МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА
Ю.В. ОРСАГ, О.Н. ПАНШИНА, А.С. КРАСИКОВ
В последние годы значительно изменился возрастной состав воспитанников детского дома, вновь прибывают дети в возрасте 14-16 лет, большинство из них имеет социально-педагогическую запущенность, низкий интеллект, проблемы медико-социального характера. В течение короткого пребывания подростка в
детском доме (одного-двух лет до перехода в профессиональное учебное заведение) специалисты
сопровождения не успевают осуществить эффективную поддержку его личностного становления. Ребенок,
недостаточно адаптировавшийся в среде интернатного учреждения, переходит в профессиональное училище, где не в полной мере осуществляется индивидуальная специализированная помощь выпускникам детских домов. Кроме того, дети-сироты имеют ряд социально-психологических особенностей в связи с ранней материнской депривацией и в большинстве случаев в первые годы обучения в учреждениях
профессионального образования неконкурентоспособны в сравнении со своими однокурсниками. Следствием этого является проблема получения профессионального образования воспитанниками детских домов, что еще более усложняет процесс их социального становления в обществе.
В связи с остротой данной ситуации в последние годы изменен возрастной ценз пребывания детей-сирот в детском доме - до 18 лет. Соответственно, в систему сопровождения входит этап социально-профессиональной адаптации юношей и девушек, который включает в себя овладение профессией, начало трудовой деятельности, профессиональный рост, осмысление влияния профессионального выбора на дальнейшую жизнь. Таким образом, меняется содержание и подходы к осуществлению социально-психологической поддержки детей в условиях их подготовки к становлению в выбранной профессии. Однако в современной психологопедагогической литературе и практике работы интернатных учреждений сопровождение детей-сирот в период их социально-профессиональной адаптации не являлось самостоятельным направлением исследования. В связи с этим возникла необходимость разработки модели деятельности службы сопровождения социально-личностного и профессионального становления воспитанников детского дома юношеского возраста.
Руководствуясь концепцией региональной службы комплексного сопровождения в образовании, нормативными документами, а также, ориентируясь на психологическую и физиологическую сущность феномена, с которым сталкиваются специалисты службы в условиях детского дома, была определена цель сопровождения: создание психолого-педагогических условий для благоприятной социально-профессиональной адаптации воспитанников юношеского возраста.
Основными являются следующие задачами сопровождения.
• Защита прав и интересов воспитанников, обеспечение безопасных условий их психического и физического развития и профобразования, поддержка и содействие в решении психологопедагогических и медико-социальных проблем.
• Содействие в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: помощь в профессиональном самоопределении; поддержка в период перехода от общего к профессиональному образованию, социально-профессиональной адаптации; реализация программ преодоления трудностей профобразования, первичного трудоустройства и становления в профессии, нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем построения взаимоотношений с окружающими.
• Научное обоснование путей воспитания детей-сирот юношеского возраста, способствующих их движению в профессионально-личностном плане.
Объект сопровождения - воспитанник детского дома юношеского возраста, учащийся профессионального учебного заведения. Предмет сопровождения - социально-профессиональное становление воспитанников детского дома юношеского возраста. В основе деятельности специалистов сопровождения лежат следующие общепедагогические принципы:
• принцип социальной адекватности (координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на личность юношей и девушек, обеспечение комплексного социальнопедагогического сопровождения их профессионально-личностного становления);
• принцип педагогического стимулирования социально-профессиональных проб (включение воспитанников в процесс освоения различных социальных ролей, создание таких ситуаций, которые
давали бы возможность попробовать себя в профессии, в социально значимом деле, где необходимо решить проблемную ситуацию и преодолеть возникающие трудности);
• принцип индувидуализации и принятия ребенка как данности (признание особенностей развития детей-сирот, а, следовательно, определение индивидуальной траектории социального становления каждого воспитанника, выявление специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям, способствующих профессионально-личностному развитию, раскрывающих потенциал и предоставляющих возможности для самореализации);
• принцип организации личного пространства (учет индивидуального темпа и режима проживания старшего воспитанника, предоставление возможностей самостоятельно регулировать ритм и частоту контактов со средой);
• принцип информированности (молодые люди должны получать достаточный объем информации по всем волнующим их вопросам социальной и профессиональной деятельности, необходимо также учить их добывать информацию, анализировать ее, формировать умение применять на практике);
• принцип диалогичности в общении и взаимодействии (сотрудничество педагог - ребенок строится так, чтобы развивалась личная ответственность молодых людей, то есть необходимо давать им возможность отвечать за последствия свободного выбора).
