Научная статья на тему 'Подготовка будущих учителей естественнонаучных дисциплин к формированию экологической культуры учащихся в учебном процессе педвуза'

Подготовка будущих учителей естественнонаучных дисциплин к формированию экологической культуры учащихся в учебном процессе педвуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Файрушина С. М.

The article deals with the problems of natural sciences teaching staff and teaching period at schools in Nabereznay Chalny. The importance of natural sciences in forming of the rising generation ecological culture and causes of the teaching period reduction on natural sciences, indices of ecological culture of the teachers ' training students are shown in the article. The tasks for future natural sciences teachers and the necessity of new training of natural sciences teachers are revealed in the work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Файрушина С. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Natural sciences Teachers' training for ecological culture of pupils forming in the study process

The article deals with the problems of natural sciences teaching staff and teaching period at schools in Nabereznay Chalny. The importance of natural sciences in forming of the rising generation ecological culture and causes of the teaching period reduction on natural sciences, indices of ecological culture of the teachers ' training students are shown in the article. The tasks for future natural sciences teachers and the necessity of new training of natural sciences teachers are revealed in the work.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущих учителей естественнонаучных дисциплин к формированию экологической культуры учащихся в учебном процессе педвуза»

душе которого Бог, глубоко верующий, мало говорящий, но много делающий. Понятие храм имеет и символическое значение. Храм духовный внутри каждого персонажа. Иван Петрович ни на минутку не разрушал его, в то время как отец Никанор и отец Павел предали его. Что такое душевный храм? Это главный вопрос, поставленный в романе. Человеческое достоинство проявляется в своём умении и готовности пронести свой храм через всю жизнь, это очень трудно и удаётся не всем. Но именно в этом будущее человечества. Незаметный человек с ласковой, какой-то детской фамилией Зайчиков не только несёт своё достоинство по жизни, но и возрождает, обновляет этот храм в душах других. В финале романа Иван Петрович вернул человеческое достоинство отцу Никанору, своим незаметным творением

добра. Он выступает творцом новой жизни, в которую верит автор.

Литература:

1. Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: В 6т,— М, 1953,— Т.5.— 462с.

2. Успенский Г.И. Собрание сочинений в 9т.— М., 1955.— Т.2.— 544с.

3. Достоевский Ф. М. Собр. соч. в 30-титт.— Л.— Т.4.— 289с.

4. Розанов В.В. Собрание сочинений. О писательстве и писателях/ Под общ. ред. А.Н.Николюкина.— М.: Республика, 1995.— 734с.

5. Стахеев Д.И. Собрание сочинений: В 12.т.— М., 1902-1903.— Т. 2.— 402с.

6. Валеев Н.М. Дмитрий Стахеев/ Н.М.Валеев.— Казань: Академия наук Татарстана, 1995.— 176 с.

подготовка будущих учителеи естественнонаучных дисциплин к формированию экологической культуры учащихся в учебном процессе педвуза

С.М.Файрушина, ст. преподаватель НГПИ (г.Набережные Челны)

Высокое качество образования составляет сегодня стратегический национальный ресурс, является одним из фундаментальных условий устойчивого динамичного развития общества. На смену формуле «образование на всю жизнь» приходит формула «образование через всю жизнь», реализовать которую призвана система непрерывного профессионального, в том числе, и педагогического образования.

В последние 10-12 лет наблюдается ярко выраженная тенденция сокращения в школьной программе часов, отведенных на изучение физики, химии, биологии, географии, математики. В результате чего снижается уровень успеваемости учащихся и возникает необходимость внедрения новых

предметов, таких как «Естествознание», «Экология». Сокращение учебных часов по естественным наукам вызвано рядом причин: перегруженностью учащихся учебным материалом по всем предметам, снижением показателей здоровья школьников, недостаточной учебной базой школы, старением педагогических кадров, стремительным развитием новых технологий дополнительного образования. Вместе с тем наблюдается заметное сокращение притока молодых учителей в среднюю образовательную школу, что не может не отразиться на качестве естественнонаучного образования.

Нами проведен опрос с целью выявления возраста и квалификации учителей, преподающих естественнонаучные предметы, в

76 общеобразовательных учреждениях г.Набережные Челны. Получены следующие результаты. По данным на сентябрь 2006 года в средних школах г.Набережные Челны

возраст учителей по естественнонаучным предметам в среднем составляет примерно 56 лет (табл.1).

