ЧАСТНЫЕ МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ
ОБУЧЕНИЯ
SPECIFIC TECHNIQUES AND TECHNOLOGIES OF EDUCATION
УДК 378:796.011 ББК 74.580 Д40
Ю.А. Джаубаев
Кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета физической культуры Карачаево-Черкесского государственного университета; E-mail: Prur.kcsu@mail.ru
Р.В. Бальба
Преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Невиномысского государственного гуманитарно-технического института; E-mail: balba.roma@ yandex.ru
Г.А. Лундина
Преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Невиномысского государственного гуманитарно-технического института; E-mail: lundina2014@yandex.ru
В.А. Петьков
Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной работы и социального права Армавирского института социального образования (филиала) Российского государственного социального университета; E-mail: valerype@mail.ru
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ РЕКРЕАЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
( Рецензирована )
Аннотация. В статье изложен авторский подход к разработке технологии проектирования рекреационно-оздоровительной деятельности в образовательном учреждении. Рекреационно-оздоровительная технология организации учебно-воспитательного процесса классифицирована как проектно-созидательная, обеспечивающая реализацию целей и задач на всех этапах её проектирования. Раскрываются основные направления и алгоритмы инновационной деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения по проектированию и реализации рекреационно-оздоровительных технологий. Выявлены организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность разработанной технологии.
Ключевые слова: Рекреационно-оздоровительная деятельность, технология проектирования, физическая рекреация, компетенции в сфере рекреационной деятельности, профессиональная готовность педагогов.
Yu.A. Dzhaubaev
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Dean of Faculty of Physical
Culture, Karachay-Cherkess State University; E-mail: Prur.kcsu@mail.ru
R.V. Balba
Lecturer of the Humanities Department, Nevinomyssky State Technical-
Humanities Institute; E-mail: balba.roma@yandex.ru
G.A. Lundina
Lecturer of the Humanities Department, Nevinomyssky State Technical-
Humanities Institute; E-mail: lundina2014@yandex.ru
V.A. Petkov
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of Social Work and Social
Law Department, Armavir Institute of Social Education, Branch of the Russian
State Social University; E-mail: valerype@mail.ru
TECHNOLOGY OF DESIGN OF THE RECREATIONAL AND HEALTH IMPROVING ACTIVITY IN EDUCATIONAL INSTITUTION
Abstract. The paper describes the authors' approach to development of technology of design of recreational and health improving activity in educational institution. The recreational and health improving technology of the organization of teaching and educational process is classified as the design and creative one, providing implementation of the purposes and tasks at all stages of its design. The main directions and algorithms of innovative activity of pedagogical staff of educational institution for design and implementation of recreational and health improving technologies are disclosed. The organizational and pedagogical conditions providing efficiency of the developed technology are shown.
Keywords: recreational and health improving activity, technology of design, physical recreation, competences in the sphere of recreational activity, vocational readiness of teachers.
Современная социально-экономическая ситуация в российском социуме привела к ухудшению состояния физического и психического здоровья учащейся молодёжи и снижению качества жизни. В этих условиях использование потенциальных возможностей физической рекреации в образовательных учреждениях позволит решить проблемы организации полноценного восстановления после учебных нагрузок и сделать более эффективной реализацию оздоровительной и социокультурной деятельности [1].
Анализ современных научных работ, посвященных разработке технологий рекреационно-оздоровите-льной деятельности в образовательных учреждениях, свидетельствует о слабой разработанности этого научного направления [2-4].
Сложность создания рекреа-ционно-оздоровительных технологий обусловлена низким уровнем профессиональной готовности педагогов к организации рекреационной деятельности в образовательных учреждениях и недостаточной сформированностью у них соответствующих компетенций [5].
В процессе анализа специальной литературы и имеющегося практического опыта нами установлено, что технология проектирования рекреационно-оздоровительной деятельности в образовательных учреждениях включает в себя совокупность следующих операций:
- анализ и описание сложившейся системы рекреационно-оз-доровительной деятельности образовательного учреждения;
- выбор эффективных форм организации рекреационно-оздоро-вительной деятельности;
- определение содержания деятельности педагогического коллектива в рекреативно-оздоровительной сфере;
- подбор методов и приемов реализации рекреационно-оздоро-вительной деятельности;
- выявление научно-методических оснований рекреационно-оз-доровительной деятельности в содержании учебных дисциплин;
- разработку и реализацию программы развития профессиональной компетентности педагогов в сфере проектирования рекреационно-оздоровительной деятельности;
- организация мониторинга эффективности использования рек-реационно-оздоровительных технологий;
- рефлексия и коррекция педагогическим коллективом результатов рекреационно-оздоровительной деятельности.
