УДК 378
Мешев Ислам Хасанбиевич
Преподаватель.
Северо-Кавказский институт повышения квалификации
сотрудников МВД России (филиал)
Тел.: 89386913939
Islam Kh. Meshev
Teacher.
North Caucasian institute professional
development staff of the Ministry of Internal Affairs of Russia (branch) Тел.: 89386913939
ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
FORMATION OF METHODICAL COMPETENCE OF THE TEACHER
OF PHYSICAL PREPARATION OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION IN THE COURSE OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT
Аннотация. В статье дается обоснование необходимости формирования методической компетентности и методической культуры преподавателя физической подготовки в процессе повышения квалификации кадров МВД России.
Ключевые слова: методическая компетентность, методическая культура, квалификационные требования.
Summary. In article justification of need of formation of methodical competence and methodical culture of the teacher of physical preparation in the course of professional development of shots of the Ministry of Internal Affairs of Russia is given.
Keywords: methodical competence, methodical culture, qualification requirements.
Система повышения квалификации научно-педагогических кадров вузов МВД России как элемент системы образования переживает процесс переосмысления и реформирования. Требуется новая модель системы, которая создаст оптимальные условия для подготовки кадров, готовых к реализации новых Федеральных государственных образовательных стандартов в вузах. Изменения в ней должны обеспечить готовность профессорско-преподавательского состава к ведению профессионально-педагогической деятельности и к осуществлению научно-методической работы на основе компетентностного подхода с учетом новых требований.
Особое внимание уделено развитию физической подготовки курсантов в процессе обучения в вузе.
В ФГОС разработаны профессионально-квалификационные требования, где указано, что сотрудники полиции должны обладать навыками правомерного применения и использования табельного оружия, специальной техники, специальных средств, применения физической силы, средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи при выполнении оперативно-служебных задач. Данные вопросы физической подготовленности относятся ко всем сотрудникам полиции, которые заключаются в том, что им необходимо иметь высокий уровень физической подготовленности и психологической устойчивости. При этом не уточняются требования для конкретных специальностей, несмотря на различную специфику их профессионального содержания. Вместе с тем, при осуществлении целостной и системной подготовки сотрудников полиции необходимо более конкретно и полно представлять в методических разработках вопросы развития профессионально-важных психологических качеств сотрудников (волевые, коммуникативные, интеллектуальные, эмоциональные и др.).
Кроме того, в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта (2010 г.) целью обучения является формирование готовности специалистов, ориентированных на развитие личности и усвоение конкретных сфер профессиональной деятельности. Определено, что сотрудник полиции должен: иметь научные знания о здоровом образе жизни, владеть умениями и навыками физического самосовершенствования. Далее, в требованиях по модулям предметной подготовки конкретизируется, что специалист должен в области физической культуры: понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке сотрудника полиции; знать основы физической культуры и здорового образа жизни; владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств, самоопределение в физической культуре. В процессе обучения в вузе преподаватель должен заложить основы формирования опыта использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.
Использование научных теорий и концептуальных положений в области физической культуры [1] позволяет обеспечить качественную подготовку сотрудников полиции в процессе повышения квалификации кадров МВД России на основе научно-методического сопровождения образовательного процесса. По мнению авторов, существует прямая зависимость от наличия развитых физических качеств и успешной профессиональной деятельности. Анализ источников выявил, что общими задачами физической подготовки является: развитие и совершенствование физических качеств; воспитание смелости, решительности, инициативы,
настойчивости, самостоятельности, уверенности в своих силах, психической устойчивости; овладение навыками самоконтроля в процессе групповых, самостоятельных занятий физическими упражнениями и оказанию первой доврачебной помощи, выделяются и специальные задачи. Сотруднику полиции необходимо владеть навыками преодоления различных препятствий; выполнять приемы самозащиты без оружия (боевые приемы борьбы, рукопашного боя) на фоне значительных физических нагрузок и психических напряжений в условиях, максимально приближенных к реальным, преимущественное развитие скоростной выносливости, быстроты, ловкости; воспитание смелости и настойчивости при действиях в сложных (экстремальных) ситуациях. Отличительной особенностью при выполнении служебно-прикладных (специальных) упражнений является углубленное изучение боевых приемов борьбы.
