Научная статья на тему 'Ведущие идеи и принципы создания школы будущего в теории и практике А. Захаренко'

Ведущие идеи и принципы создания школы будущего в теории и практике А. Захаренко Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1765
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕИ / ПРИНЦИПЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ / СРЕДНЯЯ ШКОЛА / АВТОРСКАЯ ШКОЛА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / А. ЗАХАРЕНКО / THE ACTIVITY OF A. ZACHARENKO / IDEAS / PRINCIPLES / PEDAGOGICAL VIEWS / SECONDARY SCHOOL / AUTHOR SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Побирченко Наталия Семеновна

В статье обнаружены ведущие идеи и принципы создания авторской школы, проанализированы педагогические взгляды и отдельные аспекты деятельности директора Сахновской средней школы, академика А. Захаренко.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEADING IDEAS AND PRINCIPLES OF FORMING OF THE SCHOOL OF FUTURE IN A. ZACHARENKO’S THEORY AND PRACTICE

The article deals with the leading ideas and principles of forming of the author school, pedagogical views and definite aspects of the head man of Sachnivka secondary school academician A. Zacharenko’s activity were analyzed.

Текст научной работы на тему «Ведущие идеи и принципы создания школы будущего в теории и практике А. Захаренко»

изводственных задач, используя экскурсии, решение задач методами творчества, в том числе и с помощью компьютера, создаются патентоспособные технические решения и защищаются на уровне полезных моделей и изобретений [2].

Содержание и подготовка учителя к руководству инновационно-маркетинговой деятельностью учащихся общеобразовательной школы строится с учетом объективных тенденций развития общества, науки, техники, образования, чтобы усвоение научных знаний способствовало овладению изобретательской деятельностью, необходимой для развития творческого мышления, направленного на создание конкурентоспособной продукции [3].

Успешная подготовка учителя к инновационно-маркетинговой деятельности может быть достигнута при помощи применения четырехэтапной методики обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мазур З.Ф., Методика подготовки преподавателей естественно-научных дисциплин к креативной дея-

тельности в Вузе. - Тольятти, 2005. - 13 с.

2. Панченко О.В., Коновалова Е.Ю. Применение информационных и коммуникационных технологий в подготовке учителя к инновационно-маркетинговой деятельности // Самарский научный вестник. 2012. № 1 (1). С. 32-34.

3. Мазур З.Ф., Чертакова Е.М. Инновационно-информационная подготовка научно-педагогических кадров в сфере интеллектуальной собственности // Монография - Тольятти.; 2004. - 145 с.

4. Щеголь В.И. Содержание и структура профессиональной готовности учителя к трудовому воспитанию школьников. - М., 1991.

5. Панченко О.В. Формирование условий готовности учителя к самообразованию и осуществлению инновационно-маркетинговой деятельности в общеобразовательной школе // Балтийский гуманитарный журнал. 2012. № 1.

6. Панченко О.В. Сущность понятия «готовность» и уровни готовности учителя к инновационно-маркетинговой деятельности // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 48-50.

PREPARING TEACHERS TO MANAGEMENT INNOVATIVE MARKETING ACTIVITIES STUDENTS WITH THE USE FOUR-LEARNING

© 2012

O.V. Panchenko, lecturer marketinq

Togliatti Institute of Technical Creativity and patents, Togliatti (Russia)

Annotation: The use of methodological principles and components of preparedness allows you to build a four-trained teacher of innovation and marketing activities and managing the creation of student intellectual property.

Keywords: innovation, willingness, inventive activity, architectural project, a workshop, a method of enhancing creative thinking, talent, multimedia systems, patentable inventive solutions.

УДК 37(09)

ВЕДУЩИЕ ИДЕИ И ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ ШКОЛЫ БУДУЩЕГО В ТЕОРИИ

И ПРАКТИКЕ А. ЗАХАРЕНКО

© 2012

Н.С. Побирченко, заведующая кафедрой социальной педагогики и истории педагогики, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Национальной академии

педагогических наук Украины

Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины, Умань (Украина)

Аннотация: В статье предлагается анализ Авторской школы А. Захаренка (Черкасская область, Украина). Раскрыты базисные принципы и модель управления сельской школой: целеустремленность в работе, последовательность, цикличность, четкое сочетание цели, содержания и формы; культ труда как средства воплощения мечты, самоутверждения личности; школа для учителей. Рассматриваются проблемы сельской школы в основных понятиях педагогики Захаренка.

Ключевые слова: А. Захаренко, принципы управления школой, модель школы, педагогический коллектив.

Образование у нас провозглашено национальным богатством, основой интеллектуального, экономического и социального развития государства. Это положение было и остается среди базисных концепции развития страны, в законодательстве независимой Украины. Именно образование как отрасль человеческой деятельности оказывает определяющее влияние на развитие личности, ее самореализацию, особенно в наше время появления новых информационных технологий, когда коренным образом изменились привычные понятия о расстоянии в пространстве и времени, возросла необходимость обучения, необходимость знаний.