Сопровождение социально-профессиональной адаптации воспитанников детского дома юношеского возраста осуществляется в двух основных направлениях: профессионально-личностное самоопределение и профессионально-личностное становление.
Во-первых, в деятельность специалистов сопровождения входит содействие и поддержка профессионального самоопределения воспитанников, учащихся 8,9 класса. Содержание сопровождения включает в себя следующие уровни: педагогическое сопровождение (изучение интересов и склонностей ребенка, его социально-правовой компетентности, уровня социальной адаптированности и защищенности, создание информационного поля о профессиях и способах их получения); медицинское сопровождение (изучение состояния здоровья, определение профпригодности к выбранной профессии); психологическое сопровождение (профдиагностика, профконсультация, индивидуальные и групповые тренинговые занятия, способствующие профессиональному самоопределению ребенка). Работа по определению содержания и результативности сопровождения профессионального самоопределения воспитанников планируется и обсуждается на профконсилиуме детского дома, организованного из двух этапов:
• первичный профконсилиум, анализирующий профессиональные и личностные ресурсы ребенка, намечающий необходимые направления сопровождения. Консилиум принимает решения по созданию условий для успешного осуществления профессионального выбора каждым старшеклассником. Рекомендации консилиума носят конкретный характер, за выполнение каждого решения назначается ответственный из числа членов консилиума, и определяется срок выполнения данного решения;
• итоговый профконсилиум, отслеживающий процесс профессионального становления и определяющий степень успешности социально-профессиональной адаптации ребенка. На этом консилиуме подводятся итоги индивидуального и системного сопровождения, организуется собеседование с каждым выпускником, определяется план взаимодействия детского дома с профессиональными учебными заведениями по организации сопровождения профессиональноличностного становления воспитанника.
Во-вторых, это профессионально-личностное становление. Система сопровождения воспитанников специалистами разных уровней коллегиально разрабатывается и утверждается на психолого-медико-педагогическом консилиуме и отражается в маршрутах помощи профессиональной адаптации (МППА) -индивидуальной программе по созданию социально-психологических условий для профессионального становления и личностного роста воспитанников, включающей в себя комплекс мероприятий, реализуемых на основе взаимодействия педагогов и воспитанников юношеского возраста. Предусматривается три основных вида МППА в зависимости от уровня социальной адаптированности воспитанника.
• МППА - поддержка. Составляется на воспитанников с благоприятным прогнозом социальной адаптации, достаточно готовых к выпуску. Данная категория маршрутов носит рекомендательный
характер для молодого человека и не требует специального контроля за исполнением. В этом случае достаточно назначение педагога - куратора, осуществляющего поддержку воспитанника.
• МППА - сопровождение. Составляется для воспитанников с недостаточно благоприятным прогнозом социальной адаптации. Этот вид МППА подразумевает назначение ответственных по нескольким сферам жизнедеятельности ребенка, а также педагога - куратора, осуществляющего его сопровождение.
• МППА - SOS. Составляется для воспитанников с неблагоприятным прогнозом социальной адаптации, не готовых к выпуску. Данная категория МППА предполагает постоянный контроль над всеми сферами жизнедеятельности учащегося и организацию необходимой поддержки в кризисных ситуациях. Требует назначения ответственных по каждой сфере жизнедеятельности воспитанника.
