Научная статья на тему 'Система формирования организаторской культуры у менеджеров в условиях современного образовательного пространства'

Система формирования организаторской культуры у менеджеров в условиях современного образовательного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / PROFESSIONAL CULTURE / ОРГАНИЗАТОРСКАЯ КУЛЬТУРА / ORGANIZATIONAL CULTURE / МЕНЕДЖЕР / MANAGER / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / EDUCATIONAL SYSTEM / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / EDUCATIONAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корнеев Дмитрий Николаевич, Базавлуцкая Лилия Михайловна, Корнеева Наталья Юрьевна

В данной статье исследователями предложена спроектированная и апробированная система, осуществляющая процесс формирования организаторской культуры у современных менеджеров в условиях острой экономической конкуренции. Авторы характеризуют основные разработанные компоненты спроектированной системы, принципы ее построения и анализируют прогнозируемые и достигнутые результаты по осуществлению формирования организаторской культуры у современных менеджеров в условиях образовательной организации высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корнеев Дмитрий Николаевич, Базавлуцкая Лилия Михайловна, Корнеева Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of formation of managerial culture among managers in the modern educational space

The system of formation of managerial culture among managers in the modern educational space

Текст научной работы на тему «Система формирования организаторской культуры у менеджеров в условиях современного образовательного пространства»

УДК 378 ББК 74.484

Д.Н. Корнеев, Л.М. Базавлуцкая, Н.Ю. Корнеева система формирования организаторской

культуры у менеджеров в условиях современного образовательного пространства

В данной статье исследователями предложена спроектированная и апробированная система, осуществляющая процесс формирования организаторской культуры у современных менеджеров в условиях острой экономической конкуренции. Авторы характеризуют основные разработанные компоненты спроектированной системы, принципы ее построения и анализируют прогнозируемые и достигнутые результаты по осуществлению формирования организаторской культуры у современных менеджеров в условиях образовательной организации высшего образования.

Ключевые слова: профессиональная культура, организаторская культура, менеджер, педагогическая система, образовательная организация.

D.N. Korneev, L.M. Bazavlutskaya, N.Yu. Korneeva

the system of formation of managerial culture among managers in the modern educational space

A system of formation of managerial culture among managers in the conditions of sharp economic competition is proposed. The main components of the developed system, the principles of its construction and analyze the predicted and achieved results on the formation of organizational culture among managers in the modern educational organization of higher education are characterized.

Key words: professional culture, organizational culture, Manager, educational system, educational organization.

Ревальвация существующего качества профессиональной подготовки сегодня получил инновационный статус общенациональной доктрины и первоочередного вектора реализации государственной политики в проектировании основных направлений модернизации современного профессионального образования. Степень подготовки менеджера современной образовательной организацией должен быть на соответствующем уровне, чтобы в своей специфичной профессиональной деятельности выпускник мог проектировать новые социально приоритетные компоненты современного общества, быть субъектом профессиональной индигоферы и включиться в реализацию ее диффузии. Столь актуальная позиция профессионала с экономическим образованием требует пристального интереса к формированию его профессиональной культуры еще на периоде профессио-

нальной подготовки в образовательной организации, что и является проблемой нашего исследования.

Актуальность нашей работы вызвана тем, что для конкурентоспособного современного менеджера, главного субъекта процесса преобразования российской экономической системы, обладание профессиональной культурой интерпретируется первоочередным компонентом его компетентности, позволяющим интегрироваться к транснациональной культуре менеджмента и реализовывать его аккумулированный опыт. При этом уникальность и многофакторность профессиональной культуры как индивидуально-личностного новообразования вызывает интерес ко всем ее течениям.

Для современных менеджеров приоритетной удельной ценностью в их профессиональном труде является организаторская деятельность (многоаспектная,

ш

о ^

ф и

ч

Ф го

X со ф I-

>>(0 О

£<¡3

о Ь н

га

го

ш

о

п I

Ev& ао

° 2 и

s 5

О S аи s а.

^ Я

ГО S

s Я

ф о о ¡3 О m

го

m

ф

ф

х ^

о

к го

J

>

с;

ш го

со

го ш

ш

Ф Ф

X ^

0 ъи

1

cj

высокоинтенсивная, не регламентируемая), первостепенную важность приобретает организаторская культура, дающая возможность проецировать оптимальные условия для осуществления коммуникаций всех человеческих ресурсов организации по достижению целей системы с учетом социальных, национальных и личностных ценностей.

