УДК 371.4СОЛ
Н. А. Тупицына
МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ
С. Л. СОЛОВЕЙЧИКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Статья раскрывает итоги моделирования как пути реализации системы педагогических идей С. Л. Соловейчика в современной школе. Теоретическая новизна статьи заключается в методологическом обосновании модели, формулировке системообразующей идеи, в описании этапов работы и её результатов.
The article reveals the results of modeling as the way to realization the system of pedagogical ideas of Soloveichik in modern school. Academic originatily of the research is in methodological explanation of the model, formulating basis for the system, describing stages of work and its results.
Ключевые слова: система педагогических идей С. Л. Соловейчика, модель реализации системы педагогических идей, содержание (сущностные признаки) системы педагогических идей автора.
Keywords: the system of pedagogical ideas of S. L. Soloveichic, the model realization the system of pedagogical ideas of Soloveichik, the esential characteristics of pedagogical ideas of S. L. Soloveichic.
Актуальность изучения педагогического наследия С. Л. Соловейчика обусловлена нормативно-правовыми документами: «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», реализующими социальный заказ на создание отношений сотрудничества между субъектами образовательного процесса (педагогами, детьми и родителями) в «едином образовательном пространстве» современной школы. В новых социальных условиях образовательной практики необходимо провести классификацию, осмысление педагогических идей С. Л. Соловейчика, востребованных школой. Для того чтобы этот процесс носил системный, эффективный, результативный характер, мы использовали средства педагогического моделирования и рассматривали модель как результат теоретического осмысления педагогического потенциала идей С. Л. Соловейчика. Методологическая роль модели заключается в том, что она даёт возможность представить процесс реализации педагогических идей С. Л. Соловейчика целостно, системно, практико-ориентированно как способ интеллектуально-творческого взаимодействия педагогов, детей и родителей. Их системообразующая деятельность отра-
© Тупицына Н. А., 2012 32
жена в модели как процесс реализации педагогических идей автора. В основу содержания этого процесса положены следующие компоненты:
1. Содержание (сущностные признаки) системы педагогических идей С. Л. Соловейчика.
2. Этапы и условия процесса реализации системы педагогических идей С. Л. Соловейчика.
3. Результат процесса реализации системы педагогических идей С. Л. Соловейчика.
Представленная модель раскрывает систему реализации педагогических идей С. Л. Соловейчика, потому что отражает логический путь разворачивания педагогической деятельности по этапам: в каждом этапе находит реализацию один из аспектов общей цели, которые взаимосвязаны благодаря методологическим подходам и совместной интеллектуально-творческой деятельности субъектов образовательной деятельности (сообщества педагогов, детей и родителей).
Теоретическими основаниями разработанной модели является комплекс подходов, которые определили логику научного мышления исследователя и процесса реализации системы педагогических идей С. Л. Соловейчика. Этот процесс основан на следующих методологических подходах: антропологическом, герменевтическом, системно-деятель-ностном, аксиологическом.
Реализация антропологического подхода дала нам возможность создать условия для развития опыта целеполагания у сообщества педагогов, детей и родителей, свободы выбора участникам эксперимента при работе с педагогическими текстами автора (в процессе включения субъектов образовательной деятельности в интерактивные формы интеллектуально-творческого взаимодействия). Реализация герменевтического подхода позволила нам погрузиться в широкое семантическое поле педагогического наследия автора, педагогически интерпретировать тексты С. Л. Соловейчика, выявить многогранный характер его деятельности как феномен XXI в., понять единство его журналистико-публицистической, научно-исследовательской и литературно-творческой деятельности (музыкальный критик, журналист, инициатор нового научно-практического движения - педагогики сотрудничества, писатель). Реализация системно-деятель-ностного подхода позволила выделить направления работы в деятельности по реализации системы педагогических идей С. Л. Соловейчика. Реализация аксиологического подхода дала возможность описать результаты экспериментальной деятельности по реализации системы педагогических идей автора в категориях «отношения» - «ценности»-«эмоциональный опыт».
Сочетание этих подходов, их выбор и осмысление дали нам возможность завершить свой теоретический анализ, всесторонне изучить педагогическое наследие С. Л. Соловейчика.