Параллельно с прогрессом, развитием образования, существенным рывком в разработке новых методик, современном техническом оснащении учебных заведений и технологической вооруженности педагогов в последние годы в отечественной науке все чаще проводятся наблюдения гигантского разрыва в уровнях работы учебных заведений, условиях существования, ведь атмосферы их сугубо индивидуальны и отличны по ряду объективных и субъективных причин. На горькие размышления наводит сравнительный анализ школ сельских и городских, малокомплектных школ в глубинке и базо-

вых учебно-воспитательных комплексов. Выпускникам разных школ при таких условиях трудно конкурировать при поступлении в вузы, в дальнейшем обучении, овладении профессией и социальной адаптации. И эта пропасть разрыва в уровнях подготовки воспитанников разных школ имеет тенденцию к углублению. Причин такой ситуации насчитывают немало. Здесь и дефицит высококвалифицированных кадров педагогов, и крайне недостаточное материально-техническое обеспечение школ, в частности сельских, и обесценивание образования как залога успешного будущего для детей в глазах рядовых граждан. На основе этих негативных явлений общественное мнение успело выработать определенный стереотип представлений: городская школа - это высота, там есть все, а сельская - нищета, вчерашний день. Более детальный анализ проблемы показывает, однако, что не может здесь быть исчерпывающим географический принцип оценки профессионального уровня учебных заведений. Со всей очевидностью назрела необходимость модернизации образования в целом, с учетом требований, которые диктует современность. Авторы значительного числа статей, ссылаясь на требования современной политики государства в сфере модернизации

образования, указывают на необходимость обновления знаний и умений управленцев в вопросах экономики, права и психологии и в сфере управления на базе центров повышения квалификации федерального, регионального и муниципального уровней [1, с. 30].

В контексте сказанного особенно важен опыт ведущих ученых-практиков, к когорте которых относится Александр Антонович Захаренко - директор Сахновской школы в Черкасской области, вошедшей в историю отечественной педагогики под названием «Школа над Росью», академик АПН Украины, заслуженный учитель Украины. О школе в Сахновке, Авторской школе Александра Захаренко, написано много. Изучается его уникальный опыт, богатое педагогическое наследие, интересное как для ученых, так и для школьной практики Украины и зарубежья. Значительно меньше проанализирован и изучен еще один, отдельный аспект деятельности Александра Захаренко - он обладал уникальным даром руководителя коллектива. Свою необычную школу он сам создал, введя собственные методы и приемы управления учебным заведением. Сегодня можно констатировать очевидный факт - гениальный педагог А. Захаренко по крайней мере на полвека опередил свое время. Уже в 60-е годы он начал создавать школу XXI в, школу будущего.

Напомним, что годы директорства А. Захаренко

- это в основном советская эпоха. Есть время, когда роль, круг обязанностей руководителя строго регламентировались «сверху» административными рамками. Проявлять инициативу было проблемно, порой даже опасно. Стандартная практически единая для всех школ программа, учебники - только те, которые благословляет министерство. Даже методики в учебном и воспитательном процессах приказывали использовать в основном только рекомендованные высшим чиновничеством. Право на собственные разработки милостиво разрешалось как исключение только опытным авторитетным педагогам. В этих непростых условиях только такой самородок, как Александр Захаренко и сумел воплотить в жизнь идею уникального учебного заведения - школы самореализации души и личности ребенка.

Сахновка - маленькое село в глубине Корсунь-Шевченковского района Черкасской области. По тогдашнему административно-хозяйственному разделению Сахновка принадлежала к числу так называемым бригадных сел, которые не могли похвастаться ни богатством, ни хоть какими-то преимуществами, перспективой на будущее. И школа до прихода Захаренко и воплощение инициированных им замыслов была обычной, ничем не примечательной сельской школой. В концепцию ее преобразования и дальнейшего развития А. Захаренко положил идею самореализации личности учащегося. Достичь такой цели в условиях сельской глубинки два десятилетия назад было малореально. В городе развиваться ребенку помогает много факторов

- библиотеки, театры, выставки, занятия в центрах технического и художественного творчества, само окружение образованных людей. В наше время добавился еще один сверхмощный фактор - компьютеризация, возможность пользоваться сетью Интернет. В селе с этим сложно даже сегодня. Школа в селе, как подчеркивает академик О. Сухомлинская «включает в себя большое количество функций: образовательную, воспитательную, просветительскую с различными классификациями типов и видов. Своеобразие обусловлено ее расположением (удаленность от культурных центров), спецификой учебно-воспитательного процесса, количеством учащихся и учителей, размерами пришкольного участка и его использования и т.д.» [2]. Э. Хакимов пишет: «Сельская школа имеет ряд существенных позитивных особенностей: она выступает культурообразующим фактором на селе, эффективно формирует менталитет личности учащихся, стихийно обеспечивает возрастную, территориальную и межпредметную интегративность,

обеспечивает удержание на селе работников, выступает фактором развития сельскохозяйственного производства, педагогизирует среду...» [8, с. 200].