Проблемы теории управления и изучение технологий подготовки менеджеров стали особенно интенсивно стратифицироваться в XX веке в исследованиях А. Ман, Ф. Тейлора, А. Файоля, Г. Форда, Г. Черча, Г. Эмерсона и других ученых, и инноваторов производства, которые совместно с решением промышленно-экономических противоречий фундаментально изучили и некоторые психолого-социальные компоненты теории управления [5].

В трудах И. Ансоффа, М. Вебера, Т. Пи-терса профессиональная культура управленца анализируется в организационно-управленческом контексте, в основном как аддендумеревальвации социально-экономической результативности системы управления организацией [3].

Методологи управления М. Вебер, Р. Мертон, М. Портер, Т. Парсонс выявили многочисленные аспекты проектирования деятельности системы управления социумом на основе методологии общественного действия и социальных систем [6].

Искания в области методологического объяснения результативности управления нашел отражение в работах отечественных ученых А.Н. Аверина, Г.В. Ата-манчука, Д.М. Гвишиани, Е.В. Яковлева [4] и других.

Концепция синтеза философских и экономических подходов к менеджменту была уточнена в исследовательских работах следующих авторов: В.С. Дудченко, А.Г. Здравомыслова, Ю.Д. Красовского, Д.Н. Корнеева, Н.И. Лапина, Н.Ф. Наумовой, А.А. Саламатова [2], Н.В. Увари-ной [3], С.Д. Фролова, В.А. Ядова.

Пример теории и разработанной практики профессиональной деятельности менеджера привел нас к эпикризу, что она отличается сложностью, поли-

субъектностью, полинаучностью, интенсивностью, коммуникативностью, достижимостью результата, процессной и творческой природой, экономической транзитивностью, а ее приоритетная совокупность - организаторская деятельность - обладает следующими качествами: она является свободной, глубокой и креативной; не поддается парадигмаль-ной регламентации; не дает материального созидательства; ее фундамент составляет коммуникация; она синергична с технологией проектирования цели и определением на позиции индивидуальной ответственности алгоритмов ее достижения [3].

Оценивая указанную специфику, организаторскую деятельность мы интерпретируем как разновидность профессионально-управленческой деятельности современного менеджера, ориентируемой на объединение человеческих ресурсов по достижению единой цели, состоящей в персонализации миссии, стратификации полномочий и существующих ресурсов на позиции обратной коммуникации [2].

Успешное претворение организаторской деятельности предусматривает владение менеджером специфичным видом профессиональной культуры - организаторской, которую мы понимаем как форму его профессиональной культуры, гарантирующую эффективную реализацию организаторской деятельности и включающую в свой сортамент когнитивный, операциональный и поведенческий компоненты [1].

Изучение существующего состояния выбранной нами проблемы в методологии и практике профессионального образования позволило сделать заключение о том, что организаторская культура у современных менеджеров не образуется автономно и требует целенаправленных воздействий по ее формированию. При этом под ее формированием мы подразумеваем систематизированную аккумуляцию существующих позитивных количественных и качественных вирьирований в содержании компонентов организаторской культуры и приобретение диалектического единства ее компонентов в со-

знательно организованном специально для этого практикоориентированном учебно-воспитательном пространстве профессиональной подготовки современных менеджеров [4].

В векторе проведенного нами изучения мы диагностировали, что система формирования у современных конкурентоспособных менеджеров обладателей организаторской культуры, как подсистема профессиональной подготовки современных менеджеров, должна фабулировать в себе следующие компоненты: мотивационно-целевой, содержательно-методический и оценочно-коррекционный. Рассмотрим более подробно их содержательную характеристику.

Мотивационно-целевой компонент интегрируется с мотивационной плоскостью личности. Деятельность в разрезе данного компонента предполагает, во-первых, гарантию трансляции педагогической проблемной конъюнктуры (осознание преподавателем первоочередности подготовки менеджеров к организаторской деятельности) психологический разрез (понимание обучающимся поставленных педагогических критериев как личностно значимых), вследствие чего у менеджера формируется устойчивая и сознательная аффиляция решения поставленной композиции. Во-вторых, в ракурсе выявленного компонента формируются определенные целевые ориентации не только профессионально-педагогической деятельности субъекта, но и образовательной деятельности современного менеджера в соответствии с его способностями и ориентирами.

