УДК 75.984 ББК 629
Максименко Наталья Владимировна
аспирант
кафедра педагогики, психологии и предметных методик Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Maksimenko Natalia Vladimirovna Applicant for a Degree Chair of Pedagogy, Psychology and Subject Teaching Methods Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk
Специфические особенности практико - ориентированной модели формирования медиа - образованности студентов вузов Specific Features of Practice-Oriented Model of the Students’ Media Education
Forming
В данной статье описана специфика практико - ориентированной модели формирования медиа - образованности студентов вузов сконструированная на основе синтеза ситуационного, текстоцентрического и партисипативного подходов и педагогических принципов (субъектности, сотрудничества и совместной деятельности, конгруэнтности, конвергентности, педагогической поддержки индивидуального стиля медиа - учения студентов вузов, информатизации).
The article deals with the specific features of practice-oriented model of the students' media-education forming. It is built on the synthesis of situational, text-centered and participative approaches and pedagogical principles (subjectiveness, cooperation and team-work, congruence, convergence, students' pedagogical individual support of media-educational style, informatization).
Ключевые слова: медиа - образованность, студент вуза, мотивационный компонент, когнитивный компонент, технологический компонент, деятельностно - практический компонент, практико - ориентированная модель.
Key words: media-education, higher school student, motivational component, cognitive component, technological component, activity-and-practice component, practice-oriented model.
Актуальность проблемы формирования медиа - образованности студентов вузов обусловлена повышением требований к молодым специалистам со стороны работодателя, появлением новых типов медиа платформ, нереализованным потенциалом высших учебных заведений в подготовке высококвалифицированных специалистов со сформированной медиа - образованностью, недостаточная разработанность теоретикометодологического обеспечения данной проблемы. На основе
ретроспективного анализа проблемы формирования медиа - образованности студентов вузов нами уточняется понятие «медиа - образованность студентов вузов» - совокупность систематизированных медиа - знаний, умений,
ценностного отношения к медиа - образованию в целом, а также определяемый ими уровень мастерства по реализации медиа - образования в процессе решения повседневных и производственных задач. Составляющими медиа -образованности студентов вузов являются: умение анализировать, критически осмысливать и создавать медиа - тексты; способность определять источники медиа - текстов, их политические, социальные, коммерческие, культурные интересы, их контекст; умение интерпретировать медиа - тексты и ценности, распространяемые медиа; умение отбирать соответствующие медиа для создания и распространения собственных медиа - текстов. В качестве теоретико - методологической основы формирования медиа - образованности студентов вузов нами избрана интеграция ситуационного, текстоцентрического и партисипативного подходов, что позволяет учитывать медийные особенности будущих специалистов, пригодность различных технологий формирования медиа - образованности студентов вузов в конкретной ситуации, отбирать наиболее эффективные стратегии формирования медиа -образованности студентов вузов. На основе синтеза ситуационного, текстоцентрического и партисипативного подходов нами разработана практико
- ориентированная модель формирования медиа - образованности студентов вузов. Инструментальным выражением практико - ориентированной модели формирования медиа - образованности студентов вузов являются педагогические принципы, к числу которых мы относим: принцип
субъектности, принцип сотрудничества и совместной деятельности, принцип конгруэнтности, принцип конвергентности, принцип педагогической поддержки индивидуального стиля медиа - учения студентов вузов, принцип информатизации.
Цель: разработать и опытно-поисковым путем проверить педагогическую стратегию формирования медиаобразованности студентов вузов
Задачи
Стимулирование определения студентов в системе отношений «человек-медиа - пространство» Овладение системой перевод в умения и н правила поведения медиа - знаний, их авыки как нормы и : в медиа - среде Формирование необходимых медиа -знаний, медиа - умений, медиа - навыков
Теоретико - метод алогическая основа
Ситуационный подход
Текстоцентрический подход
Партисипативный подход
Педагогические принципы
Субъектности Сотрудничества и совместной деятельности Конгруэнтности Конвергентности Пед. поддержки индивидуального стиля медиаучения студентов Информатизации
Содержательный блок
А_
Моти вационный компонент
А_
к.
Когнитивный Т ехнологический
компонент компонент
1.
Деятельностно -практический компонент
Процессуальный блок
А_
1
А_
Ознакомительный этап Ор иентир овочный этап Информационный этап Ситуативно-практический этап Завершающе -коррекционный этап
1 г 1 г 1 г
Педагогические условия: создани е информосообразности обучающей среды, применение
партисипативных методов формирования медиа - образованности студентов вузов;применение стратегических и тактических образовательных технологий формирования медиа - образованности студентов вузов; ориентация будущего специалиста на использование ресурсов медиа - среды для решения учебных и производственных задач; разработка и реализация программы спецкурса «Медиа - образование».