Основной источник знаний здесь, как правило, один - учитель. Это обстоятельство очень умело использовал в концепции развития Сахновской школы ее директор. Сельская школа малолюдная, классы небольшие, но эта особенность имеет существенный плюс - дает учителю такой простор для индивидуальной работы с каждым воспитанником, о котором его городской коллега может только мечтать. Учитывая это, А. Захаренко сделал ставку на тесное сотрудничество учителя и ученика. И таким простым, на первый взгляд, способом достиг того, что недостатки сельской школы - малолюдность, дефицит современных средств обучения - стали ее преимуществами. Вчерашняя слабость сегодня стала силой. Поэтому главным в арсенале Авторской школы А. Захаренко, ее альфой и омегой был и остается личностный контакт педагога с воспитанниками.

Это правило было и остается базовым понятием педагогики Захаренко, краеугольным камнем, на котором выстроен сельский храм науки - его Авторская школа.

Как известно, Авторской школой называют учебно-воспитательное учреждение, деятельность которого основывается на собственных оригинальных идеях педагога.

Чтобы понять принципы работы Захаренко-директора, должны вспомнить его педагогическое кредо, которое Александр Антонович часто повторял молодым учителям, школа - это не просто учебное заведение, здание, где дают уроки, пусть даже с модерным оборудованием и компьютерами. Это храм знаний, высокой морали и неограниченного творчества учителей и их воспитанников.

Александр Антонович Захаренко возглавлял школу более 40 лет. Должно взять во внимание, что на этот период приходятся судьбоносные изменения в общественно-экономических формациях страны. Школа Захаренко начинала формироваться во времена СССР, растет и развивается в независимой Украине - в разных государствах с диаметрально противоположными идеологиями. Эти обстоятельства не могут не отразиться на живом чувствительном организме школы. Но управленческая модель школы Захаренко настолько своеобразна и одновременно простая, пластическая, многокомпонентная, что оставалась действенной и эффективной при всех общественных изменениях. Происходит это потому, что основой, базисом педагогической системы Александра Антоновича всегда были не идеологические постулаты эпохи, а вечные общечеловеческие ценности - честность, уважение к родителям, любовь к родной земле, помощь слабому и прочее. Много значит и то, что школа Захаренко - сельская, то есть функционирует в среде достаточно консервативной (в лучшем смысле этого слова). Какие бы политические ветры не шумели, а школа оставалась школой, и Захаренко оставался самим собой.

Управление развитием школы осуществлялось на различных уровнях, тесно взаимосвязанных: стратегическом, технологическом, организационном, личностном. Александр Антонович был прирожденным стратегом, новые идеи появлялись у него постоянно. Особенность же стратега Захаренко заключалась в том, что вместе с идеей у него параллельно возникал план ее реализации. Так было с воплощением в жизнь всех знаменитых сахновских проектов - строительством планетария, бассейна, колодца Совести, созданием музея, закладкой школьного дендропарка. В «Слове к потомкам» Захаренко пишет: «Школа - это маленькое государство, она не может существовать без идеи-замысла, которая увлекает детей, учителей и родителей ... Если такая идея исчезает, а не рождается новая, горе тому учреждению, школе, государству, ибо оно деградирует, останавливается в своем развитии, в нем бесцельно жить, в нем скучно, и нет прогресса»[3]._

У Александра Захаренко можно выделить несколько ключевых, базисных принципов управления школой:

1. Целеустремленность в работе, последовательность, цикличность, четкое сочетание цели, содержания и формы.

Система А. Захаренко называют «педагогикой конкретного действия» в первую очередь потому, что каждый его замысел при любых условиях последовательно доводился до конца. По характеру и ментальности Александр Антонович был романтиком, мечтателем (это основа его замечательного взаимопонимания и успешных контактов с детьми). Но этот мечтатель не витал в облаках, а крепко держался земли и умел убедить, что мечту можно и нужно осуществить. Мечта о музыкальном фонтане, бассейне в сельской школе тридцать лет назад - на первый взгляд выглядела утопией. В Сахновке брались за работу и - собственноручно воплощали мечту в реальность. Захаренко, педагог от Бога, умел тяжелую, самую черную работу - копать землю, мешать бетон, разбрасывать навоз на участке - расценивать как путь к великой цели.

