УДК 37. 037.1 ББК 74.005.5 K 52
Ю.Ю. Ключников
Аспирант кафедры теоретических основ физической культуры и туризма Карачаево-Черкесского государственного университета; Е-mail: klutchnikov@rambler.ru
В.А. Петьков
Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Кубанского государственного университета; Е-mail: valerype@mail.ru
МОДЕЛИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДЕТСКОГО КУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КЛУБА
(Рецензирована)
Аннотация. Изложены педагогические основы моделирования воспитательной системы детского культурно-спортивного клуба. Разработанная модель воспитательной системы детского культурно-спортивного клуба включает концептуальные основания, цели, задачи, принципы, субъекты педагогического процесса; формы и методы организации работы, критерии оценки эффективности и педагогические условия её успешного функционирования. Модель позволяет оказывать позитивное влияние на воспитание детей, стимулировать их социальное становление. Она построена на основе передового педагогического опыта организации социокультурной и спортивной деятельности с детьми, реализуемого с учетом современной социальной ситуации, и полностью соответствует социальному заказу общества в области воспитания подрастающего поколения.
Ключевые слова: воспитание, воспитательная система, педагогическое проектирование, моделирование, детский культурно-спортивный клуб, учреждения дополнительного образования.
Yu.Yu. Klyuchnikov
Post-graduate student of the Department of Theoretical Foundations of Physical Culture and Tourism, Karachai-Cherkessky State University; Е-mail: klutch-nikov@rambler.ru
V.A. Petkov
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Pedagogy and Psychology, Kuban State University; Е-mail: valerype@mail.ru
MODELING OF CHILDREN 'S CULTURAL AND SPORTS CLUB EDUCATIONAL SYSTEM
Abstract. The paper presents the pedagogical bases of simulation of children's cultural and sports club educational system. The developed model of the educational system of the children's cultural and sports club includes conceptual grounds, goals, tasks, principles, subjects of the pedagogical process; forms and methods of organization of work, criteria for evaluation of efficiency and pedagogical conditions of its successful functioning. The model provides means for a positive influence on the upbringing of children; it stimulates their social formation. It is based on the best pedagogical experience in organizing sociocultural and sports activities with children, implemented taking into account the modern social situation, and fully corresponds to the social order of society in the field of education of the younger generation.
Keywords: education, educational system, pedagogical design, modeling, children 's cultural and sports club, institutions of additional education.
В педагогической теории и образовательной практике существует большое количество работ, посвя-щённых проблеме проектирования воспитательных систем общеобразовательных учреждений различного типа, однако в них практически не изучены особенности построения таких систем в учреждениях дополнительного образования и культурно-спортивных клубах [1-4].
Эффективным средством проектирования воспитательной системы является создание их моделей. «Под моделью, по мнению В.А. Штоффа, следует понимать мысленно представляемую или материально реализованную систему, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте», другими словами, «модель представляет собой упрощенное, определенным образом схематизированное отражение объекта или явления» [5].
Разработанная нами модель воспитательной системы детского культурно-спортивного клуба «Сил-ла» г. Кропоткина Краснодарского края включает концептуальные основания, цели, задачи, принципы, субъекты педагогического процесса; формы и методы организации работы, критерии оценки эффективности и педагогические условия её успешного функционирования. Модель позволяет оказывать позитивное влияние на воспитание детей, стимулировать их социальное становление. Основная идея, отраженная в концептуальных основаниях модели, заключается в реализации комплексного подхода к воспитанию личности ребёнка посредством использования содержания и средств культурно-спортивной деятельности с учетом социально-культурных потребностей и индивидуально-личностных возможностей обучающихся. Модель предполагает
осуществление педагогами в рамках индивидуально-творческого подхода гуманного отношения к развитию личности воспитаников.
Целью воспитательной системы детского культурно-спортивного клуба является воспитание всесторонне развитой, поликультурной и гуманистически ориентированной личности детей и подростков.
Для достижения поставленной цели в нами определены следующие задачи:
- осуществение поликультурного воспитания;
- укрепление здоровья детей, развитие физических и психических качеств личности;
- приобщение к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом;
- достижение оптимальных спортивных результатов;
- раскрытие в каждом ребенке его индивидуальных возможностей и способностей;
- подготовка к труду и службе в рядах Российской Армии;
- оказание помощи в социализации;
- педагогическая поддержка в социокультурном и профессиональном самоопределении;
- создание условий для личностной самореализации и самоактуализации;
- воспитание гражданственности и патриотизма.
