Научная статья на тему 'Фундаментализация как феномен современного образования'

Фундаментализация как феномен современного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
574
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садовников Н. В.

Автором раскрываются методологические проблемы фундаментализации современного вузовского образования. Рассматриваются соотношение фундаментального и технологического знания, взаимосвязь фундаментализации и профессионально-педагогической направленности обучения будущих учителей в педагогическом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fundamentalization as a Phenomenon of Present-Day Education

Methodological problems of fundamentalization of modem university education are discussed. The balance of fundamental and technological knowledge, interrelation of fundamentalization and a professional — pedagogical orientation in training of future teachers in pedagogical high school are considered.

Текст научной работы на тему «Фундаментализация как феномен современного образования»

№ 1, 2004

выяснить все интересующие его вопросы);

— анализировать информацию, проводить сравнение понятий, методов;

— давать связанное изложение материала; многократно возвращаться к узловым вопросам, не прибегая к простому повторению;

— обрабатывать осмысленно учебный материал, актуализировать познавательную деятельность студентов.

Считаем, что использование в учебном процессе вуза педагогического моделирования в роли учебного средства и способа систематизации и содержательного обобщения знаний (посредством знаково-символического уплотнения учебной информации и организации проблемно-поисковой среды обучения) даст возможность осуществить инновационный подход к реализации новых форм и содержания образовательного процесса, а также поднять на качественно иной уровень подготовку специалистов.

Следует отметить, что при наличии широкого доступа к информационным ресурсам педагог, проектируя и констру-

ируя дидактический комплекс учебной дисциплины на основе знаково-символического моделирования, через информационную составляющую процесса обучения сможет применять целостную технологию обучения как вариант управления качеством профессиональной подготовки обучающихся. При проектировании такого дидактического комплекса предусматривается возможность его использования как в локальных компьютерных сетях вуза, так и при дистанционной форме обучения (успешная самостоятельная и продуктивная работа студентов с большим объемом учебной информации, автономность учения, осознание своих способностей и потребностей в учении, творчество в учебной деятельности).

Введение учебного модуля «Проектирование и моделирование в образовательных системах» в программу повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей вуза позволит решить в некоторой степени актуальную педагогическую проблему формирования профессиональных качеств современного преподавателя.

Поступила 06.11.03.

ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИЯ КАК ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н.В. Садовников, докторант Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевъева, доцент кафедры теории и методики обучения математике Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского

Автором раскрываются методологические проблемы фундаментализации современного вузовского образования. Рассматриваются соотношение фундаментального и технологического знания, взаимосвязь фундаментализации и профессионально-педагогической направленности обучения будущих учителей в педагогическом вузе.

Methodological problems of fundamentalization of modem university education are discussed. The balance of fundamental and technological knowledge, interrelation of fundamentalization and a professional — pedagogical orientation in training of future teachers in pedagogical high school are considered.

Раскрывая понятие фундаментализа- сооружений», а также в переносном зна-

ции образования, оттолкнемся от значе- чении «база, опора, основа» (фундамент

ний слов «фундамент» и «образование», знаний, научный фундамент). Второе

представленных в словаре С.И. Ожего- трактуется либо как «получение система-

ва. Первое означает «основание, служа- тизированных знаний и навыков, обуче-

щее опорой для стен здания, для машин, ние, просвещение», либо как «совокуп-

© Н.В. Садовников, 2004

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ность знаний, полученных в результате обучения».

Как известно, процесс обучения нельзя свести только к овладению обучающимися знаниями, выработке практических умений, навыков и способов творческой деятельности. Принято считать, что он оказывает более широкое развивающее и формирующее влияние на личность. В знаниях как предмете усвоения можно выделить три взаимосвязанные стороны: теоретическую (понятия, суждения, умозаключения и т.д.), практическую (умения и навыки применения знаний в различных жизненных ситуациях) и нравственно-мировоззренческую (заключенные в знаниях мировоззренческие, а также нравственные, эстетические, развивающие цели). При правильно поставленном обучении человек овладевает всеми тремя сторонами изучаемого материала. Другими словами, одновременно и в неразрывном единстве происходят обогащение личности научными знаниями, развитие ее интеллектуальных и творческих способностей, а также формирование ее мировоззрения и нравственно-эстетической культуры, что делает обучение весьма важным средством воспитания. Для обозначения этого процесса развивающего и воспитательно-формирующего влияния обучения на личность служит понятие «образование».