2. Культ труда как средства воплощения мечты, самоутверждения личности. Совместная творческая работа коллег-педагогов, учителей, родителей и детей -мощное объединяющее начало. Александр Антонович виртуозно выстраивал концепцию такого совместного творчества в своей школе над Росью. Сначала была мечта - Александр Антонович чрезвычайно ценил творческую силу мечты - общий замысел учителей и детей. В Сахновской школе мечтали о музее, представляли, каким он будет, как начнут его оборудовать. Когда дошло до строительства, то оказалось, что с мечтами достаточно просто носить кирпич, готовить раствор, убирать площадки. И дом вырос. Затем мечтали о спортивном комплексе - как будут плавать в бассейне, когда за стенами трещит мороз. Мечта окрыляла, когда несколько бессонных суток бетонировали чашу будущего бассейна. Именно в такие моменты в сознании и детей, и молодых педагогов утверждалось убеждение: мечты становятся реальностью, это можно осуществить своими руками. В знаменитых проектах Захаренко не только планетарий, бассейн строили, дендропарк закладывали, «Энциклопедию школьного рода» составляли, а растили, выстраивали души. «Наше строительство было малопонятным мероприятием для многих. В период застоя одерживали верх сторонники широкой регламентации в области образования, - писал Александр Антонович, - а начинали мы его для того, чтобы трудновоспитуемые Васи и Пети, и вполне благополучные отличники и хорошисты не ускользали от физического труда. И чтобы тот, кто привык быть потребителем, познал пот и усталость, познал настоящие человеческие ценности. В процессе строительства шлифовалась методика трудовой деятельности учащихся, которая отличается от организации работы взрослых. Наша главная цель: развитие молодых сил личности, ее способностей на основе возрастных возможностей» [4].

В своей школе над Росью А. Захаренко с математической точностью доказал и ярко проиллюстрировал концепцию В. Сухомлинского о творческой силе совместной работы, утверждение великого педагога из Павлыша о том, что именно в подростковом возрасте человек подводит первые итоги служения обществу, если он может оглянуться назад и ощутить радость от того, что смог что-то создать собственными руками.

В школе Захаренко ежедневно в 16 часов начинался второй трудовой день. Зимой - в учебно-производственных цехах, весной, осенью - в поле, в саду. Дети уже с четвертого класса имели свои трудовые книжки. Производили настоящую продукцию - для колхоза, завода, фабрики - где находили заказ. Главное мерило в работе - качество, поэтому продукцию принимал ОТК. Часто в цехах с детьми работали и родители, ремонтировали бытовую технику. Это было действеннее любых

уроков. «Утверждать культ труда - это приучать к труду настолько, чтобы человек не мог жить без него», - подчеркивал Александр Антонович еще на страницах своей первой книги «Школа над Росью» [5].

3. Школа для учителей. Исследователи педагогической системы А. Захаренко единодушно утверждают, что центром школьной вселенной гениального педагога был ребенок, целью - развитие юной личности с учетом ее возможностей и предпочтений. Но обратим внимание еще на одну особенность Сахновской школы: у Захаренко постоянно учились не только дети, но и учителя. В необычной школе работает замечательный коллектив, яркие личности, педагоги-асы, как называл их Александр Захаренко.

Но никогда знаменитый директор не подбирал кадры специально, выискивая таланты или бракуя новичков, которые не соответствовали требованиям. Суть в другом: благодаря кураторству директора Захаренко, его влиянию, самой атмосфере необычной школы даже обычный, казалось бы по своим возможностям учитель, превращался в мастера. В воспитательном процессе влияние взаимное, и на питомца, и на воспитателя, это аксиома. В идеале должно происходить постоянное духовное взаимообогащение. Для этого, как отмечал В. Сухомлинский, «... нужны такие основы, на которые опирался бы и первоклассник, который только переступил школьный порог, и выпускник-десятиклассник, и седой ветеран педагогического труда с большим педагогическим опытом» [6]. Так бывает тогда, когда учителя и ученики становятся единомышленниками, связанными общей идеей, делом. В Сахновской школе эта общность родилась еще тогда, когда школьной толокою сообща закладывали фундамент музея или заливали бетон, строя бассейн. Потому что, постоянно подчеркивал Александр Захарович, немного достигнет тот педагог, который видит учеников только с дистанции учительского стола, в рамках учебной программы. Учитель должен быть старшим другом ребенка, единомышленником. Тогда и отношения складываются искренние, непринужденные, - но без панибратства! Еще А. Макаренко в словосочетание «педагогический коллектив» вкладывал широкий смысл - нераздельное единство учителей и учеников. Авторская школа Захаренко в Сахновке - эталон такого сообщества. Но коллектив - это не только сообщество коллег, пусть даже интересных ярких личностей, но и духовная общность, благодатная среда для развития, самовыражения. «Дело в том, - отмечает исследователь А. Крутенко, - что главным приоритетом деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса было не получение академических знаний, умений и навыков, а приобретение навыков жизненно необходимых: от умения найти общий язык с окружающими (друзья, учителя, одноклассники, родители, совсем незнакомые люди) - к навыкам трудовой и умственной деятельности ... От умения что-то сделать своими руками к осознанию себя как незаурядной личности, умеющей наладить паритетные отношения с окружающими»[9].

