Научная статья на тему 'Модель подготовки будущих специалистов социономической сферы к работе в поликультурной среде'

Модель подготовки будущих специалистов социономической сферы к работе в поликультурной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СИСТЕМА / MODEL / POLYCULTURAL ENVIRONMENT / COMPETENCE / SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скрипкина Алина Вячеславовна, Гирин Алексей Владимирович

В статье представлена концептуальная модель процесса подготовки будущих специалистов социономической сферы к работе в поликультурной среде. Обоснованы требования, предъявляемые обществом и госстандартами к профессиональной подготовке, основные идеи практико-ориентированной подготовки курсантов. Представлены направления организации и содержания процесса обучения и развития, как личностного, так и профессионального.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скрипкина Алина Вячеславовна, Гирин Алексей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of training of future experts of the socionomic sphere for working in the polycultural environment

The article presents the conceptual model of process of training of future experts of the socionomic sphere for working in the polycultural environment. Requirements imposed by society and state standard for vocational training, the main ideas of the practical-focused training of cadets are proved. The directions of organization and content of process of training and development, both personal and professional are presented.

Текст научной работы на тему «Модель подготовки будущих специалистов социономической сферы к работе в поликультурной среде»

Скрипкина Алина Вячеславовна

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры психологии и педагогики Краснодарского университета МВД России (тел.: +78612584769)

Гирин Алексей Владимирович

преподаватель кафедры психологии и педагогики Краснодарского университета МВД России (тел.: +78612584624)

Модель подготовки будущих специалистов

социономической сферы к работе в поликультурной среде

В статье представлена концептуальная модель процесса подготовки будущих специалистов социономической сферы к работе в поликультурной среде. Обоснованы требования, предъявляемые обществом и госстандартами к профессиональной подготовке, основные идеи практико-ориентированной подготовки курсантов. Представлены направления организации и содержания процесса обучения и развития, как личностного, так и профессионального.

Ключевые слова: модель, поликультурная среда, компетентность, система.

A.V. Skripkina, Doctor of Pedagogics, Professor, Professor of the Chair of Psychology and Pedagogics of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612584769;

A.V. Girin, Lecturer of the Chair of Psychology and Pedagogics of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612584624.

Model of training of future experts of the socionomic sphere for working in the polycultural environment

The article presents the conceptual model of process of training of future experts of the socionomic sphere for working in the polycultural environment. Requirements imposed by society and state standard for vocational training, the main ideas of the practical-focused training of cadets are proved. The directions of organization and content of process of training and development, both personal and professional are presented.

Key words: model, polycultural environment, competence, system.

Детерминантой развития поликультурного образования является интенсивное развитие интеграционных процессов как важной составляющей развития современного мира. Очевидно стремление России и других стран войти в мировое и европейское социально-культурное и образовательное пространство, сохранив при этом ментальное своеобразие и уникальность.

Решение проблемы профессионализма и условий его обеспечения в высших учебных заведениях на основе поликультурного образования становится важной задачей формирования личностных качеств и поведения будущих специалистов социономической сферы. Профессия, объектом которой является человек, с учетом всех изменений, происходящих в обществе, находит отражение в профессиональной

деятельности представителей социономиче-ских профессий [1; 2; 3], к которым относят учителей, сотрудников правоохранительных органов, работников сферы обслуживания и др. Объединение их в одну группу предопределено достаточно стандартными обстоятельствами труда, что связано с ситуациями нервно-психического напряжения, необходимостью переключения с одного вида деятельности на другой, умением владеть собственными эмоциональными проявлениями. Необходимо понимать внутреннее состояние тех людей, с которыми надо работать, учитывать особенности этнического своеобразия, поликультурных особенностей. Профессионал в системе «человек - человек» должен обладать творческим складом ума, способностью моделировать варианты межличностных и межкультурных вза-

239

имодействий. При этом критериями успешной деятельности специалистов данной сферы становятся адаптированность, удовлетворенность, идентификация образа с профессиональной деятельностью, осознание работы как дела жизни (В.А. Бодров, К.М. Гуревич, В.Д. Шадриков и др.).

Для того чтобы сформировать специалиста, готового к работе в поликультурной среде, нужны четкие критерии, которые были бы достижимы и понятны при ориентации на компе-тентностную образовательную парадигму при подготовке указанных специалистов. Одним из ресурсов, способным определить эталонные критерии формирования профессиональной культуры, является подход, построенный на основе моделирования развития профессиональных компетенций, способствующих работе в поликультурной среде.

