Надежда ИЛЬИНОВА
ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
В статье автор рассматривает образование как социальный институт, обосновывает необходимость гуманитаризации образования и знания в целом в связи с современной ситуацией культурной аномии и дегуманизации личности.
In this article the author considers education as a social institution; and substantiates necessity of humanization of education and knowledge in general in view of cultural anomie and dehumanization of individual.
Ключевые слова:
гуманитаризация, образование, духовность, личность, стратегия, кризис; becoming humanitarian, education, spirituality, person, strategy, crisis.
ИЛЬИНОВА Надежда Александровна — к.соц.н., доцент; и.о. заведующего кафедрой философии и социологии Адыгейского государственного университета [email protected]
Определение вектора развития российского общества на современном этапе представляется непростой задачей. С одной стороны, социально - политические и экономические преобразования выводят жизнеустройство россиян на качественно новый уровень, а с другой — системная модернизация российского общества выступает основой видоизменения системы образова -ния.
В образовательных процессах отражаются все особенности современного социального бытия. В самом общем виде образо вание можно рассматривать как процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и позна -вательных процессов. Образование — это не просто социальный институт, удовлетворяющий соответствующие потребности обще ства, это стратегический, как нам кажется, компонент социальной системы, который играет определяющую роль в социокультурном, правовом и экономическом развитии, выступает важнейшим фактором динамичного обновления и консолидации российского общества. «Образованию отводится ключевая роль в духовнонравственной консолидации российского общества, его сплоче -нии перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоя -щему и будущему своей страны»1.
Образование выступает условием успешной адаптации человека к социальной жизни и предоставляет шанс изменить ее в лучшую сторону. Отражая социальные проблемы всех сфер общественной жизни, образование воспроизводит специфику своих границ, свя -зей, функций, отношений, противоречий. Система образования в единстве всех ее ступеней (различные уровни общего образова -ния, уровни профессионального образования, дополнительного образования2) является институтом социализации и воспитания молодежи. По мнению главы российского государства, именно
1 Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно -нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М. : Просвещение, 2009.
2 Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
образованные, творческие, физически и духовно здоровые люди, а не природные ресурсы или ядерное оружие будут глав ной силой России этого и последующего веков1.
По определению ЮНЕСКО, XXI в. дол -жен стать «веком образования», и россий -ская действительность свидетельствует о том, что в образовании реализуется про цесс замены механизмов социокультур ного наследования на принципиально новые. Это связано с изменением приори -тетов социального развития.
Современные глобализационные про -цессы, происходящие в мире, фундамен тальные трансформации в российском обществе, затрагивающие все сферы и стороны его жизни, сопровождаются мно жеством негативных явлений. Среди них особую опасность приобретают дегума низация личности и общественных отно -шений в целом, деформация культуры и утрата духовности. В обществе, с одной стороны, наблюдаются социальная апатия и пессимистические настроения, а с дру гой — нигилизм и экстремизм. Проблема дегуманизации личности и общества вытекает из пренебрежения принципами гуманизации системы образования и уси -ления в ней технократических тенденций, что связано с падением роли и престижа гуманитарных наук.
Содержательно современное образова -ние в корне отличается от дореформен ного, выполнявшего социальный заказ в предыдущих периодах российской исто рии. Российское образование, как один из социокультурных и духовных феноменов, связано с переменой ментали тета общества и личности, изменением ценностных ориентаций. Сегодня воз -никает потребность в трансформации системы образования как гуманитарного феномена, потому что дисфункция той или иной социальной структуры приво дит к различным деформациям, частным выражением которых выступает дегума низация, представляющая собой такой процесс, когда ценность человека ока зывается ниже каких либо других цен ностей. Гуманизация образовательного процесса в центр образовательного поля помещает человека, его личностное раз витие, наполняет антропоориентирован
1 Выступление В.Путина на заседании клуба «Валдай» //www.rg.ru
ными ценностями процесс образования и воспитания.
Гуманитаризация является важным средством развития духовности личности, которая не только способна решать узко профессиональные задачи, но и умеет пра -вильно оценивать социальные последст -вия своей деятельности. Гуманитаризация образования — это борьба за сохранение человеческого в супердинамичной жизни общества нового типа, своеобразная пана цея от техногенной зависимости совре менного человека.
Гуманитарное знание направлено на формирование личности, развитие в ней философских, нравственных и культур -ных основ, воспитание самостоятельно сти в творчестве и образного мышления. Гуманитарное образование включает широкий круг компонентов, обеспечи -вающих во всем многообразии связей и взаимодействий проявлен^ индивида как носителя и создателя культурных цен ностей, национальных традиций, обще ственной идеологии.