Содержательно-методический компонент ассортимируют учебно-воспитательные процессы, в ходе трансляции которых у современных менеджеров происходит непосредственное практи-коориентированное формирование организаторских компетенций. Данный компонент материализует обучающую (приобретение обучающимся приоритетных для реализации организаторской деятельности компетенций), воспитательную (формирование у современных менеджеров профессионально вос-

требованных и актуальных личностно-значимых качеств и необходимых ценностных ориентаций), развивающую функцию (диалектическое развитие профессионального мышления, памяти, внимания, речи, каналов восприятия и т.д.), информационную функцию (общение, обмен информацией, необходимой для формирования организаторской культуры), адаптационную (адаптация к специфичной профессиональной деятельности через проектирование условий, соответствующих эффективной деятельности менеджера), ориентировочную (определение значимых для формируемой организаторской культуры современного менеджера всех видов коммуникаций, актуализация ключевых ценностей и личностных качеств), операционно-технологическая (трансфер практического опыта выполнения профессиональной деятельности, доведение операционных умений до формы технологий), координационную (совершенствование индивидуальной и коллективной учебной деятельности в отношении выбора наиболее эффективной орбиты достижения поставленных целей и рационального коммуникационного обмена).

Рассматривая векторы и технологии формирования организаторской культуры у современных менеджеров, мы пришли к выводу, что каждый компонент, стратифицирующий организаторскую культуру, должен осваиваться обучающимся в следующей композиции:

1. Ознакомительно-информационный период. В данном периоде осуществляется аккумуляция обучающимся необходимой информации, связанной с осуществлением организаторской деятельности.

2. Технологический период. В данном периоде осуществляется проецирование теоретико-методологических знаний на рактическую плоскость. У обучающегося формируются владения фактическими действиями, приумножается практическая компетенция по осуществлению отдельных фракций организаторской деятельности, осуществляется диффузия профессионального кругозора.

ш

о ^

ф И

Ч

Ф го х ш ф I-

>>(0 О

го Й « 5

| (О

ао ° £

¡1 О 2

аи ^ а.

^ Й

го ^

Е й ф о

о 5

О т

го

ш

ф

ф

X ^

о

к

го >

с;

ш го

со

го ш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ей Ф Ф

X ^

о ±

3. Квазипрофессиональный период. В данном периоде в образовательном пространстве организуется апокрифическая среда, приближенная к реальной трудовой деятельности современного менеджера, и обучающийся имеет ресурс применить генерируемые у него знания и умения в совокупности, базируясь уже на всей имеющийся у него компетентности.

Оценочно-коррекционный компонент ориентируется на определение уровня соответствия полученных продуктов запланированным и нейтрализацию дефектов учебно-воспитательного пространства. Верифицированная информация о достигнутых результатах оценивания является фундаментом для проектирования и внедрения коррекционных процедур. Данный компонент реализует информационную (сообщение сведений о достигнутой степени сформирован-ности у обучающихся организаторской культуры), контролирующую (сопоставление результатов сформированности у обучающихся организаторской культуры с целевыми ориентациями личности менеджера), компенсационную (нейтрализация дефектов сформированности организаторской культуры), аналитическую (выбор процедур устранения трудностей, определение векторов онтогенеза процесса формирования организаторской культуры), стимулирующую (мотивацию менеджеров к социальной активности, самостоятельности, заинтересованности в перспективной профессиональной деятельности, рефлексии эффективности своей профессиональной деятельности) функции.

Мониторинг результатов (т.е. степени сформированности компетенций профессионально необходимых и значимых личностных качеств и актуальных ценностных ориентаций - основных показателей организаторской культуры) осуществляется с помощью активных и интерактивных методов. Раскрыв наполнение компонентов системы, акцентируем, что они не являются последовательно внедряемыми периодами реализации системы формирования организаторской культуры: они синергичны друг с другом и в зависимости от ситуации

могут чередоваться в разной последовательности.

Завершая рассмотрение содержания спроектированной нами системы, остановимся на совокупности принципов ее трансляции и специфических характеристиках. К ним мы относим принципы рефлексивности (приучение менеджеров к самоанализу на этапе выполнения своих профессиональных задач), профессиональной направленности содержания образования (в содержании образования должны отражаться ключевые позиции эффективной организаторской деятельности), диалогического общения (обеспечение непрерывного диалога и взаимодействия субъектов образовательного процесса), актуализации субъектного опыта обучающегося (ориентация на опыт обучающегося и перевод его в активное состояние при осуществлении учебно-творческой деятельности). К специфическим свойствам разработанной нами системы (рис. 1) мы относим ее содержательную вариативность, цикличность (поступательность процесса формирования организаторской культуры), устойчивость (независимость работы системы от случайных отклонений) и адаптивность (обеспечение оперативного приспособления будущих менеджеров к будущей организаторской деятельности).

