ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, УЧИТЫВАЮЩЕЙ ВЛИЯНИЯ
ОСНОВНЫХ КЛИМАТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
Комлев Игорь Олегович, аспирант, Чернышенко Юрий Константинович, доктор педагогических наук, профессор, ФГОУ ВПО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (КГУФКСТ) г. Краснодар
Аннотация
Новая социальная роль, субъектные отношения, учебная нагрузка, ограничение двигательной активности и влияние основных факторов внешней среды отрицательно сказываются на здоровье младших школьников и процессе обучения. Поэтому важной научной задачей является изучение возможности нейтрализации воздействия внешних стрессовых факторов на детей 7-10 лет средствами физической культуры.
EFFICIENCY OF THE PROGRAM OF PHYSICAL EDUCATION OF ELEMENTARY SCHOOL’S CHILDREN, WHICH TAKES INTO ACCOUNT INFLUENCES OF THE BASIC CLIMATIC FACTORS OF ENVIRONMENT
Komlev Igor Olegovich, the post-graduate student, Chernyshenko Jury Konstantinovich,
the doctor of pedagogical sciences, the professor,
Kuban state university of physical training, sports and tourism,
Krasnodar
Abstract
New social role, new relations, educational loading, restriction of physical activity and influence of basic environmental factors are have an negatively effect on health of the schoolchildren, and study process. Therefore important scientific task is to study an opportunity of neutralization of influence of the external stressful factors on children 7-10 years by means of physical culture.
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития науки, постоянно изменяющиеся представления об окружающем мире предопределяют необходимость обладания человеком огромным багажом знаний для гармоничного существования в мире новых технологий, взаимодействия с другими людьми и реализации своего потенциала.
В своей практической деятельности педагоги часто сталкиваются с таким социальным явлением, которое ученые определяют как «школьная незрелость» детей [1], проявляющаяся в неспособности ребенка справиться с возрастающей учебной нагрузкой в связи с недостаточной психофизиологической готовностью к обучению в школе [5, 6]. Данная негативная ситуация усугубляется еще и тем, что в силу возрастных особенностей детский организм очень чувствителен к изменениям параметров окружающей среды [2, 4].
Иная социальная роль, новые субъектные отношения, значительная учебная нагрузка, ограничение двигательной активности и, наконец, влияние основных факторов внешней среды (температуры, атмосферного давления, влажности воздуха и скорости ветра) отрицательно сказываются на состоянии здоровья детей и, как следствие, на процессе обучения.
В связи с вышеизложенным, в настоящее время перед специалистами в области физического воспитания детей возникает важная научно-методическая задача изучения возможности нейтрализации неблагоприятного воздействия внешних стрессовых факторов на детей младшего школьного возраста средствами физической культуры.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Экспериментальная работа проводилась на базах прогимназии № 63 и школы-
гимназии № 18 г. Краснодара в период с 1 сентября 2006 года по 25 мая 2007 года.
Для реализации педагогического эксперимента были сформированы две группы - экспериментальная и контрольная. В экспериментальную группу были включены 83 мальчика и 79 девочек, в контрольную группу - 119 мальчиков и 105 девочек в возрасте 7-10 лет. Таким образом, в исследовании приняли участие 386 детей: 202 мальчика и 184 девочки.
В рамках проведенного исследования изучались уровни физической подготовленности, функциональных показателей, физического и психического развития детей 7-10 лет в различные периоды учебного года.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Данные о влиянии основных климатических факторов окружающей среды на состояние детей 7-10 лет, полученные в ходе предварительного исследования, позволили нам приступить к оптимизации программы физического воспитания детей младшего школьного возраста с учетом характера сезонного влияния основных климатических факторов внешней среды.
Разработанная экспериментальная программа физического воспитания детей 710 лет, учитывающая неблагоприятное воздействие основных климатических факторов, имеет следующую структуру:
1. Проективный блок, содержащий основные цели и задачи реализации экспериментальной вариативной части программы физического воспитания.
