практически от специалиста к специалисту, а не в формальной теоретической форме любым преподавателем.
На наш взгляд, вопрос подготовки некоторых спортивных кадров (судей, инструкторов и целого ряда других специалистов и служащих) можно было бы решить в том случае, если бы аккредитованным федерациям был придан статус общественно-государственных организаций, а сам образовательный процесс вёлся бы образовательными учреждениями и федерациями совместно.
Примечания
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
2. Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
3. Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 августа 2011 г. № 916н Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта».
4. Положение о спортивных судьях, утв. приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 27 ноября 2008 г. № 56.
5. Положение о спортивных судьях, утверждённое приказом Министерства спорта Российской Федерации от 30 сентября 2015 г . № 913.
УДК 37.018.46; 379.851
Ю. С. Константинов, И. А. Дрогов
О СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА
В статье дается анализ наличия специалистов детско-юношеского туризма, рассказывается о новой системе повышения квалификации педагогов для сферы детского туризма.
The article gives an analysis of the availability of specialists in children and youth tourism, tells about a new system for improving the qualifications of teachers in the field of children's tourism.
Ключевые слова: детско-юношеский туризм, повышение квалификации, туристский организатор, инструктор детско-юношеского туризма, педагог, система подготовки.
Keywords: children and youth tourism, advanced training, tourist organizer, instructor of children and youth tourism, teacher, training system.
За последние несколько лет на самом высоком уровне было принято несколько документов, ставящих задачи по развитию системы дополнительного образования детей, среди которых и Указ Президента Российской Федерации о доведении охвата дополнительным образованием обучающихся до 75%. Понятно, что данную работу невозможно выполнить без наличия в ней главного звена - педагога, непосредственно работающего с детьми.
Однако, несмотря на принятые руководящие документы, анализ кадрового обеспечения дополнительного образования детей Российской Федерации указывает на значительную отрицательную динамику - уменьшение количества педагогических работников более чем на 40%. По данным официальной государственной статистики (форма ДО), складывается следующая картина наличия педагогических кадров в системе дополнительного образования детей Российской Федерации:
Должности педагогических работников Кол-во пед. работников по годам (чел.) Динамика
2006 2011 2015
Педагоги дополнительного образования 198 752 106 005 131 351 -33,4%
Педагоги-организаторы 10 469 9 484 9 647 -7,9 %
Особо необходимо обратить внимание на катастрофическую ситуацию с педагогами дополнительного образования, непосредственно работающими с детьми и, как правило, являющимися специалистами в различных отраслях хозяйства.
В целом значительно уменьшилось количество педагогических работников системы дополнительного образования, но и уменьшается доля специалистов с высшим образованием, причем увеличилось количество специалистов со средним специальным образованием. Все это указывает на значительные проблемы в подготовке и повышении квалификации педагогических кадров этой категории, а также на проблемы создания условий их деятельности в УДОД. Во многом уход педагогов из системы связан с ликвидацией профильных учреждений дополнительного образования.
В учреждениях дополнительного образования детей туристско-краеведческого направления кадровый состав сотрудников по своей подготовке условно можно разделить на пять групп:
1. Профессиональные педагоги, получившие педагогическую подготовку как основную, а туристско-краеведческую - как дополнительную.
2. Специалисты, получившие профессиональную отраслевую подготовку как основную, а туристско-краеведческую - как дополнительную, имеющие практический педагогический опыт работы с детьми.
3. Воспитанники учреждений системы дополнительного образования детей, получившие туристско-краеведческую подготовку в период обучения.
4. Специалисты, имеющие педагогическое образование в сочетании со специальной туристско-краеведческой подготовкой.
5. Руководители учреждений дополнительного образования.
Рассмотрим более подробно первые две группы, которые являются определяющими в развитии массового детского туризма для общеобразовательной школы.