Таблица 1

Возраст учителей, преподающих естественнонаучные дисциплины, в школах г.Набережные Челны (по данным на сентябрь 2006 г.)

Предметы Возрастная градация, лет

средний молодой старый

Химия 56,9 38 73

География 54,6 29 68

Физика 55,6 42 65

Биология 57,3 34 69

Данные табл.1 свидетельствуют о том, что учителя, преподающие естественнонаучные предметы, в большинстве своем пенсионного возраста. Вызывает беспокойство и тот факт, что передавать свой профессиональный опыт им подчас некому, поскольку современная школа испытывает острый дефицит в молодых кадрах.

Следующая таблица (табл.2) наглядно демонстрирует существующую квалификацию учителей - естественников г.Набережные Челны.

Таблица 2

Квалификация учителей, преподающих естественнонаучные дисциплины, в школах г.Набережные Челны (по данным на сентябрь 2006г)

Предметы Высшая кате- Учитель первой Учитель второй Учитель

гория категории категории

Химия 10 25 41 -

География 7 18 50 1

Физика 9 23 44 -

Биология 11 29 36 -

В ходе эксперимента выявился следующий парадокс: естественнонаучные предметы преподаются в основном учителями второй категории (табл.2), хотя по возрасту (табл.1), все они должны быть учителями высшей или, в крайнем случае, первой категории.

Другой причиной, которая, на наш взгляд может серьезно повлиять на уровень знаний по естественнонаучным дисциплинам, является сокращение количества часов, отведенных на изучение дисциплин естественнонаучного цикла (табл.3). И эта тенденция растет с каждым годом.

Таблица 3

Количество часов в неделю предметам естественнонаучного цикла в средней школе

Химия

^^^^^Классы 8 9 10 11 всего

Год

До 1996 3 3 2 2 10

1996-2005 2 2 2 2 8

2005-2007 2 2 1 1 6

География

Классы 6 7 8 9 10 всего

Год

До 1996 2 3 2 2 2 11

1996-2005 2 2 2 2 1,5 9,5

2005-2007 1 2 2 2 1 8

Биология

Классы 5 6 7 8 9 10 11 Всего

Год

До 1996 2 2 2 2 2 2 1 13

1996-2005 1 2 2 2 2 2 1 12

2005-2007 1 1 2 2 2 1 1 10

Физика

Классы Год 7 8 9 10 11 Всего

До 1996 2 3 4 5 5 19

1996-2005 2 2 2 3 3 12

Как показали наши исследования, за последние десять лет почти наполовину снизилось количество часов по предметам естественнонаучного цикла: по химии на - 40%, по географии - на 27,3%, по биологии - на 23,1%, по физике - на 36,6%. В результате

этого, показатель знаний по естественным дисциплинам неуклонно падает. Об этом свидетельствуют результаты оценок на вступительных экзаменах по географии, биологии в НГПИ, а также результаты сессий по физике и химии на географическом факультете НГПИ (табл.4).

Таблица 4

Результаты вступительных экзаменов по географии на факультете географии и методики её

преподавания (по данным приемной комиссии НГПИ, в %)

-Оценка Год «неудовлетворительно» «удовлетворительно» «хорошо» «отлично»

2003 26 34 28 12

2004 28 37 23 12

2005 28 39 23 10

2006 29 40 22 9

Факты говорят следующее: в период с 2003 по 2006 годы количество оценок «неудовлетворительно» увеличилось - на 3%, оценок «удовлетворительно» увеличилось -на 6%%. Количество оценок «хорошо» понизилось - на 6%, оценок «отлично» - на 3%. В

процентном отношении хороших и отличных оценок в общем случае сократилось на 9%.

Также были проанализированы результаты вступительных экзаменов по биологии за последние четыре года (табл.5).

Таблица 5

Результаты вступительных экзаменов по биологии на дошкольном и педагогическом факультетах (по данным приемной комиссии НГПИ, в %)

Оценка Год «неудовлетворительно» «удовлетворительно» «хорошо» «отлично»

2003 30 53 12 5

2004 34 51 11 4

2005 35 52 10 3

2006 34 54 9 3

Данные табл. 5 свидетельствуют о том, что уровень знаний по биологии примерно в два раза ниже, чем по географии. Количество хороших и отличных оценок в 2003 году составило 17%, в 2006 году - всего 12%. При этом рост удовлетворительных и неудовлетворительных оценок - на 5%.

