ческого симптомокомплекса, программы психотерапии и психофармакотерапии.
3. При использовании психотерапевтических техник следует руководствоваться принципом интегративности в отношении отбора конкретных приемов, сочетая их в работе с пациентом, а при психофармакологическом воздействии исходить из необходимости индивидуального подбора препаратов и доз с тенденцией к монотерапии.
4. В ходе проведения психотерапевтической коррекции целесообразно обучать и прививать пациентам навыки использования приемов аутотреннинга, направленного на нивелирование конкретных психопатологических проявлений, с рекомендацией последующего, после выписки из стационара, самостоятельного их использования.
5. Предложенные методики, учитывающие степень выраженности психических нарушений и индивидуальные особенности пациентов, технологичны, патогенетически обоснованы и могут использоваться в клинической медицине как в стационарных, так и в амбулаторных условиях.
6. Следует признать целесообразным введение в штатное расписание ортопедических клиник и специализированных отделений многопрофильных больниц должности медицинского психолога и врача-психиатра-психотерапевта для взаимодействия его со специалистами хирургического профиля.
ЛИТЕРАТУРА
1. Васильева, А.В. Рационально-эмоционально-поведенческая терапия в лечении пограничных расстройств / А.В. Васильева // Психотерапия и клиническая психология (методы обучения, организация) : материалы Рос. конф. - СПб., 2000. - С. 261264.
2. Волошин, В.М. Терапия хронического посттравматического стрессового расстройства атипичным трициклическим антидепрессантом тианептином (коаксил) / В.М. Волошин // Журн. психиатрии и психофармакотерапии. - 2003. - № 5. - С. 123126.
3. Дробижев, М.Ю. Депрессии у больных, наблюдающихся врачами разных специальностей в общей медицине / М.Ю. Дробижев, Е.А. Макух // Журн. психиатрии и психофармакотерапии. - 2007. - № 4. - С. 64-68.
4. Карвасарский, Б.Д. Клиническая психология / Б.Д. Карвасарский. - СПб. : Питер, 2002. - 317 с.
5. Румянцева, Г.М. Клинико-психопатологические особенности посттравмати-ческого стрессового расстройства при разных типах стрессового воздействия и некоторые терапевтические подходы / Г.М. Румянцева, А.Л. Степанов // Журн. психиатрии и психофармакотерапии. - 2006. - № 6. - С. 44-48.
6. Смулевич, А.Б. Депрессии при соматических и психических заболеваниях /
А.Б. Смулевич. - М. : Мед. информ. агентство, 2003. - 432 с.
7. Тарабрина, Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса /
Н.В. Тарабрина. - СПб. : Питер, 2001. - 174 с.
ОСОБЕННОСТИ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Владимир Владимирович Королев, кандидат педагогических наук, доцент, Новгородский Государственный Университет им. Ярослава Мудрого (НовГУ)
Аннотация
В статье рассматриваются возможности оптимизации процесса подготовки будущих педагогов по физической культуре путем разработки и включения соответствующих спецкурсов непосредственно в образовательный процесс.
Ключевые слова: оптимизация, подготовка, педагог по физической культуре, физиче-
ская дезадаптация, подросток.
THE PARTICULARITIES OF EDUCATIONAL PROCESS'S OPTIMIZATION OF FUTURE PHYSICAL CULTURE PEDAGOGUES Vladimir Vladimirovich Korolev, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
The Jaroslav Mudry Novgorod State University
Annotation
The article analyzes the possibilities of future physical culture pedagogues' educational process's optimization by means of development and including the relevant special courses directly into the educational process.
Key words: optimization, training, physical education teacher, reconditioning, adolescent.
ВВЕДЕНИЕ
Перемены, происходящие в XXI веке, влекут за собой глубокие изменения в политике, экономике и, как следствие, в жизни человека, меняя устоявшие взгляды, привычки, нравственные и социальные ценности. Не всем удается легко приспособиться к этим изменениям. Возникает категория людей, которые испытывают психологический и физический дискомфорт, неуспешны в деятельности и общении. Прежде всего, к этой категории относятся подростки, имеющие физические или психические отклонения и проявляющие различные виды дезадаптации [2; 3]. Появление подростков с нарушением процесса взаимодействия соматического здоровья, физического развития, резервов организма и постоянно меняющихся социальных условий - тенденция современного общества [1]. Данное состояние предопределяет ограничение физического благополучия и нарушения в эмоционально-волевой, предметно-практической, нервно-психической, мотивационной, экзистенциональной сфере, а также в сфере саморегуляции. Основой такого вида дезадаптации выступает физическое развитие личности, что и позволило нам определить её термином «физическая дезадаптация» [1]. Объективно возникает необходимость подготовки педагога по физической культуре к работе с такими подростками. Подготовка высококвалифицированных педагогов по физической культуре, готовых к предупреждению и преодолению физической дезадаптации подростков, требует оптимизации процесса их обучения.
