летнего возраста / А.И. Сильвёстру, Т.Д. Дубровина. - Кишинев : [б.и.], 1988. - 98 с.
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ФИЗИЧЕСКИ ДЕЗАДАПТИРОВАННЫМИ ПОДРОСТКАМИ
Королев Владимир Владимирович, кандидат педагогических наук, доцент, Новгородский Государственный Университет им. Ярослава Мудрого (НовГУ)
г. Великий Новгород
Аннотация
В статье дается краткий анализ экспериментального и теоретического материала, посвященного подготовке будущих учителей физического воспитания к профессиональной деятельности. Особое внимание обращено на разработку модели подготовки к работе, содержание которой построено на основе регионального компонента, а организационная составляющая раскрыта в участии студентов в работе педагогической мастерской, что позволяет имитировать работу в школе, включать студентов в разные виды деятельности при работе с физически дезадаптированными подростками.
PREPAREDNESS FORMING MODEL OF THE EXPECTANT PHYSICAL TRAINING OF THE TEACHERS FOR ORGANIZATION OF WORK WITH THE PHYSICALLY DISADAPTIVE TEENS
Korolev Vladimir Vladimirovich, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, Novgorod State University after Jaroslav Mudry Great Novgorod
Abstract
Brief analysis of experimental and theoretical material devoted to preparedness of the expectant physical training of the teachers for professional activity is given in the issue. Particular attention is paid to the development of preparedness model for working. Its matter is based on the regional component, and organizational constituent includes partaking of students in educational workshop, which allows to imitate work at school, to use various activities with the physically disadaptive teens.
ВВЕДЕНИЕ
В рамках модернизации российского образования ценностными позициями выступает профессиональная компетентность педагога [3], его способность осуществлять не только познавательную, образовательную деятельность, но также способствовать профилактике и коррекции отклонений в физическом развитии. Это, в свою очередь, предъявляет определенные требования к подготовке педагогов по физической культуре.
В существующей системе подготовки будущих учителей физической культуры в вузе серьезное внимание уделяется спортивной, технической, методической компонентам его деятельности и недостаточное внимание - культурологической и коррекционно-просветительской деятельности. Назрела объективная необходимость в разработке соответствующей модели подготовки будущих учителей к данному виду деятельности.
МЕТОДИКА
Рассмотрим процесс моделирования формирования готовности студентов к работе с физически дезадаптированными подростками.
На основе теоретического анализа исторического и современного опыта подготовки учителя нами выделены принципы построения модели формирования готовности студентов педагогического института к работе с физически дезадаптированными подростками:
• сферный характер содержания, определяемый особенностями школьной социокультурной среды, которая включает в себя нравственную, валеологическую, про-
фессиональную, художественно-эстетическую компоненты;
• деятельностный характер подготовки студентов педагогического института, направленный на постоянное их включение в коллективно-творческую, организационно-педагогическую и рефлексивно-оценочную деятельность в разновозрастных «командах».
Концептуальная модель подготовки студентов по специальности "Физкультура и спорт" НовГУ имени Ярослава Мудрого, разработанная нами, содержит: цель подготовки, содержание подготовки, технологии организации учебного процесса, рефлексивно-диагностический блок, результаты.
В данной модели системообразующим звеном выступают подготовка студентов к коррекционно-педагогической и культурологической деятельности в условиях школьного социума и овладение ими технологией проектирования, организации и комплексной оценки (на основе региональной компоненты).
Содержательный аспект данной модели включает в себя нравственные, валео-логические, профессиональные художественно-эстетические знания и представления студентов.
Структура содержания подготовки студентов включает в себя блоки: спортивно-педагогический, аналитико-диагностический, организационно-методический, самообразовательно-рефлексивный.
Спортивно-педагогический блок включает в себя знание исторических особенностей спортивных соревнований, спортивных обычаев, населения той местности, где предполагает начать свою профессиональную деятельность будущий учитель, и т.д.
Аналитико-диагностический блок включает в себя умение будущего специалиста изучать интересы подростков и молодежи в сфере спортивных привязанностей, понимать динамику и на этой основе проектировать их развитие.
Организационно-методический блок направлен на развитие способности будущего учителя реализовать миссию приобщения школьников к спортивному наследию, к делу сохранения, укрепления и развития здоровья. Для этого будущему специалисту необходимо овладение: коммуникативными и организационными умениями (умением включать подростков в комплекс традиционных видов деятельности: познавательной, игровой, досуговой, художественно-творческой, спортивной); навыками пропаганды эффективных путей, форм, средств и методов возрождения национальных традиций в процессе своей многофункциональной деятельности; умением налаживать и укреплять связи школы с учреждениями спорта, местными административными службами социальной защиты, другими образовательными учреждениями; технологиями проведения коллективных творческих дел на основе национальных спортивных традиций.
Самообразовательно-рефлексивный блок включает в себя диапазон знаний, умений и навыков от проявления первоначального интереса к познанию специфики деятельности в школе до потребности в самообразовании и самосовершенствовании в профессии. Овладение современными практико-ориентированными педагогическими технологиями, стимулирующими развитие рефлексивных умений: самодиагностики, самооценки, саморегуляции и самоконтроля с целью профессионального самосовершенствования.