Проектирование и реализация рекреационно-оздоровительных технологий включают следующие направления деятельности педагогического коллектива:
1) создание авторских программ учебных дисциплин, ориентированных на углубленное изучение научных основ рекреации и оздоровления;
2) включение элементов физической рекреации в содержание занятий физической культурой, спортивной, оздоровительной и до-суговой деятельности учащихся;
3) переориентация содержания деятельности служб сопровождения (социальной, психологической, валеологической) на разработку и внедрение рекреационно-оздоровительных технологий (рациональный режим учебной и внеучебной деятельности, обеспечивающих активное восстановление и полноценный отдых);
4) рациональное использование материальных ресурсов и
привлечение финансовых средств для обеспечения рекреационной и оздоровительной деятельности;
5) повышение профессиональной готовности педагогов посредством развития их рекреационно-оздоровительных компетенций.
Рекреационно-оздоровительная технология организации учебно-воспитательного процесса нами классифицирована как проектно-созидательная, обеспечивающая реализацию целей и задач на всех этапах проектирования посредством следующих мероприятий:
1) активного участия учащихся в создании и реализации рекреационно-оздоровительных проектов;
2) овладение педагогами технологией организации образовательного процесса на основе идей рекреации и оздоровления;
3) использование двигательной активности и психорегуляции для рекреации и оздоровления.
Реализация рекреационно-оздо-ровительных технологий предполагает организацию и соблюдение рациональных режимных моментов (двигательного, учебного, трудового, физиологического, гигиенического и др.).Рекреационно-оздоровительные компетенции, формируемые у учащихся, являются критериями и отражают успешность процесса социального, физического и психического развития [6].
В образовательном процессе рекреационно-оздоровительная направленность обеспечивалась ориентацией целей и задач на эффективную совместную деятельность субъектов этого процесса. Предполагалась организация педагогического взаимодействия, позволяющего актуализировать развитие личностного и социального опыта учащихся, способствующего их полноценной социализации.
Инновационный характер предложенного авторами подхода к построению рекреационно-оздоро-вительной технологии заключался в следующем:
1) определялись механизмы це-леполагания, ориентирующие на использование нововведений;
2) разрабатывались методические основы реализации методологических подходов (аксиологического, акмеологического, синергетическо-го, системного, культурологического, личностного и др.);
3) уточнялись механизмы эффективного управления рекреационно-оздоровительной деятельностью;
4) оценивались, анализировались и рефлексировались промежуточные и конечные результаты рекреационно-оздоровительной деятельности (качество знаний, мотивы и ценностные ориентации, компетенции, показатели физического и психического здоровья, адаптационные возможности и др.) [7; 8].
Процесс профессиональной подготовки педагогов к рекреационно-оздоровительной деятельности был направлен на формирование у них рекреационно-оздоровительных компетенций.
Для предупреждения возможных последствий умственного, психологического и физического перенапряжения учащихся нами в 2010-2015 гг. на базе колледжа Невиномысского государственного гуманитарно -технического института была разработана поэтапная программа реализации рекреационно-оздоровительной технологии. На первом этапе предусматривалось освоение приемов рекреационно-оздоровительной деятельности. На втором этапе реализация технологии. На третьем этапе осуществлялось отслеживание результатов этой деятельности в системе комплексного мониторинга. На четвёртом этапе - выявлялись тенденции и перспективные направления совершенствования рекреационно-оздоровительной деятельности.
Эффективность технологии в повышении качества знаний учащихся оценивалась комиссией экспертов управления образованием и наиболее авторитетными
преподавателями. Членами экспертной комиссии было отмечено, что при существенном повышении качества рекреационно-оздоровительных компетенций учащихся остаются не использованными резервы лично ориентированного обучения и невостребованным рекреационно-оздоровительный потенциал разработанной технологии.
Установлено, что эффективность рекреационно-оздоровительных технологий обеспечивается при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:
1) изменение исходных принципов организации и управления учебно-воспитательным процессом;
2) непрерывное повышение профессиональной компетентности педагогического коллектива в овладении методами и рекреа-ционно-оздоровительными технологиями в учебно-воспитательном процессе;
3) развитие познавательных потребностей и мотиваций учащихся на овладение знаниями рекреационно-оздоровительных основ в образовательной деятельности;
4) формирование ценностных ориентации на занятия рекреа-ционно-оздоровительной направленности;
5) оптимизация системы рек-реационно-оздоровительной деятельности, обеспечивающая адаптацию к умственным, психическим и физическом нагрузкам;
6) переход от субъект-объектного взаимодействия между педагогом и учащимся в учебно-воспитательном процессе к субъект-субъектным.