Анализ государственного образовательного минимума содержания профессиональных образовательных программ по всем блокам показал возможность межпредметной интеграции в формировании готовности будущих педагогов по физической культуре к работе с физически дезадаптированными подростками. Интеграция учебных предметов (введение в педагогическую специальность, общие основы педагогики, теория обучения, теория и методика воспитания, социальная педагогика, коррекционная педагогика с основами специальной психологии, возрастная психология и др.) и внутри профессиональная специализация (в структуре психолого-педагогических дисциплин) актуализируют вопросы, ориентированные на изучение проблемы физической дезадаптации, что позволяет оптимизировать процесс подготовки. Одним из способов достижения выступает внедрение в образовательный процесс спецкурса «Физическая дезадаптация как социально-педагогическая проблема» (1-3 курс) и спецкурса по выбору «Работа педагога по физической культуре с физически дезадаптированными подростками» (4-5 курс).
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ
При осуществлении опытно-экспериментальной работы была поставлена и решалась следующая задача: апробировать концепцию оптимизации подготовки и проанализировать готовность будущих педагогов по физической культуре к работе с физически дезадаптированными подростками (контрольные и экспериментальные груп-
З8
пы до и после эксперимента).
Экспериментальное педагогическое исследование проводилось в Новгородском Государственном Университете им. Ярослава Мудрого и в Боровичском педагогическом колледже (повышенный уровень).
В эксперименте приняли участие 70 студентов (экспериментальная группа), 10 преподавателей НовГУ им. Ярослава Мудрого (экспертная группа).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты констатирующего эксперимента (исследование исходной уровневой (базовый, адаптивный, интегративный) готовности студентов-педагогов по физической культуре к работе с физически дезадаптированными подростками) представлен в таблице 1.
Таблица 1
Уровни готовности будущих педагогов по физической культуре к работе
с физически дезадаптированными подростками (до экспе римента)
Уровни Мотивационноволевой компонент Когнитивный компонент Деятельностный компонент Рефлексивный компонент
Базовый 48 (68,5%) 65 (93,5%) 56 (80%) 36 (51,4%)
Адаптивный 14 (20,7%) 5 (6,5%) 14 (20%) отсутствует
Интегративный 8 (10,7%) отсутствует отсутствует отсутствует
Полученные результаты позволили выявить следующее: знания по организации работы с физически дезадаптированными подростками недостаточны у большинства будущих преподавателей по физической культуре (84%). Испытывают затруднения в общении с подростками 89% студентов младших курсов и 76% студентов старшекурсников. Среди причин такого состояния готовности к организации работы с физически дезадаптированными подростками выступает недостаточная оптимизация процесса подготовки в вузе, колледже.
В рамках формирующего эксперимента нами апробирована концепция оптимизации формирования готовности будущих педагогов по физической культуре к работе с физически дезадаптированными подростками.
Ценностно-целевая направленность информационно-мотивационного этапа реализации концепции (1-2 курс) осуществляется через: ознакомление, формирование и стимулирование интереса студентов первого и второго курса к социальнопедагогической проблеме «физическая дезадаптция подростков»; актуализацию пси-холого-педагогических знаний; постоянное обращение к информационным источникам по схеме: наблюдения - теоретические знания - «портрет» физически дезадаптированного подростка - образ педагога, способного работать с такой группой учащихся. Контекстной задачей первого этапа выступает составление студентами психологопедагогической характеристики особенностей физически дезадаптированного подростка, предопределяющая профессионально-педагогические требования к личности педагога. На этом этапе предусматривалась организация посещаемости образовательных и социальных учреждений разных типов, целью которой являлось формирование наблюдательности студентов за внешними проявлениями физической дезадаптации подростков и организационно-педагогической деятельностью преподавателей. В рамках изучения блока «а» спецкурса «Физическая дезадаптация как социальнопедагогическая проблема» студенты знакомились с сущностью понятия «физическая дезадаптация», с социально-педагогическими и личностными причинами ее возникновения, с характерными особенностями проявления данного феномена у подростков.
На второго этапе - «направляющем» (3 курс) - осуществлялось: освоение будущим педагогом теоретических положений о физической дезадаптации подростка, способов организации субъект - субъектных отношений; выработка у студентов образов нравственной, духовной, интеллектуальной культуры педагога; накопление учебно-
дидактических и методических материалов для работы с физически дезадаптированными подростками. Для достижения поставленной задачи: актуализировались знания студентов в цикле психолого-педагогических, медико-гигиенических и специальных дисциплин; введен блок «б» «Практика коммуникаций педагога по физической культуре с физически дезадаптированными подростками, их родителями и специалистами различных социальных институтов»; организована психолого-педагогическая практика. Необходимо отметить, что на данном этапе наиболее успешно реализована практи-ко-ориентированная (квазипрофессиональная) деятельность студентов в рамках технологии контекстного обучения (педагогическая мастерская, дискуссии, деловые игры, игровые формы занятий, разбор педагогических ситуаций, требующих внутренней борьбы и преодоления собственного стереотипа и т.п.).
