Научная статья на тему 'Профессиональная ориентация воспитанника детского дома'

Профессиональная ориентация воспитанника детского дома Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1740
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная ориентация воспитанника детского дома»

сионального мастерства у обучающихся формируется положительное отношение к себе как к субъекту профессиональной деятельности. Конкурсы профессионального мастерства соз-

дают оптимальные условия для творческой самореализации личности, ее профессиональной и социальной адаптации, для становления конкурентоспособного специалиста.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ВОСПИТАННИКА ДЕТСКОГО ДОМА

Т. В. Гольцвардт, заместитель директора МКОУ «Детский дом» г. Осинники

Н. А. Серова, методист

Теория и практика профессиональной ориентации детей имеет почти столетнюю историю, если вести ее отсчет со времени создания первого кабинета профориентации в Страсбурге в 1903 году или со времени открытия специализированного бюро в Бостоне в 1908 году. И за это время накоплен ценный опыт и множество методов работы.

Почему же эта проблема актуальна во все времена и эпохи? Почему не прекращается научный и практический поиск, направленный на совершенствование подготовки подрастающего поколения к жизненному, личностному, профессиональному самоопределению?

Одной из основных причин поиска новых подходов к решению данной проблемы является перманентный характер профессиональной ориентации молодежи, обусловленный социально-экономическими изменениями, происходящими в обществе, и научными достижениями в области профессионального самоопределения.

В условиях современной России перед выпускниками детских домов образуются преграды для проявления себя как личности: экономический фактор, общественное мнение, психологическое состояние самого подростка и т.д. Поэтому в наше время возрастает необходимость в помощи специалистов по профессиональному ориентированию личности.

Для воспитанников детского дома в силу их психологических, поведенческих, личностных особенностей профессиональное самоопределение особенно важно. Дети психологически от-чуждены от людей. В условиях жизни без родительского попечительства у детей стихийно складывается детдомовское «мы». Дети без родителей делят мир на «своих» и «чужих» — мы и они. От «чужих» они совместно обособляются, проявляют по отношению к ним агрессию, готовы использовать их в своих целях. Если к этим особенностям добавляюся еще и интеллектуаль-

Ш^И

Т. В. Гольцвардт

ные или физиологические «дефекты», то становиться ясно, что профориентационная работа — одно из важнейших направлений деятельности учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Профориентационная работа включает целый комплекс взаимосвязанных действий: экономических, педагогических, психологических, социальных, поэтому ее организацию осуществляют все специалисты: педагоги-психологи, воспитатели, социальные педагоги, инструкторы по труду и др.

Работа по профессиональной ориентации воспитанников строится с учетом возраста детей и подростков.

Работа с дошкольниками и младшими школьниками предусматривает введение в мир профессий и носит на данном этапе в основном информационный характер (используются такие формы, как беседа, встреча, экскурсия, игровая программа, конкурс, сюжетно ролевая игра) и практический (дошкольнику предоставляются возможности проявлять себя и свои способности в творческой и бытовой деятельности, используются следующие формы: трудовые поручения, участие в выполнении труда по самообслуживанию, кружковые занятия, занятия по интересам, трудовая деятельность в мастерской).

Н. А. Серова

Работа по формированию профессионального самоопределения детей среднего школьного возраста приобретает диагностический характер (определяются желания ребенка, его интересы и профессиональные склонности, которые сравниваются с личностными и индивидуальными особенностями). Большое значение имеет организация психологической подготовки к выбору профессии и самореализации (развивается потребность и желание осуществлять трудовую деятельность, умение правильно представить себя, свои личностные и профессиональные умения), усиливается внимание к индивидуальному профессиональному консультированию (оказание помощи в выборе профессии в соответствии с индивидуальными особенностями и учетом медицинских противопоказаний). Продолжается деятельность информационного характера: воспитанники узнают об обществе, в котором им предстоит строить свою жизнь, о рынке труда, современных профессиях и роли образования в достижении профессиональных успехов. Здесь важное значение приобретает совместная работа с различными специалистами: психологом, врачом, социальным педагогом, специалистами центра занятости населения.

Для подростков большое значение имеет практическая деятельность, то есть знакомство воспитанников с различными профессиями в процессе вовлечения их в трудовую деятельность по выбранной специальности, погружение в реальные жизненные отношения в трудовом коллективе. Когда воспитанник на практике попробовал то, к чему он стремился, и при этом желание овладеть данной профессией не пропало, можно говорить об успешном профессиональном самоопределении. Деятельность информационного характера осуществляется в виде индивидуальной консультационной помощи воспитаннику в изучении той профессии, которая соответствует его интересам, возможностям и способностям, а также обучения юридической грамотности, формирования представлений о профессиональном росте, современных экономических условиях рыночной экономики.

