УДК 378 Чалых Наталья Анатольевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка Пензенского государственного университета [email protected]
Шибанова Елена Александровна
кандидат филологических наук, доцент кафедры французского языка и методики преподавания французского языка Пензенского государственного университета [email protected]
Суркова Людмила Владимировна
кандидат филологических наук, доцент кафедры французского языка и методики преподавания французского языка Пензенского государственного университета [email protected]
ПРОФЕССИОНАЛЬНО НАПРАВЛЕННОЕ ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ
Chalykh Natalia Anatolyevna
PhD in Education Science, Assistant Professor of the English Language Department, Penza State University [email protected]
Shibanova Elena Aleksandrovna
PhD in the Humanities, Assistant Professor of the French Language and Methods of French Language Teaching Department, Penza State University [email protected]
Surkova Ludmila Vladimirovna
PhD in the Humanities, Assistant Professor of the French Language and Methods of French Language Teaching Department, Penza State University [email protected]
PROFESSION-FOCUSED STUDY OF THE FOREIGN LANGUAGE AS A BASIS OF THE EFFECTIVE FORMATION OF THE STUDENTS’ SPEECH HABITS
Аннотация:
Статья посвящена проблеме развития речевых умений и формирования речевых навыков студентов в процессе профессионально направленного изучения иностранного языка. Рассматриваются некоторые психолого-педагогические и методические подходы к усвоению студентами речевого навыка в процессе изучения иностранного языка.
Ключевые слова:
иностранный язык, речевая деятельность, речевые навыки, профессионально значимое восприятие.
Summary:
The article deals with the problem of students’ speech habits development during vocationally-focused learning of the foreign language. The authors consider some psychological, educational, and methodological approaches to the speech habits mastering by students during the foreign language study.
Keywords:
foreign language, speech, speech habits, professionally-focused perception.
На современном этапе становления инновационных социально-экономических основ общества одной из актуальных проблем развития высшего профессионального образования является реализация системно-деятельностной модели, требующей перехода от знаниевой технологии психолого-педагогического и методического сопровождения учебной деятельности студентов к компетентностному сотрудничеству, необходимому для формирования практических основ изучаемых студентами учебных предметов. В частности, развитие речевых навыков в процессе овладения студентами иностранным языком.
Реализация системно-деятельностной модели образования не противоречит концепции долгосрочного социально-экономического развития России и позволяет решить проблемы языкового образования. Тем более что стратегической целью государственной политики до 2020 г. в области образования является повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества.
Реализация этой цели предполагает решение следующих задач: обеспечение инновационного характера образования на основе компетентностного подхода; использование современных образовательных технологий, осуществление модернизации системы образовательных стандартов общего и профессионального образования; развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации профессиональных кадров.
Система подготовки будущих учителей иностранного языка должна соответствовать складывающимся общественным отношениям, формировать у студентов готовность и способность адаптации в условиях информатизации профессиональной подготовки, эффективно решать профессиональные коммуникативные задачи, что возможно при условии сформированно-сти речевых навыков студентов факультета иностранных языков в процессе изучения иностранного языка.
М.М. Кашапов отмечает, что обучение - это взаимодействие между обучающим и обучаемым [1]. Процесс обучения иностранному языку представляет собой единство обучающей деятельности преподавателя и учебной деятельности студентов. В процессе обучения учащиеся получают знания об иностранном языке и о способах формирования мысли средствами иностранного языка и формируют навыки и умения, с помощью которых реализуют на практике сформированные студентами общекультурные и профессиональные компетенции.
Эффективность подготовки будущих учителей иностранного языка взаимосвязана с готовностью преподавателя учитывать в процессе взаимодействия со студентами специфику этого предмета. И.А. Зимняя выделяет такие его специфические особенности, как «беспредметность», «беспредельность», «неоднородность» [2]. «Беспредметность» проявляется в том, что иностранный язык является средством формирования и формой выражения мысли об объективной действительности, свойства и закономерности которой являются предметом других дисциплин. «Беспредельность» выражается в том, что нельзя ограничиться лишь одним аспектом, чтобы общаться на иностранном языке. «Неоднородность» проявляется в том, что иностранный язык включает в себя ряд других явлений: языковую систему, языковую способность и т.д.
Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез рассматривают владение иностранным языком как многоплановое понятие. По их мнению, основа владения языком - готовность и умение учащегося «...реализовывать с помощью языковых средств предметные знания, обусловленные ситуацией общения; осуществлять адекватное речевое поведение и контроль своих речевых поступков и поступков партнера по общению, использовать в речевой деятельности и понимать при декодировании паралингвистические и экстралингвистические элементы речевого общения» [3, с. 18].
М.В. Ляховицкий выделяет [4, с. 92] профессиональную направленность содержания обучения иностранному языку в вузе, коммуникативную направленность учебно-воспитательного процесса, позволяющую при обучении извлекать информацию, не связанную с изучением самого языка.
В методике преподавания иностранных языков «.утвердилась позиция активного владения языком во всех видах речевой деятельности» [5, с. 17]. Речевая деятельность рассматривается как средство достижения цели обучения иностранному языку - общения на иностранном языке.
В методической литературе выделяют следующие виды речевой деятельности - говорение, слушание, чтение и письмо. И.А. Зимняя отмечает, что говорение и слушание - это основополагающие виды речевой деятельности.
По определению И.А. Зимней [6] виды речевой деятельности определяются по форме общения (устной или письменной) и по характеру направленности речевого действия (от мысли к слову, или от слова к мысли). Она считает, что необходимым условием речевой деятельности является формирование у учащихся потребности говорить на иностранном языке, что предполагает реализацию системно-деятельностного подхода в обучении иностранным языкам.
Для осуществления иноязычной речевой деятельности необходимо формирование речевых навыков и развитие речевых умений, что позволяет студентам общаться с преподавателем и друг с другом на иностранном языке.
Эффективность усвоения речевого иноязычного опыта во многом зависит и от индивидуальных особенностей личности студента, его когнитивных способностей, и от готовности преподавателя к компетентному взаимодействию со студентами. Проведенное исследование показывает, что преподаватель иностранного языка формирует содержание знаний, способствует выработке умений и навыков, оказывает влияние на становление идеалов и жизненных установок студентов. Без учета того, что профессионально значимое восприятие его личности является фактором успешного формирования речевых навыков студентов, возникают трудности реализации данного процесса. Так, в частности, на занятиях по практике языка студенты и преподаватель общаются на иностранном языке. В процессе дидактического взаимодействия преподаватель является речевым образцом. Формирование умений и развитие навыков говорения студентов происходит в процессе межличностного взаимодействия студентов и преподавателя иностранного языка. Этот процесс эффективен, если студенты воспринимают профессионально важные качества личности преподавателя, дают оценку его профессиональным умениям, особенностям поведения и результатам деятельности, отбирают значимые данные, имеющие
для них «сигнальное значение» [7], интерпретируют их и корректирует свое отношение к объекту восприятия с помощью механизма обратной связи.
Таким образом, анализ разработанности проблемы профессионально направленного изучения иностранного языка позволяет сделать следующие выводы:
1. В психолого-педагогическом и методическом знании в качестве специфики иностранного языка выделяется коммуникативная направленность обучения. Для осуществления иноязычной речевой деятельности, получения и передачи информации необходимо формирование речевых навыков и развитие речевых умений студентов.
2. В процессе учебных занятий студенты проявляет готовность к профессионально значимому восприятию личности преподавателя иностранного языка, анализируют компетентность педагога во владении языковыми средствами иностранного языка. В условиях отсутствия языковой среды преподаватель является речевым образцом для студентов и способствует эффективному формированию их речевых навыков.
Ссылки:
1. Кашапов М.М. Психология творческого мышления профессионала: монография. М., 2006.
2. Зимняя И.А. Условия формирования навыка говорения на иностранном языке и критерии его отработанности // Общая методика обучения иностранному языку: хрестоматия / сост. Леонтьев А.А. М., 1991.
3. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. М., 2003.
4. Ляховицкий М.В. Методика преподавания иностранных языков: уч. пособие для филол. спец. вузов. М., 1981.
5. Шамов А.Н. Взаимосвязанное обучение лексическим навыкам устной речи и чтения: монография. Н. Новгород, 2000.
6. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М., 2001.
7. Васина Н.В., Бодалев А.А. Познание человека человеком. Санкт-Петербург, 2005.