ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 371.4 Сол
Н. А. Тупицына
КЛАССИФИКАЦИЯ ИДЕЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ С. Л. СОЛОВЕЙЧИКА
В статье рассматривается публицистическое наследие С. Л. Соловейчика как предмет педагогического исследования. Утверждается, что гуманистические идеи составляют ценностное ядро педагогической системы автора. На основании анализа педагогических идей С. Л. Соловейчика выстраивается классификация, выделяется шесть направлений в его педагогической системе.
The article deals with S. L. Soloveichik's publicistic heritage. It is stated that humanistic ideas form the value centre of his pedagogical system. Analysing S. L. Soloveichik's pedagogical ideas, we highlight six main groups of ideas in his pedagogical system.
Ключевые слова: С. Л. Соловейчик, система педагогических идей, гуманность, основные положения педагогики сотрудничества.
Keywords: S. L. Soloveichik, the system of pedagogical ideas, humanism, theoretical foundations of pedagogics of collaboration.
Для истории педагогики важны точки зрения современников, педагогов-практиков: Ш. А. Амо-нашвили, И. П. Иванова, В. Ф. Шаталова, -признающих в С. Л. Соловейчике крупнейшего отечественного педагогического журналиста, одного из наиболее значительных теоретиков педагогики XX в. [1]
Симон Львович Соловейчик (1930-1996 гг.) -уникальный публицист, талантливый журналист, создатель новой свободной педагогики - педагогики сотрудничества XX в. 1 октября 2010 г. исполнилось 80 лет со дня рождения С. Л. Соловейчика, человека, который, по мнению его коллег и друзей, учёных, «словом и делом творил историю педагогики».
Обобщив воспоминания его друзей-коллег, мы можем утверждать, что С. Л. Соловейчик отличался невероятной активностью, энергичностью, высокой духовностью. «Боец учительского фронта с внешностью и повадками Жака Паганеля», -шутили о нём его близкие. В. В. Познер обозначил своеобразие личности С. Л. Соловейчика, назвав его «философом от педагогики», акцен-
© Тупицына Н. А., 2011
тировав внимание на том, что именно С. Л. Соловейчик впервые на страницах газеты «Первое сентября» говорит о том, что «учитель в современном мире обречён быть философом».
Николай Крыщук, журналист газеты «Первое сентября», коллега и соратник С. Л. Соловейчика, считает личностными доминантами С. Л. Соловейчика способность удивляться чему-либо и открывать таланты в других, заражаясь чужой жизнью, видеть необыкновенное в обыкновенном: «При аистиной грациозности и артистизме Соловейчик был пронизан этим творческим усилием. Он заражал не только радостью мыслить, но и счастьем существовать в полную силу. В его присутствии возникала атмосфера внимательной доброжелательности, все становились вдруг по-особому изобретательны в самом главном: в словах, интонациях, взглядах, поворотах разговора, продолжении сплошной линии отношений, по природе пунктирных. Чувства свежели, изнутри их питала неизвестно откуда взявшаяся страстность» [2].
Эта позиция противоречит другой, согласно которой имя С. Л. Соловейчика связывали более с журналистской деятельностью, нежели с педагогической. Одна из причин, определяющая вклад С. Л. Соловейчика в историю педагогической журналистики, а не педагогики, на наш взгляд, очевидна: главные имена в педагогической классике XX в. - имена практиков. А в биографии С. Л. Соловейчика учительский опыт занял лишь несколько лет. После окончания МГУ в 1953 г. работал пионервожатым, учителем в школах Москвы. Годы учительства не были для него годами особенных достижений, они лишь позволили яснее оценивать открытия других, превратить «открытие первооткрывателей» в свою профессию: «На страницах "Учительской газеты" С. Л. Соловейчик находил уникальных людей: Ш. А. Амо-нашвили, И. П. Иванова, Е. Н. Ильина, С. Н. Лысенкову, Б. П. Никитина, В. А. Сухом-линского, В. Ф. Шаталова, М. П. Щетинина - находил и делал их сверхпубличными» [3]. Такова была жизненная позиция С. Л. Соловейчика: все люди уникальны и интересны.
Действительно, Симон Соловейчик-журналист появился ранее Симона Львовича Соловейчика-теоретика педагогической мысли. Журналистскую профессию С. Л. Соловейчик начал осваивать в журнале «Пионер», а затем в газете «Комсомольская правда», в рубрике «Алый парус», публиковал статьи по вопросам гуманизма и нравствен-
ности. В середине 1980-х гг., работая в «Учительской газете», С. Л. Соловейчик инициировал новое научно-практическое педагогическое движение - педагогику сотрудничества, в рамках которой воспитание рассматривалось не как воздействие на ребёнка, а как диалог педагога и ученика.