Резюмируя вышеизложенный материал, необходимо констатировать, что система формирования у менеджеров организаторской культуры, спроектированная нами на основе концепции системного, деятельностного и культурологического подходов, с учетом современных запросов социального заказа, сущностью профессиограммы менеджера, его профессиональной компетентности, организаторской деятельности и организаторской культуры, включает мотивационно-целевой, содержательно-методический, оценочно-коррекционный компоненты; квалифицируется содержательной вариативностью, цикличностью, устойчивостью, адаптивностью и апробируется с реализацией принципов рефлексивности, профессиональной направленности образовательного пространства.

Социальный заказ

нормативные акты; потребности экономики; требования работодателей; личностные требования и др.

Профессиограмма менеджера

нормы и требования к деятельности и личности специалиста

Содержание профессиональной подготовки менеджера

ГОС ВПО; учебные программы; программы элективных курсов; УМК

Содержание организаторской деятельности менеджера

иерсонализация задачи, распределение полномочий и ресурсов, обеспечение обратной связи

Содержание организаторской культуры менеджера

когнитивный, операциональный, поведенческий компоненты

Целъ\ сформировать у будущих менеджеров организаторскую культуру

CD Qj Q> С\> О С\> С -с го

0 з; С го

ï

1

с

Мотивационно-целевой компонент

Задачи: сформировать у студентов мотивы учебной деятельности по освоению организаторской культуры; индивидуализацироватъ целевые ориентации учебной деятельности Функции: побудительная, развивающая, воспитательная, ориентировочная

Методы:

пример, разъяснение, выдвижение противоречий, убеждение, игра, соревнование и др.

Средства:

наглядные материалы, оценка, ТСО, перспективы, соревнование, свободное время и др.

Формы:

игра, общение, деятельность, творческое взаимодействие и др.

Сформированная мотивация и понимание целевых ориентации учебной деятельности

Оценочно-коррекционный компонент

Задачи: оценить степень сформированное™ организаторской культуры и ее отдельных элементов; нейтрализовать недостатки освоения организаторской культуры Функции: информационная, контролирующая, компенсационная, аналитическая, стимулирующая

Методы:

тестирование, опрос, рейтинг, наблюдение, беседа, инструктаж, консультация и др.

Средства:

диагностические материалы, самооценка, рейтинг, учебные пособия и др.

Формы:

зачет, защита проекта, дополнительные занятия, повторение и др.

Показатели:

знания, умения,

профессионально значимые личностные качества, ценностные ориентации

Уровни:

низкий,

средний,

высокий

Зафиксированный уровень сформированности организаторской культуры

Содержательно-методический компонент Задачи: сформировать у студентов знания, умения, профессионально значимые личностные качества и ценностные ориентации, необходимые для организаторской деятельности Функции: обучающая, воспитательная, развивающая, информационная, адаптационная, ориентировочная, операционно-технологическая, координационная

научности, доступности, связи теории с практикой, рефлексивности, профессиональной направленности содержания образования, диалогического

общения, актуализации субъектного опыта студента и др.

Методы:

объяснение, беседа, лекция, упражнение, метод проектов, кейс-

метод, игра, брейнсторминг и др.

Средства:

литературные источники, нормативные акты, компьютер, учебное портфолио, кейсы УМК и лп.

Формы:

лекция, семинар, производственная практика, самостоятельная работа, консультации и др.

Этапы:

1. Ознакомительно-информационный

(преимущественно репродуктивная деятельность студентов)

2. Технологический

(репродуктивно-творческая деятельность студентов)

3. Квазипрофессиональный:

(творческая деятельность студентов)

—К

о ^J

о g

Ю о

о. а>

_11

ж о « 5

л ьг сс

с? о s

§ & о §

Ï У « ^ О Ï

Й й) ÇHS

ni g

k s;

£ Ш

Сформированные знания, умения, профессионально значимые личностные качества и ценностные ориентации

Результат:

Заданный уровень организаторской культуры у будущих менеджеров

Рис. 1. Система формирования организаторской культуры у будущих менеджеров

СЛ

Система формирования организаторской культуры у менеджеров в условиях современного образовательного пространства

Библиографический список

1. Корнеев, Д.Н. Практико-ориентированная подготовка будущих менеджеров к профессиональной деятельности [Текст]: монография / Д.Н. Корнеев. - Челябинск: Рекпол, 2013. - 200 с.