Методы обучения: имитационный метод, неимитационный метод, партисипативный метод
Полифункциональный блок
1 ^ і г
Рис.1.Практико - ориентированная модель формирования медиа -образованности студентов вузов
Исходя из логики исследования, в качестве первого блока выделен целевой блок, включающий определение цели и конкретных задач
формирования медиа - образованности студентов вузов. Нами выделены следующие задачи, в процессе решения которых у студентов вузов должна быть сформирована медиа - образованность: стимулирование определения студентов в системе отношений «человек - медиа - среда»; овладение системой медиа - знаний, их перевод в умения и навыки как нормы и правила поведения в медиа - среде; формирование необходимых медиа - знаний, медиа - умений, медиа - навыков. Теоретико - методологическая основа практико -ориентированной модели формирования медиа - образованности студентов вузов включает: ситуационный подход, текстоцентрический подход,
партисипативный подход. Моделирование процесса формирования медиа -образованности студентов высших учебных заведений требует учета выбранных нами педагогических принципов: субъектности, сотрудничества и совместной деятельности, конгруэнтности, конвергентности, педагогической поддержки индивидуального стиля медиа - учения студентов вузов, информатизации, которые обеспечивают: формирование элементарных
представлений о взаимосвязях в медиа - среде; осуществление разностороннего медиа - образования; соответствие формирующего воздействия медиа возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых. Содержательная сторона модели формирования медиа - образованности студентов вузов рассматривается с точки зрения анализа существующих программ, имеющих различный статус, который определяет подчиненность программ и их территориальное распространение. Это актуализирует проблему адекватного представления наиболее значимых для педагогической теории и практики результатов научного поиска. Определен следующий компонентный состав содержательного блока практико - ориентированной модели формирования медиа - образованности студентов высших учебных заведений: мотивационный компонент, когнитивный компонент, технологический компонент, деятельностно-практический компонент. Рассмотрим процессуальный блок практико - ориентированной модели формирования медиа
- образованности студентов вузов. Нами были выявлены пять этапов в процессе формирования медиа - образованности студентов: ознакомительный,
ориентировочный, информационный, ситуационно-практический и завершающекоррекционный. Каждый из этапов направлен на реализацию процесса формирования медиа - образованности студентов вузов на основе соответствующих форм, методов, средств. Отсутствие одного из этапов приводит к разрушению целостности процесса и не позволяет достигнуть итогового положительного качественного результата - высокого уровня сформированности медиа - образованности обучаемых. Все этапы имеют определенные цели, задачи, содержание, результат и ориентированы на достижение конкретного качественного результата. Взаимосвязь выделенных блоков практико - ориентированной модели процесса формирования медиа -образованности студентов высших учебных заведений просматривается на полифункциональном уровне. Основополагающими взаимосвязанными функциями данной модели являются:
1. Воспитание устойчивого интереса к медиа у студентов, которое ведется на основе формирования знаний о медиа - среде.
2. Воспитание ценностей в процессе познания медиа - среды.
3. Формирование потребности самосовершенствования в области медиа -образования.
Учитывая структуру практико - ориентированной модели формирования медиа - образованности студентов высших учебных заведений, рассмотренной выше, были выделены количественные и качественные критерии и показатели, методы диагностики уровня формирования медиа - образованности студентов, которые в своей совокупности составили результативный блок практико -ориентированной модели. Результатом внедрения модели в образовательный процесс является высокий уровень сформированности медиа - образованности студентов.
Так как модель - это целостная система, то взаимосвязь ее компонентов должна быть комплексной, носить интегративный характер и пронизывать весь процесс сформирования медиа - образованности студентов вузов. Разработанная практико - ориентированная модель процесса формирования медиа - образованности характеризуется открытостью, целостностью, многоаспектностью, иерархичностью.
Открытость отражает наличие связей с внешней средой, которые способствуют определению ее содержания и основных направлений развития. Целостность означает возможность получение запланированного результата при полной реализации всей структуры модели. Многоаспектность характеризуется учетом всех факторов, влияющих на результат модели. Иерархичность заключается в наличии соподчиненных уровней структуры.
Таким образом, сконструированная на основе синтеза ситуационного, текстоцентрического и партисипативного подходов и педагогических принципов практико - ориентированная модель формирования медиа -образованности студентов вузов состоит из взаимосвязанных целевого, содержательного, процессуального, полифункционального и результативного компонентов. При этом содержательной особенностью данной практико -ориентированной модели является интеграция мотивационного компонента, когнитивного компонента, действенно - практического компонента, технологического компонента.
Библиографический список
1. Афанасьев, В.В. Методологические основы оптимального управления самостоятельной работой учащегося / В.В. Афанасьев, И.В. Афанасьева // Деп. В НИИВО. 30.10.97, № 155-97. - 13 с.
2. Весна, М.А. Моделирование как средство научно-педагогического познания / М.А. Весна // Педагогические исследования: гипотезы, проекты, внедрения: сб. науч. Тр. № 3/4. -Курган, 1999. - С. 3-12.
3. Горстко, А. Б. Познакомьтесь с математическим моделированием / А. Б. Горстко. -М.: Знание, 1991. - 160с.
4. Штофф, В.А. Моделирование в философии. М.: Высшая школа, 1978. - 269 с.
Bibliography
1. Afanasiev, V.V. Methodological Bases of Optimal Control of the Pupils' Individual Work / V.V.Afanasiev, I.V.Afanasieva // Dep. In SRIHE. 30.10.97, № 155-97. - 13 p.
2. Gorstko, A.B. Let Us Acquainted with Mathematical Modelling / A. B. Gorstko. - М: Knowledge, 1991. - 160 p.
3. Shtoff, V.A. Modelling in Philosophy / V.A. Shtoff. - М: Higher School, 1978. - 269 p.
4. Vesna, M.A. Modelling as a Means of Scientific and Pedagogical Knowledge / M.A.Vesna // Pedagogical Researches: Hypotheses, Projects, Implementations: Collection of Scientific Papers № 3/4. - Kurgan, 1999. - P. 3-12.