В 1992 г. С. Л. Соловейчик основал и возглавил газету «Первое сентября» с уникальным девизом: «Вы блестящий учитель, у Вас прекрасные ученики». В течение четырёх лет Симон Львович пропагандировал на её страницах собственные гуманистические педагогические идеи, которые расширяли и формировали знание о педагогической реальности.
Однако анализ публицистического наследия С. Л. Соловейчика доказал, что оно содержит целостную систему педагогических идей. Мы убеждены в том, что книги С. Л. Соловейчика могут быть предметом анализа, так как содержат систему педагогических суждений, положений, концепций.
Система педагогических идей С. Л. Соловейчика раскрыта в его знаменитых книгах: «Час ученичества» (1986), «От интереса к способностям» (1986), «Учение с увлечением» (1987), «Педагогика для всех» (1987), «Воспитание по Иванову» (1989), «Пушкинские проповеди» (1999).
Эти работы открыли нам мир новой гуманитарной практики - педагогики сотрудничества. Впервые определив педагогику как «науку об искусстве сотрудничать», С. Л. Соловейчик выделяет её главный ценностный компонент - человеческие отношения. Анализ педагогического наследия С. Л. Соловейчика доказал, что именно гуманистические идеи составляют ценностное ядро педагогической системы С. Л. Соловейчика.
Вот почему и в описании взаимоотношений ученика со школой у С. Л. Соловейчика возникают непривычные слова: «роман», «любовь», «увлечение». По выражению А. Русакова, в центре «школы, по Соловейчику, не ученик, не учитель, а человек» [4]. Именно в человеческом Соловейчик видел ключ к педагогическому: «Нет двух отношений к человеку: педагогического и человеческого, есть одно и только одно: человеческое» [5]. По собственному признанию С. Л. Соловейчика, он не столько занимался проблемами воспитания, сколько пытался понять «мир человека, его душу, его дух» [6].
Каждая из этих книг открывает читателю отдельную область педагогической практики. Заповеди семейного воспитания отражены в книге «Педагогика для всех», способы формирования познавательной учебной мотивации раскрывает книга «Учение с увлечением», формирование и развитие сферы интересов и способностей иллюстрирует труд «От интереса к способностям».
Уникальный материал для цикла занятий по духовно-нравственному воспитанию взрослеющей личности содержит книга «Пушкинские проповеди». Описание педагогического эксперимента и результатов использования методики коллективного творческого воспитания мы находим в книге «Воспитание по Иванову». Способы рефлексивного анализа прошлого жизненного опыта мы откроем в «Последней книге» автора.
Читая книги Соловейчика, мы не найдём готовых рецептов воспитания или умудрённых советов, созданных по схеме «как поступить, если...». К вопросам воспитания он подходил как философ, показывая глубокую противоречивость, а иногда и неразрешимость проблем: «Педагогика для всех - наука довольно жёсткая, как и все науки. Она не предписывает, как жить и каким быть, она даже не прописывает рецептов воспитания; она лишь исследует. При каких обстоятельствах с детьми всё будет хорошо, а при каких непременно будут трудности. Так получается - а так нет. Вот всё, что может сказать педагогика, но это немало» [7].
Программные статьи С. Л. Соловейчика «Воспитание школы» и манифесты «Педагогика сотрудничества», «Человек свободный», «От ученика - к личности» приводили в 80-90-х гг. XX в. к появлению инновационных направлений и концепций в исследованиях, открывали в науке новое понимание Человека, расширяли социокультурный опыт читателей.
Манифест «Педагогика сотрудничества» [8], принятый в 1986 г. на встрече знаменитых педагогов-новаторов в подмосковном Переделкино, сформулированный С. Л. Соловейчиком по итогам общих дискуссий, включал в себя тезисы разного уровня. Призывая к применению новых гуманных методов в обучении и воспитании всех («без отбора и отсева» [9]), манифест стал тогда важнейшей программой политической борьбы в сфере образования. Противостояния, в котором педагогика сотрудничества пыталась отстоять своё право на жизнь у авторитарной педагогики, так называемой «педагогики требовательности». Именно благодаря данному манифесту в образовательных дискуссиях последней четверти XX в. слова «свобода» и «сотрудничество» стали родственными. «Мало кто понял суть педагогики сотрудничества: это такая педагогика, которая даёт даже слабым ученикам возможность чего-то достичь и пережить своё достижение как успех, - пишет С. Соловейчик, - педагогика сотрудничества даёт ребёнку сегодняшнее, а не завтрашнее чувство равенства и собственного достоинства» [10].