Содержательным центром модели, который отвечает на вопрос «Что мы будем изучать?», является компонент под названием «Содержание (сущностные признаки) системы педагогических идей С. Л. Соловейчика». Данные признаки выделены на основе их классификации. Содержательный контент-анализ педагогического наследия С. Л. Соловейчика позволил нам представить педагогические идеи автора в определённой логике суждений, выделив шесть направлений его педагогической философии:
1. Философия семейного воспитания («Педагогика для всех», «Непрописные истины воспитания», «Пушкинские проповеди», «Педагогические максимы»).
2. Педагогика «учения с увлечением», формирующая познавательную учебную мотивацию школьника («Учение с увлечением»).
3. Педагогика способностей («От интересов к способностям»).
4. Педагогика свободы (манифесты «Педагогика сотрудничества», «Человек свободный», «От ученика - к личности», «Педагогика для всех»).
5. Педагогический менеджмент: идеи воспитания школы и управления ею («Воспитание школы», «Педагогические максимы»).
6. Педагогика коллективного творческого воспитания («Воспитание по Иванову»).
Под сущностными признаками педагогических идей автора мы понимаем доминантные характеристики, свойственные всей системе педагогических идей автора. К ним относятся:
- со-бытие (событийность) как качественно новый признак учебно-воспитательного процесса современной школы (содержательный блок). Новые потребности образования и качественно иной уровень отношений субъектов образовательной деятельности способствуют переходу в воспитательной работе образовательного учреждения от формальной трактовки «мероприятие» к понятию «образовательное событие»;
- со-трудничество как ведущий стиль взаимодействия между сообществом педагогов, детей и родителей (деятельностный блок);
- со-творчество как главный признак процесса взаимодействия между субъектами образовательного процесса (креативный блок);
- со-радование, со-переживание как показатель гуманистической позиции педагогов, детей и родителей; ведущая характеристика эмоционально-ценностного отношения данных субъектов образовательного процесса друг к другу (эмоционально-ценностный блок).
Изучение теории педагогического моделирования [1], выбранные подходы, содержательные компоненты модели позволили нам выделить этапы процесса изучения системы педагогических идей
С. Л. Соловейчика, которые отражены в определённой логике.
1. Этап изучения системы педагогических идей С. Л. Соловейчика предполагает погружение исследователем в художественно-публицистический мир педагогического наследия С. Л. Соловейчика. Это позволило нам выявить ключевые направления педагогической концепции автора, выделить гуманистические идеи как философско-педагоги-ческую основу системы взглядов С. Л. Соловейчика, систематизировать и классифицировать педагогические идеи автора на современном этапе педагогической науки.
2. Проектировочный этап отражает процесс разработки автором-исследователем опытно-экспериментальной программы, которая включает проектирование педагогами воспитательных и образовательных событий, реализующих систему педагогических идей С. Л. Соловейчика. Разработка педагогами проектов по реализации системы педагогических идей С. Л. Соловейчика в современной школе была организована на трёх уровнях: уровне классного коллектива, уровне педагогического сообщества (параллели учащихся, родителей), уровне педагогического коллектива (сообщества педагогов, детей и родителей). Спроектированная нами опытно-экспериментальная программа была реализована в процессе повышения квалификации педагогического коллектива современной школы, для которого изучение системы педагогических идей С. Л. Соловейчика становится ресурсом профессионального развития, повышения качества учебно-воспитательного процесса.
3. Технологический этап предполагает обучение педагогов авторской методике изучения системы педагогических идей С. Л. Соловейчика. Данный этап направлен на реализацию разработанных педагогами проектов. Подготовка коллектива школы к реализации системы педагогических идей С. Л. Соловейчика связана с включением педагогов в деятельность по анализу и апробации воспитательной программы «СЕМЬЯ + ШКОЛА + педагогические идеи С. Л. СОЛОВЕЙЧИКА = СОТРУДНИЧЕСТВО». Данный этап предполагает отбор интерактивных форм взаимодействия, включение педагогического коллектива в работу творческой лаборатории «Методическая система изучения педагогического наследия С. Л. Соловейчика» на базе Центра повышения квалификации педагогов в Вятской гуманитарной гимназии. Данный этап инновационной системы изучения педагогических идей С. Л. Соловейчика преобразует учебно-воспитательный процесс в современной школе, и осуществляет эти преобразования обученный педагогический коллектив.