В педагогической литературе [2] достаточно подробно рассмотрены многие вопросы, связанные с научно-методической работой, спецификой ее организации, содержания, управления ею. Важнейшим направлением деятельности преподавателя вуза является научно-методическая работа, которая в показателях деятельности и критериях государственной аккредитации высших учебных заведений выделена отдельным пунктом (п. 2.4)
В условиях модернизации образования обнаруживается явное противоречие между потребностями современного вузовского учебного процесса во внедрении инновационных технологий обучения и сформированностью данной компетенции у преподавателей высшей школы, что обусловлено низким уровнем методических знаний и умений. Данный пробел учитывается при организации повышения квалификации кадров МВД России с ориентацией на приобретение методической компетенции преподавателя высшей школы. При этом педагогическая компетенция трактуется как общая способность и готовность реализовывать в профессиональной деятельности собственные знания, умения, а также обобщенные способы выполнения действии [3] и включает социальную, познавательную, методическую, организационную и специальную компетенции. Специфика деятельности преподавателя вуза заключается в сочетании педагогической, методической и научной работы, которые имеют равное значение и свидетельствуют о профессиональной компетенции преподавателя вуза [4].
Для того, чтобы стать компетентным преподавателем высшей школы в современных условиях, необходимо сформировать методическую компетентность и обладать методической культурой. Готовность к овладению частными методиками, улучшение приемов преподавания отдельных тем, частей лекции, понимается как методическая культура в целом.
Понятие «методическая культура» представлено в исследованиях
отечественных ученых как: интегральный показатель общей и профессиональной культуры педагога, проявляющийся в его методической деятельности, рациональном, эстетическом, изящном решении методических задач [5]; диалектическое единство общего, особенного и единичного, где общее есть культура личности, интегрирующая в себе общечеловеческие ценности, социальные нормы, отношения и способы деятельности. В качестве особенного она несет в себе своеобразие профессии, а в качестве единичного - методическая культура есть индивидуально своеобразный способ создания учебной ситуации учителем в процессе обучающей коммуникации с учащимся [6]; интегральная многоуровневая профессионально значимая характеристика личности и деятельности педагога, характеристика деловых и личностных качеств, отражающая системный уровень функционирования методических знаний, умений, мотивации, способностей [7]; этап в формировании методического мастерства педагога и определяет синтез следующих уровней: знания обо всех компонентах процесса обучения, целях, средствах, объекте, результате, приемах и т. д., и о себе как учителе; опыт осуществления приемов профессиональной деятельности (репродукция культуры); творчество как преобразование и перенос приемов обучения (продукция нового в обучении); опыт эмоционального отношения к профессиональной деятельности, обращенный на систему ценностей личности [8] и др.
Научно-методическая деятельность преподавателя вуза представляет вид профессионально-педагогической деятельности, направленной на организацию методической работы. Она является механизмом профессионально-личностного развития, опосредующим качество образовательного процесса. В настоящее время в должностные обязанности профессорско-преподавательского состава вуза включены несколько видов методической деятельности: учебно-методическая, научно-методическая и организационно-методическая, которые связаны с совершенствованием методик обучения, использованием необходимой учебной литературы, учебно-методической документации, подготовкой к учебным занятиям. Научно-методическая деятельность преподавателя ориентирована на изучение и обобщение передового опыта организации учебного процесса; разработку и внедрение инновационных методов и технологий обучения; разработку методов контроля и управления качеством подготовки студентов на всех этапах обучения. Она предполагает публикацию научных результатов работы по проблемам высшего образования в периодической и научной печати, в материалах научно-методических конференций, что, безусловно, требует от преподавателя наличия педагогического опыта и самоорганизации, развитой рефлексии.
Важным фактором преодоления недостаточного уровня развития учебно-методической и научно-методической компетенций преподавателей физической подготовки курсантов вузов МВД России является повышение
квалификации. В современных научно-педагогических исследованиях прослеживается значимость процесса повышения квалификации, который имеет ряд организационных и содержательных особенностей в сравнении с системой базового вузовского образования.
Различные авторы в своих публикациях не всегда едины в интерпретации сущности повышения квалификации. Так, исследователи считают, что повышение квалификации это:
- непрерывный многоуровневый процесс корректировки профессиональной квалификации с целью обеспечения ее соответствия стремительно и постоянно меняющимся внешним экономическим, социальным, политическим условиям функционирования системы образования» [9];
- процесс удовлетворения запросов педагога и обеспечение опережающего влияния на развитие педагогического процесса в учреждении, если строится на прогнозировании развития системы образования, обусловленной во многом уровнем общественного развития [10];
- получение дополнительных знаний по базовой специальности и совершенствование профессиональных умений на основе осмысления собственной деятельности в свете полученных знаний [11];
- обучение по дополнительным образовательным программам с целью роста профессионализма и компетентности, освоение новых функциональных обязанностей без получения новой специальности или путем освоения профессиональных или дополнительно-профессиональных программ» [12].