С. Л. Соловейчику и его коллегам педагогам-новаторам удалось осуществить долгожданный поворот мысли: движение к гуманизму и
свободе без движения к сотрудничеству никуда не приводит: «Если предоставить детям полную свободу, но не создавать при этом отношения сотрудничества, то выпадает главное в воспитании внутренне свободного человека - обострение совести. Именно в сотрудничестве, желании работать вместе, в тонкой игре усилий каждого, во взаимном пробуждении, которое делает ненужной требовательность, и рождается совестливое отношение к людям, работе, обязанностям» [11].
Когда мы перечитываем цикл статей С. Л. Соловейчика «Воспитание школы» сегодня, становится понятно, как Соловейчик выстраивал целостную гуманистическую систему педагогических идей. Каждая статья отражает центральную идею - воспитание «трудных подростков», образ идеальной школы, проблемы и перспективы школьного образования, роль оценки в системе образования, границы внутренней свободы личности и т. п.
В привычных подробностях, в узнаваемых сюжетах школьной жизни С. Л. Соловейчик искал другой уровень: уровень человеческих отношений и философских противоречий, который охватывает сферу образования и воспитания, - показывал, что мы ничего не поймём в школе, в отношениях с детьми, если не будем обращаться к ценностям, которые глубже, чем собственно педагогика: «Школа может воспитывать, но не мероприятиями, а духом учителей, атмосферой человеческих взаимоотношений. Воспитывать человеческое отношение друг к другу, начиная от простых форм вежливости и заканчивая благородным чувством товарищества. А в идеале школа должна быть лишь честной и доброй по отношению к ученику - вот и вся воспитательная работа» [12].
Сегодня такая культура разговора о педагогике кажется почти утраченной. Изменились образовательные ориентиры и сама школа: в ней больше событий, меньше размышления, во взаимоотношениях «учитель - ученик» атавизмом считается атмосфера душевности. Возникает новый язык разговора о детстве и учебно-воспитательном процессе, который часто скрывает за гуманистическим пафосом формулировок почти полную неспособность школы перемениться по существу, стать человечнее, нужнее ребёнку. И может быть, поэтому именно сегодня нам важно вернуться к публицистическому наследию С. Л. Соловейчика - оглянуться и увидеть, что мы утратили в эпоху «всеобщей информатизации и модернизации», какие ориентиры потеряли и почему снова стоим перед теми же трудностями, что существовали в девяностые годы.
Педагогическая публицистика С. Л. Соловейчика - особый жанр «педагогических размышлений». В истории журналистики газетная статья считается жанром недолговечным, чаще все-
го представляющим впоследствии лишь документальный интерес. Но есть те редкие статьи, которые продолжают жить своей жизнью: их не просто перечитывают, а как бы открывают заново, у них долгий век - век интеллектуальных текстов. К таким статьям с полной уверенностью можно отнести статьи С. Л. Соловейчика: «Есть имена, заключающие в себе как бы наперёд характер и стиль жизни человека. Кто-то догадался, что имя Пушкина связано не с пушкой - с пушком, пухом. И верно: лёгкость - главное, что мы знаем о Пушкине. Такое же имя - пароль -Соловейчик. По книгам и статьям Соловейчика учились любить детей два поколения» [13].
Глубина и удивительная точность формулировок, художественная образность, простота и необычайная откровенность - вот отличительные особенности авторского стиля С. Л. Соловейчика, который выводит его работы за рамки психологии и педагогики. Его истории на страницах книг приобретают характер притчи, усиливая тем самым идейный уровень текста.
По словам исследователя А. Русакова, для Соловейчика жизненная ситуация - это не проблема, решение которой обсуждается, а «притча, позволяющая точнее увидеть подлинную суть неразрешимых противоречий, непрерывного и неизбывного драматизма духовной жизни» [14].
Педагогике необходимы не только учителя-практики, создатели методик воспитания и обучения, но в первую очередь - теоретики педагогической мысли. Те, кто создает философский, гуманитарный, больший контекст, задает понимание человека, на котором и строятся методики, системы, авторские школы.