4. Этап рефлексии (диагностический этап) позволяет проанализировать полученные резуль-
таты, выявить тенденции и проблемные зоны экспериментальной деятельности.
На каждом этапе мы использовали адекватные методики организации работы. Ведущей формой работы на этапе изучения является проведение исследователем контент-анализа воспитательного потенциала педагогических идей С. Л. Соловейчика, было изучено 15 книг учебно-методической и воспитательной направленности и 1700 статей в различных периодических изданиях.
Мы изучали:
- педагогическую публицистику (сборник статей «Воспитание школы» [2], статьи в газетах «Первое сентября», «Комсомольская правда», «Учительская газета», журналах «Пионер», «Новое время»);
- мемуарную прозу, обобщающую жизненный и духовный опыт автора («Последняя книга» [3]);
- книги педагогической проблематики, отражающие философию семейного воспитания («Педагогика для всех» [4]), раскрывающие природу интересов и способностей взрослеющей личности («От интереса к способностям» [5]), формирующие познавательную учебную мотивацию ребёнка («Учение с увлечением» [6]), пропагандирующие теорию коллективного творческого воспитания в образовании («Воспитание по Иванову» [7]);
- документы-манифесты, описывающие концепцию свободного воспитания («Человек свободный», «От ученика - к личности»), регламентирующие новые направления в педагогике («Педагогика сотрудничества»);
- цикл педагогических проповедей - новый жанр, интегрирующий традиции педагогики и литературы («Пушкинские проповеди» [8]);
- сборник афоризмов о воспитании («Педагогические максимы» [9]).
Изучение педагогического наследия С. Л. Соловейчика дало нам возможность доказать современность, необходимость, актуальность системы педагогических идей, раскрытых в его работах (книгах, материалах периодической печати, манифестах). Для нас идея представляет собой «высшую форму отражения познания объективной реальности, характеризующая отношение людей к окружающему их миру» [10]. Идеи С. Л. Соловейчика мы рассматриваем как систему, так как они иллюстрируют «совокупность принципов, лежащих к основе теории, концепции» [11]. Педагогические идеи С. Л. Соловейчика лежат в основе принципов педагогики сотрудничества, гуманной педагогики. В основе нашей деятельности на проектировочном этапе разработки модели реализации системы педагогических идей С. Л. Соловейчика находится метод педагогического проектирования опытно-экспериментальной программы. На технологическом этапе преобладала групповая форма организации деятельности, которая предполагала включение педагогов в процесс реализации системы педагоги-
ческих идей С. Л. Соловейчика через освоение ими педагогических технологий: педагогических чтений, мастер-классов, педагогических лекториев и семинаров, системы педагогических мастерских (мастерские построения новых знаний, мастерские профессионально-личностного становления педагога, мастерские творческого письма). На данном этапе нашей главной задачей стало включение педагогов, детей и родителей в интеллектуально-творческие формы взаимодействия для формирования единого воспитательного пространства. Ведущими технологиями на данном этапе стали педагогические мастерские, система часов общения (классный час - исследование, классный час -дискуссия), система родительских собраний (лекторий, круглый стол, мониторинг, презентация), учебные конференции. На этапе рефлексии мы диагностировали результаты апробации модели по реализации системы педагогических идей С. Л. Соловейчика, используя комплекс взаимодополняющих методик и диагностик (методика «Общественная оценка и поддержка школы родителями», «Выявление степени доверия родителей школе», диагностика гуманитарной позиции педагогов и родителей, диагностика результатов творческой деятельности гимназистов и др.).