2. Содержательный блок, определяющий перечень основных, дополнительных и вспомогательных средств физического воспитания детей, содержание базовых теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков, являющихся интеллектуальной основой физической культуры детей младшего школьного возраста.
3. Процессуальный блок, включающий в себя научно-методические рекомендации по использованию средств физического воспитания и примерные документы планирования учебно-воспитательного процесса.
В соответствии с целями исследования, в процессуальный блок включена вариативная часть, содержащая:
- основные требования и методические подходы к планированию процесса физического воспитания с учетом воздействия основных климатических факторов окружающей среды на организм младших школьников;
- документы планирования процесса физической подготовки детей младшего школьного возраста, в основу которых помимо общепринятых понятий о сензитивно-сти развития физических качеств [3] были положены закономерности сезонного влияния основных климатических факторов внешней среды на организм детей 7-10 лет.
4. Контрольно-учетный блок, содержащий материалы по организации и методике оценки уровня развития детей в процессе физического воспитания.
Анализ данных, полученных в ходе формирующего эксперимента, позволил сформулировать следующие обобщения:
1. Уровень физической подготовленности детей 7-10 лет из экспериментальной группы выше, чем у детей из контрольной группы на всем протяжении эксперимента: в осенний, зимний и весенний периоды, о чем свидетельствуют значения интегральных (ИПФП) и суммарных показателей физической подготовленности (СПФП) учащихся (р < 0,05 - 0,01).
Установлена достоверная положительная внутригрупповая динамика изменения интегральных и суммарных показателей физической подготовленности в экспериментальной группе (р < 0,05 - 0,01).
2. Темпы прироста ИПФП и СПФП детей 7-10 лет из экспериментальной группы достоверно превосходили показатели детей из контрольной группы, за исключением темпов прироста интегральной характеристики гибкости у мальчиков 9-10 лет, по которой наблюдалась обратная картина.
3. Значения функциональных показателей частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, систолического артериального давления крови, диастолического артериального давления крови в течение всего эксперимента и на завершающем этапе соответствовали нормальным величинам в большинстве случаев у детей 7-10 лет из экспериментальной группы, в отличие от младших школьников, входящих в контрольную группу, у которых регистрировались учащение сердечного ритма выше нормы (тахикардия), учащение дыхание выше нормальных значений (тахипноэ), сниженное артериальное давление крови.
В тестах «латентное время двигательное реакции (ЛВДР) на световой раздражитель», «ЛВДР на звуковой раздражитель», «PWC170» и теппинг-тесте результаты детей из экспериментальной группы значительно превышают результаты детей 7-10 лет из контрольной группы (р < 0,05 - 0,01).
4. Динамика значений антропометрических показателей детей из экспериментальных и контрольных групп характеризовалась положительной тенденцией. При этом наибольшие внутригрупповые значения темпов прироста наблюдались в экспериментальной группе в зимний период, а в контрольной группе, за исключением учащихся 9 лет, в осенний период не достигала положительных значений.
Так же необходимо отметить превосходство детей из экспериментальной группы над своими сверстниками из контрольной.
5. В ходе педагогического эксперимента показатели умственной работоспособности детей из экспериментальной группы были достоверно выше, чем из контрольной как по абсолютным значениям, так и по темпам прироста (р < 0,05 - 0,01), что свидетельствует о сопутствующей эффективности экспериментальной вариативной части программы по физическому воспитанию младших школьников в контексте повышения уровня умственной работоспособности детей 7-10 лет на основе применения специальных упражнений.