1. Профессиональные педагоги - учителя
Традиционно туристско-краеведческая деятельность развивалась усилиями педагогов-энтузиастов, понимавших педагогическую эффективность этой деятельности, т. е. те возможности, которые можно использовать при работе не только по предмету, но и с классом во внеурочное время. Как показывает практика, чаще всего в школе туристскую работу возглавляли учителя географии или физкультуры, вопросами краеведения больше занимались учителя истории или литературы.
Учителя географии и физической культуры в той или иной мере получили в период обучения в педагогическом вузе первичные знания и навыки по туризму или краеведению, которых явно недостаточно для полноценной работы с детьми, однако начальные представления они дают и позволяют на самом общем уровне организовать и провести туристский поход. Все остальные учителя-предметники с основами туристско-краеведческой деятельности могут познакомиться только в процессе своей педагогической деятельности на любительском уровне от своих коллег или пройдя специальную туристско-краеведческую подготовку.
Учитывая, что это самая большая группа, без которой нельзя решить вопросы развития массовой туристско-краеведческой работы среди учащихся, необходимо внедрять формы и методы туристско-краеведческой деятельности в систему повышения квалификации учителей-предметников.
Важную роль играют методические объединения учителей-предметников, через которые возможно решать вопросы знакомства с опытом туристско-краеведческой работы среди учащихся. При этом акцентируется внимание на использовании форм и методов, позволяющих решать вопросы воспитательной деятельности, так как практически любой учитель-предметник является и классным руководителем.
Большое значение имеет такая форма повышения квалификации учителей, как туристский слет учителей. Главными задачами туристского слета учителей являются пропаганда туристско-краеведческой деятельности, обмен опытом работы, обучение туристско-краеведческим навыкам. Программа слета должна способствовать решению этих задач, а не сводиться к определению сильнейших команд и участников. Программа слета учителей, как правило, должна соответствовать программе детского туристского слета, так как это позволяет подготовить из учителя руководителя команды учащихся, знакомого «изнутри» с предъявляемыми в ходе соревнований к детям требованиями.
Значительное место в повышении квалификации учителей, ведущих туристско-краеведческую работу в общеобразовательных учреждениях, имеют семинары и курсы по различным направлениям деятельности. Это могут быть как краткосрочные, так и долговременные учебные мероприятия: руководителей школьных музеев, организаторов массовых туристских лагерей,
руководителей походов с учащимися, организаторов школьных туристских слетов и соревнований и т. п. Важной составляющей подобных семинаров и курсов должна быть практическая деятельность, знакомство с опытом работы лучших учителей и детских коллективов.
В меньшей мере осуществляется в настоящее время подготовка педагогических кадров по спортивно-оздоровительному туризму. Подготовка такого рода специалистов осуществляется только эпизодически в ряде территорий, где существуют туристские клубы. Слабым местом в этой системе для учителя является то, что педагогическим вопросам в программах уделяется недостаточно времени, основной упор делается на техническую туристскую подготовку.
В вузах учителей не готовят к туристской работе, там их учат методике преподавания предмета и очень мало другим практическим умениям. Классные руководители не готовы к разнообразной внеклассной воспитательной работе с детьми и не хотят заниматься незнакомым делом, особенно таким своеобразным направлением, как туристско-краеведческая деятельность. Поэтому решать задачу туристско-краеведческой подготовки учителей станциям юных туристов приходится собственными силами и средствами.
Учителя мало научить туристским специальным знаниям и техническим приемам, его еще надо воспитать, привить ему вкус к педагогике туризма -этому весьма оригинальному направлению воспитательной работы. Вообще, термин «туристская подготовка» неполно отражает задачу. Фактически требуется глубокая переработка сознания, выработка нового мышления, педагогически верного подхода к туризму. Одноразово эту задачу решить нельзя, надо планомерно заниматься туристской подготовкой учительских кадров.
Каковы задачи этой работы? Как добиться, чтобы учителя с желанием и удовольствием ходили в походы? В конечном итоге надо обеспечить три условия:
- осознание учителем полезности туризма для выполнения своих профессиональных задач;
- уверенность учителя в своей способности ходить в походы с детьми;
- полную и безусловную обеспеченность учителя всем необходимым для проведения этой работы.