На основании изучения опыта функционирования инновационных школ России как федеральных экспериментальных площадок мы выделили ведущие условия реализации педагогических идей С. Л. Соловейчика:
- создание уклада образовательного учреждения, который формирует благоприятную психологическую среду;
- готовность педагогов, детей и родителей к педагогическому взаимодействию в рамках сотрудничества на принципах доверия;
- принятие ими педагогических текстов С. Л. Соловейчика. Интеллектуально-творческий процесс чтения участниками эксперимента педагогического наследия автора и интерпретации его педагогических идей предполагает «про-живание» философ-ско-педагогических положений и личностных эмоций С. Л. Соловейчика, включение педагогов, детей и родителей в аналитико-рефлексивную деятельность (всё, что я прочитал, я переношу на себя и свой жизненный опыт);
- наличие опыта инновационной педагогической деятельности образовательного учреждения, который обладает новым качеством опытно-экспериментальной работы по реализации системы педагогических идей С. Л. Соловейчика;
- использование интерактивных форм и технологий, включающих педагогов, детей и родителей в совместную интеллектуально-творческую деятельность по формированию отношений сотрудничества, открытию его новых граней. Мы понимаем современные гуманитарные интерактивные тех-
нологии как «разновидности социальных технологий» [12], основанные на практическом использовании знаний о человеке в целях создания условий для свободного и всестороннего развития личности в интерактивном взаимодействии с другими представителями социума. К таким современным интерактивным образовательным технологиям мы относим:
- педагогические чтения;
- педагогические конференции;
- мастер-классы;
- педагогические мастерские;
- круглые столы;
- систему часов общения;
- систему родительских собраний;
- педагогические советы, лектории, семинары.
Разработанная нами модель отражает результаты процесса реализации педагогических идей С. Л. Соловейчика:
- повышение гуманистического потенциала педагогического коллектива через участие в образовательных и воспитательных событиях, формирующих опыт сотрудничества у сообщества детей, родителей и педагогов;
- создание нового типа отношений как качества бытийности - отношений сотрудничества (анализ диагностик «Семья и школа как партнёры», «Общественная оценка и поддержка школы родителями», «Выявление степени доверия родителей школе»). Мы убеждены, что отношения, основанные на принципах педагогического взаимодействия, служат средством преодоления личностных и профессиональных кризисов;
- обучение сообщества педагогов, детей и родителей личностно значимой творческой деятельности;
- развитие самооценки личности через включение субъектов в рефлексивную деятельность по анализу и самоанализу.
Таким образом, разработанная нами в результате анализа многогранной деятельности С. Л. Соловейчика модель реализации системы педагогических идей в современной школе отражает обоб-
щённый опыт изучения творческого наследия автора. Модель носит теоретический характер, потому что реализация данных идей обеспечена логической и реальной связью целей, ведущих подходов, признаков, этапов, условий и результатов процесса их реализации.
Эта модель дала возможность апробировать опытно-экспериментальную программу реализации системы педагогических идей С. Л. Соловейчика в условиях современной школы и доказать актуальность его педагогического наследия для формирования отношений сотрудничества между субъектами образовательной деятельности: педагогами, детьми и их родителями.
Примечания
1. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. завед. М., 2005.
2. Соловейчик С. Л. Воспитание школы. Статьи для своей газеты «Первое сентября» 1992-1996 гг. М., 2002.
3. Соловейчик С. Л. Последняя книга. М.: Первое сентября, 1999.
4. Соловейчик С. Л. Педагогика для всех: кн. для будущих родителей. М.: Дет. лит., 1989.
5. Соловейчик С. Л. От интересов к способностям. М.: Знание, 1968.
6. Соловейчик С. Л. Учение с увлечением. М., 1986.
7. Соловейчик С. Л. Воспитание по Иванову. М.: Педагогика, 1989.
8. Соловейчик С. Л. Пушкинские проповеди. М.: Первое сентября, 1999.
9. Соловейчик С. Л. Педагогические максимы. М.: Первое сентября, 1999. 35 с.
10. Кондаков Н. И. Логический словарь. М.: Изд-во Наука, 1991.
11. Там же. С. 134.
12. Акулова О. В, Ахаян А. А, Глубокова Е. Н. и др. Гуманитарные образовательные технологии в вузе: метод. пособие / под ред. С. А. Гончарова. СПб., 2007. С. 237.