УДК 378 Бурякова Ольга Львовна
доцент кафедры французского языка и методики преподавания французского языка Пензенского государственного университета [email protected]
Шибанова Елена Александровна
кандидат филологических наук, доцент кафедры французского языка и методики преподавания французского языка Пензенского государственного университета [email protected]
Шибанов Дмитрий Валерьевич
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры теоретических основ
физического воспитания
Пензенского государственного университета
Чалых Наталья Анатольевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка Пензенского государственного университета [email protected]
МОТИВАЦИЯ
К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Bouryakova Olga Lvovna
Assistant Professor, French Language and Methods of French Language Teaching Department, Penza State University [email protected]
Shibanova Elena Aleksandrovna
PhD in Philology, Assistant Professor, French Language and Methods of French Language Teaching Department, Penza State University elenachi [email protected]
Shibanov Dmitry Valeryevich
PhD in Education Science, Assistant Professor, Theoretic Fundamentals of the Physical Education Department, Penza State University [email protected]
Chalykh Natalia Anatolyevna
PhD in Education Science, Assistant Professor, English Language Department, Penza State University [email protected]
MOTIVATION OF STUDENTS’ PROFESSIONAL ADAPTATION IN A TEACHERS’ TRAINING HIGHER SCHOOL AS A BASIS OF EFFICIENT ACADEMIC ACTIVITY
Аннотация:
Статья посвящена проблеме мотивации к профессиональной адаптации студентов факультета иностранных языков. Анализируются методы, факторы, условия ее формирования относительно профессиональной приспосабливаемо-сти студентов педагогического вуза. Описывается цель специального курса «Актуальные проблемы молодежи. Профессиональное самоопределение» по формирование профессиональной «Я-концепции» будущих специалистов.
Ключевые слова:
мотивация, положительная устойчивая мотивация, профессиональная адаптация, мотивационно-познавательная сфера, проблемные ситуации, иностранный язык.
Summary:
The article deals with the problem of students’ motivation of professional adaptation in a foreign language department. The authors review methods, factors and preconditions for development of the students’ motivation of vocational adaptation in a teachers’ training higher school. The article describes the aim of the special course “Relevant problems of young people. Vocational self-determination”, which is the development of the vocational self-conception of the future professionals.
Keywords:
motivation, positive stable motivation, professional adaptation, motivational and educational sphere, problem situations, foreign language.
Актуальность темы исследования определяется происходящими социально-экономическими преобразованиями в России, которые привели к более высоким требованиям, предъявляемым к образованию подрастающего поколения, а также проблемам его профессионально-трудовой социализации, вхождения в систему профессиональной подготовки. Данные изменения повлияли и на качество, и на содержание педагогического образования, выбор методов, форм и средств организации педагогического процесса. Требования к высокому уровню профессиональной подготовки будущих специалистов (учителей иностранного языка) диктуют необходимость создания условий их успешной профессиональной адаптации, что определяет проблематику исследования.
Объектом исследования является профессиональная подготовка студентов факультета иностранных языков (далее - ФИЯ).
Предмет исследования - процесс формирования мотивации к профессиональной адаптации студентов-первокурсников ФИЯ.
Профессиональное становление личности специалиста всегда осложнено процессом адаптации. Успешность адаптации определяется адекватностью профессионального самоопределения. Отсутствие информации о выбранной профессии, слабое знание своих возможностей, аргументированной мотивации влечет за собой порой случайный выбор специальности, что обуславливает трудности в процессе обучения [1].
Для формирования положительной устойчивой мотивации к профессиональной адаптации студентов-первокурсников ФИЯ важен учет особенностей их мотивационно-познавательной сферы. По мнению Ю.К. Черновой [2], все компоненты и уровни мотивационно-познавательной сферы студента «замыкаются» на актуальную установку. Это позволяет предположить, что актуальная установка находится в центре мотивационной сферы и является основой ее функционирования и главным структурно-функциональным элементом. Установка - наиболее гибкая, динамичная часть мотивационной сферы. Основываясь на результатах исследований, мы понимаем установку как психическое содержание взаимодействия конкретной потребности и ситуации ее удовлетворения как состояние, адекватное реальным условиям. В то же время многокомпонентная структура мотивации позволяет говорить о том, что каждая ее составляющая может быть сформирована с помощью соответствующей системы педагогического воздействия.
Формирование мотивации к профессиональной адаптации студентов-первокурсников ФИЯ начинается с эмотивного компонента, как наиболее чувствительного к стимулирующим воздействиям. В наивысшей мере мотивация к профессиональной адаптации будущих учителей иностранного языка формируется на учебных занятиях по педагогике, входящей в компонент общих профессиональных дисциплин.