Модель воспитательной системы детского культурно-спортивного клуба была построена с учётом принципов общей педагогики, а также педагогических идей и взглядов педагогов клуба. К ним относятся:
- ориентированность воспитательного процесса на развитие индивидуальности личности ребёнка;
- добровольность участия детей в учебно-воспитательной деятельности клуба;
- возможность смены деятельности и образовательная мобильность;
- педагогическое сотрудничество и партнерство взрослых и детей;
- педагогическое стимулирование активности детей в культурно-спортивной деятельности.
Структура воспитательной системы клуба включает следующие категории участников воспитательного процесса:
- педагогический коллектив;
- подростковый и молодежный актив;
- детский коллектив (учебные группы).
Сфера социокультурной и спортивной деятельности обучающихся включает учебные занятия в спортивных секциях и кружках по интересам и внеучебные мероприятия: соревнования, показательные выступления, участие в конкурсах и соревнованиях [6-9].
В разработанной нами воспитательной системе детского культурно-спортивного клуба широко представлены такие средства, как межвозрастное и межнациональное общение, активный обмен информацией между субъектами учебно-воспитательного процесса, разнообразные национальные и культурные традиции этносов Северного Кавказа. Базовым элементом воспитательной системы является освоенная детьми социокультурная среда клуба.
Одним из важых направлений деятельности клуба является установление продуктивного социокультурного взаимодействия клуба с семьями воспитанников, социальными партнёрами, образовательными организациями, структурами муниципального управления, средствами массовой информации и др. [10].
Поскольку значимым результатом эффективного функционирования воспитательной системы является уровень сформированности личности обучающегося, то мы составили портрет выпускника детского
культрно-спортивного клуба. Он характеризуется совокупностью следующих показателей:
1. Высокий уровень воспитанности и социокультурной социализи-рованности (знание и следование в своём поведении общечеловеческим, общекультурным, национальным нравственным нормам, правилам и традициям; отсутствие вредных привычек алкогольной, табачной и наркозависимости, гуманное отношение к людям, сформированность культуры физической и здоровья).
2. Высокий уровень жизнеспособности (социально-психологическая устойчивость к неблагоприятным жизненным ситуациям, умения адаптироваться к факторам социального стресса, стойко переносить неудачи, физическую боль и др.).
3. Высокий уровень физического здоровья и физической подготовленности (хороший иммунитет, развитые базовые физические качеств: сила, ловкость, быстрота, выносливость, гибкость).
4. Высокий уровень социокультурного и профессионального самоопределения.
5. Владение приемами самозащиты, умение действовать в экстремальных ситуациях, связанных с сохранением жизни и здоровья.
6. Развитые творческие способности личности, умения и навыки планирования собственного жизненного пути, стойкость в достижении поставленных целей, опыт эффективного решения повседневных бытовых жизненных задач.
7. Высокий уровень организаторских, конструктивных и коммуникативных способностей, навыков самовоспитания, самообразования и самоконтроля.
8. Высокий уровень развития физической и умственной работоспособности.
Для объективной оценки эффективности функционирования разработанной воспитательной системы детского культурно-спортивного
клуба нами были разработаны критерии. При их выборе мы опирались на концепцию В.А. Караковского в которой они классифицируются как критерии реального факта и критерии качества деятельности [11]. Используя предложенную автором терминологию, адаптировали основные идеи концепции применительно к нашей проблеме, наполнив ее соответствующим содержанием, мы получили критерии и их характеристики:
1. Критерии факта. Проявляется в устойчивом и динамическом развитии клуба. Этот процесс характеризуется постепенным и последовательным ростом численности занимающихся, улучшением показателей социальной адаптации, повышением общекультурного уровня детей, ростом показателей физического развития и спортивной подготовленности, улучшением состояния здоровья, результативностью учащихся в образовательной деятельности, посещаемостью учебных занятий, заинтересованностью в систематических занятиях, увеличением широты возрастного ценза занимающихся, доступностью для представителей различных национальностей, социальных категорий и слоёв занимающихся).