Профессиональная ориентация — сложный, длительный процесс, который осуществляется на всех этапах жизни человека. С.Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев выделяют этапы постижения детьми и подростками мира профессий, формирования ценностно-смысловых сторон профессионального труда.

• Первый — эмоционально-образный, характерный для детей старшего дошкольного возраста, когда у ребенка формируется положительное

отношение к профессиональному миру — людям труда.

• Второй — 1-111 (IV) классы — пропедевтический, в ходе которого происходит формирование любви и добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к профессии родителей, нравственных установок выбора профессии, интереса к наиболее распространенным профессиям.

• Третий — IV (V)—VII классы — поисково-зон-дирующий — формирование у подростков профессиональной направленности, осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе.

• Четвертый — VIII—1Ж классы — период развития профессионального самопознания, сфор-мированности у школьника личностного смысла выбора направления образования.

• У детей, лишенных заботы, тепла и ласки со стороны родителей, «выпал» полностью первый этап, в сознании отпечатались сцены из жизни их неработающих, ведущих асоциальный образ жизни родителей. Это означает, что отсутствуют необходимые условия для успешного протекания второго этапа.

У этих детей чаще, чем у других, возникают проблемы профессионального выбора. Это связано с тем, что в неблагополучных семьях образ жизни родителей не является положительным примером для детей. Нередко в таких семьях взрослые уклоняются от профессиональной деятельности, для них характерен низкий уровень ответственности как за организацию собственной жизни, так и жизни своего ребенка. Поэтому дети, поступающие в детский дом, отличаются низким уровнем мотивации к учебной деятельности, что приводит к неуспешной учебе и отсутствию знаний. Это в свою очередь является серьезной причиной, ограничивающей профессиональный выбор.

Еще одним фактором, влияющим на ограничение выбора профессии, является социальная дезадаптация детей и подростков из неблагополучных семей, выражающаяся в неумении приспособиться к новой социальной среде, низкий уровень осведомленности в существующих профессиях, незнании современных жизненных условий, в которых большое значение имеет высокий профессионализм. Зачастую у ребят вообще отсутствует потребность в профессиональном выборе, а также имеет место негативное отношение к любому виду трудовой деятельности.

Преимущества в плане подготовки к самостоятельной жизни имеют детские дома семейно-

го типа. Примером подобных учреждений можно считать МКОУ «Детский дом» г. Осинники.

Концепция семейного детского дома, положенная в основу нашего учреждения, позволяет каждому ребенку приобретать индивидуальный социальный опыт в условиях семьи. Основным направлением педагогической деятельности МКОУ «Детский дом» является подготовка воспитанников к самостоятельной жизни, в том числе к осознанному выбору ими будущей профессии.

Профориентационная работа в нашем детском доме имеет целенаправленный подход. За 20 с лишним лет существования учреждения сложилась определенная система работы в данном направлении. В настоящее время педагогический коллектив успешно апробирует разработанный педагогами детского дома организацион-но-методический комплекс сопровождения со-циально-профессиональной адаптации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа «Дорога в будущее».

В состав данного комплекса входит программа «Школа подготовки к выбору профессии», целью которой является содействие формированию профессионального самоопределения, осознанного отношения воспитанников к выбору будущей профессии.

Внедрение данного организационно-методического комплекса началось с сентября 2015 года, поэтому на данном этапе можно говорить лишь о промежуточных результатах деятельности. В настоящее время охват воспитанников, занимающихся по данной программе на подготовительном этапе, составляет 35% (обучающиеся 8-9-х классов); на основном и заключительном этапах наставнической деятельностью охвачены 42 выпускника. В работе по данному комплексу задействованы 83% педагогов детского дома.

Если раньше основной задачей педагогов в этом направлении являлась подготовка воспитанников к труду на государственных предприятиях по массовым рабочим профессиям, то сейчас поставлены иные акценты. Необходимы:

- условия для развития личности каждого воспитанника путем вовлечения в различные виды труда в соответствии со способностями, интересами и возможностями, а также потребностями общества;

- подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к трудовой деятельности в условиях разных форм собственности и конкуренции на рынке труда;

- развитие у них предприимчивости, самостоятельности, деловитости, ответственности,

инициативности, стремления, к разумному риску, честности и порядочности;

- формирование у выпускников детского дома профессиональной компетентности в избранной сфере трудовой деятельности в сочетании с профессиональной мобильностью;

- создание условий для овладения современными экономическими знаниями, формирование экономического мышления, в том числе и включение их в реальные производственно-экономические отношения;

- воспитание культуры личности во всех ее направлениях, связанных с трудовой деятельностью (культура труда, экономическая экологическая, правовая культура).