Проблема методической деятельности преподавателя вуза сегодня актуализируется в связи с изменением образовательной парадигмы. Однако в педагогической науке данная проблема представлена в большей степени относительно методической деятельности школьных учителей, хотя существуют явные отличия в их содержании и объекте труда. Целью педагогической деятельности преподавателя вуза в современных образовательных условиях является достижение необходимого качественного результата. Как правило, методическая компетентность и методическая культура свидетельствуют о профессиональной пригодности и состоятельности преподавателя вуза. От качества учебно-методической и научно-методической деятельности преподавателя вуза зависит качество методического обеспечения реализуемых в вузе образовательных программ. При аккредитации вуза и рейтинга деятельности преподавателя методическая составляющая присутствует во всех показателях качества образования. Все это непосредственно связано с деятельностью преподавателей физической подготовки и спорта, которая ориентирована на научное сопровождение и обеспечение морально-волевых качеств личности курсантов. Возможность возникновения экстремальных ситуаций остро ставит вопрос об эффективности обеспечения физической подготовленности каждого
сотрудника. Рассмотрим требования содержания профессиональной деятельности к уровню физической подготовленности, которыми руководствуются представители указанных специальностей, осуществляя учебно-методическую и научно-методическую деятельность.
Процесс физической подготовки сотрудников полиции в современных условиях следует рассматривать с позиции содержательных и организационно-методических компонентов, связанных с функционально-специфической сущностью их профессиональной деятельности.
Для обеспечения научно-методической компетенции преподавателя физической подготовки и спорта в вузах МВД России необходимо уметь аргументировано определить состав квалификационных требований к выпускникам вузов, в которые включаются вопросы физической подготовки. Для осуществления научно-методической деятельности в вузе преподаватель должен знать основные положения теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки в подразделении, правомерность применения приемов самообороны сотрудникам полиции (приемы и тактику задержания, основанную на приемах рукопашного боя; сопровождения, конвоирования и личного обыска задержанного и др.). Значимым компонентом данных требований является знание основных положений теории и методики физического воспитания, именно оно обеспечивает осознанное, самостоятельное и научно-обоснованное физическое самосовершенствование. Вместе с тем, как правило, недостатком является то, что основной акцент смещен в сторону специальной физической подготовки и в значительной степени упущены вопросы общей физической подготовки и оздоровительной физической культуры, пути достижения высоких результатов. Кроме того, сотрудникам полиции необходима выработка таких физических качеств, как выносливость, ловкость, скорость, сила, решительность, быстрота ориентировки и инициативность, а также проведение занятий по боевым приемам борьбы с целью формирования навыков самозащиты, обезвреживания и задержания лиц, угрожающих общественному порядку или личной безопасности граждан, воспитание смелости и находчивости.
Преподаватели вузов МВД России, обеспечивающие необходимый уровень физической подготовки для сотрудников полиции, должны быть ориентированы на развитие общей и специальной выносливости, силовых, скоростных и координационных способностей. Использование физической силы, а также боевых приемов борьбы возможно лишь в жестких правовых рамках, что требует от сотрудника органов внутренних дел проявления интеллектуальных и психомоторных способностей в условиях дефицита времени и нервно-эмоционального напряжения. Высокие требования предъявляются и к уровню развития волевых качеств. Применение приемов происходит в сложных психологических условиях конфликтной ситуации, когда выбор правильного решения затрудняется негативными процессами,
имеющими место в психической сфере человека. Квалификация своих действий с точки зрения правомерности - довольно сложный интеллектуальный процесс. С одной стороны, сотрудник, поставленный перед необходимостью применения физической силы, в том числе и боевых приемов, должен при крайнем дефиците времени оценить ситуацию и принять правильное решение, в то же время оставаться в рамках закона.
