УДК 37.02 ББК 74.5
Иванова Татьяна Юрьевна
соискатель кафедра педагогики и психологии ЧГАКИ г. Катав-Ивановск Ivanova Tatyana Yurievna Applicant for a Degree Chair of Pedagogics and Psychology Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts Katav-Ivanovsk Модель формирования готовности старшеклассников к межкультурному общению Model of Senior Pupils’ Readiness Forming for Intercultural Communication
В данной статье автором рассмотрена модель формирования готовности старшеклассников к межкультурному общению в рамках учебного предмета «английский язык». Автором разработана модель данного процесса и даны характеристики каждого блока входящего в данную модель.
In this article the author considers the model of senior pupils’ readiness forming for intercultural communication within the limits of «The English Language» subject. The author develops the model of the given process and characteristics of each block included in this model.
Ключевые слова: модель, целевой, содержательно-технологический, оценочно-результативный блоки.
Key words: model, target, informative-and-technological block, assessment-and-result block.
Учеными доказано, что грамотно построенная модель может дать некоторые новые знания об изучаемом процессе. А.Б. Горстко отмечает, что модель нужна для того чтобы понять, как устроен конкретный объект, какова его структура, основные свойства, законы развития и взаимодействия с окружающим миром; научиться управлять объектом или процессом и определить наилучшие способы управления при заданных условиях, целях и критериях; прогнозировать прямые и косвенные последствия реализации заданных способов и форм воздействия на объект (стр. 12)1.
«Модель (от лат. modulus - мера, образец) - 1) схема, изображение или описание какого-либо явления или процесса в природе, обществе; 2) образ, аналог определенного фрагмента природной или социальной реальности. Система
1 Горстко А.Б. Познакомьтесь с математическим моделированием. - М.: Знание, 1991. - 60 с.
материальных или идеальных (выраженных в знаках) элементов, являющаяся подобием объекта исследования (оригиналу) и воспроизводящая структурнофункциональные, причинно-следственные и генетические связи между его элементами. Является заместителем изучаемого объекта и позволяет получить о нем информацию».2
Однако среди специалистов в области моделирования нет единого взгляда на модели. Очень сложно дать определение понятию «модель», чтобы оно удовлетворяло все области научного знания.
В. А. Штофф определяет модель следующим образом «...такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте. Модель - это концептуальный инструмент, ориентированный в первую очередь на управление моделируемым процессом. При этом функция прогнозирования служит целям управления».3
По мнению Ф.И. Перегудова, Ф.П. Тарасенко4 модель в науке осознается как универсальная целевая форма отображения объектов, процессов или явлений реальности, хотя и реализуемая различными способами.
Модель - это искусственно созданный объект в виде схемы, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и обобщенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта.
Таким образом, проанализировав понятие «модель» можно сделать следующие выводы:
• моделирование в теоретическом исследовании является способом четкого представления целостного процесса или явления для упрощения понимания сложноорганизованных систем;
• моделирование позволяет подробно изучить все компоненты сложноорганизованной системы, их взаимосвязь и функционирование;
2 Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. - Ростов-н/Д: Феникс, 1998. - 544 с.23.
3 Штофф В.А. Моделирование и философия. - М. - Л., 1986. - С.52
4 Ф.И. Перегудов, Ф.П. Тарасенко Введение в системный анализ. - М. , 1989. - С.39.
* результатом моделирования является модель какого-либо процесса или явления, которая служит средством познания.
Все модели условно подразделяют на три вида:
* физические (имеющие природу, сходную с оригиналом);
* вещественно-математические (их физическая природа отличается от прототипа, но возможно математическое описание поведения оригинала);
* логико-семиотические (конструируются из специальных знаков, символов и структурных схем).
Педагогическая модель - это модель педагогической деятельности, в которой представлен замысел ожидаемого результата (цель), определен его смысл (т.е. обозначено место этого замысла в целостном образовательном процессе, заявлено его место в генеральной, стратегической цели), дана характеристика средств и условий, необходимых для реализации ожидаемого результата, указаны субъекты деятельности. При этом особое место отводится характеристике:
■ адресата (кому и для чего цель адресуется);
■ субъектов (кто, как и почему должен выступить субъектом предполагаемой деятельности);
■ способов организации субъект-субъектного взаимодействия (занимаемые позиции, соотнесенность позиций и действий);
■ позиций «внесубъектного» действия (т.е. людей, которых привлекают для участия в качестве «средства» исполнения чужого замысла. Как и почему они должны участвовать в этом деле? Что произойдет в ситуации, если кто-то откажется участвовать в мероприятии? и т.д.).
Педагогические модели в основном входят во вторую и третью группу перечисленных видов.
Назначение моделей, цели их создания могут быть разными. Разными могут быть и способы создания моделей. Наиболее распространенными являются следующие модели: модель как копия образца, модель как способ создания оригинала.