В такой атмосфере сахновские учителя просто не могли останавливаться в образованности и совершенствовании профессионального мастерства. Все, кому знакома атмосфера школы Захаренко, утверждали, что здесь нельзя просто давать уроки, пусть и мастерски, интересно, на уровне. Чтобы быть здесь учителем, надо жить жизнью своей школы, воспитанников, села. Кто не мог, не хотел вписаться в такой ритм, в своеобразную среду - те рано или поздно просто отсеивались от школы.

Еще 30 лет назад в Сахновской школе была высоко востребована психологическая наука - это в те времена, когда мало интересовались ею даже в большинстве высших учебных заведений. Специальные знания способствовали созданию в коллективе неповторимой атмосферы творчества, общей цели и взаимопонимания. Из вчерашних студентов, которые приезжали в Сахновку

с новыми дипломами, здесь формировались настоящие специалисты. Для молодого с творческой жилкой учителя огромным преимуществом было одно из основных правил школы Захаренко - полная свобода выбора форм и методов в работе с классом. Без такой свободы, считал Александр Антонович, учитель задохнется. Требование единственное - знания дети должны получить основательные, с собственным мнением, с элементами научного исследования.

В другое время кто-то противопоставляет такие понятия, как демократизм, гуманизация учебно-воспитательного процесса и непререкаемый авторитет учителя. Свое мнение по этому поводу А. Захаренко выразил в книге «Школа над Росью»: «Мы привычно повторяем мнение, что авторитет воспитателя - это результат его деятельности, взаимоотношений с учениками. Однако мы часто забываем, что отношение учащихся к воспитателям нужно сознательно и настойчиво формировать. Чтобы ученики не были равнодушными к учительскому, родительскому, материнскому труду, они должны понимать его сложность, важность, большой смысл» [10].

А. Захаренко был убежден: без творческого, мыслящего учителя не может быть ни национальной школы, ни независимой Украины. А настоящий учитель - это тот, который способен пробудить мысль у воспитанника, научить общению, по большому счету - дать азы социально-психологической адаптации в обществе. И конечно, дать знания. В воспоминаниях коллег об Александре Антоновиче встречается информация о том, что часто цитировал он молодым педагогам и школьникам строки письма академика Д. Лихачева: «Обучение тяжелое, когда мы не умеем находить в нем радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни» [9]. Все выдающиеся ученые учились до конца жизни. Перестанешь учиться - не сможешь и учить, потому что знания все умножаются и усложняются. Это утверждение также было базисным в работе Захаренко с учителями. Еще важнее то, что Александр Антонович не просто требовал знаний и творчества - он создал эту атмосферу роста, созидания, деятельности для педагогов в Сахновской школе.

Школа Захаренко всегда была школой самореализации не только для учеников, но и для педагогов. Здесь по-настоящему расцвели таланты многих учителей. Поэтому так самоотверженно работали педагоги, так искренне поддерживали каждый замысел своего неугомонного директора.

Последние годы А. Захаренко на директорском посту - период затяжного экономического кризиса в Украине, когда приходилось не жить, а выживать, откладывать много творческих замыслов на потом. На страницах книги «Советы коллеге, рожденные в школе над Росью» Александр Антонович с болью и искренней заботой пишет о положении сельского учителя с мизерной зарплатой, бесконечными беспросветными заботами о хозяйстве, без которого сейчас не обойтись, не выжить: «Понемногу замечаешь, как болотная тина затягивает учителя в бездну отчаяния, лишает возможности быть светочем знаний среди детей и среди взрослых. Держитесь, хватайтесь за соломинку, но ищите выход из этого зла ... Учитель! Проблемы сельские - это твои проблемы. Но что бы там ни было, ты знаешь, каким должен быть учитель» [11].

Есть в А. Захаренко несколько определений современной школы. Вот одно из них - лаконичное, но наиболее емкое: «Школа - это постоянное, самостоятельное движение вперед, идея, которая должна непременно захватить сразу троих: учителя, ученика, родителей» [12]. Эта триада - единство школы, детей и семьи - также один из китов воспитательной системы Александра Антоновича. Поэтому остановимся на главном из базисных принципов Авторской школы Захаренко - сотруд-

ничестве с родителями [5].

Школа и семья. Семья, даже современная, где родители образованные, и не жалеют времени для своих потомков, не может обеспечить полноценного воспитания ребенка без участия школы. Как и школа - без семьи. Проблема объединения воспитательных воздействий семьи и школы всегда была непростой. Между учителями и семьей стоит ребенок. Через нее идут основные потоки информации в обоих направлениях, через нее осуществляется общение педагогов с родителями. Но ребенок воспринимает факты и явления окружающей действительности по-своему и доносит информацию не всегда объективную. Есть традиционное средство контроля

- дневник, но это не более, чем короткие сухие записи, которые никогда не заменят живого общения с людьми, объединенными общей целью - вырастить из школьника достойного человека.

