УДК 378 Бурякова Ольга Львовна
доцент кафедры французского языка и методики преподавания французского языка Пензенского государственного университета [email protected]
Шибанова Елена Александровна
кандидат филологических наук, доцент кафедры французского языка и методики преподавания французского языка Пензенского государственного университета [email protected]
Шибанов Дмитрий Валерьевич
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры теоретических основ
физического воспитания
Пензенского государственного университета
Чалых Наталья Анатольевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка Пензенского государственного университета [email protected]
МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Buryakova Olga Lvovna
Assistant Professor of the French Language and Methods of French Language Teaching Department,
Penza State University [email protected]
Shibanova Elena Aleksandrovna
PhD in Philology, Assistant Professor of the French Language and Methods of French Language Teaching Department,
Penza State University [email protected]
Shibanov Dmitry Valeryevich
PhD in Education Science, Assistant Professor of the Theoretic Fundamentals of the Physical Education Department, Penza State University [email protected]
Chalykh Natalia Anatolyevna
PhD in Education Science, Assistant Professor of the English Language Department,
Penza State University [email protected]
MODEL OF PROFESSIONAL ADAPTATION OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS
Аннотация:
Статья посвящена построению модели профессиональной адаптации студентов факультета иностранных языков. Анализируется проблема обеспечения ею студентов педагогического вуза.
Ключевые слова:
модель, профессиональное самоопределение, профессиональная адаптация.
Summary:
The article deals with the simulating of the model of professional adaptation of the foreign languages faculty students. The problem of support of the students’ professional adaptation in a pedagogical institution of higher education is analyzed.
Keywords:
model, professional self-determination, professional adaptation.
Актуальность исследования определяется выдвигаемыми требованиями общества к социально-профессиональной адаптации будущего специалиста, сохранению и развитию его нравственности и профессионализма.
В современном психолого-педагогическом и методическом знании выделяют исследования, связанные с профессиональной педагогической подготовкой (С.И. Архангельский, Е.П. Белозерцев, Е.В. Бондаревская, Н.В. Васильева, В.А. Сластенин, И.Ф. Харламов, Т.Н. Шамова и другие).
Согласно предположению К.К. Платонова, которое мы разделяем, профессиональная адаптация является решающим периодом ориентации, так как от того, насколько легко или трудно, быстро или медленно человек будет осваиваться с производственной работой, с окружающими его на предприятии людьми, будет зависеть, как сложится его трудовой путь.
Профессиональная ориентация сопровождает каждый этап самоопределения личности, который может включать в себя и профессиональную адаптацию.
Социологи выделяют ключевое определение «трудовая адаптация», то есть социальный процесс усвоения новой трудовой ситуации, в котором личность и трудовая среда оказывают активное воздействие друг на друга и являются адаптивно-адаптирующими системами [1].
Поскольку профессиональная адаптация выражается в определенном уровне овладения навыками и умениями, в формировании некоторых необходимых качеств личности, в развитии
устойчивого положительного отношения работника к своей профессии [2], можно говорить о том, что она (во всяком случае, первый ее этап) приходится на время обучения в вузе, - при получении образования.
Социальная адаптация имеет две формы: активную, когда индивид стремится воздействовать на среду с тем, чтобы изменить ее, и пассивную, когда он не стремится к такому воздействию и изменению.
Один из видов социальной адаптации - приспособление к условиям рынка труда с конкуренцией и безработицей.
В связи с изменением мотивов поступления абитуриентов в педагогический вуз на начальном этапе обучения встает задача ориентации студентов-первокурсников на профессию учителя, которая может быть решена через создание определенных педагогических условий для профессионального самоопределения студентов [3; 4]. Поэтому перед нами встала задача моделирования их профессиональной адаптации в педвузе.
Метод моделирования, позволяющий глубже понять взаимоотношения, возникающие внутри предмета исследования, применяется в педагогической науке довольно активно.
Объектом нашего моделирования является обеспечение профессиональной адаптации студентов факультета иностранных языков высшего педагогического профессионального учреждения. В качестве средства познания мы используем структурно-функциональную модель, имитирующую внутреннюю организацию и структуру профессиональной адаптации в условиях педагогического вуза. В моделировании особое значение имеет правильная организация данного процесса. В.В. Краевский рассматривает его этапы через последовательность процедур всего педагогического исследования [5].
