боты, педагогических задач, исследовательской работы.
Примечания
1. Колесникова И. А., Горчакова-Сибирская М. П. Педагогическое проектирование: учеб. пособие. М.: Академия, 2005.
2. Индивидуализация образовательного процесса в педагогическом вузе: монография / под ред. Л. В. Байбородовой, И. Г. Харисовой. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2011.
УДК 37.018.26
Н. А. Тупицына
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ СООБЩЕСТВА ПЕДАГОГОВ, ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ГИМНАЗИИ
Статья посвящена проблеме использования современных интерактивных гуманитарных технологий с целью формирования личностных и профессиональных компетентностей сообщества педагогов, детей и родителей в гимназии. В ней раскрываются особенности реализации данных технологий в образовательной среде гимназии.
The article is devoted to the problem of using modern interactive humanitarian technologies aiming at shaping personal and professional competences of the community of teachers, students and parents of gymnasia. It reveals peculiarities of realization of such technologies in the educational environment of gymnasia.
Ключевые слова: современные интерактивные гуманитарные технологии, личностные и профессиональные компетентности, педагогические идеи С. Л. Соловейчика, сообщество педагогов, детей и родителей.
Keywords: modern interactive humanitarian technologies, personal and professional competences, the system of pedagogical ideas of S.L. Soloveichic, the community of teachers, students and parents.
Согласно Концепции модернизации российского образования воспитание должно стать «органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития» [1]. Важнейшие задачи воспитания -формирование у школьников гражданской ответственности и правового сознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности,
© Тупицина Н. А., 2012 16
толерантности, способности к успешной социализации и активной адаптации на рынке труда.
Компетентностный подход в воспитании акцентирует внимание на формировании у учащихся компетенций, обеспечивающих им возможность успешной социализации, проявляющейся в способности личности выполнять многообразные виды социально-профессиональной деятельности. Компетенции -это интегративная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, это способность человека реализовы-вать на практике свою компетентность. Поскольку реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности для решения теоретических и практических задач, то в структуру компетенций, помимо деятельностных (процедурных) знаний, умений и навыков, входят также мотивационная и эмоционально-волевая сферы. Важным компонентом компетенций является опыт - интеграция усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач. Формирование совместного опыта интеллектуально-творческой деятельности сообщества педагогов, детей и родителей - одна из задач реализации авторской воспитательной программы «Семья + школа + педагогические идеи С. Л. Соловейчика = сотрудничество» в образовательной среде КОГОКУ «Вятская гуманитарная гимназия с углублённым изучением английского языка». Программа включает методические рекомендации по изучению педагогического наследия С. Л. Соловейчика и разработки различных воспитательных и образовательных событий, реализующие идеи педагогической системы С. Л. Соловейчика. Результаты мониторинга свидетельствуют, что в условиях совместной интеллектуально-творческой, учебно-воспитательной и проектно-организационной деятельности происходит становление и развитие единства мотива-ционно-смысловой, духовно-нравственной и интеллектуально-коммуникативной сфер личности всех участников детско-взрослого сообщества: учащихся, педагогов и родителей.
Применение в учебно-воспитательном процессе гимназии гуманитарных интерактивных технологий, включающих педагогов, детей и родителей в совместную интеллектуально-творческую деятельность по формированию отношений сотрудничества, является одним из главных педагогических условий, способствующих формированию личностных, профессиональных и общекультурных компетентностей. Мы понимаем современные гуманитарные интерактивные технологии как «разновидности социальных технологий» [2], основанные на практическом использовании знаний о человеке в целях создания условий для свободного и всестороннего развития личности в интерактивном взаимодействии с другими представителями социума. К таким технологиям мы относим:
Н. А. Тупицына. Интерактивные гуманитарные технологии как ресурс формирования личностных.
- педагогические чтения;
- мастер-классы;
- педагогические мастерские;
- систему часов общения (классный час - исследование, классный час - дискуссия);
- систему родительских собраний (лекторий, круглый стол, мониторинг, презентация);
- конференции;
- педагогические советы, лектории, семинарии.
