3. Голованова, М.В. О некоторых особенностях первоначального обучения русскому языку детей мигрантов [Текст] / М.В. Голованова, Н.Б. Карашева // Начальная школа. - 2001. - № 4. - С. 55-57.
4. Ефимов, В.Ф. Из опыта изучения и формирования готовности учителей к инновационной работе в условиях гуманизации обучения [Текст] / В.Ф. Ефимов, Е.А. Захарова // Завуч. - 2004. -№ 6.- С. 121-136.
References
Vygotsky L.S. Children developmental psychology. M.: Izd-vo Smysl, Izd-vo Eksmo, 2006. P. 1136. [in Russian].
2. Graham P. A. Schooling America: How the public schools meet the nation's changing needs. M.: Izd-vo Vysshei Skholy Economiki, 2011. P. 288. [in Russian].
3. Golovanova M.V., Karasheva N.B. On some special aspects of primary teaching migrant children the Russian language. Nachalnaia shkola, 2001. № 4. P. 55-57. [in Russian].
4. Efimov V.F., Zakharova E.A. A posteriori the learning and teachers' readiness for innovating in educational humanization conditions. Zavuch,, 2004. № 6. P. 121-136. [in Russian].
Сведения об авторе: Карпова Татьяна Владиславна,
аспирант,
кафедра начального образования, Академия социального управления, г. Москва, Российская Федерация. Ктай: [email protected]
Information about the author: Karpova Tatiana Vladislavna,
Postgraduate student,
Department of Elementary Education,
Academy of Public Administration,
Moscow, Russia.
E-mail: [email protected]
m о
<u
УДК 008:378 |
Н.В. Максименко
ББК 71:74.480 î
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕДИАВЗАИМОДЕйСТВИЯ У БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ
В данной статье описана специфика модели формирования культуры медиавзаимодействия у будущих менеджеров, сконструированной на основе синтеза системного, культурологического и деятельностно-ситуативного подходов и педагогических принципов ее реализации.
Ключевые слова: медиавзаимодействие, будущий менеджер, культура медиавзаимодействия менеджера, потребностно-целевой компонент, ресурсно-содержательный компонент, оценочно-коррекционный компонент.
N.V. Maksimenko
THE MODEL TO FORM MEDIA INTERACTION CULTURE OF
FUTURE MANAGERS
The specifics of the model of formation of culture of future managers constructed on the basis of a synthesis of the situational, cultural, and activity-contextual approaches and pedagogical principles for its effective functioning is described.
Key words: media interaction, future Manager, culture Manager media interaction, the need and target component, resource and contextual component, evaluation correction component.
> Si
ю
.0
.0
X
го ca о
о
.0
ф
ч о
т ±
Сегодня в России завершается становление информационного общества. Особое внимание уделяется увеличению роли информации, знаний, информационных технологий, нарастанию информатизации общества, созданию глобального информационного пространства, которое обеспечивает эффективное ме-диавзаимодействие людей.
Актуальность проблемы формирования культуры медиавзаимодействия у будущих менеджеров в этих условиях обусловлена повышением требований к молодым специалистам со стороны работодателя, появлением новых типов медиаплатформ, нереализованным потенциалом высших учебных заведений в подготовке высококвалифицированных специалистов со сформированной культурой медиавзаимодействия, недостаточная разработанность теоретико-методологического обеспечения данной проблемы. На основе ретроспективного анализа проблемы формирования культуры медиавзаимодействия у будущих менеджеров нами уточняется понятие «формирование культуры ме-диавзаимодействия у менеджеров» -процесс систематического накопления позитивных количественных и качественных изменений в содержании медиазнаний, умений, ценностных ориентаций, их практическое применение для решения актуальных задач в условиях учебно-воспитательного процесса вуза.
Составляющими культуры медиавзаи-модействия у будущих менеджеров являются: умение анализировать, критически осмыслять и создавать медиатексты; способность определять источники медиа-текстов, их политические, социальные, коммерческие, культурные интересы, их контекст; умение интерпретировать медиатексты и ценности, распространяемые медиа; умение отбирать соответствующие медиа для создания и распро-
странения собственных медиатекстов. В качестве теоретико-методологической основы формирования культуры меди-авзаимодействия у будущих менеджеров нами избрана интеграция системного, культурологического и деятельностно-ситуативного подходов, что позволяет учитывать медийные особенности будущих специалистов, пригодность различных технологий формирования культуры медиавзаимодействия в конкретной ситуации, отбирать наиболее эффективные стратегии формирования культуры медиавзаимодействия у будущих менеджеров [1].
