УДК 37.042
МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К РАБОТЕ В ИНКЛЮЗИВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Е.И .Андрианова
TRAINING MODEL OF A PHYSICAL EDUCATION TEACHER FOR WORK IN INCLUSIVE
EDUCATIONAL ENVIRONMENT
E.I.Andrianova
Кафедра теории и методики физического воспитания НоеГУ, [email protected]
Представлена характеристика модели подготовки педагога физической культуры к работе в инклюзивной образовательной среде. Дан развернутый анализ понятий «моделирование» и «квалификационная характеристика». Рассмотрены условия формирования готовности студентов вуза к работе в инклюзивной образовательной среде, выделены принципы построения модели подготовки будущего педагога физической культуры. Перечислены функции дидактической модели формирования ценностей инклюзивного образования. Представлена структура содержания подготовки педагога физической культуры к работе в инклюзивной образовательной среде.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, инклюзивная образовательная среда, дидактическая модель
This article examines the problem of teacher education for inclusive environment. The concepts 'modeling' and 'qualification characteristics' are defined. The conditions of formation of readiness of university students are considered. Principles of the training model of future physical education teachers for inclusive educational environment are presented. Features of a didactic model for the formation of inclusive education values are listed. The structure of the contents of preparation of a physical education teacher for work in inclusive educational environment is given. Thus, teacher training process will be targeted, systematic, and phased. Keywords: children with disabilities, inclusive education, inclusive educational environment, a didactic model
В контексте рассматриваемой проблемы подго -товки будущего педагога физической культуры к работе в инклюзивной образовательной среде необходимо раскрыть подходы к моделированию системы. Моде-
лирование — исследование объектов, процессов, явле-ний на моделях, устройствах, подобных прототипу, настоящему предмету (объекту). Модель воспроизводит устройство и действие своего образца.
Моделирование представляет собой ряд последовательно выполняемых операций и процедур: конструирование или выбор модели на основе предварительного изучения объекта и выделение его существенных характеристик; исследование модели и ее коррекция; интерпретация знаний о модели и включение их в содержание теории; идеализация и оперирование идеальным объектом и получение теоретического знания.
В педагогической теории и практике различают модели текстовые (или вербальные, которые описывают объект исследования) и графические.
Разновидностью текстовой модели, активно разрабатываемой в настоящее время отечественными учеными, является квалификационная характеристика специалистов с высшим образованием. Квалификационная характеристика — это документ, определяющий обобщенные требования к совокупности основных знаний, умений, навыков, необходимых специалисту.
Модель педагога строится как модель деятельности педагога или как модель личности педагога. В модель личности педагога может входить: описание видов профессиональной деятельности, сферы и структуры профессиональной деятельности, ситуаций профессиональной деятельности и способов их решения, в том числе типовые, профессиональные задачи и функции, профессиональные затруднения, типичные учреждения и рабочие места.
Для образовательного процесса наибольший интерес представляет модель подготовки педагога, в частности, педагога физической культуры.
Модель подготовки педагога исходит из модели специалиста и включает в себя виды учебной и познавательной деятельности по овладению профессиональной деятельностью, учебные планы и программы, квалификационные характеристики [1].
Профессия педагога является наитруднейшей среди многих других профессий, которые своей созидательной сущностью направлены на совершенствование самого главного — человека.
В [2] дидактическая модель подготовки педагога строится в пространстве профессионально-творческого саморазвития личности, базисными векторами которой являются саморазвитие, творчество и интеллект. В [3] поддерживается и развивается векторное представление модели саморазвития учителя и рассматривается саморазвитие как процесс его внутренней активности, сознания и преобразования собственной личности, деятельности, общения.
Для нас особый интерес представляют условия формирования готовности студентов вуза к работе в инклюзивной образовательной среде. По мнению Н.В.Прозоровой, в воспитательно-коррекционной работе с несовершеннолетними условиями формирования готовности студентов являются:
— четкая профессионально-педагогическая направленность учебно-воспитательного процесса, соблюдение последовательности в изучении дисциплин психолого-педагогического цикла по проблемам воспитания и коррекции;
— обеспечение взаимосвязей между дисциплинами психолого-педагогического, социально-
экономического и специального циклов по данной проблеме;
— включение каждого студента в активную самостоятельную работу по изучению дисциплин, направленных на глубокое усвоение системы общепедагогических понятий по воспитанию и коррекции в работе с подростками;
— установление тесной связи психолого-педагогических дисциплин с практикой работы школы, с ее передовым опытом;
— приобщение студентов к исследовательской деятельности, формирование умений диагностировать и прогнозировать развитие личности дезадаптированного несовершеннолетнего [4].