Сопровождение социально-профессионального становления осуществляется в несколько этапов вне зависимости от вида МППА. Диагностический этап - сбор необходимой информации о ребенке, социальной ситуации развития, изучение проблемы. Проектировочно-поисковый этап - разработка специалистами сопровождения индивидуальных направлений развития ребенка, поиск возможных путей решения проблемы. Определяются возможные формы и методы работы с воспитанником, распределяется ответственность, определяются сроки реализации работы. Деятельностный этап -реализация намеченных направлений работы, обеспечение достижения желаемого результата. На этот этап назначается координатор из числа специалистов сопровождения. Его задача - решение организационных вопросов (составление сетки индивидуальных занятий специалистов с ребенком; разработка индивидуального режима дня; определение промежуточных результатов работы; при необходимости выход с инициативой внепланового психолого-медико-педагогического консилиума). Рефлексивный этап - осмысление результатов деятельности всех специалистов сопровождения в работе с данным воспитанником. Содержание сопровождения профессионально-личностного самоопределения включает в себя деятельность следующих специалистов:
Административная служба представлена заместителем директора по учебно-воспитательной работе, заместителем директора по социальной работе, старшим воспитателем, которые занимаются методической подготовкой педагогов, подбором и разработкой диагностических материалов, разработкой и проведением мониторинговых исследований, контролем за осуществлением индивидуально-ориентированного сопровождения, анализом социального положения воспитанников, подготовкой документов к поступлению в профессиональное учебное заведение, устройством детей на подготовительные курсы профессионального учебного заведения.
Медико-психологическая служба состоит из врача, медицинских сестер, руководителя физического воспитания, педагогов-психологов. В их ведении медицинское обследование по определению профпригодности, диагностирование личностных качеств, влияющих на профессиональное самоопределение, проведение профконсультирования с ребенком по результатам диагностирования личностных качеств и профессиональных склонностей и интересов, проведение тренинговых занятий по формированию готовности к выбору профессии, индивидуальная помощь в формировании качеств, необходимых в выбранной профессии, отслеживание динамики уровня готовности к выбору профессии.
Педагогическая служба включает инструкторов по труду, библиотекаря, воспитателей (по решению ПМПк). Они занимаются проведением коллективных творческих дел профессиональной направленности, изучением профессиональных учебных заведений по месту закрепленной жилплощади с целью определения возможности обучения в них, проведением экскурсий в профессиональные учебные заведения города и района, организацией переписки с учебными заведениями, созданием условий для развития навыков допрофессиональной подготовки (поле профессиональных проб), координационной деятельностью по осуществлению индивидуально-ориентированного сопровождения.
Административная служба занимается разработкой маршрутов помощи профессиональной адаптации на каждого воспитанника, учащегося профессионального учебного заведения, стимулированием личностного роста воспитанников через организацию конкурса профессионального мастерства «Прояви себя!», работой с родственниками по оказанию помощи и поддержки в самостоятельной жизни, отслеживанием жизненного становления воспитанника после выпуска из детского дома.
Медико-психологическая служба проводит индивидуальную консультативную работу по полоролевому воспитанию, индивидуальную работу по подготовке к будущему материнству и отцовству, диагностирование
профессионально-личностного становления по «Модели выпускника», отслеживание динамики развития, изучение прохождения адаптации учащихся первого курса профессиональных учебных заведений, исследование уровня удовлетворенности профессиональным учебным заведением, формирование представлений о брачно-семейных отношениях у воспитанников детского дома юношеского возраста.
Педагогическая служба участвует в проведении коллективных творческих дел по развитию профессиональных навыков учащихся, воспитанников детского дома, установлении контактов с классным руководителем и мастером производственного обучения профессионального учебного заведения, диагностировании профессионально-личностного становления по «Модели выпускника», отслеживание динамики развития, создании условий для проявления активности в профпробах в детском доме, организует координационную деятельность. Отслеживание результативности работы специалистов сопровождения определяется с помощью следующих критериев:
• уровень готовности воспитанников к профессиональному выбору (определяется с помощью профдиагностики);
• соответствие профессионального выбора и результатов диагностирования по определению профессиональных склонностей и интересов (определяется с помощью анализа статистических данных);
• удовлетворенность профессиональным выбором учащихся профессиональных учебных заведений (определяется с помощью исследования удовлетворенности жизнедеятельностью профессионального учебного заведения);
• успешность адаптации первокурсников в профессиональном учебном заведении (определяется с помощью диагностирования);
• уровень социально-профессиональной адаптированности воспитанника (определяется с помощью диагностирования по «Модели выпускника»);
• степень и качество влияния родственников, возможности поддержки по выходу из детского дома и окончании профессионального учебного заведения (определяется с помощью наблюдения, обследования условий пребывания в каникулярные и выходные дни, анкетирования);
• взаимоотношения воспитанников и педагогов детского дома, профессионального учебного заведения (определяется с помощью диагностирования).