На первый взгляд, формы работы с родителями Захаренко использовал вполне традиционные - собрания, отчеты школьников и педагогов, праздничные поздравления, линейки, концерты. Коллеги-директора часто удивлялись: какое же «волшебное слово» знает Захаренко, сумевший привлечь к активному сотрудничеству родителей. Суть в том, что у Александра Антоновича родители - не добровольно-принудительные спонсоры для сдачи средств то на одно, то на другое, а заинтересованные участники осуществления его необычных проектов для детей, для родной школы -строительства планетария и бассейна, закладки парка и другое. Воспитательное воздействие школы распространялось и на родителей. Привлечение к участию в педагогическом процессе родителей - это был первый шаг к созданию единой социокультурной среды села Сахновка. Школа, педагоги определяли приоритетные направления воспитательной работы, а участниками ее, кроме учителей, был и родительский корпус, и фактически вся сельская община.

Интересную мысль по этому поводу пришлось услышать от преподавателей Уманского педагогического университета: Александр Антонович расширил стены школы к размерам села Сахновки и тем самым привлек родителей к педагогической орбите школы. «Необходимо оказывать свое влияние и на ребенка, и на его родителей, - писал А. Захаренко, - ибо мудрая наука - педагогизация семьи, это педагогика среди людей и для людей»[13].

В работе с родителями (даже можно взять шире - с сельской общиной) у директора Захаренко был еще такой мощный арсенал, как пресса. Подчеркнем - школьная пресса. Сначала была вполне традиционна стенгазета, но предназначенная специально для родителей

- «Голос школы». Затем основали школьную радиостанцию, многотиражную газету «Девичьи горы» и школьную телестудию «Пастушка», которую с полным правом можно назвать региональной, ведь транслирует передачи на несколько близлежащих сел (необычные романтические названия - от местных топонимов). Школьная пресса насыщает информационное пространство не только своими новостями, из классов. Ни одно, даже маленькое событие в Сахновке не остается без внимания. Дни рождения родителей, юбилеи, отличия, радости и беды каждой семьи - обязательно освещают, помня слова своего наставника: разделенное горе - полгоря, разделенная радость - дважды радость. В эфире выступают педагоги-асы - обмен живым опытом, идеями. Готовят телерепортажи из сельских дворов, из уроков, торжеств.

Еще одна сахновская традиция - ежедневные радиолинейки. Собственно, они выполняют функцию сельского радиовещания. Вся деревня слышит и знает, чем занимаются дети, как учатся, чем интересуются, радуются их достижениям, волнуются через неудачи. По утверждению Александра Захаренка, эти радиопередачи способствуют укреплению семей, появлению общих интересов.

С легкой руки А. Захаренко в начале 80-х годов родилось ученическое самоуправление. Появление такой воспитательной формы в Сахновке можно назвать пролонгацией педагогической системы А. Макаренко на современном этапе. Разрабатывая концепцию самоуправления для своей школы, Александр Антонович взял за образец систему отрядов и дежурств, которая так эффективно работала в Макаренковской коммуне. Это было действительно новаторским шагом - противопоставлением, и даже вызовом пионерским организациям, комсомольским комитетам. Ведь это тоже были формы детского самоуправления, но столь формализованного, заидеологизированного, что деятельность их, по сути, сводилась к выполнению указаний и инструкций. В Сахновской школе было по-другому - на ученической инициативе. Ежегодно проводились дни самоуправления, когда из активных, серьезных учеников формировалась администрация и педагогический коллектив и на этот день взрослые передавали власть в руки школьников. Дежурство по школе - главный дежурный ученик наделен полномочиями заместителя директора. Он отвечает за организацию учебно-воспитательного процесса, ему доверяют ключи от школы. Дежурному предоставляется право объявлять благодарности, его распоряжения обязаны выполнять все школьники. Он формирует дежурный отряд, в составе которого ученики из разных классов. Отряд в течение недели поддерживает порядок в школе.

Сторонники авторитарных методов руководства оценивали идею школьного самоуправления очень скептически. А. Захаренко уже в то время видел в школьном самоуправлении прекрасную форму деловой игры, психологического тренинга для старшеклассников. Результатом ее было развитие инициативности, навыков самоорганизации, воспитание ответственности у подростков, чувство собственного достоинства.

Идеи ученического самоуправления, заимствованные в Сахновской школе, приобрели популярность. Их внедрили во многих школах и даже вузах. Например, в Соколовской школе Черкасской области пошли дальше - создали школьную республику с должностью президента, выбрали школьный парламент.

Стабильная сильная система школы, которую умело организованное самоуправление укрепляет структурно, способна положительно повлиять на среду и даже превратить ее. Так было у А. Макаренко, так происходит в Сахновке, где школа стала центром воспитания, духовности и культуры.

В этом селе авторитет школы, «дух корпорации» настолько высок, что зримо ощущается неразрывная связь между учебным заведением, воспитанниками и сельской общиной. В управленческой модели школы базовым понятием следует назвать благоприятный морально-психологический климат, коллегиальный профессионализм, умение добиться положительных конечных результатов как на коллективном, так и на индивидуальном уровне.