Изменение исходных принципов управления учебно-воспитательным процессом предполагало переход от эпизодических наставлений и призывов к здоровому образу к научно-обоснованному освоению системы ценностей, несущих в себе здоровьесберегающие начала, определение ценностных предпочтений к занятиями физическими упражнениями с установкой на сохранение и
укрепление здоровья и активный отдых. В ходе исследования выявлены организационно-педагогические основания изучения учебных предметов, предусмотренных базисным учебным планом в объеме. Их учёт позволяет:
1) раскрыть естественно-научные, психолого-педагогические, социально-культурные основы рек-реационно-оздоровительной деятельности;
2) осуществить дифференциацию и индивидуализацию физических и психологических нагрузок и форм занятий рекреационно-оздоровительными упражнениями в соответствии с уровнем физической подготовленности и состояния здоровья;
3) перейти от оценочно-нормативной к развивающей системе осуществления рекреационно-оз-доровительной деятельности учащихся;
4) обеспечить в процессе мониторинга непрерывность отслеживания результатов учебно -воспитательного процесса, позволяющих судить об эффективности организации рекреационно -оздоровительной деятельности.
Анализ экспериментальных материалов свидетельствует о том, что внедрение разработанной технологии проектирования рекреа-ционно-оздоровительной деятельности способствовало улучшению качественных характеристик учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении, что стимулировало коллектив педагогов образовательного учреждения к инновационной деятельности и обеспечило достижение позитивной динамики показателей физического и психического здоровья, социального благополучия, полноценного восстановления и активного отдыха учащихся.
Примечания:
1. Физическая рекреация в физкультурно-оздоровительной деятельности: учеб. пособие / A.B. Лотоненко, B.C. Зыков, A.C. Касицын [и др.]. Воронеж: Изд-во ВГПУ, 1996. 360 с.
2. Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья: методолог, аспекты. Новосибирск: Наука, Сиб. отделение, 1989. С. 136.
3. Петьков В.А., Кобцева О.Н. Проектирование здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения // Культура физическая и здоровье. 2009. № 6. С. 67-70.
4. Бессарабова Ю.В., Петьков В.А. Рекреационная среда вуза как средство формирования готовности студентов с ограниченными возможностями здоровья к жизнедеятельности // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2014. Вып. 4. С. 22-27.
5. Петьков В.А., Чувилова H.A. Проектирование саморазвития физического потенциала у студентов вуза // Педагогическое образование и наука. 2008. № 8. С. 8-11.
6. Петьков В.А. Организация саморазвития физического потенциала у студентов вуза // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2012. Вып. 2. С. 67—71.
7. Андрющенко С.И., Петьков В.А. Организация инновационной среды образовательного учреждения // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2012. Вып. 1. С. 145.
8. Петьков В.А., Курганская Т.В. Формирование основ здорового образа жизни учащихся начальных классов сельской школы // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2014. Вып. 3. С. 52—57.
References:
1. Physical recreation in sports and recreational activities: a manual / A.V. Lotonenko, V.S. Zykov, A.S. Kasitsyn [et al.]. Voronezh: VSPU publishing house, 1996. 360 pp.
2. Shchedrina A.G. Ontogenesis and theory of health: methodological aspects. Novosibirsk: Nauka, Sib. department, 1989. 136 pp.
3. Petkov V.A., Kobtseva O.N. Projecting of health-saving activity of the educational institution // Physical Culture and Health. 2009. No. 6. P. 67-70.
4. Bessarabova Yu.V., Petkov V.A. The recreational environment of higher school as means of formation of readiness for activity of students with disabilities // Bulletin of Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2014. Iss. 4. P. 22-27.
5. Petkov V.A., Chuvilova N.A. Project of of physical potential of higher school students // Pedagogical education and science. 2008. No. 8. P. 8-11.
6. Petkov V.A. Organization of self-development of physical potential of higher school students // Bulletin of Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2012. Iss. 2, P. 67-71.
7. Andryushchenko S.I., Petkov V.A. Organization of the innovative environment of the educational establishment // Bulletin of Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2012. Iss. 1. P. 145.
8. Petkov V.A., Kurganskaya T.V. Formation of bases of the healthy lifestyle of pupils of elementary classes of rural school // Bulletin of Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2014. Iss. 3. P. 52-57.