Термин «образование» появился еще в XVIII в., но долгое время не имел понятийного содержания (определения) и вплоть до первой половины XIX в. употреблялся как синоним воспитания. Постепенно это понятие стало связываться с обучением, отражая его формирующее влияние на личность. В настоящее время под образованием понимаются «овладение обучающимися научными знаниями, практическими умениями и навыками, развитие их умственно-познавательных и творческих способностей, а также мировоззрения и нравственно-эстетической культуры, вследствие чего они приобретают определенный личностный облик (образ) и индивидуальное своеобра-зие»1. Следовательно, образование включает в себя, с одной стороны, процесс овладения изучаемым материалом, т.е.

обучение, а с другой — воспитательное, формирующее (развивающее) влияние этого процесса на личность, олицетворяя их единство и органическую взаимосвязь.

Рассмотрим феномен фундаментальности как явления образовательной системы современности.

Нынешнее поколение живет в век научно-технической революции, кардинальных социальных преобразований, общего усложнения общественной жизни. Образование стало одним из условий развития цивилизации, и человечеством это осознано в полной мере. Одновременно осознан и кризис, в котором оказалась сегодня сфера образования.

Предлагаются различные основания для создания новых образовательных программ. На наш взгляд, таким основанием может быть направленность на фун-даментализацию образования, благодаря которой будущий специалист в процессе обучения сможет получить необходимые для самообразования базовые знания, сформированные в единую мировоззренческую научную систему на основе современных представлений о науке и ее методах. Мы полагаем, что данный подход позволит обучающемуся приобрести знания применительно не только к избранной специальности, но и ко всему комплексу связанных с ней наук, включая естественно-научные и гуманитарные знания, формирующие профессиональные навыки и личностные потребности, ответственность специалиста перед наукой и человечеством, перед средой обитания. Этот подход дает также возможность сформировать у выпускника традицию непрерывного образования, образования «через всю жизнь», потребность в использовании новых открытий и достижений науки в известной ему области, способность ориентироваться в огромном потоке информации, который обрушивается сегодня на человека.

Процесс становления специалиста в любом вузе, включая педагогический, сопряжен с преодолением двух видов сложностей, связанных, во-первых, с общественно-экономической и культурнотехнической ситуацией современного общества, а во-вторых, с личностью са-

№ 1, 2004

мого студента, его способностями, представлениями, мотивами поведения. Эти же проблемы значительно затрудняют процесс адаптации специалиста в послевузовский период.

Дело в том, что в целом система образования России была ориентирована в основном на индустриальное общество, которое требовало огромного количества специалистов, обладающих знаниями в достаточно узкой сфере и решающих технические вопросы производства. Современное российское общество выходит за пределы индустриальной эпохи и начинает движение к новому, постиндустриальному, этапу, где производство обусловлено не только и не столько техническими возможностями, сколько социально-политическими, культурными и иными отношениями. Поэтому узкоориентированные способности выпускника вуза, в том числе педагогического, могут оказаться в основе своей невостребованными. Сам темп изменения социальной жизни делает невозможным подготовку специалистов для немедленного включения их в технологическую цепочку или систему образования, ибо нельзя предугадать состояние технологий или системы, которое будет сформировано к моменту выпуска. Отсюда вытекает следующее решение проблемы: обучать специалиста так, чтобы он сам умел быстро адаптироваться в изменяющейся ситуации, дать ему знания, универсальные по своей сути, на основе которых он сможет быстро изменить себя в новой сложившейся обстановке. Получение таких знаний, навыков, по сути, недоступно в современной системе образования.

