технологических, экономических, социальных, экологических и правовых проблем, в свою очередь каждая из которых не является чисто отраслевой и проявляется в системе сложных производственных отношений. Поэтому их эффективное решение возможно при формировании и развитии стабильно действующей региональной инновационной системы на основе взаимодействия трех основных участников инновационного процесса: науки, бизнеса и государства.

Как известно, социальные и экологические цели и критерии являются решающими, стратегическими для обновления и благополучия общества. Следовательно, выявление и использование новых социально-экономических закономерностей, факторов, инноваций, перспектив и проблем имеют первостепенное значение. Отсюда понятна и высо-каяроль экономической науки и практики, которая, к сожалению, недооценивается, в чем заключается одна из основных причин отставания как самой

науки, так и модернизационного и инновационного развития общества и экономики.

Список литературы

1. Аганбегян А. Г. Уроки кризиса: России нужна модернизация и инновационная экономика // ЭКО. 2010. № 1. С. 34-60.

2. Егоров Е. Г. Стратегия модернизации экономики Республики Саха (Якутия). Новосибирск: Наука, 2001.

3. Егоров Е. Г. Стратегия модернизации экономики Республики Саха (Якутия). Якутск: АН РС (Я), Ин-т регион. экономики, 2000.

4. Егоров Е.Г., Дарбасов В.Р. Аграрная экономика Севера. Якутск: Компания «Дани-Алмас», 2008.

5. Концепция модернизации региональной экономики «Якутия - XXI век». Якутск: Кудук, 1998.

6. Мау В. Экономическая политика 2010 года: в поисках инновации // Вопросы экономики. 2011. № 2. С. 4-22.

7. Модернизация: повестка сегодняшнего дня // Россия: третье тысячелетие. Вестник актуальных прогнозов. 2010. № 23.

8. Николаев М. Е. Республика Саха: стратегия развития первой четверти XXI века. - Якутск: Саха-полиграфиздат, 2000.

9. Официальный информационный портал Республики Саха (Якутия) - http://www. sakha. gov. ru/.

10. Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года: постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 06.09.2006 № 411.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж£брпя -и ЪР*?жг(Ъ4

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.