Разработанная нами система относится к методическому типу образовательной системы. Содержание модели обусловлено социальным заказом общества на подготовку специалистов в области межкультурной коммуникации. Данная модель представляет собой единое целое, так как все указанные блоки взаимосвязаны, каждый блок выполняет определенную функцию и направлен на достижение запланированного результата, и открытостью, так как модель органически вписывается в процесс обучения иностранному языку.
Данная модель формирования готовности старшеклассников к межкуль-турному общению, разработанная нами на основе теоретического анализа и опыта практической деятельности, включает в себя следующие блоки (подсистемы): целевой, содержательно-технологический, оценочно-результативный.
Целевой блок обусловлен социальным заказом общества на конкурентноспособного специалиста, умеющего вступать в коммуникативное взаимодействие с представителями других культур, а также включает методологические подходы, принципы и задачи, вытекающие из целеполагания модели. Социальный заказ определяется образовательной системой путем выявления требований всех социальных заказчиков, в качестве которых выступает государство, общество, учебные заведения, преподаватели, родители и сами старшеклассники. Целевая установка должна быть для старшеклассников личностнозначимой, так как она связана со способностью и возможностью вступать в межкультурное взаимодействие. Кроме того он включает в себя методы, формы и условия формирования готовности старшеклассников к межкультурному взаимодействию.
Содержательно-технологический блок включает в себя несколько составляющих: содержание деятельности по формирования готовности старшеклассников к межкультурной коммуникации, этапы формирования готовности старшеклассников к межкультурному общению: подготовительный, репродуктивный, творческий, а также механизмы формирования готовности старшеклассников к межкультурному общению.
Схема № 1
Модель формирования готовности старшеклассников к межкультурному общению
Оценочно-результативный блок состоит из аксиологического, познавательного, мотивационного, рефлексивного и оценочного критериев и уровней: низкий (репродуктивный), средний (интерпретирующий), высокий (творческий). Данные уровни формирования готовности старшеклассников к межкуль-
турному общению взаимосвязаны, так как каждый новый уровень базируется на предыдущем уровне.
В работах Конаржевского отмечены следующие пути перехода с уровня на уровень: усложнение развития элементов, приводящие к усложнению структуры; создание более совершенной системы отношений между элементами, то есть создание более совершенной структуры с последующим доразвитием элементов до уровня развития структуры; одновременное совершенствование элементов и структуры.
Включение в структурно-функциональную модель данного блока позволяет преподавателям оценить уровень сформированности готовности старшеклассников к межкультурному общению.
Итак, предложенная структурно-функциональная модель формирования готовности старшеклассников к межкультурному общению дает возможность представить структуру образовательного процесса в общеобразовательной школе, а также взаимосвязь всех его структурных элементов. Разработанная нами модель позволяет:
• четко сформулировать цель обучения иностранному языку;
• выстроить процесс подготовки старшеклассников по иностранному языку в соответствии с поставленной целью;
• применять наиболее эффективные технологии обучения иностранному языку на современном этапе;
• сформировать у старшеклассника иноязычную коммуникативную компетенцию;
Педагогический смысл данной модели заключается в том, что при ее использовании в процессе обучения иностранному языку формирование готовности старшеклассников к межкультурной коммуникации происходит более эффективно. Использование данной структурно-функциональной модели предполагает реализацию необходимых и достаточных педагогических условий формирования готовности старшеклассников к межкультурному общению.
Библиографический список
1. Краткий философский словарь. Под. ред. А.П, Алексеева. Изд. 2-е, переработанное и дополненное - ПБОЮЛ. М. А. Захаров, 2001-496 с.
2. Перегудов Ф.И., Ф.П. Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ. - М. , 1989. -
С.39.
3. Полонский, В. М. Научно-педагогическая информация: Слов.-справ. / В. М. Полонский. - М.: Новая шк., 1995. - 256 с.
4. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. - Ростов-н/Д: Феникс, 1998. - 544 с.23.
5. Штофф В.А. Моделирование и философия. - М. - Л., 1986. - С.52
6. Горстко А.Б. Познакомьтесь с математическим моделированием. - М.: Знание, 1991. - 60 с.
Bibliography
1. Brief Philosophical Dictionary / Edit. by A.P. Alexeev. - M.: M.A.Zakharov’s Unincorporated Business, 2001. - 496 p.
2. Gorstko, A.B. Get Acquainted With Mathematical Modeling. - М.: Knowledge, 1991. - 60 p.
3. Peregudov, F.I., Tarasenko, F.P. Introduction Into the System Analysis. - М, 1989. - P.39.
4. Polonsky, V. M. Scientific and Pedagogical Information: Dictionary / V.M.Polonsky. - М.: New School, 1995. - 256 p.
5. Psychological-and-Pedagogical Dictionary for Teachers and Heads of Educational Institutions. - Rostov-on-Don: Phoenix, 1998. - 544 p.
6. Shtoff, V. A. Modeling and Philosophy / V.A. Shtoff. - М. - L., 1986. - P.52.