УДК 378.126
Ю. А. Бахарев, В. А. Оринчук
Формирование коммуникативной компетентности бакалавров по адаптивной физической культуре
В статье рассматривается проблема формирования коммуникативной компетентности бакалавров по адаптивной физической культуре. Представлены методологические подходы профессиональной подготовки, способствующие формированию коммуникативной компетентности бакалавров по адаптивной физической культуре.
In the article the problem of formation of communicative competence of bachelors in adaptive physical culture. Presents the methodological approaches of vocational training, contributing to the formation of communicative competence of bachelors in adaptive physical ^bure.
Ключевые слова: адаптивная физическая культура, профессиональная подготовка, бакалавр по адаптивной физической культуре, коммуникативная компетентность, личностные качества.
Keywords: adaptive physical culture, vocational training, the bachelor in adaptive physical culture, communicative competence, personal qualities.
Необходимыми компонентами общей культуры специалистов любого профиля, в значительной степени определяющими успех в профессиональной деятельности, является свободное владение основами делового общения, умения использовать его как инструмент эффективной профессиональной коммуникации [1].
Формирование у студентов культуры коммуникации, навыков делового общения приобретает в современных условиях все большее значение и является составной частью профессиональной подготовки бакалавров по адаптивной физической культуре.
Профессиональная подготовка бакалавра по адаптивной физической культуре - сложное структурное и динамическое образование, ядром которого являются положительные установки, мотивы, ценности профессии, профессионально важные качества личности, способности, совокупность профессиональных компетенций, определенный опыт деятельности [2].
Требования к профессиональной подготовленности специалиста в любой области всегда обусловлены спецификой профессиональной деятельности. В области адаптивной физической культуры основная особенность заключается в том, что объектом познания и преобразования, предметом профессиональной деятельности специалиста являются не здоровые, а больные люди, в том числе и инвалиды.
В структуре деятельности бакалавра по адаптивной физической культуре особую роль играет коммуникативный компонент: преимущество речевого (вербального) общения над невербальным при взаимодействии с людьми с депривацией зрения, необходимость владения языком жестов при работе с людьми с депривацией слуха, а также гностический (познавательный) компонент в связи с обязательным контролем изменений в состоянии здоровья занимающихся [3].
Общение - это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека [4].
Общение рассматривается как один из компонентов специального образования, непременный элемент всестороннего развития, компенсации нарушеных функций лиц с ограниченными возможностями. В зависимости от характера и степени нарушений используются те или иные способы общения [5].
Эффективность практической деятельности бакалавра по адаптивной физической культуре во многом зависит от того, насколько профессионально он организовывает взаимодействие с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья в процессе учебных и внеучебных занятий, их родственниками, ближайшим окружением, а также с коллегами.
Установление прямых и косвенных коммуникативных связей учителя по адаптивной физической культуре с учащимися в первую очередь зависит от самого учителя, от его профессионализма (знаний, умений, навыков по легкому установлению контактов и связей с учениками).
© Бахарев Ю. А., Оринчук В. А., 2015
Подлинно хорошие взаимоотношения строятся на основе достаточно высокой требовательности в сочетании с гуманным отношением к личности ученика.
К основным коммуникативным умениям бакалавра по адаптивной физической культуры относятся:
1) умение легко и быстро устанавливать деловой контакт с отдельными учащимися, с классом, с группами учащихся, занимающихся адаптивным спортом, физической реабилитацией, креативными телесно-ориентированными практиками адаптивной физической культуры или экстремальными видами двигательной активности;
2) умение устанавливать деловые контакты с административными работниками, с учителями, с медицинскими работниками и обслуживающим персоналом учебного заведения;
3) умение устанавливать деловые контакты с родителями детей-инвалидов или учащихся специальных медицинских групп массовых школ;
4) умение устанавливать деловые контакты с учителями районного (городского, областного) методического объединения;
5) соблюдая правила общественного поведения, быть требовательным, чутким, вежливым, тактичным, приветливым, собранным, принципиальным, энергичным и человечным при решении любых педагогических вопросов [6].
Понятие коммуникативной компетентности включает в себя владение определенными нормами общения, поведения, как результат усвоения различных этнических и социально-психологических эталонов, поведенческих стереотипов, стандартов.
Выделяют когнитивную, ценностно-мотивационную и практическую характеристики коммуникативной компетентности.
Когнитивный компонент характеризует деятельность по обеспечению обучаемых лиц системой профессиональных коммуникативных знаний. Он реализуется через насыщение образовательного процесса коммуникативным содержанием; через целенаправленную организацию внеаудиторной учебной деятельности, ориентированную на самостоятельное получение и углубление коммуникативных знаний на основе самообразования.
Практический компонент отражает деятельность по развитию профессиональных коммуникативных умений и основывается на обеспечении студентов коммуникативным опытом, организации различной по видам, формам и содержанию целенаправленной самостоятельной деятельности.
Ценностно-мотивационный компонент характеризует деятельность по формированию ценностного отношения к будущему профессиональному функционированию, установки на развитие профессиональной коммуникативной компетентности и участие в профессиональном общении [7].