Приведенные данные позволяют констатировать возможность нивелирования негативных воздействий климатических факторов внешней среды на показатели умственной работоспособности детей 7-10 лет средствами физической культуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Полученные экспериментальные данные свидетельствуют о положительном эффекте разработанного вариативного блока программы физического воспитания детей младшего школьного возраста, учитывающего влияния основных климатических факторов окружающей среды на организм детей 7-10 лет. Внедрение результатов исследования в содержание профессиональной деятельности педагогов младших классов позволит повысить эффективность процесса физического воспитания детей 7-10 лет в условиях общеобразовательной школы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аганянц, Е.К. Психофизиологическое обоснование поведения человека : учеб. пособие для высш. учеб. заведений / Е.К. Аганянц, Г.Б. Горская. - Краснодар : Экономист, 2003. - 114 с.
2. Анджелян, Б. О.Факторы окружающей среды и заболеваемость детей болезнями органов пищеварения в Ереване // Гигиена и санитария. - 2003. - № 2. - С. 49-51.
3. Бальсевич, В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. - М. : Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.
4. Даутов, Ф.Ф. Аллергопатология и иммунологическая резистентность детей в нефтяном регионе / Ф.Ф. Даутов, С. А. Юрк, Р.Ф. Хакимова // Гигиена и санитария. -2005. - № 4. - С. 51-54.
5. Обучение детей 6-летнего возраста в детском саду и школе / под ред. О.А. Лосевой. - М. : [б.и.], 1987. - 160 с.
6. Сельвёстру, А.И. Психологические аспекты обучения детей в школе с 6-
летнего возраста / А.И. Сильвёстру, Т.Д. Дубровина. - Кишинев : [б.и.], 1988. - 98 с.
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ФИЗИЧЕСКИ ДЕЗАДАПТИРОВАННЫМИ ПОДРОСТКАМИ
Королев Владимир Владимирович, кандидат педагогических наук, доцент, Новгородский Государственный Университет им. Ярослава Мудрого (НовГУ)
г. Великий Новгород
Аннотация
В статье дается краткий анализ экспериментального и теоретического материала, посвященного подготовке будущих учителей физического воспитания к профессиональной деятельности. Особое внимание обращено на разработку модели подготовки к работе, содержание которой построено на основе регионального компонента, а организационная составляющая раскрыта в участии студентов в работе педагогической мастерской, что позволяет имитировать работу в школе, включать студентов в разные виды деятельности при работе с физически дезадаптированными подростками.
PREPAREDNESS FORMING MODEL OF THE EXPECTANT PHYSICAL TRAINING OF THE TEACHERS FOR ORGANIZATION OF WORK WITH THE PHYSICALLY DISADAPTIVE TEENS
Korolev Vladimir Vladimirovich, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, Novgorod State University after Jaroslav Mudry Great Novgorod
Abstract
Brief analysis of experimental and theoretical material devoted to preparedness of the expectant physical training of the teachers for professional activity is given in the issue. Particular attention is paid to the development of preparedness model for working. Its matter is based on the regional component, and organizational constituent includes partaking of students in educational workshop, which allows to imitate work at school, to use various activities with the physically disadaptive teens.
ВВЕДЕНИЕ
В рамках модернизации российского образования ценностными позициями выступает профессиональная компетентность педагога [3], его способность осуществлять не только познавательную, образовательную деятельность, но также способствовать профилактике и коррекции отклонений в физическом развитии. Это, в свою очередь, предъявляет определенные требования к подготовке педагогов по физической культуре.
В существующей системе подготовки будущих учителей физической культуры в вузе серьезное внимание уделяется спортивной, технической, методической компонентам его деятельности и недостаточное внимание - культурологической и коррекционно-просветительской деятельности. Назрела объективная необходимость в разработке соответствующей модели подготовки будущих учителей к данному виду деятельности.
МЕТОДИКА
Рассмотрим процесс моделирования формирования готовности студентов к работе с физически дезадаптированными подростками.
На основе теоретического анализа исторического и современного опыта подготовки учителя нами выделены принципы построения модели формирования готовности студентов педагогического института к работе с физически дезадаптированными подростками:
• сферный характер содержания, определяемый особенностями школьной социокультурной среды, которая включает в себя нравственную, валеологическую, про-