2. Критерии качества. Характеризуется следующими показателями: уровнем воспитаннности детей, соответствием личностных качеств обучающихся идеалу успешного человека, высоким уровнем морально-психологического климата в детском и педагогическом коллективе клуба, отношением взаимопомощи и поддержки между членами клуба, сплоченностью детского коллектива и дружбой вне стенах клуба, эффективным межвозрастным и межнациональным
взаимодействием, соблюдением культурных и спортивных традиций, наличием самоуправления, ростом числа самореализовавшихся детей, динамикой престижа клуба в социуме) [12].
В ходе экспериментальной работы нами были выявлены и реализованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность учебно-воспитательного процесса в клубе. К ним относятся:
- реализация идей педагогики сотрудничества;
- разновозрастный и поликультурный подход в воспитании детей;
- педагогическое стимулирование: мотивация успеха и самореализация в культурно-спортивной деятельности;
- интеграция образовательной, воспитательной, физкультур-но-спортивной и социокультурной деятельности;
- педагогизация социокультурной среды клуба;
- пропаганда достижений отдельных членов и коллектива клуба.
Таким образом, разработанная нами модель воспитательной системы детского культурно-спортивного клуба полностью соответствует современным требованиям, условиям и запросам российского общества. Она включила передовой педагогический опыт организации и функционирования культурно-спортивнывх клубов детей и молодёжи, пересмотренный и адаптированный нами с учетом современной социально-культурной ситуации развития. Модель включает элементы педагогических инноваций и может быть использована в проектировании воспитательных систем организаций дополнительного образования детей культурного и спортивного профиля.
Примечания:
1. Степанов Е.Н., Байбородова Л.В. Воспитательная система школы: аспект моделирования. Псков: ПОИПКРО, 1994. 95 с.
2. Проектирование систем внутришкольного управления. М.: Педагогическое Общество России, 2001. 97 с.
3. Калувэ Л. Развитие школы. Модели и изменения. Калуга, 1993. 239 с.
4. Поташник М.М., Лазарев B.C. Управление развитием школы. М.: Педагогика, 1995. 245с.
5. Штофф В.А. Моделирование и философия. Л.: Наука, 1966. 301 с.
6. Паршиков А.Т. Спортивная школа как социально-педагогическая система: социальное проектирование: монография. М.: Советский спорт, 2003. 352 с.
7. Kogler A. Planning to win: designing, recording and evaluating your fencing training program. L.: Counter-Parry Press, 2013. 68 p.
8. Орловская Ю.В. Профилактическо-реабилитационные технологии в системе подготовки юных спортсменов. М., 2008. 200 с.
9. Основы управления подготовкой юных спортсменов / под общ. ред. М.Я. На-батниковой. М.: ФиС, 1999. 82 с.
10. Петьков В.А., Кочкаров Э.Э., Кубеков Э.А. Оптимизация управления физической культурой в муниципальном образовании // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2014. Вып. 4 (146). С. 140-145.
11. Караковский В.А. Воспитательная система школы. М., 1991. 132 с.
12. Петьков В.А. Становление субъектной позиции старшеклассника в профессиональном самоопределении // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2011. Вып. 4. С. 53-58.
References:
1. Stepanov E.N., Bayborodova L.V. The school educational system: the aspect of modeling. Pskov: POIPKRO, 1994. 95 pp.
2. Projecting of the systems of intraschool management. M.: Pedagogical Society of Russia, 2001. 97 pp.
3. Kaluve L. School development. Models and changes. Kaluga, 1993. 239 pp.
4. Potashnik M.M., Lazarev B.C. School development management. M.: Pedagogy, 1995. 245 pp.
5. Stoff V.A. Modeling and philosophy. L.: Nauka, 1966. 301 pp.
6. Parshikov A.T. Sports school as a socio-pedagogical system: social project: a monograph. M.: Soviet Sport, 2003. 352 pp.
7. Kogler A. Planning to win: designing, recording and evaluating your fencing training program. L.: Counter-Parry Press, 2013. 68 pp.
8. Orlovskaya Yu.V. Preventive and rehabilitation technologies in the training system for young athletes. M., 2008. 200 pp.
9. Fundamentals of the management of training of young athletes / general ed. by M.Ya. Nabatnikova. M.: FiS, 1999. 82 pp.
10. Petkov V.A., Kochkarov E.E., Kubekov E.A. Optimization of physical culture management in municipality // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2014. Iss. 4 (146). P. 140-145.
11. Karakovsky V.A. The educational system of school. M., 1991.132 pp.
12. Petkov V.A. The formation of the subjective position of a high school student in professional self-determination // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2011. Iss. 4. P. 53-58.