Однако следует отметить, что, хотя и существует достаточно разнообразных концепций гуманитаризации знания, рос сийские образование и наука базируются на позициях технократизма. Можно отме -тить, что процесс гуманизации обществен ной жизни и общественных отношений, как и самой системы образования, реали зуется абстрактно и деформированно.
Поэтому все настойчивее заявляет о себе необходимость формирования такого типа гуманитарного мышления, который выступил бы в качестве основы новой формы социально культурных процессов. К его наиболее существенным признакам относится следующее.
1. Новое гуманистическое миросозерца -ние связано с его депрофессионализацией, оно не должно быть достоянием узкого круга профессионалов гуманитариев.
2. В центре нового миропонимания дол -жен находиться человек. Но это будет не простое повторение и воссоздание евро пейской традиции гуманизма. Это будет не некий идеал человека и гражданина, а тот реальный человек, который один и является подлинной мерой и сутью всех вещей.
3. Новое миропонимание будет гово -рить на языке диалога и сотрудничества, на языке понимания и поиска смысла, на языке признания равнозначности и рав
ноценности всех участников и идей диа лога1.
Признание приоритета гуманитарного миропонимания для общественного про гресса несет огромное конструктивное начало, является важнейшим ценностным ориентиром, который позволяет каждому человеку находить баланс устойчивости в бурном потоке социальных перемен. Гуманистическая ориентация отсеивает все враждебное человеку, разрушительное и поддерживает среди экономических, политических, социальных преобразова ний те, которые расширяют возможно сти человека, позволяют ему во имя блага всего общества максимально развернуть свои способности. В ней проявляется сво его рода здоровый исторический инстинкт самосохранения общества, сохранения сил созидания2.
В условиях формирования «новой» России гуманитарное образование, гума нитарные знания должны способство вать ликвидации последствий системного кризиса конца XX в., культурной аномии, своеобразной бреши в духовной жизни российского общества. Гуманитарное зна -ние социально ответственно, и именно оно должно быть важнейшим средством формирования и воспитания в человеке тех гражданских качеств, без которых нет личности. «Мы откровенно говорим об охранительной и созидательной функ ции гуманитарного образования, о том, чтобы оно не где нибудь и когда нибудь, а в каждом вузе каждодневно воспитывало гражданина. Сегодня это особенно важно, так как разложение общества провоци рует исторический нигилизм, попирает величие России, уничтожает достоинство человека»3.
1 Афанасьев Ю.Н. Моделирование гуманитарного знания современной России. Возрождение культуры России: гуманитарные знания и образование сегодня : сборник статей. — СПб., 1984, вып. 2, с. 5.
2 Пуляев В.Т. Россия на рубеже веков: от прошлого к будущему // Социально-политический журнал, 1997, № 1.
3 Шадриков В.Д. Социальные науки и гуманитаризация высшего образования в России (О развитии гуманитарного образования) // Высшее
образование в России, 1992, № 3, с. 47.
Гуманитарные основы образования ведут к формированию духовно - ценностного мира молодежи, представлений о досто -инстве и чести, ответственности и долге, правах и обязанностях, патриотизме и трудолюбии, уважении к другой индиви дуальности и милосердии. Гуманитарные науки приобщают молодых людей к богат ствам мировой и отечественной культуры, способствуют установлению взаимопони мания и согласия между народами.
Гуманитаризация образования предот вращает технократическую зависимость и примитивную ограниченность человека, помогает ему избегать психологического напряжения, содействует восстановлению душевного равновесия и здоровья, повы шает творческий потенциал и жизнестой кость личности. Освоение гуманитарной культуры создает своеобразные константы духовного мира личности путем приобще ния к вечным ценностям, шедеврам миро вого и российского искусства, творческим открытиям в различных сферах культуры.
Гуманитаризация — путь к целостности, единству знания, способ смягчения нега тивных последствий растущей специали -зации и дифференциации образования. По мнению В.В. Ильина, задача гуманита -рия — ценностно окрасить мир, наполнить его смыслом, сделать сопричастным чело веку (экзистенциальный аспект)4. Именно выдвижение в гуманитарном знании на передний план ценностно - смыслового и экзистенциального содержания и опреде -ляет его специфику.
Таким образом, гуманитаризация обра -зования — это поворот к такой его модели, которая в качестве приоритета рассматри -вает личность, исходит из того, что утрата личностного ориентира приводит к утрате целостности образовательного процесса и гармоничного сочетания всех его компо нентов, к усилению его специализации, к стиранию стратегической цели образова -ния.
4 См.: Ильин В.В. Теория познания: Введение. Общие проблемы. — 3-е изд. — М., 2012, с. 81.