№ 4, 1999
МЕТОДОЛОГО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
афедры хорового дирижирования воспитания Мордовского нститута им. М.Е.Евсевъвва
В настоящее время в педагогической науке анализируются и выявляются кри-
тельной программы по специальности 030700 «Музыкальное образование»: ме-терии методологической и методической тодологией музыкального образования, подготовки педагога-музыканта, актуали- музыкальной психологией и психологи-
зируется необходимость возрождения в России статуса школьного учителя музыки с широким гуманитарным мировоззрением.
С целью построения осмысленной системы методической подготовки учителя музыки для студентов заочного отделения педагогического факультета МГПИ им. М.Е.Евсевьева нами структурирован курс «История, теория и методика музыкального образования». Разработана программа курса, где осуществлена попытка сформулировать представление о
ей музыкального образования.
Представляется целесообразным изучение указанного предмета в контексте осмысления следующих дисциплин: «Культурологические основы музыкального образования в школе», «Массовая музыкальная культура и школа», «Мордовская музыка в школе», которые читаются в институте на педагогическом фа-кул ьтете.
В условиях методологического самоопределения педагога-музыканта не следует забывать, что предмет методологии
содержании музыкального образования науки, методологического ее анализа по-
как общенаучного, общехудожественного и общемузыкального, в широком смысле гуманитарного.
Проблема гуманизации и гуманитари-
нимается достаточно широко, он охватывает многообразные методы, приемы и операции научного исследования, его нормы и идеалы. Современная методоло-
зации образования в современном обще- гия научного знания теснейшим образом
стве приобретает первостепенное значение. Она обязательно предполагает ин-тегративно-гуманитарное построение учебных программ и обязательных курсов (Л.Тарасов, Э.Гельман, В.Ниорадзе, В.Середа, Н.Карлов и др.). Именно поэто-
связана со всем комплексом наук, изучающих человека, общество, культуру. В нашем случае частная гуманитарная дисциплина «Методика музыкального воспитания» не решит своих методологометодических проблем, не привлекая ма-
му в ходе составления программы курса териал из смежных областей гуманитар-
«История, теория и методика музыкаль- ного знания.
Вероятно, речь следует вести об интегративном комплексном подходе. Именно такой метод гуманитарного познания имел в виду М.М.Бахтин, когда выстраивал свой методологический фун-
ного образования» мы ориентировались на интегративный подход. Изучение основ предмета студентами педагогического факультета должно осуществляться во взаимосвязи с компл-ексом смежных дис-
циплин гуманитарного цикла: целесооб- дамент. Основные принципы интегратив-
о ___ч _ « « л М а л /лгг/л ПІІІМІ І/Ч/ПІ плп ПІ ІІ/Ч пллпмгглиил
актуализация
на- ной методики музыкального воспитания
выков, приобретенных ими в цикле дис- МЫ осмысливаем через призму методоло-
циплин предметной подготовки, в процессе изучения психолого-педагогичес-ких, культурологических предметов
гии гуманитарного познания этого ученого (см.: Решетникова Т.К. Актуальность идей М.М. Бахтина в методологии
учебного плана. Предполагается, что па- высшего педагогического образования //
раллельно с изучением данного вузовского курса студенты будут знакомиться с предметами обязательного минимума вы: Материалы междунар. науч.-практ.
Высшее педагогическое образование в России: традиции, проблемы, перспекти-
рофессионал
конф., посвящ. 125-летию Моск. пед. гос.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
2) интеграция музыкально-педагоги-
Сегодня многие аспекты гуманистичес- ческой науки и практики в русле методо-
ун-та: В 2 ч. М., 1997. Ч. 2. С. 202-204).
кого наследия М.М.Бахтина привлекают внимание мировой и отечественной науки. Философско-методологические подходы в образовании и воспитании ориентируют на концепцию гуманизации и гуманитаризации. Диалог с идеями величайшего ученого составляет общую ме- связан с организацией диалогической тодологическую тенденцию всей нашей эпохи. Стремительный рост популярности методологических постулатов блес-
логии гуманитарного познания;
3) приоритет аксиологического методологического ориентира в становлении личностной музыкально-педагогической позиции будущего учителя музыки.
Содержательный объем программы
тяшего филолога, философа, культуролога объясняется насущной потребностью
формы общения со студентами: преподаватель предстает как коллега, ученый, исследователь, он излагает материал не как аксиому, норму, а как актуальную дискуссионную проблему. В диалогичес-
педагогики высшей школы в перспектив- кой совместной деятельности заключает-
нои гуманистической парадигме воспитания и образования.