Интерактивный характер используемых технологий выражен в диалоговой позиции участников (сообщества педагогов, детей и родителей), позволяющей проявить различные компетенции (коммуникативную, учебно-познавательную, социокультурную, ценностно-смысловую). Характеристика «гуманитарные» отражает «человекоориентированную направленность технологий» [3].
Обратимся к характеристике данных технологий и специфике их реализации в образовательной среде гимназии.
Мастер-класс - это гуманитарная педагогическая практика, ориентированная на презентацию креативного, поискового, деятельностного характера преподавания мастером-профессионалом своего дела. Мы относим мастер-класс к современным образовательным технологиям профессионально-личностного становления специалиста и раскрываем его в следующей логике [4]:
1. Постановка преподавателем проблемы профессионального мастерства, компетентности.
2. Презентация личности мастера и его стиля преподавания (описание достижений в опыте работы, источников, откуда педагог черпал свои идеи).
3. Интерактивное включение всех участников мастер-класса в процесс формирования нового опыта творческой деятельности (работа в группах, социализация, выстраивание «живого знания», эксперимент, поиск, диалог).
4. Обогащение квазипрофессионального опыта, формирование компетенции путём интерактивного взаимодействия, выполнения заданий, решение профессиональных задач, основанных на эффективных приёмах профессионального творчества преподавателя.
5. Работа с методическими и дидактическими материалами преподавателя (пособиями, книгами, статьями, открытиями).
6. Рефлексивный этап мастер-класса, самоанализ каждого участника.
Этот этап связан с поиском личностно-значи-мых ответов на вопросы:
- Какому профессиональному приёму научился?
- Какой мыслью, идеей обогатился?
- С какой перспективой развития (чтения, познания, деятельности) уходишь?
- Какой вопрос перед собой ставишь?
- Какие ресурсы своего развития видишь?
- Как расширил свой кругозор общения, понимания, культуры?
Мы считаем, что владение технологией мастер-класса - это показатель профессиональной компетентности преподавателя, отражение его профессионального опыта в открытом режиме взаимодействия.
Проблемы формирования профессиональной компетенции специалиста исследуются многими педагогами и психологами с позиций деятельностно-го подхода - единства личности, сознания и деятельности, взаимосвязи процессов деятельности и общения (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, В. В. Давыдов, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.). Образовательная практика подтверждает, что процесс формирования профессиональной педагогической компетентности продолжается в течение всего профессионального пути, в соответствии с этим постоянный динамизм, незавершенность, ин-тегративность - ведущие характеристики профессиональной компетентности педагога. Кроме того, профессиональная компетентность имеет конкретно-исторический характер, динамична и может служить показателем уровня квалификации. Сочетание таких характеристик специалиста, как его квалификация и компетентность, позволяет определить динамику траектории его личностно-профес-сионального развития. В соответствии с этим мы полагаем, что формировать и развивать данную компетентность можно только при наличии соответствующих знаний, умений, навыков, сформиро-ванности внутреннего мира личности - установок, мотивов деятельности, ценностных представлений о самом себе, своих профессиональных качествах, результатах собственной деятельности. Технология мастер-класса обладает ресурсом для развития профессиональных, личностных компетентно-стей в современных социокультурных условиях.