Выход из обозначенной выше критической ситуации нам, как и большинству исследователей в нашей стране и за рубежом, видится в концепции фундамен-тализации образования. Общепринято, что решающим фактором в отнесении определенной науки к фундаментальной или прикладной является направленность проводимых в ее рамках исследований. Фундаментальные науки ориентированы главным образом на получение описательно-объяснительного знания, т.е. знания о свойствах, строении и зави-

симости свойств исследуемых явлений от их строения. Прикладные же науки направлены прежде всего на получение описательно-конструктивного знания, т.е. знания о свойствах, строении и зависимости строения создаваемых объектов от их свойств. Мировоззрение в этом случае представляет собой целостную и непротиворечивую систему взглядов на основные стороны действительности. Развитие представлений относительно отдельных сторон действительности в процессе познания отражается в мировоззрении как рассогласование системы представлений, преодоление которого переводит его на новый, более высокий качественный уровень. Поэтому можно сказать, что фундаментализация образования является «принципом, ориентированным на выведение фундаментального знания на приоритетные позиции и придание этому знанию значения основы или стержня для накопления множества знаний и формирования на их основе умений и навыков»2.

Опираясь на вышеизложенное, можем сказать, что фундаментализация — это образовательная тенденция, носящая принципиальный характер, направленная на создание цельного, обобщающего знания, которое являлось бы ядром и основой всех полученных студентом знаний, которое объединяло бы получаемые в процессе обучения знания в единую мировоззренческую систему, основанную на базе современной методологии. Следовательно, сущность принципа фунда-ментализации образования состоит в том, что каждая область знания, изучаемая в вузе, является частью всего комплекса связанных с нею наук. Для более глубокого понимания специальности необходимо изучение всех наук, входящих в ее систему. При возрастающей их специализации и дроблении первоочередным должно быть изучение интегрирующих (обобщающих) наук, позволяющих выработать наиболее общие принципы научной картины мира и в идеале приводящих к формированию цельного мировоззрения студента, поскольку именно мировоззренческая составляющая понимания занимает в нем ведущее

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

место. Основными науками, направленными на решение этих задач, являются, на наш взгляд, философия, математика, физика, теория систем, информатика, кибернетика.

В результате реализации концепции фундаментализации образования выработаны определенные доминантные, сущностные критерии последней: выполнение трех взаимосвязанных функций — обучения, воспитания, развития; адекватность современным принципам структурирования научного знания, опирающимся как на внутреннюю логику науки, так и на ее место в развитии цивилизации; целостность курса на основе интеграции всех его разделов вокруг стержневых методологических концепций, теорий, принципов, концентрированное и сбалансированное изложение наиболее фундаментальных законов и принципов науки с единых методологических позиций; формирование теоретического типа научного мышления личности и создание интеллектуального фундамента для ее саморазвития. Именно фундаментализа-ция вузовского образования дает возможность органически соединить функции обучения, воспитания и саморазвития личности студента.

Образовательная парадигма, ориентированная на принцип фундаментализа-ции образования, поможет решить следующие задачи. Во-первых, она позволит создать базу для своеобразного накопления многочисленных узкоспециальных знаний на основе единой методологии. Тем самым будет сформирована предпосылка осуществления процесса самообразования специалиста — самообразования, благодаря которому выпускник вуза сможет ориентироваться в изменяющихся технологиях и при необходимости достаточно легко менять специальность. Он будет в известном смысле универсалом. Во-вторых, указанная парадигма даст возможность создать единую мировоззренческую систему, в которой будет определено место любого знания, что, с одной стороны, усиливает понимание и проникновение в специальность, а с другой — формирует в человеке биоцентри-стские и этические взгляды, развивает ответственное отношение перед человечеством за результаты своей деятельности.

Принцип фундаментализации образования способствует преодолению исторически сложившегося разрыва между гуманитарными и естественными науками, что ведет к созданию цельного образа восприятия мира и культуры. Реализация данного принципа позволит студенту в процессе обучения при желании менять специальность, направленность образования, что, в свою очередь, может вызвать повышение интереса к изучаемым предметам и соответственно стремление к более глубокому их освоению.