2. Специалисты, получившие профессиональную отраслевую подготовку Спецификой системы дополнительного образования является большой процент специалистов (до 30% в некоторых направлениях) из различных отраслей народного хозяйства, имеющих специальную профессиональную подготовку и большой опыт работы по специальности, но не имеющих педагогического образования. В спортивно-оздоровительном (самодеятельном) туризме это, как правило, специалисты с высшим техническим образованием, в краеведении - специалисты-геологи, музейные работники, этнографы, историки, географы и т. п.
Педагоги дополнительного образования, являющиеся специалистами в различных отраслях народного хозяйства и работающие как совместители с 106
детскими объединениями по данной специальности, как правило, являются востребованными специалистами в своей отрасли и работают с детьми по призванию. Другая часть таких специалистов по различным причинам оставила работу по специальности и перешла в систему образования, отдавая свои знания и опыт детям. Многолетний анализ кадрового потенциала педагогов дополнительного образования показывает, что специалисты с высшим техническим образованием, в большинстве своем, имеют хорошую специальную туристскую подготовку, закончили школы по подготовке общественного туристского актива (СИП, ВИП), имеют спортивные разряды и звания по туризму.
Как показывает практика, эта категория педагогов дополнительного образования старается получить педагогическую подготовку, чаще всего занимаясь самообразованием. Получать второе педагогическое образование зачастую не позволяет возраст, отсутствие системы переподготовки таких категорий кадров.
В стране до 2017 г. в дополнительном образовании отсутствовала дискриминация по отношению к педагогам дополнительного образования, не имеющим педагогического образования, но имеющих высшее профессиональное (по своему направлению деятельности) образование. Сейчас встал вопрос о наличии у педагога обязательного педагогического образования. Эти вопросы должны решать учреждения повышения квалификации учителей совместно с центрами и станциями юных туристов, причем должны быть разработаны различные курсы, как очные, так и заочные.
В настоящее время центры и станции юных туристов эпизодически занимаются проведением специальной подготовки с упором на работу с детьми путем проведения различных семинаров и курсов, что, конечно же, не решает всех стоящих проблем.
Решению вопросов подготовки и повышения квалификации кадров должна стать планомерная работа по организации курсовой системы повышения квалификации в сфере детского туризма.
Разработка данной системы велась в течение нескольких лет рядом специалистов с участием Рабочих групп Координационного совета по развитию детского туризма при Правительстве Российской Федерации, Комиссии детского и молодежного туризма Общественного совета Ростуризма, Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения, Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения, с привлечением сотрудников центров и станций юных туристов, педагогов-туристов. По итогам этой работы Министерством образования и науки Российской Федерации письмом № 09-3461 от 3.12.2015 г. были утверждены «Методические рекомендации по повышению квалификации специалистов в области детского туризма».
В соответствии с ними система обучения и повышения квалификации в сфере детско-юношеского туризма состоит из следующих курсовых программ.
Краткосрочное обучение: учебные модули по различным направлениям туристско-краеведческой деятельности от 12 часов. Программы учебных
модулей разрабатываются образовательными организациями исходя из целесообразности, наличия кадровых и материальных возможностей. Например: «Подготовка классного руководителя к организации сдачи туристских нормативов комплекса ГТО» и т. п.
Курсовая программа подготовки «Организатор детско-юношеского туризма» - начальный уровень туристской подготовки в объеме 72 часа, рассчитанная, в первую очередь, на учителя общеобразовательной организации.
Подобная организация курсовой системы позволяет учителям и другим работникам образования повышать свою квалификацию на протяжении одного или ряда лет в одном или нескольких учреждениях по конкретному направлению. Данный курс является начальным в области знаний по туристско-краеведческой деятельности, закладывает основу для изучения других специальных дисциплин в сфере детско-юношеского туризма и краеведения.