Мы считаем необходимым, рассматривать изучаемый процесс профессиональной адаптации как систему, поскольку у него есть наличие следующих признаков, обязательных для целостных образований:
- наличие интегральных качеств, которыми не обладает ни один из отдельно взятых элементов, образующих систему;
- наличие составных элементов, из которых состоит система;
- наличие связей и отношений между элементами;
- наличие функциональных характеристик системы в целом и отдельных ее компонентов;
- наличие взаимодействия системы со средой и с другими - более низкого и высокого порядка;
- связь прошлого, настоящего и будущего в ее компонентах.
С этой точки зрения в модели обеспечения адаптации студентов-первокурсников педагогического вуза должно быть учтено:
- наличие мотивационного, содержательного и операционного компонентов адаптации студентов-первокурсников;
- взаимодействие системы учебно-воспитательного процесса и системы развития личности студента (компоненты учебно-воспитательного процесса - факторы развития личности);
- иерархичность целей, содержания, форм, методов и средств организации учебновоспитательного процесса, обеспечивающая эффективную профессиональную адаптацию сту-дентов-первокурсников;
- разные этапы профессиональной адаптации студентов представляют собой аналогичные, но содержательно разные процессы;
- возникновение противоречий на стыке этапов;
- многофункциональность адаптации (образовательная, воспитательная, развивающая, интегрирующая, координирующая и контрольная функции).
В ориентации студента на профессию учителя иностранного языка, а именно такую квалификацию получает выпускник факультета, и, следовательно, в профессиональной адаптации значительное место занимают общепрофессиональные дисциплины, которые, в свою очередь, входят как в состав федерального, так и регионального компонентов образования, а также включаются в курсы по выбору студента.
Под профессиональной адаптацией студента-первокурсника мы будем понимать двусторонний процесс: с одной стороны, это создание условий для профессионального самоопределения, а с другой - это подготовка студента к дальнейшей трудовой адаптации, к созданию собственной трудовой и профессиональной карьеры.
Мы считаем, что реализация цели и задач модели может быть осуществлена на основе принципов интеграции и координации разделов учебного плана, структурной и функциональной целостности учебно-воспитательного процесса.
Принцип координации предполагает ясность цели обеспечения профессиональной адаптации студентов, логичность и последовательность шагов при движении к цели. Роль координации заключается в поиске рационального взаимодействия участников процесса адаптации, в первую очередь студентов и преподавателей.
Принцип интеграции нацеливает на целостность развития личности, в ходе учебно-воспитательного процесса, на взаимодействие учебного и внеаудиторного воздействия на студента.
Принцип структурно-функциональной целостности предусматривает формирование профессиональной адаптации студента как некой системы, которая, в свою очередь, ведет к изменению ее целевого компонента самоопределения студента.
Как показывают специальные исследования и собственный педагогический опыт, в высшей школе основное внимание уделяется именно предметным знаниям, а не формированию и развитию профессионально значимых качеств личности будущего педагога.
Как мы уже говорили выше, все предметы учебного плана педагогического вуза имеют воспитательную направленность. Однако центральное место в нем занимают общие профессиональные дисциплины, которые формируют собственно педагогические знания студентов и позволяют им эффективнее адаптироваться к профессии.
Эффективность как научное понятие является обобщенной философской категорией, показывающей степень близости к действительности, к наиболее необходимому результату, поэтому она может рассматриваться как мера деятельности и как качество системного объекта.
Использование этого понятия позволяет определить, как качественно и количественно реализована некоторая теоретическая возможность достижения цели по отношению к ней. Под эффективностью профессиональной адаптации студентов-первокурсников мы понимаем высокий уровень и темп усвоения профессиональных знаний и способов деятельности и формирование профессионально значимых качеств личности в целостном педагогическом процессе высшей педагогической школы.
Следовательно, сравнение уровня сформированности профессиональных знаний, умений и навыков и профессионально значимых качеств личности с теоретическим усвоением указанных возможностей и их исходным уровнем позволяют сделать вывод об эффективности или неэффективности данной адаптации студентов-первокурсников.
Ссылки:
1. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М., 2001. 480 с.
2. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб., 2006. 479 с.
3. Сластенин В.А., Каширин В.П. Педагогическая психология. 2-е изд., стереотип. М., 2003.
4. Карпов А.В. Психология менеджмента: учеб. пособие. М., 1996. 584 с.
5. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: учеб. пособие для курсов ПК НПК. Самара, 1994. 162 с.