Результаты экзаменов по химии (первый годным отчетам деканата факультета ге

Нас также интересовали результаты экзаменов по химии (табл.6) и физике (табл.7) студентов первого курса географического факультета, начиная с 2003 по 2006 годы. При этом было учтено, что обучение этим предметам в НГПИ опирается на базовое образование, полученное в школе

Таблица 6

с географического факультета НГПИ по еже-афии и методики её преподавания, в %)

^^^-Оденка Год «неудовлетворительно» «удовлетворительно» «хорошо» «отлично»

2003 33,9 43,4 21,1 1, 6

2004 33,8 40,4 25,8 -

2005 30,7 50 19,3 -

2006 40,3 41,1 17 1,6

Таблица 7

Результаты экзаменов по физике студентов первого курса географического факультета НГПИ (по ежегодным отчетам деканата факультета географии и методики её преподавания, в %)

^^^^^Оценка Год «неудовлетворительно» «удовлетворительно» «хорошо» «отлично»

2003 19,4 54,8 19,3 6,5

2004 21,2 54,7 18,5 5,6

2005 24,4 53,9 16,8 4,9

2006 24 55,1 16,8 4,1

Как показали наши исследования, наглядно прослеживается тенденция (табл.7) снижения количества хороших и отличных отметок и рост неудовлетворительных оценок по химии и физике, получаемых студентами первого курса географического факультета. В результате полученных исследований нами выявлено, что в последние десять лет возникает проблема необходимости дополнительных занятий по этим дисциплинам еще задолго до поступления в вуз, а также во время обучения в вузе.

Одна из важнейших задач, стоящих перед преподавателями учебных дисциплин естественнонаучного цикла в школе в современных социокультурных условиях, -сформировать у учащихся основы экологической культуры как неотъемлемой части общечеловеческой культуры, включающей систему социальных отношений, моральных ценностей, разных способов взаимодействия с окружающей природной средой, способствующей здоровому образу жизни, духовному росту, экологической безопасности человека.

Формирование экологической культуры учащихся осуществляется как в учебном процессе, так и во внеучебной деятельности. В педагогической науке (И.Д.Зверев, А.Н.Захлебный, И.Т.Суравегина и др.) определены основные принципы экологического образования школьников и формирования их экологической культуры. К числу таких принципов относятся: междисциплинарный подход в формировании экологической культуры; систематичность и непре-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

рывность изучения экологического материала; единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал в деятельности учащихся по изучению и улучшению окружающей природной среды; взаимосвязь глобального, национального и краеведческого в раскрытии экологических проблем в учебном процессе.

Эффективное экологическое образование школьников невозможно без базового образования по естественнонаучным дисциплинам, без сформированности у них экологической культуры экоцентрического типа, экологического сознания. Для успешного решения этой задачи необходимо воспитать учителя-профессионала нового поколения -естественника-эколога. Психолого-

педагогические аспекты формирования экологической культуры будущего учителя раскрыты в работах С.Н.Глазачева, Л.Ф.Греханкиной, Н.С.Дежниковой,

В.В.Давыдова, П.И.Третьякова,

Т.И.Шамовой и др.

Будущий учитель должен иметь такое экологическое образование, которое являлось бы обязательным элементом на всех ступенях общего образования, должен дать основы экологических знаний, превратить их в практические навыки природопользования, заложить творческий интерес к познанию природы, сформировать нравственное и эстетическое отношение к ней. Такое образование начинается в курсе природоведения, а затем продолжается при изучении целого комплекса учебных предметов, таких, как биология, химия, география, физи-

ка, экология и др.

Система подготовки студентов по естественнонаучным дисциплинам будет иметь наибольшую эффективность только в том случае, если в учебный процесс будут внедрены дополнительные меры по повышению естественнонаучного экологического образования. Например, на географическом факультете возможно проведение специальных курсов и семинаров, таких как «Естественнонаучное экологическое образование». Целесообразно также разработать и внедрить в учебный процесс практикум «Методика выполнения малых экологических проектов».