В каждом периоде развития педагогической мысли существуют такие мыслители, способные увидеть и описать педагогическую проблематику. Таким «автономно точным» [15] мыслителем для педагогики 70-90-х гг. XX в. был С. Л. Соловейчик.
Представим педагогические идеи С. Л. Соловейчика в определённой логике суждений, выстроим их классификацию.
I. Философия семейного воспитания («Педагогика для всех», «Непрописные истины воспитания», «Пушкинские
проповеди», «Педагогические максимы») 1. Нравственные доминанты
• Нравственное самосовершенствование человека в процессе воспитания («доминанта на другого, а не на себя»).
• Воспитание как процесс, целью которого является формирование у ребёнка навыков выбора нравственных средств.
• Воспитание культуры поведения ребёнка через нравственность (идея доминанты нравственных ценностей воспитания над культурными).
• Зависимость результата педагогических усилий от степени духовности воспитателей.
• Идея «строительства души» ребёнка через укрепление его представления о себе самом как о достойном человеке (через «формирование чести»).
• Нравственность и духовность как «воспитательные границы». Идея взаимосвязи нравственных, духовных ценностей человека и целей воспитания.
• Воспитание в ребёнке «сердечного слуха» как механизма борьбы с его недостатками.
• Духовно-нравственное развитие личности в опоре на развитие чувств.
2. Искусство воспитания
• Педагогика как наука не о ребёнке, а о человеке, о «сути человеческого в человеческих отношениях».
• Воспитание «без воспитания» (без целенаправленных педагогических воздействий на ребёнка).
• Педагогическая поддержка ребёнка.
• Педагогическая вера как концептуальная основа воспитания.
• Необходимость соответствия образа воспитания и образа жизни воспитанников.
• Идея воспитательной силы желаний.
• Сотрудничество как принцип воспитания внутренне свободных личностей.
• Идея о трёх моделях воспитания («правила движения», «сад-огород», «кнут и пряник»).
• Идеал образа естественного человека в воспитании («Будь Человеком, а не выгляди как человек, не подделывайся под человека, не притворяйся человеком»).
• Моделирование Образа идеального ребёнка в опоре на Образ идеального человека.
• Идея зависимости продолжительности физического и психического развития личности от качества воспитания.
3. Воспитательные средства
• Воспитание определённых качеств личности ребёнка собственным примером родителей.
• Воспитательное воздействие на ребёнка любви к людям.
• Индивидуализация воспитательных средств в школьном и семейном воспитании.
• Воспитание ребёнка доверием к нему.
• Воспитание ребёнка общением («С детьми надо разговаривать!»).
• Воспитание ребёнка похвалой («Не бойтесь хвалить детей - на похвалах они растут, словно на дрожжах»).
• Направление воспитательных усилий на отношение к ребёнку (а не на себя и ребёнка). Идея отношения к ребёнку как главного воспитательного средства.
• Воспитание в ребёнке потребности быть необходимым.
• Воспитание счастливых детей через возбуждение в них стремления к счастью.
II. Педагогика «учения с увлечением», формирующего познавательную учебную мотивацию ребёнка («Учение с увлечением»)
• «Учение с увлечением».
• Воспитание в себе интереса к любой деятельности.
• Разумное планирование свободного времени (опыт с «решёткой времени»).
• Самовоспитание воли ребёнка через направление отношения на деятельность.
• Воспитание уверенности в себе через достижение успеха в трудном для ребёнка деле.
• Поэтапное восприятие информации из окружающего мира: ощущение - представление -научное понятие.
• Воспитание в ребёнке культуры умственного труда.
• Развитие внимания через формирование в ребёнке внимательного отношения к миру, людям.
• Концентрация памяти ребёнка при работе с учебной информацией через активизацию собственного жизненного опыта.
• Ответ у доски как форма публичного выступления, признающего необходимость творческого самовыражения личности.
• Идея семейного чтения.
III. Педагогика способностей («От интересов к способностям»)
• Идея детерминированности способностей ребёнка и социальной среды.
• Идея детерминированности способностей ребёнка и методов воспитания и обучения.
• Развитие способностей ребёнка в опоре на его интересы, через создание для него ситуаций успеха.
• Развитие интереса в ребёнке (а значит, и способностей) через освоение им различных социальных ролей и видов деятельности.
• Консолидация направленности интересов и способностей ребёнка в воспитательной работе педагогов и родителей.
IV. Идеи педагогики свободы (Манифесты «Педагогика сотрудничества»,
«Человек свободный», «От ученика — к личности», «Педагогика для всех»)
• Внутренняя свобода как высшая ценность и цель человека.
