'ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ XXI в. И КУЛЬТУРА РОССИИ
МГУ
афедръ,
И.Л. Сиротина, докторант кафедры культурологии
МГУ им. Н.П. Огарева
В современном российском обществе преобразованию. Это проявляется в конеч-ярко проявилась необходимость создания ном счете в системе требований к уровню
новой модели образования, реализация которой смогла бы обеспечить переход к новому типу социального развития и придать мощный импульс этому процессу Именно
профессионализма, общей культуры, нравственности членов общества, получающих образование (и особенно высшее). С другой стороны, фактический уровень качества
с образованием мировое сообщество свя- образования и развития членов общества
зывает надежды на выход из кризиса куль
во многом оказывается существенно ниже
туры, порожденного фундаментальными современных требований, что свидетель-
ствует о кризисе образования и ставит задачу выхода из него.
Во всем мире образовательные системы находятся в состоянии радикальных перемен. Это и спонтанное развитие, и и из знаний о современном состоянии об- целенаправленные реформы. Последние
переменами в жизни общества в XX в.
Модель образования XX! в. должна «строиться» на идеях, выведенных как из наработанных позитивных философских представлений о будущем образования, так
щества и человека, перспективных задачах общественного развития. Образование ста-
часто не приводят к желаемым результатам, что объясняется в значительной сте-
новится одним из главных механизмов эво- пени тем, что между слоями обоснований, люции цивилизации. Именно образование. между философскими, научными дисципли-
в содержание которого включены новые социально-философские доминанты, должно подготовить переход человечества на путь регулируемого развития. Эта социальная задача может быть решена лишь при условии радикального изменения массового сознания, и прежде всего ценностных ориентаций большинства людей. Поэтому цель современного образования - фор-
нами, интеллектуальным обеспечением социокультурной практики в сфере образования нет преемственной взаимосвязи. а также отсутствием рефлексии на то. какие интересы и ценности стоят за целями реформирования. Отсюда - необходимость выявления исходных принципов, ценностных ориентиров преобразований и разработки методологии их использования в
мировать общественный интеллект, этически качестве оснований трансформации систе-совокупныйразум,соответствующие концепции мообразующих элементов образования.
регулируемого мирового развития.
Проблема становления культуро-. со-цио- и личностно ориентированного обра- выступают изменения исходных принципов
На наш взгляд, самыми емкими показателями развития систем образования
зования в России, которое должно прийти в XXI в. на смену современной техницистс-ки ориентированной высшей школе, представляет собой одну из наиболее острых
ценностных ориентиров, целей, структуры, содержания, форм, методов образования, воспитания.учения, изменение статуса образовательных учреждений. Преодоление
общенациональных проблем. Современное технократизма и инфантилизма в сознании
состояние этой проблемы отражает усиле- и деятельности не только политиков, но и
ние следующего противоречия: с одной сто- широких масс населения связано с реали-
роны. возрастают требования к об- зацией в образовании принципов гуманиза-
щественному интеллекту и нравственное- ции,экологизации, интеграции.фундамента-
ти человека, его способности к проектиро- лизации, что должно вернуть современное
ванию. прогнозированию и творческому образование в лоно российской кучьтурно-
'Э Н.Л. Новикова. И.Л. Сиротина. 2002
образовательной традиции. Гуманистичес-
ф
кая направленность образовательного процесса, проблемная ориентация образования,
Идея непрерывности образования должна занять одно из центральных мест в современной философии образования. Си-
обеспечение интеграции учебных дисцип- стема непрерывного образования призва-
лин, содержательная аксиологическая ин- на обеспечить переход от линейного дви-
терпретация взаимосвязей человека с природой и обществом являются основой будущей глобальной самоорганизации человечества и одновременно условием вхождения конкретного человека, личности в сферу осмысленной и соотнесенной с доминантами мирового развития деятельности.
жения человека по ступеням образовательной системы - от низших к высшим - к многомерному, позволяющему реализовать возможности для духовного и профессионального роста не только в традиционных институциональных учебных заведениях, но и в системе общественных образовательных институтов и через самообразо-
К основным требованиям, выполнение вание, потребность в котором у многих
которых обеспечит модернизацию.содер- людей растет вместе с жизненным опы-
жания образования, относятся:
том. Непрерывное образование призвано
формирование глобального, или холи- стать жизненным инструментом, помога-
стического, миропонимания;
- новый подход к выбору содержания
ющим человеку продуктивно преодолевать кризисные профессиональные, нравствен-
зования,
акцент
на
освоение
методологий деятельности, формирование рефлексивных способностей;
образования и изменение способа его орга- ные и другие жизненные ситуации. Воз-
низации; можность и привычность обращения к не-
- изменение ракурса построения обра- обходимым формам непрерывного образо-
вания является залогом внутренней устойчивости, смысловой стабильности человека на жизненном пути. Одновременно не-
- развитие творческих способностей, прерывное образование служит основой
базирование на принципах обучения на соб- творческого включения личности в иннова-
ционные социокультурные изменения.