На этих занятиях будущий учитель будет принимать участие в исследованиях воздуха, сточных вод предприятий города и района, развития транспорта, влияния выхлопных газов на растения и почву, процессов и причины исчезновения и появления новых растений на берегах малых и больших рек и т.д. Система подготовки студентов к ведению естественнонаучной экологической работы сегодня требует соответствующей корректировки и внедрения инновационных технологий. Она должна постоянно развиваться и совершенствоваться в связи со сложившейся кадровой и программно-образовательной обстановкой.

Одно из обязательных требований подготовки будущего педагога - воспитание готовности к экологическому образованию детей, к природоохранной деятельности. Такие качества, как бережное отношение к окружающей среде, экологически ориентированные оценочные суждения, социальная активность, основанные на системе экологических взглядов и убеждений, должны стать неотъемлемыми качествами педагога, обладающего экологической культурой. Показателем высокой экологической культуры студентов педагогических вузов, по нашему мнению, может служить следующее:

- наличие фундаментальных естественнонаучных знаний и представлений;

- сформированность системы убеждений и ценностей, характеризующих отношение личности к природе;

- выполнение научных исследований по экологической тематике с применением естественнонаучных познаний;

- актуализация экологической значимости учебно-исследовательской работы;

- постоянная потребность в общении с природой, выявление изменений, происходящих в окружающей среде, в их связи с законами физики, химии, биологии, географии;

- потребность (мотивы, побуждения), направленная на реализацию здорового образа жизни и улучшение состояния окружающей среды;

- эстетическое восприятие природы.

Экологическое естественнонаучное образование и воспитание - это важнейшее средство решения экологических проблем современности. Задачи педагогических вузов в процессе подготовки высококвалифицированных специалистов направлены на формирование экологической грамотности, с тем, чтобы в перспективе смягчить и решить экологические проблемы и воспитывать в школах поколение учащихся, обладающих основами естественнонаучной экологической культуры.

Важнейшим средством подготовки будущего учителя естественнонаучных предметов к формированию экологической культуры учащихся является воспитательный потенциал естественнонаучных дисциплин, изучаемых в педагогическом вузе, таких как, к примеру, физика, химия, биология, география. Рассмотрим воспитательный потенциал естественнонаучных дисциплин, формирующих естественнонаучную экологическую культуру студентов педагогических вузов, таких как физика, химия, география, биология.

Физика - сердце естествознания. Она базируется на точном эксперименте, развитом математическом аппарате, всей мощи логического и интуитивного способа получения знаний, отличается от других наук целост-

ным взглядом на явления и процессы, дает возможность пояснить любой экологический кризис. Одной из важнейших задач обучения физике является формирование у студентов представлений о физической картине мира, поясняющей важнейшие законы природы.

Достижения химии, с одной стороны, активно используются в промышленности -химические реакции лежат в основе многих технологических процессов. С другой стороны, они позволяют осознать и освоить опыт лаборатории живого организма. Эко-лого-ориентированный курс химии дает возможность раскрыть особую роль этой науки в борьбе с экологическим невежеством, проявляющемся в укоренившемся представлении о «виновности» химии в сложившейся экологической ситуации, привлечь студентов - будущих учителей к исследовательской работе по изучению состояния окружающей среды, воспитать у них чувство личной ответственности за её сохранение. Важным является формирование представлений о химических параметрах и нормах окружающей среды, об оценке и пределах их изменения в результате хозяйственной деятельности человека, о контроле за изменением качества окружающей среды и химических способах её защиты.

География - единственная дисциплина мировоззренческого характера, формирующая комплексное, системное представление о Земле как планете людей, способствующих реализации принципа «мыслить - глобально, действовать - локально». География как наука и образовательная область имеет значительный экологический потенциал. Особое внимание к проблеме экологизации в XXI столетии - времени перехода человечества на путь устойчивого развития - объясняется рядом причин. Она, как образовательная область, более других подготовлена к решению качественно новой задачи, поставленной перед образованием, - стать условием преодоления экологических проблем педагогическими средствами.