Как процесс реформирования образовательной парадигмы вуза фундамента-лизация может осуществляться в двух направлениях. Первое связано с тем, что в процессе обучения студенту дается разностороннее гуманитарное и естественно-научное образование, объединенное на основе наиболее общих фундаментальных дисциплин, — все то, что способствует формированию общих представлений о картине мира. Второе обусловлено возможностью объединять узкоспециальные части изучаемой науки на фундаментальных принципах современной методологии.

Понять происходящие в вузовской образовательной системе изменения можно лишь в том случае, если сопоставить принцип фундаментализации с другими принципами, определяющими сущность высшего образования. Методологически важным представляется раскрыть взаимосвязь фундаментализации с гуманизацией и гуманитаризацией образования.

Эколого-информационная цивилизация XXI в. требует новой модели образования. Смысл новой концепции должен заключаться, на наш взгляд, в «преодолении прошлого». Этот процесс следует понимать не как отказ от прошлого или отрицание его, а как способ вхождения в мировую культуру посредством использования и переосмысления своей истории. Поэтому гуманизация и гуманитаризация есть рефлексия исторического самосознания. Гуманизируя и гуманита-ризуя образование, мы главной его фигурой, смыслом и целью делаем человека: не государство, не технологические задачи, ради которых человека до сих пор учат, а его самого как самодовлеющую и

№ 1, 2004

самоценную личность. Другими словами, образование должно помочь человеку стать человеком, а не быть функцией общества (коллектива). Оно должно способствовать созданию общества людей, осознающих себя как личности.

Изучая теоретические проблемы образования, можно отметить, что многие исследователи под гуманитаризацией понимают рост доли гуманитарного знания в подготовке специалистов. Считается, что только через философские, исторические, художественные источники и средства можно решить проблему гуманитаризации. Гуманитаризация образования — по своей сути не что иное, как преобразование учебной деятельности на основе иной логики — логики, ориентированной на обнаружение и реализацию нерасчлененной целостности развития духовных и духовно-практических способностей человека, преобразующего и тем самым познающего предметность своего бытия. Гуманизация образования — более широкое понятие, включающее в свое содержание формирование гуманистической ориентации, которая становится условием выживания человека в современных условиях. Она направлена на конструирование содержания, форм и методов обучения и воспитания, которые обеспечивают эффективное развитие индивидуальности человека, его познавательных интересов, личностных качеств и создание таких условий, при которых обучаемый хочет и может учиться.

Гуманизация (и гуманитаризация) образования не есть ситуативно-конъюнктурная победа «лириков» над «физиками», а общее и продолжительное во времени направление реформирования сегодняшнего образования. В широком философско-мировоззренческом контексте гуманизм — это человеколюбие. Смысл этого понятия претерпевал исторически обусловленные изменения. Известны гуманизм античности, эпохи Возрождения, Просвещения, гуманизм в марксистско-ленинском понимании, светский и религиозный гуманизм. Однако так или иначе он связан с понятием человека, с его развитием. Необходимо исходить из того лучшего, что представлено в исторических формах гуманизма.

Нельзя, например, резко противопоставлять светский и религиозный гуманизм, хотя, разумеется, делать акцент на религиозном гуманизме недопустимо.

Светский гуманизм — это мировоззрение, возникшее в рамках техногенной цивилизации. Современная цивилизация требует концептуальной корректировки понятия светского гуманизма, который опирался на науку как наиболее достоверный способ понимания и объяснения мира. В настоящее время, как выяснилось, наука не может быть единственным фундаментом подлинного, критичного и реалистичного мировоззрения. Она могла бы быть таковой, если бы удалось доказать, что получаемые ею знания позволяют говорить о реальности в ее высшем смысле, включающем все сферы человеческого бытия и деятельности.

Современная наука, расширяя свой предмет, вторгается в такие сферы, где стираются грани между собственно наукой в классическом ее понимании и другими сферами духовного и духовно-практического освоения мира. Знание, которое дает нам наука, действительно, истинное и достоверное, однако не по отношению к реальности как таковой, а по отношению к сконструированной реальности научного теоретизирования, оставляющей вне поля зрения момент свободного человеческого действия. На наш взгляд, мировоззрение в принципе не может быть научным. Научные знания могут быть лишь дополнительным материалом, уточняющим, но ни в коей мере не создающим мировоззрение. Не светский гуманизм как мировоззрение основывается на науке, но наука является основной ценностью и потому неотъемлемой частью светского гуманизма.