• Идея свободного воспитания.
• Свободная школа как образовательный центр, где формируются свободные педагоги.
• Свобода как «путь к воспитанию свободных» («Свобода - это и цель, и дорога»).
• Педагогическая поддержка как средство воспитания внутренне свободной личности.
• Сотрудничество как стиль воспитания внутренне свободных людей («Сотрудничество возможно лишь между внутренне свободными людьми»).
• Совестливость и честь как внутренние механизмы воспитания свободы.
• Дух как духовный источник свободы.
• Творческое самовыражение как способ воспитания внутренне свободной личности.
• Идея свободного обучения.
• Влияние свободной школы на внутренний мир и направление интересов обучающихся (идея взаимосвязи свободного воспитания и обучения).
• Совмещение свободы и дисциплины как признак свободно ориентированного обучения.
V. Идеи педагогического менеджмента (управления школой и её воспитания)
(Сборник статей «Воспитание школы», «Педагогические максимы»)
• Идея кризиса авторитарной (традиционной) школы.
• Необходимость гуманистического переворота в педагогическом сознании коллектива и администрации современной школы.
• Несоответствие государственных стандартов индивидуальному подходу в обучении («стандарт как форма, противоречащая законам естественного развития школы»).
• Несовместимость знания и достоинства в системе школьного образования в России.
• Необходимость увеличения возраста детей для получения обязательного общего образования с целью достижения интеллектуальной зрелости ребёнка.
• Идея развивающего обучения (использования современных форм и методов обучения).
• Проявление закона заслуженного собеседника в воспитании.
• Зависимость качества работы образовательного учебного заведения от интенсивности контролирующих мер.
• Негуманность дифференциации обучающихся в соответствии с их уровнем способностей («в основе дифференциации должен быть принцип разделения по интересам»).
• Личностно-ориентированный подход в обучении.
• Необходимость осмысления ресурсов современной школы.
• Идея эклектики традиций и новаторства как дальнейшего пути развития школы.
• Идея типологии школ (традиционная, педагогики сотрудничества, альтернативная, школа-казарма).
• Воспитание личности как цели современного школьного воспитания.
• Необходимость постановки ближней цели для ребёнка при организации учебно-воспитательного процесса.
• Воспитательное воздействие духа педагогического коллектива школы на обучающихся.
• Идея типологии административных кадров (администратор, ориентированный на начальство, на коллег-учителей, на детей).
• Необходимость в педагогической деятельности «воли к идеальной школе».
VI. Идеи педагогики коллективного творческого воспитания («Воспитание по Иванову»)
• Воспитательная функция коллектива.
• Гражданская забота как сущность коллективного воспитания.
• Воспитательное отношение (сотрудничества) как ведущее условие успешности воспитательного процесса.
• Коллективное творческое дело (КТД) как воспитательная форма работы, выражающая отношения общей творческой гражданской заботы.
• Идея поэтапной организации коллективной организаторской деятельности (КОД).
• Необходимость развития творческих способностей обучающихся.
Таким образом, в результате аналитической работы над текстами С. Л. Соловейчика, включающей в себя понимание, интерпретацию, герменевтическую распаковку его педагогических идей, мы выделили шесть направлений в педагогической системе автора:
• Философия семейного воспитания.
• Педагогика «учения с увлечением», формирующего познавательную учебную мотивацию ребёнка.
• Педагогика способностей.
• Педагогика свободы.
• Педагогический менеджмент.
• Педагогика коллективного творческого воспитания.
Задача, которая стоит перед нами на следующем этапе педагогического исследования, связана с выявлением востребованных в педагогической практике идей С. Л. Соловейчика, подтверждением полученных результатов в рамках педагогического эксперимента.
Примечания
1. Русаков А. Антология гуманной педагогики: С. Л. Соловейчик. М., 2007. С. 193.
2. Крыщук Н. Счастье существовать в полную силу // Первое сентября. 2010. № 18. 2 окт. С. 7.
3. Русаков А. Указ. соч. С. 12.
4. Там же. С. 33.
5. Соловейчик С. Л. Педагогика для всех: Книга для будущих родителей. М., 1989. С. 23.
6. Там же. С. 35.
7. Там же. С. 8.
8. Манифест «Педагогика сотрудничества» / С. Л. Соловейчик, В. Матвеев. 1986. С. 13.
9. Там же. С. 7.
10. Русаков А. Указ. соч. С. 112.