Метод моделирования активно применяется в педагогике. Это обусловлено тем, что педагогический процесс обладает всеми необходимыми для этого характеристиками [2].
A.Б. Горстко считает, что наличие модели помогает понять, как устроен объект, а также изучить его структуру, законы развития и свойства [3].
B.А. Штофф называет моделирование специфическим методом познания, который включает в себя построение моделей, а также выбор готовых и их изучение для получения нового знания [4].
Изучение проблемы формирования культуры медиавзаимодействия у будущих менеджеров, ее историографии и современного состояния привели к необходимости создания модели формирования культуры медиавзаимодействия у будущих менеджеров.
На основе интеграции ситуационного, культурологического и деятельностно-ситуативного подходов нами разработана структурно-функциональная модель формирования культуры медиавзаимо-действия у будущих менеджеров. Ее значение подтверждается в ходе экспериментальной работы.
Модель формирования культуры ме-диавзаимодействия у будущих менеджеров состоит из потребностно-целевого,
ресурсно-содержательного, оценочно-коррекционного компонентов.
Связь между компонентами модели объясняется особенностями процесса формирования культуры медиавзаимо-действия у будущих менеджеров. Нужно сформировать потребность, которая трансформируется в личностные цели будущего менеджера. Но основе осознанной потребности и целей разворачивается ресурсно-содержательный компонент. Его ход и итоги оцениваются и корректируются возможностями оценочно-коррекционного компонента.
Исходя из логики исследования, в качестве первого компонента выделен потребностно-целевой, включающий определение цели и конкретных задач формирования культуры медиавзаимо-действия у будущих менеджеров. Нами выделены следующие задачи, в процессе решения которых у будущих менеджеров должна быть сформирована культура медиавзаимодействия: стимулирование определения студентов в системе отношений «человек - медиа - среда»; овладение системой медиазнаний, их перевод в умения и навыки как нормы и правила поведения в медиасреде; формирование необходимых медиазнаний, медиауме-ний, медианавыков.
Методами реализации потребностно-целевого компонента являются: объяснение, анализ, тестирование, анкетирование, инсценировка, стажировка с выполнением должностной роли, дидактическая игра, опора на личный опыт, имитация реальных ситуаций.
Формами реализации потребностно-целевого компонента являются тренинги, дискуссии, проблемные лекции, семинары, консультации, ролевые игры, выездные занятия, экскурсии.
Средствами реализации потреб-ностно-целевого компонента выступают ресурсы медиа-среды, карточки с заданиями, методическая литература.
Одним из основных компонентов модели формирования культуры ме-диавзаимодействия является ресурсно-содержательный компонент. Он заключается в организации деятельности по формированию культуры медиавзаимо-действия у будущих менеджеров в образовательном процессе вуза.
Функциями данного компонента являются: организационная, координационная, регламентирующая.
Совокупность форм, методов, средств обучения составляет программу формирования культуры медиавзаимодействия у будущих менеджеров. Ее реализация составляет этапы данного компонента: ознакомительный, ориентировочный, информационный, ситуативно-практический, завершающий.
Результатом ресурсно-содержательного компонента являются сформированные знания, умения, навыки, ценностные ориентации, которые составляют культуру медиавзаимодействия у будущего менеджера.
Оценочно-коррекционный компонент нацелен на проведение персонифицированной оценки, анализа результатов, интерпретацию показателей сформирован-ности культуры медиавзаимодействия менеджера и при необходимости их коррекцию.
К функциям данного компонента относятся: оценочная, диагностическая, регулятивная, аналитическая, преобразовательная.
Оценка результатов функционирования модели формирования культуры медиавзаимодействия у будущих менеджеров осуществляется с помощью выполнения диагностики, сбора эмпирических данных и их соотношение с нормативными значениями, дифференциации по критериально-уровневой шкале и распределения будущих менеджеров по уровням сформированности куль-
ш
о ^
ф
X
ч ф
X
ф
в
г
ю >>
ей I-
о ф
Ч О
ей ГО
ф
.0
.0
X
го ей о
о
.о
с; ф ч о
DD I
туры медиавзаимодействия. Педагог с помощью методов диагностики (опросы, тестирование, наблюдение, блоки диагностических карточек и т.д.) и средств диагностики (тесты, анкеты, диагностические карточки) организует диагностирование, сбор данных, их анализипроводитсопоставлениеиоценку результатов согласно критериально-уровневой шкале сформированности культуры медиавзаимодействия у будущих менеджеров. Полученные данные сопоставляются с уровневыми оценками сформированности культуры медиавзаимодействия у будущих менеджеров (высокий, допустимый, критический) и критериями сформированности культуры медиа-взаимодействия у будущих менеджеров (когнитивный, деятель-ностно-интерпретационный, мотиваци-онно-ценностный). В результате чего будущий менеджер определяется в группу учащихся с примерно таким же уровнем сформированности культуры медиавзаимодействия.