Педагогическая мастерская понимается нами как интегративная образовательная технология профессионально-личностного становления и духовно-нравственного развития её участников, которая создаёт условия для поэтапного построения личностно значимых знаний, смыслов и самостоятельного опыта творческой деятельности каждого участника. В рамках опытно-экспериментальной работы, направленной на апробацию модели реализации педагогических идей С. Л. Соловейчика в условиях современной школы, мы выделили следующие разновидности педагогических мастерских, отвечающие требованиям гуманизации и демократизации современного образовательного процесса:
- мастерские конструирования, или построения знаний: создают условия для усвоения способов обмена информацией, построения новых зна-
ний, их углубления и преобразования участниками мастерской;
- мастерские профессионально-личностного становления педагогов: ориентированы на создание условий для профессионально-личностного становления педагогов, осознающих педагогическое творчество учителя как свой профессиональный выбор;
- мастерские ценностных ориентаций (ценностного самоопределения): создают условия для развития общекультурных и личностных компе-тентностей сообщества педагогов, детей и родителей; формирования опыта сотворчества, в котором «переживаются» духовно-нравственные, эстетические, социальные ценности, происходит принятие их человеком в свой духовный мир, формируется отношение к «человеческому в человеке»;
- мастерские творческого письма: обеспечивают решение задач интеллектуального и творческого развития обучающихся, создают условия для самопроявления и самореализации ребенка в процессе индивидуальной, парной и групповой работы, формирования у него системы новых знаний, умений, навыков за счет самостоятельной исследовательской и познавательной деятельности.
Таким образом, реализация рассмотренных выше современных интегративных гуманитарных технологий в образовательной среде гимназии не только создаёт условия для понимания содержания, но и формирует умение пользоваться методами познания, приёмами построения нового знания; способствует усвоению способов обмена информацией, построения новых знаний, их углубления и преобразования; стимулирует развитие общекультурных и личностных компетентностей сообщества педагогов, детей и родителей в процессе диалогового взаимодействия на принципах сотрудничества.
Примечания
1. Вербицкий А. Гуманизация, компетентность, контекст - поиски оснований интеграции // Вестник высшей школы. 2006. № 5. С. 19.
2. Акулова О. В., Ахаян А. А, Глубокова Е. Н. и др. Гуманитарные образовательные технологии в вузе: метод. пособие / под ред. С. А. Гончарова. СПб., 2007. С. 159.
3. Галицких Е. О. Диалог в образовании как способ становления толерантности: учеб.-метод. пособие. М., 2004. С. 17.
4. Галицких Е. О. Педагогические ресурсы профессионального гуманитарного образования // Педагогика XXI: материалы междунар. науч.-теор. конф. Караганда, 2011. С. 56-58.
УДК 371.388:51
В. В. Утёмов
ТРЕНИНГ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
КАК ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ
В статье рассматривается тренинг креативного мышления в обучении математике. Автором описываются адаптированные методы научного творчества, рассматривается теория решения изобретательских задач, приводится блочное описание одного из занятий тренинга.
In article training of creative thinking when training to mathematics is considered. The author describes the adapted methods of scientific creativity. The theory of the solution of inventive tasks is considered. To be brought the block description of class of training.
Ключевые слова: задачи открытого типа, творческие задачи, развитие креативности, творческий потенциал.
Keywords: problems of open type, creative problems, creativity development, creative possibility.
Необходимость развития личности с широким интеллектуальным потенциалом, способствующим развитию креативности как основы инновационной деятельности, отражена в федеральных и региональных документах, например в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, утверждённом приказом № 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации 17 декабря 2010 г. [1], указах, постановлениях, распоряжениях и иных нормативно-правовых актах по школьному образованию. Достичь поставленных целей можно только системно и комплексно, т. е. интегративно. Одним из путей реализации интегративного подхода в школьном образовании является использование методов научного творчества в процессе обучения школьников различным предметам, что позволяет не учить предмету, а учить предметом. Анализ опыта интеграции теорий научного творчества в традиционные школьные предметы (В. А. Бухвалов, С. Ю. Модестов - биология и экология [2], А. А. Гин, А. Л. Камин - физика [3], А. А. Не-стеренко - информатика [4], Ю. С. Мурашковс-кий, Р. С. Флореску - изобразительное искусство [5]) показывает эффективность использования методов научного творчества.
В статье описан пример использования методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г. С. Альтшулера в обучении учащихся основной школы математике. Тренинг как интенсивное обу-
© Утёмов В. В., 2012