Создание и реализация индивидуальных программ сопровождения, на наш взгляд, позволяет эффективно решить проблемы профессионально-личностного становления воспитанников юношеского возраста. В качестве промежуточных итогов работы можно отметить следующие результаты внедрения модели сопровождения в ГОУ «Великоустюгский детский дом № 1».
Сравнительный анализ итогов диагностирования, полученных на этапе сопровождения выбора профессии, и реального выбора профессионального учебного заведения и обучения показывает: 73% детей выбирают профессию в полном соответствии с данными, полученными в ходе обследования; 27% - делают профессиональный выбор, частично соответствующий данным диагностирования. Результаты исследования адаптации первокурсников 2006-2007 учебного года показали, что в целом адаптация учащихся благоприятна: все учащиеся (100%) отмечают интерес к обучению в профессиональном училище. Больше всего их привлекают: учеба (71%), общение с преподавателями и однокурсниками (по 57 %), производственная практика (58%), у большинства первокурсников сформирована учебно-познавательная мотивация (70%). Ежегодно растут показатели исследования удовлетворенности воспитанников профессиональным учебным заведением. Все учащиеся профессиональных учебных заведений имеют высокую и среднюю степень удовлетворенности профессией и учебным заведением. При этом смысл образования видят: 80% опрошенных в получении профессии; 20% - в получении диплома с хорошими оценками; 10% - в подготовке к поступлению в вуз. Удовлетворение при обучении испытывают: 70% от учебного процесса в целом; 60% от своих учебных результатов; 50% от атмосферы в группе. Постоянно расширяется круг получаемых детьми профессий. Так, из воспитанников детского дома, учащихся профессиональных учебных заведений, на настоящее время 35% получают профессиональное образование в сфере «человек-человек», 37% - «человек-техника», 12% - «человек-художественный образ, по 8% - «человек-знак», «человек-природа». Ежегодно растет количество детей, поступающих в средние и высшие профессиональные учебные заведения. Так, на сегодняшний день из числа девятиклассников 2002-2005 уч. годов 45 % поступили в средние профессиональные учебные заведения
(педагогический колледж, речное училище, автотранспортный техникум, строительный колледж, сельскохозяйственный техникум), высшее профессиональное образование в университетах получают 15% выпускников (педагогические университеты), 40% учится в профессиональном лицее.
Промежуточные итоги сопровождения показывают, что системная и слаженная работа специалистов дает позитивные результаты в профессионально-личностном становлении воспитанников детского дома юношеского возраста. Служба сопровождения находится в стадии становления и развития. Специалисты апробируют и обобщают опыт инновационной деятельности. На данный момент разработаны и внедряются программы сопровождения воспитанников детского дома юношеского возраста: «Основы делового общения», «Правовая семейная азбука», «Ориентир в труд и закон», социально-психологический тренинг «Моя семья», смотр - конкурс «Прояви себя!».
Список литературы
1. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 400 с.
2. Региональная комплексная служба сопровождения в образовании Вологодской области: Концепция, проекты положений и примерные нормативные документы. /Под ред. Н.В. Афанасьевой.- Вологда: ВИРО, 2005.- 100 с.
3. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Проблема социального воспитания детей-сирот: Информационно-методический сборник, Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2002. - 71 с.
4. Семья Г.В. Условия психологической и социальной защищенности выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. - М.: СИМС, 2003. - 136 с.