2. Саламатов, А.А. Организационное поведение [Текст]: учебное пособие / А.А. Саламатов, Н.В. Уварина, Д.Н. Корнеев. - Челябинск: Полиграф-Мастер, 2011. - 380 с.

3. Уварина, Н.В. Ядро педагогической концепции: закономерности, принципы актуализации творческого потенциала личности учащихся в образовательном процессе [Текст] / Н.В. Уварина // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2012. - № 4(263). - С. 34-37.

4. Яковлев, Е.В. Организация педагогической практики при модульном построении основной профессиональной образовательной программы [Электронный ресурс] / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева, М.В. Потапова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/120-15896

5. Man, А. Aupaysdu Taylorism. Bruxelles: Verlag "LePeuple", 2012. P. 121-138.

6. Porter, M.E. From Competitive Advantage to Corporate Strategy. Harvard Business Review, May/ June 2015. P. 43-59.

References

1. Korneev D.N. Practice-oriented training of students, future managers for professional activity. Chelyabinsk: Izd-vo: Rekpol, 2013. P. 200. [in Russian].

2. Salamatov A.A., Uvarina N.V., Korneev D.N. Organizational behavior: textbook. Chelyabinsk: Poligraf-Master, 2011. P. 380. [in Russian].

3. Uvarina N.V. The core of the teaching concept: laws, principles of actualization of creative potential of personality of students in the educational process. Bulletin of the South Ural state University. Series: Education. Pedagogical science, 2012. No. 4 (263). Р. 34-37. [in Russian].

4. Yakovlev E.V., Yakovleva N.O., Potapova M.V. Organization of teaching practice for unit building the basic professional educational programs. Sovremennyie problem nauki i obrazovania, 2014. № 6. Available at: http://www.science-education.ru/120-15896 [in Russian].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Man А. Aupaysdu Taylorisme. Bruxelles: Verlag «LePeuple», 2012. P. 121-138.

6. Porter M.E. From Competitive Advantage to Corporate Strategy. Harvard Business Review. May/ June 2015. P. 43-59.

Сведения об авторах: Корнеев Дмитрий Николаевич,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра экономики, управления и права,

Профессионально-педагогический институт, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected]

Базавлуцкая Лилия Михайловна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра экономики, управления и права,

Профессионально-педагогический институт, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected]

Information about authors: Korneev Dmitry Nikolaevich,

Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of Economics, Management and Law, Vocational training Institute, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]

Bazavlutskaya Lilia Mikhailovna,

Candidate of Sciences (Education), Associate Professor, Department of Economics, Management and Law, Vocational training Institute, Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]

Корнеева Наталья Юрьевна,

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий, кафедра подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик,

Профессионально-педагогический институт, Челябинский государственный педагогический университет,

г. Челябинск, Российская Федерация. &mail^: [email protected]

Korneeva Natalya Yurievna,

Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Head, Department of Training Teachers

of Vocational Training and Subject Methods, Vocational training Institute, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]

УДК 796 (07) ББК 75.1

С.С. Коровин, В.Г. Макаренко, С.А. Осинцев

опыт системного рассмотрения и реализации дифференцированного подхода в практике физкультурного образования

школьников

В статье рассматривается педагогическая технология практической реализации дифференцированного подхода в процессе физкультурного образования школьников с учетом типологических особенностей, гендерных различий, потребностно-мотивационной сферы обучающих-

Ключевые слова: физкультурное образование школьников, физическая культура, дифференцированный подход, индивидуальные особенности школьников.

S.S. Korovin, V.G. Makarenko, S.A. Osintsev

experience of system consideration and realization of the differentiated approach in sports education practice of school students

The pedagogical technology of practical realization of the differentiated approach in the course of sports education of school students taking into account typological features, gender distinctions, requirement-motivational sphere trained is considered.

Key words: sports education of school students, physical culture, the differentiated approach, specific features of school students.

Эффективность освоения школьниками ценностей физической культуры в процессе физкультурного образования (предмет школьной программы «Физическая культура») обусловлен, главным образом, качеством сформированности комплекса общекультурных и професси-

ональных компетенций школьного учителя физической культуры, отражающих его готовность и умение в реализации общепедагогических функций обучения в использовании специальных методических подходов в целях включения в образовательный процесс всех обучаю-

го ч о

X

ч о с

о

X X

го ш

о ^

J

X

ф

^ ф ф

1 s .0

го ^ «3 ^ к ГО S Ф X

d. го s о s 5

X ^

н

Бе

S о

О X

0 О.

го ^

ü

1 =

о <U

si

°i h Го

_й а. с с О m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.