Управленческая модель школы - высокоэффективная, многокомпонентная, иерархическая, гибкая и открытая. Как отмечалось выше, осуществляется управление на нескольких уровнях - стратегическом, организационном, технологическом, личностном.

Изучая опыт и особенности работы А. Захаренко, педагоги всегда удивляются, как у него на все хватало времени? Александр Антонович не боялся доверять самые ответственные дела не только коллегам-учителям, своим заместителям, но и ученикам. И постоянно повторял, что доверие - залог честности в отношениях. В книге «Советы коллеге, рожденные в школе над Росью», Захаренко оставил интересные заметки о роли и влиянии руководителя коллектива: «Директором может быть только тот учитель, который говорит только правду, а знает больше, чем учителя, вместе взятые» [14].

Директор - это дважды педагог, потому что на этом посту должен нести двойную нагрузку: учителя и ад-66

министратора, психолога и хозяйственника. Эта обязанность усложнилась до последнего предела, когда Украину захлестнула первая волна экономического кризиса. «Как выживать, как выжить? - пишет А. Захаренко, - напрасно ждать помощи хоть на копейку. Сейчас школы разделились на богатых и бедных ... Надо искать средства к существованию» [15]. И, как всегда конкретно, Александр Антонович предлагает средства - как и чем может зарабатывать школа: земельные участки, которые можно сдавать в аренду, школьная техника -тракторы, бороны - огороды обрабатывать. Если есть комбайны - сдавать в аренду. Третий шанс - школьные мастерские, где можно устроить цеха поделок. И, добившись высокого качества, брать заказы.

Писал Александр Антонович о сложности положения школы и учителя в нынешних условиях, о компромиссах, без которых не обойтись. Сельская школа может выжить только при условии тесного контакта с местными аграрными предприятиями, фермерами, с людьми. Болела душа Александра Антоновича за судьбы маленьких сельских школ. Проекты объединения школ нескольких населенных пунктов в школы-гиганты Захаренко называл непоправимым грехом.

Мечтая о школе XXI в, Александр Антонович отметил: «Хотя бы каплю из будущего должны перенести в современное, приблизить его, чтобы «научно-технический прогресс не переехал колесом, не задушил». За шуткой скрывается тревога о будущем школы, которая переживает сейчас не лучшие времена».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антипина И. О. Анализ современных подходов к оценке профессиональной компетентности руководителя школы // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 3. С. 29-32.

2. Сухомлинська О. Етичш цшносп у навчально-ви-ховному процес сшьсько! школи / Сухомлинська О. // Педагопчний вюник. - 2007. - № 1. - С. 17.

3. Захаренко О. Слово до нащадшв / Захаренко О. -Черкаси, 2004. - С. 80.

4. Захаренко О. Посшшаймо робити добро / Захаренко О. - Черкаси, 1997. - С. 25.

5. Захаренко О. Школа над Россю / Захаренко О. - К., 1979. - С. 150.

6. Сухомлинський В. Вибраш твори в п'яти томах / Захаренко О. - К., 1977. - Т. 1. - С. 412.

7. Крутенко О. Життя, присвячене дггям... / Крутенко О. - Черкаси, 2006. - С. 23.

8. Лукашкова И. Л. Методика обучения технике гимнастических упражнений с использованием инфор-мационо-биомеханических моделей // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 200-202.

9. Лихачов Д. Листи про добре i прекрасне / Лихачов Д. - К., 1988. - С. 58.

10. Захаренко О. Школа над Россю / Захаренко О. -К., 1979. - С. 57.

11. Захаренко О. Поради колез^ народжеш в школi над Россю / Захаренко О. - К., 1979. - С. 57.

12. Захаренко О. Мое село, мои дети / Захаренко О. // Сельская новь. - 1989. - № 9. - С. 3.

13. Захаренко С. О. А. Захаренко про родинне вихо-вання / Захаренко С. - Черкаси, 2006. - С. 80.

14. Захаренко О. Поради колез^ народжеш в школi над Россю / Захаренко О. - Черкаси, 2005. - С. 25.

15. Захаренко О. Поради колез^ народжеш в школi над Россю / Захаренко О. - Черкаси, 2005. - С. 21.

16. Хакимов Э. Р. Поликультурное образование как фактор формирования конкурентоспособности учащихся // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 2. С. 200-203.

LEADING IDEAS AND PRINCIPLES OF FORMING OF THE SCHOOL OF FUTURE IN A. A. ZACHARENKO'S THEORY AND PRACTICE

© 2012

N.S. Pobirchenko, doctor of pedagogical sciences, professor, correspondent member of the national academy of the pedagogical sciences of Ukraine

Pavlo Tychyna Uman State Pedagogical University, Uman (Ukraine)

Annotation. The article deals with the leading ideas and principles of forming of the author school, pedagogical views and definite aspects of the head man of Sachnivka secondary school academician A. Zacharenko's activity were analyzed. Keywords: ideas, principles, pedagogical views, secondary school, author school, the activity of A. Zacharenko.

