Научная статья на тему 'Модель организации подготовки специалиста в области естественных наук в условиях профессионально адаптированной среды'

Модель организации подготовки специалиста в области естественных наук в условиях профессионально адаптированной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стерелюхин А. И., Старцева Н. И., Федоров В. А.

The organization model of preparation speshialist in the field of natural sciences in conditions of professionally adapted environment. The model of the organization of preparation of the expert in the field of natural sciences in conditions of the is professional-adapted environment is offered; the external and internal factors influencing formation of the social order for preparation of the expert are revealed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of organization of training of specialist in the field of natural sciences in conditions of professionally adapted environment

The organization model of preparation speshialist in the field of natural sciences in conditions of professionally adapted environment. The model of the organization of preparation of the expert in the field of natural sciences in conditions of the is professional-adapted environment is offered; the external and internal factors influencing formation of the social order for preparation of the expert are revealed.

Текст научной работы на тему «Модель организации подготовки специалиста в области естественных наук в условиях профессионально адаптированной среды»

УДК 371

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО АДАПТИРОВАННОЙ СРЕДЫ

© А.И. Стерелюхин, Н.И. Старцева, В.А. Федоров

Stereljuhin A.I., Startseva N.I., Feodorov V.A. The organization model of preparation speshialist in the field of natural sciences in conditions of professionally adapted environment. The model of the organization of preparation of the expert in the field of natural sciences in conditions of the is professional-adapted environment is offered; the external and internal factors influencing formation of the social order for preparation of the expert are revealed.

В современных условиях развития общества, техники, технологии производства особую актуальность приобретает проблема совершенствования профессиональной подготовки специалиста в области естественных наук, будущего преподавателя естественных дисциплин, поскольку решение этой проблемы влияет на темпы развития науки и определяет уровень профессиональной культуры и конкурентоспособность специалиста на рынке труда и его адаптацию к изменяющимся социально-экономическим условиям.

С целью устранения противоречий в процессе подготовки специалиста в области естественных наук в классическом университете и для дальнейших исследований означенной проблемы нами предложена модель организации подготовки специалиста в условиях профессионально адаптированной среды (табл. 1). Эта модель предусматривает формирование социального заказа общества на подготовку специалиста с заданным уровнем профессиональных знаний, умений и культуры.

При определении социального заказа на осуществление подготовки специалиста в области естественных наук были выделены внешние и внутренние факторы как требования к формированию социального заказа общества к уровню профессиональной культуры специалиста и личности обучающегося на получение конкурентоспособных знаний и умений.

К внешним факторам, способствующим формированию социального заказа, мы относим потребности развития общества, науки, динамизм рынка труда, степень готовности абитуриентов к обучению в вузе, требования вуза.

К внутренним факторам, побуждающим личность к получению конкурентоспособных знаний и умений, мы относим изменения в системе высшего профессионального образования: интеграцию педагогической науки и практики; инновационные процессы в педагогике высшей школы; изменение функциональной направленности существующих образовательных структур; появление новых типов образовательных учреждений; внедрение новых исследовательских форм и методов обучения; ориентацию на личностно-деятельностный и системно-целостный подходы в образовании; внедрение информационных технологий в обучение.

Реализация социального заказа происходит в учебном процессе, организованном в профессионально адаптированной среде, которая предполагает наличие как материальных факторов (учебники, справочники, таблицы, компьютеры, наглядные пособия и учебное оборудование), так и идеальных, духовных факторов (создание в учебной группе обстановки, способствующей продуктивной работе, обстановки доброжелательности, взаимопомощи студентов, оказание своевременной помощи обучающимся со стороны лаборанта и преподавателя, требование сознательной дисциплины и контроля в учебной деятельности студентов). Под профессиональной адаптированностью среды мы понимаем направленность ее на получение студентом знаний и умений, тесно связанных с его основной специальной дисциплиной, с его будущей профессией. Например, в лабораторной работе, предполагающей изучение прочностных свойств материалов (проволоки или металлического стержня), студенту-биологу гораздо интересней и полезней будет изучение прочностных свойств стеблей злаков. Понятно, что такая адаптированность предполагает применение в учебном процессе не только учебников и справочников по физике, но и учебных пособий по основной дисциплине студента, а также специально разработанных и написанных пособий.

Созданию профессионально адаптированной среды в учебом процессе способствует также применение научных методов, используемых как в физике, так и в той отрасли естествознания, которая является для студента основной. Выявлено, что структура методологических знаний студентов естественнонаучных специальностей университета едина, и система методологических знаний представляет собой совокупность трех подсистем: подсистемы методов науки, подсистемы структурных элементов науки и языка науки как специфического метода познания.

В разработанной модели сформулированы цели учебных занятий, проводимых в условиях профессионально адаптированной среды, определены принципы, на которых основывается учебный процесс, содержание и направления подготовки специалиста, а также формы и методы обучения студентов.

Таблица 1

Предпосылки

Формирования профессиональной культуры специалиста в области естественных наук

Внешние факторы:

Потребности р а жития общества, науки: динамизм рынка труда; различная степень подготобле нно сти к о бу ч е нию ; требования вуза

Требования общества к уровню пр о фе с сиона льной компет ентно сти и профессиональной культуры

Внутренние факторы:

Изменения в системе высшего профессионального образования: интеграция педагогической науки и практики: инновационные процессы в педагогике: изменение функциональной на-правленностясуществующих о бр азовате льных структур; появление новых типов образовательных учреждений; внедрение новых исследовательских форм и методов обучения; ориентация на лично стно -д еят ельньш и сист емно -целостньшподходыв образовании; внедрение информационных технологий в обучение

Требование личности на получение конкурент о способных знаний, повышение интеллектуальных ело со оно-ст ей. пр о фе с сио нальной культуры

т • —

Социальный заказ:

Подготовка высококвалифицированных специалистов, в соответствии с требованиями к уровню с формир ова нно сти пр о фес сиона льной ку льту ры специа листа (бу ду щего пр епо д ават е ля) в области естественных наук в условиях вуза; разработка и внедрение эффективных форм и методов дух овно -нр австве иного во спит а ния

Организация профессионально адаптированной среды для подготовки специалиста в оüласти

естественных наук

Учеоный процесс

Осооенности

направленность

Функции степень адаптированно сти

Цели и При и ц и п ыГ'"“"'-'"^ Содержание Формы и мето-

задачи;: -научности: подготовки;: ды обучения;:

Повышение -пр о фе с сиона льной напр авл енно сти: -учебно- дневное,

качества обра- -системности и последовательности: Бо епшательная: вечернее.

зовательной и - доступности материала и учета индиви- -научно- заочное,

профессио- дуальных особенностей: методическая: диет анционно е;

нальной подго- - принцип наглядности: -социально - лекции,

товки специа- - сознательной активности; педагогиче- практические.

листа в области -выбор оптимальных методов, форм и ская: лабораторные

естественных средств обучения: -коррекционно- работы.

наук - прочности, осознанности и действенности результатов образования и развития: развивающая: с амо ст оят е льная работа

ї’ЇЗультат

Заданный уровень с формир ова нно сти про фес сиона льной культуры специалиста (будущего преподавателя) в области естественных наук

В том случае, если заданный уровень сформиро-ванности профессиональных качеств специалиста не будет достигнут, то необходимо пересмотреть либо содержание социального заказа, либо учебный процесс

вместе с профессионально адаптированной средой, в которой он осуществляется.

Поступила в редакцию 25 декабря 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.