То, что наука указывает только на естественные причины природных явлений и потому никакого сверхъестественного мира (в смысле невозможного для освоения наукой) не существует, на самом деле надо понимать следующим образом: на естественные причины как основу мировоззрения указывает как раз определенное мировоззрение и лишь затем данные причины выявляются в ходе научного познания. Другими словами, мы сначала верим, что природа имеет рациональное устройство и подчинена неиз-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

менным законам, а затем пытаемся найти и действительно находим эти законы в мире. Наука изучает мир, основываясь на онтологической аргументации: сначала вводится понятие, потом объявляется, что то, что обозначает это понятие, реально существует (в Средневековье так доказывалось существование Бога). Получается, что наука в известном смысле — тоже вид религии.

Мы будем придерживаться другого контекста понимания науки: наука — одна из форм познания целостного мира, и не более того.

Во все времена особенно ценились люди не просто квалифицированные, а компетентные в своей области. Компетентность представляет одну из значимых нетрадиционных ценностей современного образования. Понятие компетентности, будучи весьма динамичным, подвижным, исторически изменчиво. Знания и умения, даже определенные творческие способности со временем устаревают, становятся неадекватными изменившейся ситуации. Такое отставание является своеобразным родовым пороком образования. При нынешнем темпе жизни подобное отставание воспроизводит и углубляет перманентный кризис образования. Поэтому в современных условиях система знаний, умений и навыков оказывается малоэффективной и неактуальной. Компетентность же не привязана жестко к определенному образовательному содержанию (знаниям или иным ценностям). Меняются ситуации, меняются культурные образцы, меняются сами люди, их запросы и возможности — при всем этом инвариантным остается требование компетентности. Сама эта ценность крайне устойчива, но именно благодаря подвижности наполнения в меняющемся времени.

Понятие компетентности имеет для образования большое методологическое и методическое значение. Оно выражает помимо всего прочего эффективность образования, результативность «включенности» учащихся в образовательный процесс и позволяет осуществлять теоретическую подготовку студентов и формировать умение применять знания в различных ситуациях. Кроме компетентности часто используются понятия

информированности, образованности, профессионализма и т.п., которые в той или иной степени характеризуют подготовленность человека к профессиональной деятельности.

Рассматривая соотношения между указанными понятиями, можно отметить, что информированность, имея важное значение, не может полностью заменить компетентность, а является лишь необходимым условием ее; профессионализм, на наш взгляд, также является условием компетентности, хотя в известных случаях это очень близкие понятия. Понятия «фундаментальность» и «компетентность» также весьма близки, хотя и различаются по своей функциональной направленности. Компетентность — это ценность образования, к которой мы приближаемся через фундаментализацию современного образования. Фундамента-лизация как процесс и есть достижение компетентности, т.е. такого уровня подготовки, когда мы можем судить, иметь оценку о ситуации применения знаний. Квалифицированные работники могут следовать правилам и хорошо работать, но их компетентность оказывается в тупике при возникновении нестандартных ситуаций. Следовательно, именно компетентность, критическая оценка, «экс-пертность», а не просто знания, умения и навыки ценятся в современных жизненных ситуациях.

Таким образом, многие проблемы гуманизации и других направлений реформирования образования могут быть успешно реализованы при условии его подлинной фундаментализации. Определяя место фундаментализации в современном образовании, мы считаем, что она является необходимым условием его гуманизации и гуманитаризации. Решая проблему освоения фундаментальных принципов науки, современное образование параллельно решает и другие свои задачи, такие как дифференциация и индивидуализация, информатизация обра-

зования и т.п.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Харламов И.Ф. Педагогика. М., 1990.

2 СухановА.Д. Концепция фундаментализации высшего образования и ее отражение в государственных образовательных стандартах // Высш. образование в России. 1996. № 3.

Поступила 28.01.04.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.