Наблюдения за целостным педагогическим процессом и собственный опыт педагогической деятельности позволили констатировать, что на начальном этапе профессиональной подготовки студен-тов-первокурсников их мотивация профессиональной адаптации ярко не выражена, или отсутствует.
О наличии положительной устойчивой мотивации к профессиональной адаптации свидетельствует следующий вариант поведения студентов: студенты стремятся к получению знаний, дисциплинированны, обмениваются репликами по предмету, торопятся занять место и подготовиться к занятию. При слабо выраженной мотивации студенты то заходят, то выходят из аудитории, опаздывают на занятие, шумно себя ведут.
По нашему мнению, можно выделить три основных фактора мотивации: желание приобрести выбранную специальность; статус учебного заведения; авторитет и искусство преподавателя. Последний из факторов имеет особое значение. Если преподаватель не сумеет вызвать интерес к своему предмету, то два предыдущих фактора могут потерять свое влияние.
Методами формирования положительной устойчивой мотивации к профессиональной адаптации являются:
- Методы эмоционального стимулирования, которые выражаются в наборе неожиданных фактов, афоризмов, исторических экскурсов. Учебный курс «История педагогики и образования» проводится во втором учебном семестре. Это позволяет познакомить учащихся с процессом становления и развития педагогики как науки, с выдающимися педагогами-учеными и практиками всех времен и народов, что в конечном итоге формирует у студентов-первокурсников профессиональную направленность.
- Методы по формированию мотивов долга и ответственности перед товарищами, коллективом, старшими, обществом.
- Методы по вовлечению студентов во внеаудиторную научную и общественную деятельность, получение дополнительного педагогического образования на специальном факультете.
Необходимо отметить роль контроля как одного из важных путей формирования мотивации к профессиональной адаптации студентов ФИЯ. Особенно это важно на тех предметах, где не предусмотрен итоговый семестровый контроль, например в курсе «Общие основы педагогики». Поэтому здесь важна организация творческих работ учащихся, позволяющая им осознать важность и значимость изучаемого предмета. Ежемесячная аттестация студентов также способствует формированию положительной устойчивой мотивации к профессиональной адаптации.
Целью специального курса «Актуальные проблемы молодежи. Профессиональное самоопределение» является формирование профессиональной «Я-концепции» будущих специалистов. В соответствии с поставленной целью решается ряд задач:
- ориентация студентов в мире профессий;
- диагностика профессиональных склонностей и интересов студентов;
- обеспечение профессиональной адаптации будущих учителей.
При проведении спецкурса используются диагностические методы (тестирование, анкетирование), метод неоконченных предложений, сочинение на заданную тему, методы стимулирования (поощрения), создание проблемных ситуаций, игры и т.д.
Основными формами организации работы являются лекционные и семинарские занятия, организация самостоятельной работы студентов вне аудитории - через систему творческих заданий.
В конце первого года обучения у студентов ФИЯ выявляется определенный уровень сформи-рованности мотивации к профессиональной адаптации. Критериями оценки сформированности являются: мотивация учебной деятельности, уровень академической успеваемости и участие в общественной, педагогически направленной работе.
Высокий уровень сформированности мотивации к профессиональной адаптации студентов ФИЯ характеризуется внутренней положительной устойчивой мотивацией учебной деятельности, высокой академической успеваемостью («отлично» и «хорошо»), самостоятельностью студентов и профессиональной направленностью их мышления, участием в общественной педагогически направленной работе (приобретение дополнительного педагогического оборудования, участие в самоуправлении, художественной самодеятельности).
Средний уровень характеризуется ситуативным проявлением аналогичных характеристик при педагогическом сопровождении преподавателя, если он побуждает к этому студентов.
Низкий уровень предполагает низкую успеваемость, внешнюю мотивацию к учебной деятельности, отсутствие самостоятельности и профессиональной направленности мышления студентов, незаинтересованностью в общественной педагогически направленной деятельности. Следует отметить, что студенты с низким уровнем сформированности мотивации к профессиональной адаптации показывают недостаточные знания по основному предмету - иностранному языку, что приводит к отчислению или переводу на другие факультеты. Результаты наблюдений за такими учащимися показывают, что часто с положительным изменением мотивации к профессиональной адаптации у них повышается академической успеваемость.
Таким образом, внутренняя положительная устойчивая мотивация к профессиональной адаптации студентов ФИЯ является основой их эффективной учебной деятельности и позволяет активно стремиться к овладению профессиональными знаниями, развитию специальных и профессиональных умений.
Ссылки:
1. Антропов В.А., Туманова Т.В., Семенко И.Е. Профессиональное становление личности специалиста в период обучения в вузе. Екатеринбург, 2007. 278 с.
2. Чернова Ю.К., Мотивационное обеспечение учебного процесса как условие повышение качества фундаментальной подготовки студентов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Л., 1988. С. 16.