Долгосрочное обучение: основой подготовки педагога к туристско-краеведческой деятельности с учащимися является курс «Инструктор детско-юношеского туризма».
Учебный план и программа «Инструктор детско-юношеского туризма» введен еще приказом Министерства образования Российской Федерации № 769 от 23.03.98 г. и рассчитан на 216 часов. Его достоинством является сочетание теоретической и практической подготовки, а также возможность очного и заочного обучения. Курс опирается на многолетний опыт советской туристской педагогики, который позволил в 1970-80-х гг. сделать туристско-краеведческую деятельность в школе массовым явлением. Окончание курса засчитывается как одна из форм повышения квалификации учителей. Важно, что повышение квалификации и подготовка кадров по программе «Инструктор детско-юношеского туризма» возложено на центры и станции юных туристов совместно с учреждениями повышения квалификации, что позволяет грамотно повышать квалификацию и готовить специалистов с точки зрения как туризма и краеведения, так и с педагогической.
Курсовая программа подготовка «Инструктор детско-юношеского туризма» в объеме 216 часов со слушателями, прошедшими обучение по программе «Организатор детско-юношеского туризма», совершившим после этого категорийный поход и получившим дополнительную подготовку.
Категории «Организатор детско-юношеского туризма», «Инструктор детско-юношеского туризма» относятся к туристским кадрам системы образования, а также являются общественными кадрами в спортивно -оздоровительном туризме.
Обучение по программам «Организатор детско-юношеского туризма», «Инструктор детско-юношеского туризма» могут проходить лица, достигшие 18-летнего возраста. Обучение и повышение квалификации по программам «Организатор детско-юношеского туризма», «Инструктор детско-юношеского туризма» может учитываться при прохождении педагогическими работниками очередной аттестации.
Подготовку и повышение квалификации кадров детско-юношеского туризма осуществляют центры и станции детско-юношеского туризма или другие образовательные организации, в том числе высшие учебные заведения, имеющие аккредитацию по направлениям подготовки высшего образования «Физическая культура», «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм», «Спорт», «Туризм», «Педагогическое образование» и реализующие в рамках указанных направлений профили туристско-краеведческой направленности.
Курсы повышения квалификации могут проводиться по очной, очно-заочной, частично дистанционной формам обучения. Учебная работа проводится в форме лекций, практических занятий в помещении, на местности и в учебно-тренировочных походах в объеме часов, предусмотренных учебными планами программы.
Руководствуясь примерной программой и объемом часов, предусмотренных учебным планом, образовательные организации самостоятельно разрабатывают рабочие программы дисциплин с учетом специфики обучения, при этом возможно увеличение объема часов.
Туристская подготовка педагога - это, фактически, специализированная профессиональная подготовка, модель которой представляет интерес в том отношении, что туристская профессия востребована обществом. Вопрос о подготовке туристских педагогических кадров, а следовательно, о создании цельной системы профессионального туристского образования уже вышел из состояния обсуждения и является вопросом предельно актуальным.
УДК 37.018.46; 614.8.084; 796.5
И. А. Дрогов
ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
ТУРИСТСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ
Автор обосновывает актуальность создания Международного центра дополнительного туристско-краеведческого образования при отсутствии государственной либо коммерческой поддержки подготовки квалифицированных специалистов для безопасного проведения любых мероприятий в спортивном или детско-юношеском туризме. С учетом потребностей и возможностей обучающихся представлены цели и задачи Центра по реализации программ специальной туристской, краеведческой и экскурсионной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров и общественного туристского актива в очной, очно-заочной, заочной, дистанционной формах обучения, а также самообразования, стажировки, экстерната.
The author justifies the urgency of creating the International Center for Additional Tourism and Local Lore Education in the absence of state or commercial support for the training of qualified specialists for the safe conduct of any activities in sports or children's and youth tourism. Taking into account the needs and capabilities of the students, the goals and objectives of the Center for the implementation of special tourist, local lore and excursion training programs, retraining and raising