Основываясь на исследовании Н.В.Прозоровой о необходимости последовательного формирования готовности студентов в вузе, мы считаем, что для интенсификации работы в инклюзивной образовательной среде необходимо:
— предусмотреть в учебном модуле «Инклюзия в образовании и спорте» специальный материал, раскрывающий сущность, формы и методы инклюзивного образования к работе с детьми с ОВЗ;
— четко определять объем педагогических умений и навыков студентов по профилактике и коррекции детей с ОВЗ;
— в учебный модуль «Инклюзия в образовании и спорте» включать вопросы и задания, связанные со спецификой воспитательно-коррекционной и реабилитационной работы детей с ОВЗ;
— в ходе семинарских и практических занятий стремиться актуализировать педагогические проекты, микропроекты, личный педагогический опыт и знания студентов, при прохождении педагогической практики.
Мы находим, что сочетание теории и практики дает возможность повысить эффективность теоретического исследования по вопросам общего и коррекци-онного образования и одновременно применить их во время педагогической практики.
Опираясь на исследования Н.А.Зинчука, подготовку будущего педагога физической культуры к работе в инклюзивной образовательной среде рассматриваем как интегративное образование личности, имеющее системную организацию, сложную структуру и выступающее как целостное взаимодействие и взаимопроникновение ценностно-мотивационного, когнитивного, деятельностного и рефлексивного компонентов. Степень сформированности этих компонентов определяет быструю адаптацию студента к условиям профессиональной среды, успешность его работы в инклюзивной образовательной среде с детьми с ОВЗ, потребность и направленность профессионально-личностного роста [5].
Способствует улучшению процесса подготовки будущих педагогов физической культуры компетент-ностный подход за счет взаимопроникновения составляющих его компонентов. Применение компетентно-стного подхода в процессе профессиональной подготовки влечет за собой появление у педагога физической культуры новых функций.
На основе сопоставительного анализа, исторического и современного опыта подготовки педагога нами
выделены принципиальные аспекты построения модели подготовки будущего педагога физической культуры к работе в инклюзивной образовательной среде:
— сферный характер содержания, включающий компоненты: нравственный, валеологический, профессиональный, художественно-эстетический;
— деятельностный характер подготовки будущих педагогов физической культуры к работе в инклюзивной образовательной среде, направленный на постоянное включение в исследовательскую, коллективно-творческую, организационно-педагогическую деятельность;
— рефлексивно-оценочная деятельность при организации профилактики, коррекции и реабилитации детей с ОВЗ.
Дидактическая модель формирования ценностей инклюзивного образования выполняет ряд функций:
1) ориентировочную — позволяет создать ориентированную основу деятельности в условиях инклюзивного образования, целевые установки, комплекс академических, профессиональных и социально-личностных компетенций;
2) смыслообразующую — помогает выделить смысл, связанный с идеалами инклюзивного образования, конкретизировать его, сформулировать цель и осознать ценностные ориентации этого образования;
3) гуманистическую — способствует культивированию ценностных ориентаций инклюзивного образования.
Важное место в данной модели занимает совокупность дидактических условий, обеспечивающих готовность выпускников вуза к работе в инклюзивной образовательной среде.
Компонентами дидактической модели являются: цель, реализация подходов, оптимизация профессиональной подготовки, содержание и условия подготовки, мониторинг, результаты.
Структура содержания подготовки включает общекультурный, структурно-содержательный, методический и деятельностный блоки.
Общекультурный блок:
— знание закономерностей физического и психического развития подростков;
— знание базовых педагогических понятий (адаптация, девиация, технология, способы преобразовательной деятельности, педагогическая этика и т.д.);
— представление об инклюзивной среде как объективной, реально существующей части развития подростка (человека);
— влияние социально-культурных условий на появление детей с ОВЗ;
— знание сущности и содержания процесса профессионального самоопределения к деятельности детей с ОВЗ, профилактике и коррекции заболеваний;
— знание и понимание положительного и отрицательного влияния коррекционной педагогики на ученика, подростка, человека и общество;
— представление о профилактике, реабилитации, коррекции как направлении интеллектуальной, эмоционально-психической, трудовой деятельности педагога;
— знание показателей готовности педагога к успешной профессиональной деятельности в инклюзивной образовательной среде.
Структурно-содержательный блок:
— знание методов выявления видов, подвидов, типов детей с ОВЗ;
— знание основных применяемых и перспективных технологий инклюзивного образования;
— умение мыслить системно и комплексно, самостоятельно выявлять потребности в информационном обеспечении, непрерывно овладевать новыми знаниями и применять их в качестве средств преобразовательной деятельности;
— умение осуществлять проектную деятельность, направленную на самостоятельную разработку корректирующих программ, позволяющих качественно исправлять физические недостатки подростков;
— умение осуществлять анализ микро- и макросреды и окружающего социума детей с ОВЗ.