Третий этап - «профессионально-моделирующий» (4 курс) - направлен на моделирование условий для самореализации, самовыражения личности студентов, их творческого саморазвития и личностного роста, гуманизации деловых и межличностных отношений и выявление коррекционно-развивающих возможностей физической культуры, что позволило студентам овладеть основами профессиональных знаний и умений по коррекции физической дезадаптации подростков, также накапливался практический материал. Достижение поставленной задачи осуществлялось через введение блока «а» «Профилактика и коррекция физической дезадаптации средствами физической культуры», спецкурса по выбору «Работа педагога физической культуры с физически дезадаптированными подростками»; организацию психолого-педагогической и производственной практик; разработку самостоятельных исследований, социальнопедагогических проектов для конкретных образовательных учреждений разного типа и вида. Необходимо отметить, что на данном этапе наиболее успешно реализовывалась научно-исследовательская деятельность и педагогическая практика будущего педагога по физической культуре.
На «рефлексивно обобщающем» этапе (5 курс) студентами отрабатывалась рефлексия собственной проектировочной и профессионально-практической деятельности. На этом этапе происходит углубление и расширение круга интересов студентов по проблеме физической дезадаптации подростков и коррекционно-развивающей роли физической культуры. У студентов имеется уже определенный «багаж» не только теоретических знаний, но и способов работы с данной категорией молодежи. Ими созданы «педагогические копилки». Овладение студентами методами организации коррекционно-развивающего воздействия на физически дезадаптированного подростка средствами физической культуры осуществлялось как на занятиях по методике преподаваемого предмета, так и в рамках блока «б» «Предупреждение затруднений в проектировании деятельности с физически дезадаптированным подростком» спецкурса «Работа педагога по физической культуре с физически дезадаптированными подростками». Логика данного процесса была следующей: наблюдения - анализ методических и научных рекомендаций - моделирование мини проектов - апробация мини проектов -рефлексия результата и процесса - аналитическое обобщение полученных результатов. Спецкурс по выбору, содержание которого включает в себя интегрированные знания (социо-психолого-педагогические и специальные) о методологии физической дезадаптации, выступал одним из важных условий подготовки будущих педагогов по физической культуре к работе с физически дезадаптированными подростками. Начиная с четвертого курса (7семестр) и заканчивая пятым (10 семестр), студенты овладевали: субъект-субъектным взаимодействием всех участников образовательного процесса; самоанализом, оценкой результатов своей педагогической деятельности; коммуникативными и рефлексивными способностями; способами выявления причин физической дезадаптации; проектированием социально-педагогической деятельности по профилактике, преодолению и коррекции физической дезадаптации средствами физической культуры; организацией работы со специалистами различных социальных служб и т.п.
Таблица 2
Уровни готовности будущих педагогов по физической культуре к работе с физически дезадаптированными подростками (после эксперимента - эксперименталь-____________________________ ная группа) ________________________________
Уровни Мотивационноволевой компонент Когнитивный компонент Деятельностный компонент Рефлексивный компонент
Базовый 12 (17,1%) 13 (21,4%) 12 (17,1%) 2б (37,1%)
Адаптивный 30 (42,8%) 31 (44,2%) 38 (34,3%) 3б (31,4%)
Интегративный 28 (40%) 24 (34,2%) 20 (28,б%) 8 (11,4%)
ВЫВОД
Формирование готовности будущих педагогов по физической культуре к работе с физически дезадаптированными подростками протекает более успешно, если оптимизация подготовки проводится открыто, целенаправленно, целостно, функционально, системно, поэтапно, через структурирование ее содержательного аспекта (пропорционально, целостно, достаточно), что позволит учащимся усвоить теорию физической дезадаптации на основе проектирования, конструирования и создания ситуаций образовательной деятельности во взаимосвязи педагогов, общественных и социальных учреждений, студентов и физически дезадаптированных подростков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Королев, В. В. Концептуальные основы подготовки будущих педагогов по физической культуре к работе с физически дезадаптированными подростками [Текст] /
В.В. Королев. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008. - 162 с.
2. Милованова, Н.Г. Теория и практика подготовки педагогов к работе с дезадаптированными детьми [Текст] / Н.Г. Милованова. - СПб. : ИОВ РАЛ, 2002. - Ч. 1. -240 с.
3. Молодцова, Т.Д. Диагностика, предупреждение и преодоление дезадаптации подростков [Текст] / Т.Д. Молодцова. - М. : Изд-во МПА, 1999. - 236 с.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ КЛАССИФИКАТОРА СПОРТИВНЫХ СООРУЖЕНИЙ
Сергей Ильич Лавриков, кандидат технических наук, старший научный сотрудник, Антон Валерьевич Тараканов, аспирант,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург,
(НГУ им. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье на основе анализа современной нормативной базы в области физической культуры и спорта изложен методологический подход к разработке современного классификатора спортивных сооружений.
Ключевые слова: классификация, классификационные признаки, спортивное сооружение.
THE METHODOLOGICAL APPROACH TO DEVELOPMENT OF SPORT STRUCTURES' CLASSIFICATOR Sergey Ilyich Lavrikov, candidate of technical science, senior research associate, Anton Valerievich Tarakanov, post-graduate student,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,
St.-Petersburg
Annotation
The article defines the methodological approach to development of modern classificator for
б1