В педагогических исследованиях накоплен опыт использования моделирования, который является основой структурного «выстраивания» образовательных и воспитательных систем (В.Г. Афанасьев, А.Т. Куракин, Л.И. Новикова, А.М. Новиков и др.), а также разработкой алгоритма пространства деятельности, организационной структуры, инновационных процессов в образовании.

Анализ научных источников, посвященных идее создания модели педагогического процесса, свидетельствует, что существуют различные виды моделирования, включая: структурные, ориентированные на конструирование элементов системы; функциональные, определяющие содержание и назначение элементов системы; аналоговые, устанавливающие взаимодействие и соответствие различных систем; генетические, определяющие динамику развития элементов системы, и др. В широком смысле под моделью понимается «любой образец, аналог (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, график, план, карта и т.п.) какого-либо объекта, процесса или явления ("оригинала" данной модели), используемой в качестве его "заменителя", "представителя"» [4].

При определении основных аспектов модели подготовки будущих специалистов социо-номической сферы к работе в поликультурной среде в процессе обучения в вузе учтены такие аспекты, как «взаимоотношения метода моделирования и педагогической науки, которые определяют объективный и надежный фунда-

мент научного познания; система нормативов и принципов, регулирующих направление и определяющих цели научного поиска; интеграция традиционных и математических методов в педагогической науке» [5, с. 4].

Значимым является то, что модель упрощает структуру оригинала, позволяет сосредоточиться на главном, что, как указывают ученые, направлено на систематизацию рассматриваемых явлений, обобщение практического опыта [6]. Такая трактовка модели позволяет отказаться от более детального описания характерологических, профессиональных черт, способностей, определения механизмов ее функционирования и сосредоточить свое внимание на существенных, наиболее значимых для моделируемого объекта свойствах.

При разработке модели подготовки будущих специалистов социономической сферы к работе в поликультурной среде в процессе обучения в вузе были определены векторы и средства, определяющие овладение необходимыми способностями и готовность к реализации полученной теоретической подготовки в практической деятельности. При конструировании модели было учтено, что она должна отражать: требования, предъявляемые обществом и госстандартом к профессиональной подготовке будущих специалистов социономической сферы; основные идеи исследования по проблеме подготовки будущих специалистов социономи-ческой сферы к работе в поликультурной среде; организацию процесса подготовки обучающихся; содержание обучения, как личностного, так и профессионального. Для моделирования важно произвести анализ реальной ситуации, сложившейся в системе образования, в регионе, в образовательной организации, выделить и охарактеризовать организационно-педагогические условия, способствующие подготовке будущих специалистов социономической сферы к работе в поликультурной среде.

Предлагаемая нами модель определила этапы (диагностический, организационный, формирующий, рефлексивно-оценочный), методологические подходы, целевые установки, обоснование принципов, форм, методов и технологий достижения необходимой компетенции, важнейшие аспекты содержания, педагогические условия, рефлексивно-оценочный аппарат (компоненты, критерии, уровни). При этом имеет место возможность изменений элементов при совершенствовании этой модели

240

на всех этапах, установления результативной обратной связи в учебном процессе и анализа достигнутых результатов.

Методологические основания (компетент-ностный, культурологический, личностно-ориентированный, аксиологический, рефлексивный подходы), ориентированные на специфику подготовки сотрудников полиции в высшем учебном заведении, позволили определить закономерные связи, отражающие педагогические реалии, сформулировать цели и средства достижения результата.

Практика показывает, что сотрудники полиции в своей деятельности сталкиваются с проблемами, решение которых требует учета поликультурных особенностей. Более того, еще в вузе курсанты обучаются в условиях многонационального коллектива и должны уметь находить общий язык с представителями разных национальностей, управлять межнациональным общением, находить выход из конфликтных ситуаций, возникших на национальной почве, обладать высоким уровнем поликультурной компетентности, позитивной межэтнической ориентацией на восприятие и понимание представителей этнических групп. Готовность к поликультурному взаимодействию заложена в федеральном государственном стандарте с акцентом на том, что будущий специалист со-циономической сферы деятельности должен иметь способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия.