Формирование коммуникативной компетентности основывается на методологических подходах, лежащих в основе профессиональной подготовки бакалавров по адаптивной физической культуре: интегративный, системный и личностно-деятельностный.
Интегративный подход обеспечивает обоснование структуры содержания учебных дисциплин на основе объединения и синтеза компонентов содержания образования внутрипредметно-го и межпредметного характера, их обобщения на уровне законов, понятий, основных положений, формирования целостной системы знаний, действий, что способствует пониманию целостной профессиональной деятельности.
Системный подход обеспечивает целостность построения и взаимосвязь отдельных компонентов профессиональной подготовки. Системный подход позволяет решить следующие вопросы: установить логические связи и системные характеристики изучаемых объектов; выявить и сделать зримой для учащихся объективную необходимость получаемых ими знаний для профессиональной деятельности; показать научные основы профессиональной деятельности; обеспечить преемственность циклов учебных предметов; обеспечить практическую реализацию научных и технических знаний; органически соединить как в содержании профессиональной подготовки в целом, так и в отдельных интегрированных учебных предметах качественно разнообразные знания, показав, что они отражают различные стороны единого трудового процесса; обеспечить переход от абстрактно научных к конкретным профессиональным знаниям и от знаний - к практическим умениям и навыкам.
Личностно-деятельностный подход обеспечивает направленность процесса профессионального обучения студентов на развитие личностных качеств специалиста, способного к активной профессиональной деятельности, осознания себя субъектом профессиональной культуры. Деятельностный подход отражает общие закономерности усвоения студентами социального опыта с учетом их индивидуальных особенностей; рассматривает обучение как систему определенных видов деятельности, освоение и выполнение которых ведет к усвоению новых знаний, к овладению новыми умениями и ценностями [8].
Доверие к педагогу является обязательным компонентом коррекционно-компенсаторного процесса. Предпосылками возникновения положительных отношений и доверия между бакалавром по адаптивной физической культуре и людьми с отклонениями в состоянии здоровья являются квалификация и личностные качества педагога.
Бакалавр по адаптивной физической культуре должен обладать такими личностными качествами, как открытость, ответственность, коммуникабельность, доброжелательность, уважение, толерантность, сочувствие, терпение, уверенность в себе. Рассмотрим некоторые профессионально значимые личностные качества.
Ответственность бакалавра по адаптивной физической культуре выражается в глубоком понимании поставленных задач, перспектив их решения; продуманном, сравнительно-аналитическом выборе вариантов профессионального поведения; готовности доказательно объяснять свои действия, свободном и добровольном принятии необходимости отвечать за их последствия.
Специфика профессиональной деятельности требует от бакалавра такого профессионально значимого качества, как оптимизм. В большинстве случаев работа бакалавра по адаптивной физической культуре связана с лицами, неуверенными в себе ввиду имеющегося отклонения в состоянии здоровья, заниженной самооценки. Он должен увидеть в человеке то положительное, на что можно опереться, осуществляя его реабилитацию.
Бакалавр по адаптивной физической культуре должен быть толерантным, т. е. признавать инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья равноправными членами общества, быть снисходительным к чужим недостаткам.
В деятельности бакалавра по адаптивной физической культуре необходимо правильно оценивать внутреннее состояние лиц с ограниченными возможностями, разбираться в их психологических особенностях, характере, моральных качествах. Для этого он должен обладать таким профессионально значимым качеством, как эмпатия. Под эмпатией понимается способность к постижению эмоционального состояния, стремление помочь в решении проблем инвалида.
Учитывая особенности профессиональной деятельности в области адаптивной физической культуры, обусловленные физическими и психическими особенностями контингента разных нозологических групп, наблюдательность позволяет своевременно вносить необходимые коррективы в двигательную деятельность занимающихся, способствуя этим повышению ее эффективности и предотвращая возможные негативные последствия.
Сотрудничество бакалавра по адаптивной физической культуре и лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья, строится на следующих компонентах: понимание, сочувствие, уважение, поддержка.
Тон и интонация бакалавра по адаптивной физической культуре способны демонстрировать понимание и интерес к личности, имеющей отклонения в состоянии здоровья. Сочувствие обозначает умение поставить себя на место человека с ограниченными возможностями, быть внимательным к нему. Уважение подразумевает признание ценности человека с отклонениями в состоянии здоровья как личности. Поддержка - одно из важнейших условий установления правильных взаимоотношений, педагог должен стремиться быть полезным инвалиду[9].
Одна из основных задач педагогического состава вузов, осуществляющих подготовку специалистов данного направления, - это развитие способностей профессионального общения будущего бакалавра по адаптивной физической культуре. Такие дисциплины, как специальная психология и специальная педагогика, психология болезни и инвалидности, частные методики адаптивной физической культуры закладывают фундамент профессиональной коммуникации бакалавров по адаптивной физической культуре. Для достижения указанных целей используются следующие педагогические средства: различные тренинги личностного и профессионального развития, организация ролевых и деловых игр, участники которых, имитируя реальные условия будущей деятельности, моделируют свое поведение с последующим критическим анализом совершенных действий.