УДК 37.017:172.15

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

© 2012

С.И. Терпелюк, старший преподаватель кафедры филологии и методики начального образования

педагогического института

Восточноевропейский национальный университет имени Леси Украинки, Луцк (Украина)

Аннотация: Статья рассматривает концептуальные основы анализа понятий «ценности», «ценностные ориентации», актуализирует проблему раскрытия содержания этих понятий в процессе формирования ценностных ориен-таций в студенческой молодежи, раскрывает особенности проявления ценностных ориентаций в разных видах и условиях деятельности, где определяющим принципом выступает формирование ценностного отношения молодежи к окружающей действительности.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, иерархия ценностей, интериоризация, структура личности, мотивы поведения, саморазвитие личности.

На современном этапе развития общества проблема формирования ценностных ориентаций молодежи очень важна, поскольку эта категория людей склонна к активной деятельности и является движущей силой развития общества.

Процесс становления социальной зрелости молодежи, ее жизненный выбор происходят во всех основных сферах жизнедеятельности человека, реализуясь посредством обучения и воспитания, усвоения и преобразования опыта старших поколений. Основными социально-психологическими регуляторами этого процесса и одновременно показателями положения молодежи в обществе выступают ценностные ориентации.

Общеизвестно, что существуют определенные моральные нормы и правила, большинство молодых людей пытается их придерживаться, но все чаще встречаются случаи, когда определенные действия характеризуются корыстью, эгоизмом и т.д., тогда все чаще мы слышим о переоценке ценностей. Таким образом, происходит процесс упадка одних и формирование новых ценностей.

Моделирование и формирование воспитательной системы педагогического вуза начинается с определения ее ценностей, исходя из которых затем проектируются цели воспитания... Целью воспитания должен выступать человек культуры, а идеальная модель - как результат воспитательного влияния - соединить в себе следующие черты: свободная личность, способная к самоопределению в мире культуры, с чувством собственного достоинства и способная к саморазвитию; гуманная личность, способная к сопереживанию, милосердию по отношению ко всему живому; духовная личность с развитыми потребностями в познании и самопознании, рефлексии, красоте, общении, творчестве; творческая личность, способная к преобразующей деятельности как в окружающем мире, так и в себе самой; практически подготовленная, адаптированная к жизни в конкретном культурном пространстве личность, способная к культурной идентификации [4, с. 73]. Учебно-воспитательный процесс в вузе является достаточно насыщенным относительно усвоения определенных ценностей и норм деятельности; это наблюдается через включение студента в систему новых социальных связей, где происходит несоответствие с уже имеющимися, но еще не стабильными взглядами на жизнь и новым мировосприятием, что порождает своеобразные внутриличностные конфликты.

Эти внутренние конфликты заставляют студента переоценить собственное видение конкретной ситуации, что является важным для личностного развития. Но не менее важно, что такая переоценка может приобрести неправильное направление, и приведет к переформированию ценностной ориентации личности [5].

Важным компонентом структуры ценностей личности является ее духовность, которая регулирует поступки человека и является компонентом гуманистического направления ее жизнедеятельности. Гуманистические концепции, ориентирующиеся и по содержанию, и по характеру отражения на приоритетную роль в образовательном процессе воспитания. предоставляют максимальную возможность для раскрытия потенциала личности... [1, с. 46].

Определение ценности, отражающей многоплановость указанного понятия и его синтетический характер, приводится в философском словаре: «Ценность» - 1. Понятие, которое характеризует «предельные», безусловные основы человеческого бытия. 2. Значения определенных предметов, явлений, процессов для человека, социальных групп, общества в целом. Указанные два смысла понятия ценностей часто расходятся, а порой и противоречат друг другу: то, что в философии рассматривается как «ценности - свобода, добро, истина», - для отдельного человека может и не представлять интереса. В свою очередь, конкретные предметы, ценные для индивида, в философском смысле не являются ценностями» [10]. Ценностная ориентация - это и есть выбор личностью такого типа поведения, в основе которого лежат определенные ценности [13].

Проблему ценностей и их роли в общественно-историческом развитии исследовали философы -Аристотель, Конфуций, Т. Гоббс, Б. Спиноза, И. Кант, Ф. Ницше, Г. Сковорода и другие, социологи В. Ядов, В. Лисовский, М. Титма и др.; психолого-педагогические взгляды на ценностные ориентации личности находим в трудах И. Беха, Б. Ананьева, Г. Балла, Л. Выготского, И. Зязюна, Г. Костюка, А. Леонтьева, С. Максименко, формирования ценностных ориентаций на основе национальной культуры, в частности национальной идеи, национального сознания, национальной духовности исследовали Г. Ващенко, Н. Побирченко, Д. Чижевский, В. Москалец, Д. Сикорский, И. Цимбалюк, В. Даниленко и другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.