В данном контексте педагогические условия процесса рассматриваются как формирование образовательной среды, способствующей формированию готовности курсантов к межнациональному общению и осуществлению профессиональной деятельности с учетом современных требований с включением:

форм и методов инициирования активности курсантов через формирование коммуникативной активности, решения коммуникативных задач, как специально создаваемых в учебном процессе (полевые и кресельные кейс-стади), так и реально возникающих в профессиональной деятельности;

модернизации содержания сопутствующих дисциплин, ориентированных на изменяющиеся потребности общества и профессиональной деятельности.

Модель подготовки специалиста социономи-ческой сферы к работе в поликультурной среде выглядит следующим образом.

I. Диагностический блок.

Цель - подготовка специалистов социономической сферы к работе в поликультурной среде. Подходы:

компетентностный;

культурологический;

личностно-ориентированный;

аксиологический;

рефлексивный.

Тенденции:

подготовка специалиста социономической сферы деятельности к работе в поликультурной среде в процессе обучения в вузе;

профессионализация личности курсантов осуществляется на основе формирования индивидуального опыта взаимодействия с субъектами поликультурной среды.

Принципы формирования поликультурной компетентности.

II. Организационный блок. Содержание образования:

освоение культурного наследия и национально-культурных ценностей общества;

систематизация субъективного опыта познания культурных особенностей социума в процессе обучения в вузе;

выработка опыта и индивидуального стиля реализации форм и способов взаимодействия с субъектами поликультурной среды;

участие курсантов в социокультурной деятельности вуза.

III. Формирующий блок.

Этапы подготовки специалиста к деятельности в поликультурной среде:

освоение знаний в сфере культурных традиций региона;

межкультурное взаимодействие; практико-ориентированная реализация поликультурного опыта.

Актуальные формы обучения: лекции-дискуссии, проекты, тренинги, «мозговой штурм», круглые столы, презентации, анализ практических ситуаций.

IV. Рефлексивно-оценочный блок. Критерии - развитие личностных качеств и

готовности к работе в поликультурной среде: диагностический; прогностический; коммуникативный; рефлексивный.

241

Уровень сформированности поликультурной компетентности: низкий; средний; высокий.

Таким образом, в ходе моделирования процесса подготовки специалиста соционо-мической сферы к работе в поликультурной среде результативность рассматривается как овладение системой поликультурных знаний,

1. Абульханова К.А., Березина Т.Р. Время личности и время жизни. СПб., 2001.

2. Зеер Э.Ф., Сыманюк Л. И. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал. 1997. № 6. С. 42-46.

3. Клещевская М.В. Сознательная смена профессии в контексте профессионального развития // Вестн. МГУ. Сер.14: Психология. 2000. № 4. С. 24-29.

4. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2001.

5. Штофф В. А. Проблемы методологии научного познания. М., 1978.

6. Пищулин В. Г. Модель выпускника университета // Педагогика. 2002. № 3. С. 22-25.

¡й"

.w-

сформированных ценностных ориентаций, приоритетов поликультурной среды и средств ее анализа; формирование механизмов, приемов и способов рефлексии и саморегуляции на уровне решения нестандартных ситуаций, прогнозирования развития ситуаций и событий в поликультурной среде; готовность к осуществлению коммуникации в поликультурной среде, проектирование вариантов поведения представителей поликультурной среды.

1. Abulkhanova K.A., Berezina T.R. Time of personality and time of life. St. Petersburg, 2001.

2. Zeer E.F., Symanyuk L.I. The crises of professional formation of the person // Psychological magazine. 1997. № 6. P. 42-46.

3. Kleschevskaya M. V. Conscious change of profession in the context of professional development // Bull. of the Moscow state University. Ser. 14: Psychology. 2000. № 4. P. 24-29.

4. Zagvyazinsky V.I., Atakhanov R. Methodology and methods of psychological and pedagogical research: stud. aid for students of pedagogical institutions. Moscow, 2001.

5. Shtoff V.A. Problems of methodology of scientific knowledge. Moscow, 1978.

6. Pishchulin V.G. Model of university graduate // Pedagogics. 2002. № 3. P. 22-25.

ИЗДАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ

Гражданское процессуальное право : учебно-методическое пособие / сост. В. В. Верстов. - Краснодар : Краснодарский университет МВД России, 2015.

Пособие подготовлено в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по специальности высшего образования 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности. Изложены рекомендации по изучению учебной дисциплины «Гражданский процесс», содержатся перечень основных тем, фабулы задач, основные термины, темы докладов и задания для самостоятельной подготовки.

Для профессорско-преподавательского состава, курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России.

242

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.