Таким образом, коммуникативная компетентность - одна из основных составляющих профессиональной компетентности бакалавров по адаптивной физической культуре. Ее формирование составляет одну из важнейших задач подготовки, служит залогом его дальнейшего личностного и профессионального развития.
Примечания
1. Ракей И. Р. Основы делового общения: учеб.-метод. комплекс для студ. спец. 1-08 01 01 «Профессиональное обучение». Минск.: МГВРК, 2007.
2. Балашова В. Ф. Научно-теоретические основы формирования компетентности специалиста по адаптивной физической культуре: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2009.
3. Евсеев С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учеб.: в 2 т. Т. 1. Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры. М.: Сов. спорт, 2003.
4. Ракей И. Р. Указ. соч.
5. Шапкова Л. В. Частные методики адаптивной физической культуры: учеб. пос. М.: Сов. спорт, 2004.
6. Самыличев А. С. Профессионально-педагогическая подготовка будущих учителей адаптивной физической культуры // Адаптивная физическая культура. 2009. № 1. С. 19-28.
7. Горшунова Н. К. Формирование коммуникативной компетентности современного врача / Н. К. Горшунова, Н. В. Медведев// Успехи современного естествознания. 2010. № 3. С. 36-37.
8. Бахарев Ю. А. Моделирование профессиональной подготовки специалистов по адаптивной физической культуре в системе высшего профессионального образования: дис. ...канд. пед. наук. Н. Новгород, 2011.
9. Балашова В. Ф. Указ. соч.
Notes
1. Rakey R. I. Osnovy delovogo obshheniya: ucheb.-metod. komplex dlya stud. spec. 1-08 01 01 «Professionalnoe obuchenie» [Basics of business communication: textbook-method. complex for students of spec. 1-08 01 01 "Vocational training"]. Minsk. MSHRC. 2007.
2. Balashova V. F. Nauchno-teoreticheskie osnovy formirovaniya kompetentnosti specialista po adaptivnoy fizi-cheskoy kulture: avtoref. dis.... d-ra ped. nauk [Theoretical bases of formation of competence of a specialist in adaptive physical education: autoref. dis. ... Doctor Ped. Sciences]. M. 2009.
3. Evseev S. P. Teoriya i organizaciya adaptivnoy fizicheskoy kultury: ucheb.[Theory and organization of adaptive physical culture: textbook]: in 2 vol. Vol. 1. Introduction to the specialty. History and General characteristics of adaptive physical culture. Moscow: Sov. sport. 2003.
4. Rakey R. I. Op. cit.
5. Shapkova L. V. Chastnye metodiki adaptivnoy fizicheskoy kultury: ucheb. Pos. [Private methods of adaptive physical culture: textbook]. Sov. sport. 2004.
6. Samylichev S. A. Professionalno-pedagogicheskaya podgotovka budushhih uchiteley adaptivnoy fizicheskoy kultury [Professionally-pedagogical preparation of future teachers of adaptive physical culture] // Adaptivnaya fizi-cheskaya kultura - Adaptive physical culture. 2009, No. 1, pp. 19-28.
7. Gorshunova N. K. Formirovanie kommunikativnoy kompetentnosti sovremennogo vracha [Formation of communicative competence of the Uspehi sovremennogo estestvoznaniyaUspehi sovremennogo estestvoznaniya- doctor] / N. K. Gorshunov, N. V. Medvedev// Successes of modern natural science. 2010, No. 3, pp. 36-37.
8. Bakharev A. Modelirovanie professionalnoy podgotovki specialistov po adaptivnoy fizicheskoy kulture v sisteme vysshego professionalnogo obrazovaniya: dis. ...kand. ped. nauk [Modeling of professional training of specialists in adaptive physical education in higher professional education: dis. ...Cand. Ped. Sciences]. N. Novgorod. 2011.
9. Balashov V. F. Op. cit.
УДК 377.5
Е. Н. Рожнова
Процесс подготовки специалистов среднего звена к профессиональной управленческой деятельности
Подготовка к управленческой деятельности специалистов среднего звена является составной частью профессиональной деятельности выпускников со средним профессиональным образованием. Цель данной статьи - описание методики организации процесса подготовки к управленческой деятельности, результатов ее применения, перспектив использования в образовательном процессе профессиональных образовательных организаций.
Preparation of management activity mid-career professionals is an integral part of professional activity of graduates from secondary vocational education. The purpose of this article is to describe the methodology of the organization of the preparatory process for management activities, results and perspectives of its use in the educational process of professional educational organizations.
Ключевые слова: управленческая деятельность, профессиональный стандарт, Федеральный государственный образовательный стандарт, образовательный процесс, процесс подготовки к управленческой деятельности.
Keywords: administrative activities, professional standard, Federal and state standards, educational process; preparatory process for management activities.
© Рожнова Е. Н., 2015 136