Для создания целостной системы формирования готовности будущего педагога по физической культуре к работе с физически дезадаптированными подростками мы используем потенциальные возможности учебных дисциплин образовательного стандарта по специальности «педагог физической культуры и спорта», а также требования образовательной практики.
На основе анализа учебного плана по данной специальности, определения места каждой дисциплины в формировании готовности будущего специалиста по физической культуре к работе нами были выделены следующие группы дисциплин:
1-я группа: учебные дисциплины, непосредственно влияющие на процесс формирования готовности будущего учителя к работе. К ним мы относим дисциплины
общекультурной, психолого-педагогической и специальной подготовки. Обновление содержания дисциплин 1 группы обеспечивается межпредметной их интеграцией, созданием условий для сотворчества преподавателей и студентов, овладением знаниями национальных традиций, способами их сохранения и развития [2].
2-я группа: дисциплины медико-биологической подготовки (биология, экология, анатомия, физиология, школьная гигиена) - изучение данных дисциплин способствует формированию и развитию эколого-валеологической и профессиональной культуры будущего специалиста.
3-я группа включает в себя разработанный нами: обязательный спецкурс «Физическая дезадаптация как социально-педагогическая проблема» и факультатив по выбору "Работа педагога по физической культуре с физически дезадаптированными подростками".
Содержательный аспект данной модели включает в себя профессиональные, нравственные, валеологические, художественно-эстетические знания и представления студентов. Реализация модели осуществляется в рамках личностно-ориентированного и практико-ориентированого обучения:
• признание уникальности и неповторимости личности студента, создание условий для самоопределения, самореализации и саморазвития личности в процессе использования активных методов обучения (педагогическая мастерская, деловые игры, организация коллективных творческих дел) и активных форм исследовательской деятельности (выпускная квалификационная работа, экспедиционная работа);
• введение активной практики.
В нашем исследовании педагогическая мастерская рассматривается как интегративная технология, соединяющая игровые, исследовательские, проблемные виды деятельности. Это - открытая система поиска и выбора пути познания, свободного взаимодействия, обобщения и обмена информацией в процессе обучения.
Суть педагогической мастерской - в том, что будущий учитель «проживает» деятельность, пропустив ее через свой опыт и сознание.
Сам процесс формирования готовности студентов института к работе с физически дезадаптированными подростками - это целостный, многоаспектный процесс, в котором мы выделили 3 этапа:
• на первом этапе студенты 3 курса являются соучастниками коллективнотворческих дел, они наблюдают, согласуют свои будущие действия;
• на втором этапе студенты 4 курса включаются в активную деятельность;
• на третьем этапе студенты 5 курса выполняют управленческую функцию.
Необходимо отметить цикличность проведения работы педагогических мастерских в рамках данного спецкурса. Цикличность как историческая закономерность является фактором системности, преемственности и интеграции способностей, знаний и умений студентов в процессе поэтапного совершенствования готовности к работе.
В педагогических мастерских отрабатываются умения управлять, организовывать разные группы участников, брать на себя различные роли и функции при подготовке коллективных творческих дел, развивать коммуникативные и управленческие способности участников мероприятий и т.д.
Педагогическая мастерская важна для формирования готовности будущего педагога по физической культуре к работе с физически дезадаптированным подростком, поскольку позволяет имитировать работу в школе, интегрировать знания всех условий школьной среды и необходимые умения: включать студентов в разные виды деятельности [1].
Поскольку живое общение с мастерами-педагогами, изучение богатого практического опыта, проживание в роли «подмастерья» является одним из перспективных механизмов преемственности в современных условиях, нами определены педагоги-мастера, творческие школьные коллективы, способные аккумулировать и передавать богатейший опыт педагогических и спортивных традиций.
Организация исследовательской деятельности (выпускная квалификационная работа) нацелена на обобщение богатейшего опыта ведущих педагогов-практиков, работающих в школе, на изучение и обобщение опыта работы с дезадаптированными подростками.
ВЫВОД
Реализация данной модели позволяет более эффективно осуществлять подготовку к профессиональной деятельности и к работе с физически дезадаптированными подростками.
ЛИТЕРАТУРА
1. Королев, В. В. Современные проблемы подготовки учителей физической культуры общеобразовательной школы [Текст] /В.В. Королев // Актуальные проблемы современной медицины. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. -Т. 4. - с.173-176
2. Спирин, Л. Ф. Профессиограмма как модель личности будущего педагога [Текст] /Л.Ф. Спирина // Пути совершенствования системы профессиональнопедагогической направленности (формирование готовности студентов к учительскому труду) - Вып. 5. - Саратов: СГПИ, 1977. - 112с.
3. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности, как результатно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И.А. Зимняя // Материалы методологического семинара «Россия в болонском процессе: проблемы, задачи перспективы». - М.: [б.и.], 2004.