Не менее продуктивной может стать идея интеграции образования. Причем она должна осуществляться не только по горизонтали, т.е. связывать различные учебные дисциплины и курсы единством парадиг-мапьных и технологических требований, но и. что гораздо важнее, по вертикали, создавая образовательное общество. Это такой Проектируя новое содержание обра- тип организации образования, когда инсти-
ственном опыте;
- использование технологий,ориентированных на приоритетное развитие человеческой личности, прежде всего ее способности к саморазвитию и самореализации;
- формирование и широкое внедрение в образовательную практику культуры многокритериальной постановки и решения инновационных задач.
зования, необходимо также учитывать переориентацию ценностей в культуре: в идеале не образование определяет жизненную стратегию личности, но личность разрабатывает стратегию своей жизни, проектируя собственный образовательный маршрут.
туциональное, формальное образование наращивает свой потенциал на базе сложившихся социальных, экономических, производственных институтов, причем стремление к интеграции наблюдается со стороны не только образования, но и самих указан-
Поскольку обретение и развитие смыслов, ных институтов, поскольку они имеют об-
целей, ценностных ориентиров, необходи- щие с образовательными учреждениями
интересы.
Чрезвычайно важной для современно-
мость удовлетворения новых образовательных потребностей сопровождают че-
ловека в течение всей жизни, соответству- го этапа развития России является идея о
ющим образом должно быть выстроено и создании единого культурно-образовательного пространства региона, связанная с защитой и развитием культурной самобытно-
образование. Во-первых, содержание образования должно быть обращено к формированию личностных смыслов, а во-вторых, оно должно быть непрерывным.
сти ее регионов, с формированием потребностей и способностей различных субъек-
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
тов образования к сотрудничеству во бла- ризация не всегда ведет к гуманизации,
го общества. Единым культурным, образовательным и способным к развитию это пространство станет, если будут объединены и учтены потребности всех субъектов, заинтересованных в совершенствовании и развитии образования, - региональ-
поскольку гуманитарные науки, гуманитарное образование могут и не быть ориентированы по «гуманистическом} вектору».
Само наполнение термина «гуманизация» в большой степени трансформируется в последнее время в соответствии с обнов-
ные управленческие структуры: науко- и лением философской парадигмы образова-
культуроемкие производства, центры культуры, образования, информации, центры бизнеса и торговли, социальные и этнические группы, отдельные граждане. Вовле-
ния. В глобальном смысле модернизация образования начинается с представления в его содержании новой научной картины
мира. Сегодня механистическо-детермини-
чение столь разных субъектов в проекта- стская картина мира заменяется холистс-
рование и «выращивание» культурно-обра- ко-эмерджентной, или синергетически-эво-
зовательного пространства своего региона приведет к росту образовательной активности населения, созданию новых форм
люционнои, которая представляет мир как единое целое. Антропоцентризм, в соответствии с которым мир понимается как жес-
нию прогрессивного развития, управляемого всемогущим человеком, уступает место
ш? ш
антропокосмизму, идеи которого в значительной степени возникли на почве са-
общественной (социальной, политической, ткая система, имеющая магистральную ли-духовной) жизни, становлению и развитию личности как доминанты формирования гражданского общества.
Сущностной характеристикой становления современного образования является его мобытной культуры России (H.A. Умов,
гуманистическая направленность. Во вто- Н.Г. Холодный, В.И. Вернадский, К.Э. Ци-
рой половине XX в. основными тенденция- олковский, А.Л. Чижевский), а в настоящее
ми и принципами развития образования ста- время разрабатываются на основе дости-
ли демократизация, открытость и гибкость, жений кибернетики, синергетики, развития
непрерывность, интернационализация, диверсификация, плюрализация, фундамента-лизация, компьютеризация, экологизация, индивидуализация, гуманизация, гуманитаризация и др. Гуманизация среди них занимает, на наш взгляд, особое место. Сегодня она приобретает принципиально новые черты, выражает суть происходящих в образовании перемен, связана со всеми указанными тенденциями и детерминирует их. Требование гуманизации образования вызывает необходимость пересмотра, переоценки всех компонентов образова-
вероятностного подхода, концепции дополнительности, которые в самом мире, а не только в человеке обнаружили начала самоорганизации и саморазвития (И. Приго-жин, И. Стенгерс, Г. Хакен). Включение в картину мира идеи ответственности человека перед природой, концепции благоговения перед жизнью (А. Швейцер), возможности выбора, которые противостоят жестко детерминированному представлению о пути человеческого развития, делают эту картину аксиологически нагруженной.