ся один из главных путей становления творческой личности будущего школьно-К методологии гуманитарного позна- го учителя музыки, ния обращаются не только литературове- Разделы представлены таким обра-
___ _________ ^ _ X - - _ _ А ^ . с/ КУ
ософ
зом, что каждый последующий есте-
но и педагоги-музыканты (Е.Ю.Глазырина, ственно вытекает из предыдущего. Ввод-
Э.Б. Абдуллин,
Б.М.Целковников, Ный раздел раскрывает методологичес-
А.И.Щербакова и др.). Специфика гумани- кие основы, предмет, задачи курса. Во
тарной методологии заключается втом, что втором разделе освещаются основы тео-
предметом ее изучения высту пает ценное- рИИ и Методики музыкального образова-
тно-значимыи мир человека, где ведущее место занимает этическая проблематика (М.М.Бахтин). Смысл гуманитарного познания - не просто установление фа
ния школьников, принципы, содержание, формы организации музыкальных занятий. Характеризуются методы и виды
J „ 1 музыкальной деятельности, акцентирует-
раскрытие объективной закономерности г-
г г ся внимание на методике музыкального
явления, а прежде всего аргументирован- ]
ная оценка. Вот почему предметом гума- в°спитания на разных возрастных этапах,
нитарной науки у М.М.Бахтина становит- подчеркивается значение межпредмет-
ся «выразительное и говорящее бытие». В НЬ|Х связей художественно-! \ манитар-
данном случае единство этики, эстетики, ных Дисциплин в музыкальном образо-
вании. Третий раздел содержит характеристику действующих школьных программ по музыке и определение педаго-
гносеологии, онтологии служит ключом к сущностному пониманию бахтинской методологической концепции. Согласно мыслителю, предметом гуманитарного познания является текст, хотя бы потенциально
гических условии для их усвоения школьниками. Четвертый раздел посвя-
значимый. А проблема исследования тек- щен становлению и развитию отече-ста-задача герменевтики. Диалогический ственной и зарубежной музыкально-пе-
принцип общения выступает важнейшей методологической константой при герменевтическом анализе внутреннего содержания текста, любого культурного феномена.
Ф
лософс
формулировал
дагогической мысли. Курс завершается разделом, отражающим актуальные проблемы современного музыкально-эстети-ческого воспитания и образования. Подчеркивается значимость гуманистического наследия М.М.Бахтина в профессио-нальной подготовке учителя музыки, ак-
ципы преподавания вузовского курса центируется внимание на технологии
«История, теория и методика музыкаль- музыкально-педагогического творчества.
ного образования»: 1) професс
показывается роль национальной музыкальной традиции в современной музы-
теля музыки в контексте актуальных про- кальной педагогике, значение региональ-
блем музыкальной педагогики;
ного компонента в образовании.
№ 4, 1999
Представленная учебная дисциплина разен творческий, экспериментальный
структурирована с учетом принципов интегративной методики. Отличительные принципы данной интегративной системы таковы:
1) взгляд на содержание музыки как эффективную форму хранения духовного опыта человечества. Предполагается, что учитель музыки в процессе профессионального роста раздвигает рамки узкой специальности и входит в содержательное поле всей духовной культуры. Приобретается профессиональный багаж на уровне мировых стандартов;
2)направленность музыкального об-
характер педагогического процесса в интегральной системе. В условиях полидис-циплинарной подготовки студента на педагогическом факультете МГПИ им. М.Е.Евсевьева технология музыкальнопедагогического творчества должна составлять основу интегрального подхода;
4)формирование в процессе музыкального воспитания и образования полноценных нравственных стимулов для дальнейшей успешной профессиональной деятельности педагога-музыканта. Актуальна мысль М.М.Бахтина о том, что «содержание не может быть чисто позна-разования и воспитания на раскрытие ин- вательным, совершенно лишенным эти-
дивидуального содержания личности, ческого момента». История, теория и ме-
углубленное познание мира и самопозна- тодика музыкального образования, вос-
ние через постижение ценностного содержания искусства. Имеется в виду фор-
принимаемые через призму духовнонравственных координат, формируют пе-
мирование «ценностного сознания», дагогическую рефлексию будущего учи-
«участного мышления», «участного переживания» (М.М.Бахтин). В этой связи
С/
теля музыки.
Конечная цель методолого-методи-уместен аксиологический подход к воп- ческой подготовки педагога-музыканта росам музыкального воспитания и образования. Аксиологический методологический ориентир всегда подразумевает обучаемого, воспитание культуротвор-наличие мысленного или непосредствен- ческой, гуманитарно ориентированной ного диалога с объектом изучения. В дан-
на интегративнои основе - расширение образовательного информативного поля
личности, которой свойственно понима-ном случае следует вести речь о музы- ние своей этико-эстетической сущности
кальной герменевтике;
3) личное творчество студента — осно-
в аспекте творческого осмысления актуальных проблем истории, теории и мето-
ва интегральной педагогики. Целесооб- дики музыкального образования.
ОБЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА В КАМЕНСКОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ
Т.Н. Крыгина, зам. директора Каменского педагогического колледжа
Обеспечение нового уровня качества подготовки специалистов, формирование гибкой системы кадровой политики, удовлетворяющей современные потребности общества в специалистах различных направлений, способных к быстрой адаптации в изменяющихся условиях профессиональной деятельности, обусловили появление образовательных учреждений инновационного типа, таких, как лицей, гимназия, школа с углубленным изучением отдельных предметов, школа с про-
фильной направленностью, образовательный комплекс, колледж; поставили на повестку дня задачу перехода на многоуровневую систему подготовки специалистов; потребовали от всех педагогических коллективов пересмотра своей миссии, учебных программ, планов, создания перспективных проектов развития учебного заведения, освоения новых педагогических технологий и др. В настоящее время одной из важнейших является проблема научного обоснования