Методический блок:
— знание основных способов, средств, путей профилактики, реабилитации, коррекции детей с ОВЗ;
— знание методов подбора преодоления и коррекции детей с ОВЗ;
— знания методов изучения интересов подростков в сфере традиционных спортивных предпочтений;
— умение планировать свою деятельность в сфере инклюзивного образования, моделировать, конструировать, прогнозировать и предвидеть ее результаты, оценивать эффективность этой деятельности (проектировочные умения);
— владеть коммуникативными и организаторскими умениями по включению детей с ОВЗ в комплекс спортивных видов деятельности (познавательной, игровой, досуговой).
Деятельностный блок:
— осознание своей деятельности, осмысленной и мотивированной на постижение интересов и запросов личности каждого ребенка с ОВЗ, направленной на создание условий для его максимальной самореализации;
— умение определять уровень своей подготовки к работе в инклюзивной образовательной среде;
— умение анализировать процесс и результаты работы инклюзивной образовательной среды;
— умение выявлять потенциальные возможности использования среды к работе в инклюзивной образовательной среде.
Для создания целостной системы подготовки будущих педагогов физической культуре к работе в инклюзивной образовательной среде мы используем потенциальные возможности учебных модулей образовательного стандарта по направлению подготовки 44.03.01, профиль — «физическая культура».
Процесс подготовки педагога физической культуры к работе в инклюзивной образовательной среде включает в себя четыре этапа:
На первом этапе (информационный) — ознакомление с проблемами инклюзивного образования. Актуализация психолого-педагогических знаний. Стимулирование интереса к проблеме инклюзивного образования.
На втором этапе (направляющий) — накопление материала, изучение теории инклюзивной образовательной среды.
На третьем этапе (моделирующий) — накопление материала, разработка социально-педагогических проектов, создание собственной педагогической продукции.
На четвертом этапе (обобщающий) — внедрение в практику собственной продукции, защита проектов, дипломное проектирование.
Подготовка педагога к работе в инклюзивной образовательной среде базируется на знании основных или базовых предметов учебных модулей: культурологического, психолого-педагогического и предметного. В завершающей стадии такой подготовки формируются специальные компетенции будущего педагога физической культуры, определяющие его готовность к работе в инклюзивной образовательной среде с детьми с ОВЗ.
Таким образом, процесс подготовки педагогов физической культуры в инклюзивной образовательной среде является целенаправленным, системным, поэтапным.
1. Чернова Ю.К. Профессиональная культура и формирование ее составляющих в процессе обучения. М.; Тольятти: Изд-во ТолПИ, 2000. 230 с.
2. Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Педагогика: учебник для студентов учреждений высш. проф. образования / Под ред. В.И.Загвязинского. М.: Академия, 2011. 350 с.
3. Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: Материалы международной научно практической конференции (20-22 июня 2011, Москва) / Моск. гор. психол. пед. ун-т; Редкол.: С.В.Алехина и др. М.: МГППУ, 2011. 244 с.
4. Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. СПб.: Питер, 2008. 190 с.
5. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: метод. пособие / Под ред. М.С.Староверовой. М.: Владос, 2011. 166 с.
References
1. Chernova Yu.K. Professional'naya kul'tura i formirovanie ee sostavlyayushchikh v protsesse obucheniya [Professional culture and the formation of its components in learning process]. Moscow; Tol'yatti, 2000. 230 p.
2. Zagvyazinskiy V.I. (ed.), Emel'yanova I.N. Pedagogika: uchebnik dlya studentov uchrezhdeniy vyssh. prof. obrazovaniya [Pedagogics: textbook for students]. Moscow, 2011. 350 p.
3. Alekhina S.V., ed. Proc of "Inklyuzivnoe obrazovanie: metodologiya, praktika, tekhnologii" (20-22 June 2011, Moscow) [Inclusive education: methodology, practice, technologies]. Moscow, 2011. 244 p.
4. Triger R.D. Psikhologicheskie osobennosti sotsializatsii detey s zaderzhkoy psikhicheskogo razvitiya [Psychological features of socialization of children with mental retardation]. Saint Petersburg, 2008. 190 p.
5. Staroverova M.S., ed. Inklyuzivnoe obrazovanie. Nastol'naya kniga pedagoga, rabotayushchego s det'mi s OVZ [Handbook of teacher working with children with disabilities]. Moscow, 2011. 166 p.