Таким образом, современные представ-
тельного процесса в свете их человекооб- ления об образовании обусловлены понима-
разующей и социализирующей функций. нием необходимости подготовки человека.
Гуманитаризацию следует рассматривать осознающего себя частью природы и ми-
как одно из средств гуманизации образо- роздания, разбирающегося в логике функ-
вания. способ приобщения обучаемых к ционирования мировой системы, способно-
го осуществлять разумные преобразования. В связи с этим в образовании должны
к\льтурном\ наследию, гуманитарным знаниям, как насыщение общетеоретических и специальных дисциплин гуманитарным быть обеспечены изучение глобальных просодержанием, выделение их гуманистичес- блем современности, осмысление возмож-
ких аспектов и потенциала. Мы различаем ностей преодоления кризисных ситуаций и
выработки на этой основе различных вариантов решения данных проблем. Вместе с к гуманитаризации. Более того, гуманита- тем необходимо учитывать, что резкие пе-
гюнятия «гуманизация» и «гуманитаризация», считая, что гуманизация не сводится
ремены. происходящие в обществе, делают недолговечными полученные в образовании качества, способности, знания, навыки и стереотипы. Отсюда понятно значение фунда-
Итак, формирующаяся модель образования XXI в. отражает социальный заказ по представлению в ней сущности и смысла существования человека и общества.
ментальных критериев выбора содержания этических аспектов отношений межд\ и технологий образования. В связи с бурным людьми, социальными группами, государ-
развитием мировых интегративных процессов большое значение приобретают навыки
ствами, отношение человека к культуре и природе, синкретичности знания, комплек-
кросскультурногообщения и взаимодействия. сного отражения интеллектуально и нрав-
которые, в свою очередь, влияют на культурные стереотипы каждого сообщества. Все большее влияние в этом плане оказыва-
ственно осмысленных целей современного общественного развития. Сутью такой модели является обоснование необходимо-
ет идея самобытности различных культур, их сти формирования в образовании личной
несводимости друг к другу или к какой-либо ответственности за судьбу мира, диалого-
«правильной», «классической» культуре. В то вого мышления, диалоговых способов
же время приветствуются взаимовлияние и общения, которые постепенно становятся
непременным условием выживания и развития не только России, но и всего челове-
взаимодеиствие культур, основанные на идее понимания чужой культуры (М.М. Бахтин) и идее диалога культур (B.C. Библер).
чества.
О РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В СИСТЕМЕ ШКОЛА - ВУЗ - ШКОЛА
(иРКДМЕТІІАЯ ОБЛАС ТЬ ЛИТЕРАТУРЫ)
Ю.В. Лазарев, ст. преподаватель кафедры литературы Рязанского
государственного педагогического университета
Национально-региональный компонент культуре и образовании нельзя рассматри-включает в себя содержание образования, вать без учета мнений русских философов
связанное с национальными и региональными социально-культурными факторами и способствует приобщению к духовным бо- других, исследовавших духовную и психо-
В.С. Соловьева, H.A. Бердяева, И.А. Ильина, В.В. Розанова, П.А. Флоренского и
гатствам, культурным ценностям,традициям родного края, народа, прививает любовь к родной земле, родному языку, развивает
логическую сущность русского народа, основы его нравственного бытия, придававших большое значение национально-этни-
национальное сознание школьников через ческим ценностям в воспитании и образо-
освоение фольклора, литературы, других вании. Говоря о тесном взаимодействии
видов искусства, всего богатства нацио- понятий «национальное» и «общечелове-
нальной культуры. Актуальность включения национально-регионального компонен-
ческое», критикуя национализм, русские философы все же считают, что лишь наци-
та в учебно-воспитательный процесс опре- ональное развитие может обеспечить ут-деляется современными условиями: углуб- верждение человечества. Получившая в ляющимся социально-культурным кризи- последние годы распространение «русская
идея» предполагает создание национальной системы образования, способной к решению проблем в сфере воспитания подрастающего поколения, связанных с формиро-
сом, противоречием между возросшим национальным самосознанием и сложившейся практикой воспитания исключительно на общечеловеческих ценностях.
Проблема соотношения национального ванием патриотически ориентированной и общечеловеческого в духовной жизни личности.
человека занимала и занимает умы мно- Анализ литературы свидетельствует,
ги.х художников, ученых, и ее решение в ЧТО соотношение между национальным и
© Ю.В. Лазарев. 2002