Курс физической географии входит в систему географических наук и представляет собой современную фундаментальную науку. В настоящее время вся живая природа планеты вовлечена в человеческую деятельность, в само жизнеобеспечение человеческого общества. В таком положении вещей заключается другой важнейший приоритет современного экологического образования, на который следует обратить внимание. Дело в том, что обеднение генофонда, безвозвратные потери видов животных и растительного мира разрушают живую природу постепенно.

Если последствия загрязнения водоемов производственными отходами совершенно очевидны, то это позволяет рассматривать данную тему уже в начальной школе. Более затруднено понимание того, что чистота природных вод, газовый состав атмосферы, переработка бытовых и производственных отходов, их возвращение в систему биологического круговорота, восстановление нарушенных биосферных сообществ обеспечиваются живыми организмами.

Рассмотрение в образовательном процессе более затруднено многообразием форм жизни как основным условием эффективности названных процессов задача -весьма непростая, требующая высокого мировоззренческого уровня и педагогического мастерства, но совершенно необходимая для современного естественнонаучного экологического образования.

Биология устанавливает общие и частные закономерности, присущие жизни во всех её проявлениях и свойствах (обмен веществ, размножение, наследственность, изменчивость, приспособляемость и др.). Она занимает еще более высокую ступень, поскольку изучает более совершенную, живую форму материи. Фундаментом экологии является эволюционное учение, рассматривающее развитие эволюции - видовой формы жизни в её взаимодействии с природой. Эволюционно-экологические понятия составляют основное теоретическое ядро биологических знаний.

На занятиях по биологии изучаются общие свойства живой материи: обмен веществ, энергии и информации, роста и развития, динамическое равновесие и саморегуляция, многообразие видов и связей, экологические факторы, связанные с суточными и сезонными изменениями природы. Достижения биологии должны использоваться при решении глобальных проблем современности: взаимоотношения общества с окружающей средой, рационального природопользования и охраны природы, продовольственного обеспечения.

Несмотря на то, что естественнонаучные дисциплины, изучаемые в педагогическом вузе, обладают значительным воспитательным потенциалом, необходима их дальнейшая экологизация. Введение в практику обучения элементов экологического подхода, ориентирующего учащихся на исследование взаимодействия организмов, в первую очередь, человека с окружающей средой в современном экологическом контексте

средствами и методами конкретной дисциплины, включающей в себя предметы естественнонаучного цикла.

Литература:

1. Гильмеева Р.Х. Фундаментальные системы непрерывного педагогического образования / Гильмеева Р.Х., Читалин H.A. //Казанский педагогический журнал. - 2005. № 2(39).- С.З.

2. Сластенин B.A. Педагогика/Сластенин B.A., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов E.H., М: Школьная пресса, 2004. - С256-257.

3. З.Тимофеева С.С. Основы современного естествознания и экологии/Тимофеева С.С. Медведева С.А., Ларионова Е.Ю. Ростов-н/Д: Феникс, 2004 - С. 4

4. Гарифуллина А.Р. Формирование экологической культуры студентов педвуза.//Проблемы формирования профессиональных компетенций будущего специалиста в системе многоуровнего профессионального образования - Казань, 2006. -С. 52.

5. Чернова Н.М. Экология/Чернова Н.М., Было-ва А.М. - М.: Просвещение, 1988. - 272 с.

лингвострановедческая компетентность будущего учителя иностранного языка

Т.С.Финаева, ст. преподаватель НФ ТГГПУ (г. Набережные Челны), аспирантка ИПППО РАО

Модернизация высшей и средней профессиональной школы Российской федерации предполагает совершенствование ее международной деятельности, общей целью которой является всесторонняя интеграция России в качестве равноправного партнера в мировое образовательное сообщество, совершенствование и повышение авторитета национальной системы образования с учетом международного опыта. Интеграционные процессы актуализировали процесс трансформации основных компонентов (содержания, структуры, технологий) и всей системы профессионального образования, что в свою очередь привело к смене образо-

вательной парадигмы. Реализация данного процесса невозможна без выработки нового взгляда на миссию и социально-профессиональный статус учителя.

Новая парадигма развития образования предъявляет особые требования к личности учителя иностранного языка, его профессиональной и лингвострановедческой компетентности, вносит существенные изменения в цели, содержание, технологии и методы профессионально-педагогической подготовки будущих учителей, предполагает совершенно иные подходы к организации образовательного процесса в педагогических учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.