Анализ состояния процесса физической подготовки сотрудников полиции показал, что, во-первых, сам процесс физической подготовки обучаемых направлен для решения общих задач учебно-воспитательного процесса в учебном заведении и решении профессиональных задач. Формы занятий по физической подготовке направлены на поддержание высокого уровня умственной и физической работоспособности, а также на развитие профессионально-значимых психологических и двигательных умений и навыков сотрудников органов внутренних дел. Занятия по физической подготовке восполняют недостаток двигательной активности и физических нагрузок, возникающих у курсантов в учебном заведении. Во-вторых, занятия по физической подготовке подразделяются на индивидуальную и служебно-прикладную (специализированную) физическую подготовку, которая характеризуется выраженной профессиональной направленностью. При этом прикладной аспект физической подготовки имеет тенденцию к увеличению, как на уровнях профессионального образования, так и на этапах специализированного обучения.
При формировании научно-методической компетенции преподавателя вузов МВД России к осуществлению физического воспитания сотрудников полиции на основе анализа имеющегося программного обеспечения позволили определить, что они в большей степени ориентированы на решение задач обучения двигательным действиям и развитие физических качеств, и, в гораздо меньшей степени, на решение задач воспитания потребностей в ценностях физической культуры для достижения жизненных и профессиональных целей. При обеспечении научно-методического сопровождения процесса физической подготовки сотрудников полиции необходимо учитывать не только нормативы и показатели, а, прежде всего, личные интересы и желания личности, в соответствии с их полом и уровнем физического развития.
Таким образом, практика преподавания физической культуры в вузе МВД России свидетельствует об отсутствии научно-методических разработок, направленных на обоснование состава учебных групп по полу и уровню физической подготовленности и рациональной периодичности занятий физическими упражнениями. Имеющаяся примерная программа по дисциплине «Физическая культура» определяет целью физического воспитания курсантов «формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения здоровья и
укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности». Вместе с тем, на сегодняшний день отсутствуют научно-методическое обоснование и рекомендации по психофизическому совершенствованию личности. Процесс повышения квалификации в системе МВД России преподавателей физической подготовки направлен на формирование научно-методической компетентности, которая представляется интегративной характеристикой личности, отражающей системный уровень владения методическими знаниями, умениями диагностировать результаты достижения цели обучения, проектировать методики и технологии обучения, осваивать инновационные технологии, отбирать инновационное содержание обучения, проводить мониторинг результатов обучения и качества образовательной деятельности.
Литература:
1. Пономарев Н.И. Физическая культура как элемент культуры общества и человека. Спб.: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1996. - 287 с. ; Лубышева Л.И. Концепция физкультурного образования: методология развития и технология реализации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. -№1 -С.11-17.; Виленский М.Я. Физическая культура в профессионально-ценностных ориентациях студентов и процесс их формирования: Методология и теория // Теория и практика физической культуры. -1991.-№ 11.-С. 8-11.
2. Гущина, Т.Н. Формирование методической компетентности педагогических работников учреждений дополнительного образования детей в процессе повышения квалификации: дис. ... канд. пед. наук / Т.Н. Гущина. -Ярославль, 2001. - 252 с.; Кочарян, Т.Э. Развитие методической компетентности преподавателя среднего профессионального учебного заведения в условиях последипломного образования: дис. ... канд. пед. наук / Т.Э. Кочарян. - Ставрополь, 2004. - 179 с.; Кычкина, С.Д. Формирование научно-методической культуры студентов-заочников педагогического вуза: дисс. ... канд. пед. наук / С.Д. Кычкина. - Якутск, 2008. -190 с. и др.
3. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компе-тентностный подход / Э.Ф. Зеер, A.M. Павлова, Э.Э. Сыманюк. -Екатеринбург, 2004. — 230 с.
4. Никитин А. В., Романкова Л. И. Квалификационные характеристики специалистов с высшим образованием. М.: НИИВШ, 1981.; Скок Г. Б. Концептуальный подход и методические материалы для анализа, оценки и самокоррекции педагогической деятельности преподавателя на этапе подготовки к аттестации. Новосибирск: НЭТИ, 1991.; Руднева Т. И. Педагогика профессионализма. Самара: Изд-во Самар. ун-та, 2002.
5. Сластенин, В.А. Общая и профессиональная педагогика: учеб. пособие / под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. - Брянск: Экспедитор, 2003. - Кн.1. -174 с.
6. Бережная, Т.И. Формирование инновационной методической культуры
учителя начальных классов в процессе профессиональной подготовки в вузе: дис.... канд. пед. наук/ Т.И. Бережная. - Ставрополь, 2010. - 206 с.
7. Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учеб. пособие/И.Ф. Исаев. -М.: Академия, 2004. - 208 с.
8. Шумилова, Н.Н. Управление качеством подготовки специалистов / Н.Н. Шумилова // Специалист. - 2007. - № 3. - С. 18-19.
9. Типовая должностная инструкция заместителя директора школы [Текст] Режим доступа: http://www.rabota.ru/guide/dolzhnostnye_instruktsii.
10. Личностно ориентированное обучение в системе повышения квалификации работников образования: материалы Всерос. науч.-практ. конф. работников образования: в 2 ч. - М.: РИПКРО, 1993. - Ч. 1. - 125 е.; Ч. 2. -175 с.
11. Краевский, В.В. Повышение квалификации педагогических кадров / В.В. Краевский // Советская педагогика. -1992. - № 7-8. - С. 55-58.
12. Никитин, Э.М. Условия диктует жизнь. Система повышения квалификации в условиях реформирования образования / Э.М. Никитин. - М.: РИПКРО, 1995. - 191 с.
Literature:
1. Ponomarev N. I. Physical culture as element of culture of society and person. SPb. : GAFK of P.F. Lesgaft, 1996. - 287 pages; Lubysheva L.I. Concept of sports education: methodology of development and technology of realization//Physical culture: education, education, training. 1996 . -№1 - Page 11-17. ; Vilensky M. Ya. physical culture in professional and valuable orientations of students and process of their formation: Methodology and theory//Theory and practice of physical culture. -1991. -№ 11. - Page 8-11.
2 . Gushchina, T.N. formation of methodical competence of pedagogical employees of institutions of additional education of children in the course of professional development: yew. ... edging. пед. sciences / T.N. Gushchina. - Yaroslavl, 2001. - 252 р.; Kocharyan, T.E. development of methodical competence of the teacher of average professional educational institution in the conditions of postdegree education: yew. ... edging. пед. sciences / T.E. Kocharyan. - Stavropol, 2004. - 179 pages; Kychkina, S. D. formation of scientific and methodical culture of students correspondence students of pedagogical higher education institution: yew. ... edging. пед. D. Kychkin's sciences/Page. - Yakutsk, 2008. -190р. etc.
3 . Zeer, E.F. modernization of professional education: computer - tentnostny approach / E.F. Zeer, A.M. Pavlova, E.E. Symanyuk. - Yekaterinburg, 2004. — 230 pages.
4. Nikitin A. V., Romankova L. I. qualification characteristics of experts with the higher education. M.: NIIVSh, 1981.; Skok G. B. Conceptual approach and methodical materials for the analysis, an assessment and self-correction of pedagogical activity of the teacher at a stage of preparation for certification. Novosibirsk: NETI, 1991. ; Rudneva T. I. Pedagogika of professionalism. Samara: Publishing house Samar. un-that, 2002.
5 . Slastenin, VA. General and professional pedagogics: studies. grant / under the editorship of V.D. Simonenko, M. V. Retivykh. - Bryansk: Forwarding agent, 2003. - Book 1. - 174 pages.
6. Berezhnaya, T.I. formation of innovative methodical culture of the elementary school teacher in the course of vocational training in higher education institution: yew. ... edging. пед. sciences/ T.I. Berezhnaya. - Stavropol, 2010. - 206pages.
7. Isayev, I.F. Professionalno-pedagogicheskaya culture of the teacher: studies. grant /I.F. Isayev. - M.: Academy, 2004. - 208pages.
8 . Shumilova, N. N. quality management of training of specialists/N of N. Shumilov//Expert. - 2007. - No. 3. - Page 18-19.
9 . Standard duty regulations of the deputy principal [Text] access Mode: http://www. rabota. ru/guide/dolzhnostnye_instruktsii.
10 . Personally focused training in system of increase of qualification of educators: materials of Vseros. науч. - практ. конф. educators: in 2 h. - M.: RIPKRO, 1993. - P.1. -125 е.; H. 2. -175 pages.
11. Krayevsky, V. V. professional development of pedagogical shots / Century V. Krayevsky//Soviet pedagogics. -1992. - No. 7-8. - Page 55-58.
12. Nikitin, conditions dictates to E.M. life. System of increase of a kvaklifikation in the conditions of education / E.M reforming. Nikitin. - M.: RIPKRO, 1995. - 191 pages.