В ходе реализации данного компонента модели предусмотрены следующие процедуры: сбор данных, их анализ и интерпретация, на их основе принятие решения о коррекционных мероприятиях, разработка индивидуальных программ по коррекции, оценка эффективности проведенных коррекционных мероприятий.
Важно отметить ведущую роль данного компонента, так как именно он обеспечивает связь всех компонентов модели формирования культуры медиавзаимодействия у будущих менеджеров.
Таким образом мы можем представить целостный вид модели формирования культуры медиавзаимодействия у будущих менеджеров (рис. 1).
Так как модель - это целостная система, то взаимосвязь ее компонентов
должна быть комплексной, носить инте-гративный характер и пронизывать весь процесс формирования культуры меди-авзаимодействия у будущих менеджеров. Разработанная модель характеризуется открытостью, целостностью, многоа-спектностью, иерархичностью.
Открытость отражает наличие связей с внешней средой, которые способствуют определению ее содержания и основных направлений развития. Целостность означает возможность получения запланированного результата при полной реализации всей структуры модели. Многоаспектность характеризуется учетом всех факторов, влияющих на результат модели. Иерархичность заключается в наличии соподчиненных уровней структуры.
Среди педагогических принципов эффективного функционирования модели формирования культуры медиавзаи-модействия у будущих менеджеров мы выделяем:
• принцип паритетности во взаимодействии субъектов образовательного процесса;
• принцип многоканальности выхода во внешнюю среду;
• принцип динамичного самоконтроля субъектов.
Такимобразом,сконструированнаяна основе синтеза системного, культурологического и деятельностно-ситуативного модель формирования культуры меди-авзаимодействия у будущих менеджеров состоит из взаимосвязанных компонентов, каждый из которых направлен на реализацию конкретной цели, с помощью соответствующих форм, методов и средств. Принципами ее эффективного функционирования являются: принцип паритетности во взаимодействии субъектов образовательного процесса; принцип многоканальности выхода во внешнюю среду; принцип динамичного самоконтроля субъектов.
Рис. 1. Модель формирования культуры медиавзаимодействия у будущих менеджеров
X
го ш о а
а о
.0
ч
о
Библиографический список
1. Афанасьев, В.В. Методологические основы оптимального управления самостоятельной работой учащегося [Текст] / В.В. Афанасьев, И.В. Афанасьева // Деп. В НИИВО. - 30.10.97. - № 155— 97. — 13 с.
2. Весна, М.А. Моделирование как средство научно-педагогического познания [Текст] / М.А. Весна // Педагогические исследования: гипотезы, проекты, внедрения: сб. науч. тр. № 3/4. — Курган, 1999.— С. 3—12.
3. Горстко, А.Б. Познакомьтесь с математическим моделированием [Текст]: учеб. пособие / А.Б. Горстко. — М.: Знание, 1991. — 160 с.
4. Штофф, В.А. Моделирование в философии [Текст]: учеб. пособие / В.А. Штофф. — М.: Высшая школа, 1978. — 269 с.
References
1. Afanasev V.V., Afanaseva I.V. Methodological bases of optimal control of pupils" individual work. Dep. V.SRIHE. 30.10.97, № 155-97. P. 13. [in Russian].
2. Vesna M.A. Modelling as means of scientific and pedagogical knowledge. Pedagogicheskie issledovania: gipotezy, proecty, vnedrenia: E.V. № 3/4. Kurgan, 1999. P. 3-12. [in Russian].
3. Gorstko A.B. Learn mathematical modeling. M: Znanie, 1991. P. 160. [in Russian].
4. Shtoff V.A. Modelling in philosophy. M: Vysshaia shkola, 1978. P. 269. [in Russian].
Сведения об авторе:
Максименко Наталья Владимировна,
соискатель, кафедра подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: [email protected]
Information about the authors: Maksimenko Natalya Vladimirovna,
Information about the authors:
External Doctorate student,
Department of Subject Methods and Training
Vocational Teachers,
Chelyabinsk State Pedagogical University,
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
m
I