11. Соловейчик С. Л. Воспитание школы. Статьи для своей газеты «Первое сентября» 1992-1996 гг. М., 2002. С. 154.
12. Русаков А. Указ. соч. С. 10.
13. Там же. С. 84.
14. Крыщук Н. Так началась в моей жизни эпоха С. Л. Соловейчика // Первое сентября. 2010. № 18. 2 окт. С. 9.
15. Русаков А. Указ. соч. С. 15.
УДК 371.47.022
В. Б. Помелов
ИНСТИТУТ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ «НОВАЯ ЖИЗНЬ» КАК УСПЕШНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
В статье раскрывается содержание работы одного из инновационных отечественных учебно-воспитательных учреждений, - института трудового воспитания «Новая жизнь».
The article characterizes the content of the work of the institute of labour education «New Life», an innovational native educational institution.
Ключевые слова: институт трудового воспитания «Новая жизнь», трудовое воспитание, Петр Владимирович Поталак.
Keywords: the institute of labour education «New Life», labour education, Pyotr Vladimirovich Potalak.
Исследователи истории отечественного образования в качестве успешных воспитательных систем обычно приводят в качестве примера деятельность образовательных учреждений, руководимых А. С. Макаренко [1], С. Т. Шацким [2], В. А. Сухомлинским [3]; иногда вспоминают опыт директоров школ и детских домов второй половины XX в. Ф. Ф. Брюховецкого [4], С. А. Дзе-нушкайте [5], А. А. Захаренко [6], А. Ф. Иванова [7], М. П. Щетинина [8].
Несомненно, все эти замечательные педагоги добивались значительных успехов в обучении и воспитании подрастающего поколения. Однако нельзя не признать очевидного: если бы их педагогическая деятельность не получила широкого признания благодаря интенсивному освещению в печати, а также в трудах самих этих педагогов, едва ли история сохранила бы их имена; во всяком случае их известность и популярность были бы куда менее значительными.
В то же время практически полностью остается вне поля зрения исследователей истории педагогики деятельность значительного числа педагогов и педагогических коллективов, неког-
© Помелов В. Б., 2011
да гармонично сочетавших в своей работе теоретические и практические начала и добивавшихся значительных результатов. Их опыт и сегодня представляет далеко не только архивный, но в значительной степени и практический интерес.
К числу таких замечательных, но незаслуженно забытых педагогических коллективов, несомненно, относится экспериментальное учреждение Народного комиссариата (с 1946 г. - министерства) просвещения РСФСР, - так называемый Институт трудового воспитания «Новая жизнь», возглавлявшийся Петром Владимировичем Пота-лаком.
По окончании зимней экзаменационной сессии 1948 г. восемнадцать лучших студентов КГПИ были премированы коллективной недельной поездкой в Москву. Много интересного повидали в столице студенты, никогда прежде в Москве не бывавшие. Но эта поездка носила и, так сказать, профессиональный уклон: они посетили учреждения Академии педагогических наук РСФСР: педагогическую лабораторию, лабораторию по изучению наследия А. С. Макаренко и базовую школу № 169.
31 января 1948 г. студентки побывали в Институте трудового воспитания «Новая жизнь», -инновационном учебно-воспитательном учреждении, располагавшемся в Лопасненском районе Московской области, в 70 км от Москвы. Экскурсия в этот институт так поразила студентов, что по возвращении домой они посвятили этому событию целый выпуск журнала студенческого научного кружка педагогики.
Институт трудового воспитания «Новая жизнь» был учебно-воспитательным учреждением для девочек 13-16 лет и был создан Главным управлением социального воспитания Народного комиссариата просвещения РСФСР в январе 1928 г. в селе Скурыгино. При институте были организованы семилетняя школа, учебное хозяйство, молочная ферма, швейная и трикотажная мастерские в расчете на 110 воспитанниц.
Для своего времени институт был известным учебно-воспитательным учреждением, каким-то чудом уцелевшим после разрушительных реорганизаций 1930-х гг., когда из системы образования изгонялось все то, что не соответствовало представлениям тогдашних наркомпросовских чиновников о том, какими должны быть советское воспитание и обучение. Единым росчерком пера тогда уничтожались учебные заведения, считавшиеся инновационными в 1920-е гг.: школьные городки, опытные станции Наркомпроса, школы-коммуны, в том числе и в Кировской области.
Вятская губерния была в 1920-1930-е гг. среди лидеров инновационного движения в российском образовании. О работе Знаменской школы-коммуны, возглавлявшейся «Вятским Мака-