Планирование воспитательной деятельности происходит по определенным направлениям, способствующим формированию у детей необходимых в самостоятельной жизни умений и навыков. На достаточно высоком уровне организована профориентационная работа с воспитанниками, позволяющая им не только теоретически знакомиться с миром профессий, но и получать информацию о конкретных профессиях от специалистов в ходе встреч с работниками центра занятости населения, представителями различных специальностей. В детском доме ежемесячно проводятся профессиональные пробы. Про-фпробы — это профессиональные испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности и способствующее сознательному, обоснованному выбору профессии. Через профессиональные пробы осуществляется знакомство воспитанников с группой профессий, содержанием, характером и условиями труда, формируются допрофессио-нальные навыки.

Профпробы осуществляются в реальной, а не в игровой деятельности, имеют различные формы реализации: кружковые и клубные занятия; общественно-полезный труд; работа в мастерских.

На базе детского дома функционируют столярная мастерская, швейный цех, прачечная, кухня, профилакторий, библиотека, изостудия, различные кружки («Колорит», «Мягкая игрушка», хореография, вокал, театрализация, брейк-данс). Благодаря этому воспитанники имеют возможность познакомиться с работой людей разных профессий (столяр, плотник, сантехник, электрик, швея, повар, кухонный рабочий, воспитатель, библиотекарь, младший воспитатель, медицинская сестра, прачка, уборщик помещений и др.). Сотрудники детского дома выступают в профессиональных пробах наставниками для детей.

На протяжении трех лет в рамках совместной деятельности детского дома, Осинниковско-го политехнического техникума, Осинниковско-го горнотехнического колледжа на базе данных организаций профессионального образования проводятся профессиональные пробы для воспитанников детского дома по профессиям: сварщик, слесарь по ремонту автомобилей, электрослесарь подземный, продавец-кассир, повар, швея, оператор ЭВМ, бухгалтер, буровик, геолог, строитель, мастер-разработчик.

Педагоги детского дома организуют экскурсии на предприятия города, встречи с интересными людьми разных профессий, с выпускниками детского дома, получившими профессию, посещение дней открытых дверей в организациях профессионального образования города и области, различные мероприятия, направленные на процесс успешной профессиональной ориентации воспитанников.

Сотрудничество с ООО РУК «ЕВРАЗ» осуществляется на основании плана совместной деятельности по профессиональному самоопределению воспитанников, предполагающему встречи с ветеранами шахтерского труда, посещение музея шахтерской славы ООО РУК «ЕВРАЗ», экскурсии на промышленные предприятия, участие в профориентационных мероприятиях «Посвящение в горняки», «Наша смена» и др.

Успешно был реализован договор о социальном партнерстве с ООО «Русский дом» (Новокузнецк), предполагающий знакомство воспитанников с различными технологиями обработки древесины, а также практические занятия по обучению навыкам работы норвежскими топорами. Занятия проходили как на базе детского дома, так и непосредственно в цехах предприятия.

На протяжении нескольких лет успешно осуществляется сотрудничество с ЗАО «Кузбасская ярмарка»: участие в специализированных выставках-ярмарках «Сибдача-осень», «Медовый рай», «Накануне Рождества. Город мастеров», «XXIII Сибирский строительный форум» и др.

Система профориентационной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, требует совершенствования. Необходимо:

- продолжать работу по повышению уровня квалификации специалистов, реализующих профориентационную деятельность в образовательных учреждениях;

- разрабатывать рекомендации по вопросам профессиональной ориентации и консультации детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья;

- оказывать помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, получившим профессию и имеющим трудности при трудоустройстве;

- проводить больше различных мероприятий, на которых бы дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, смогли бы познакомиться с существующими профессиями и получить достаточно полную информацию о мире профессий;

- привлекать различные образовательные организации, учреждения, промышленные предприятия к решению проблем, связанных с профессиональным самоопределением детей-сирот.

Таким образом, профориентационная работа с воспитанниками помогает решению задач формирования социальной активности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Осуществлять данную работу, по нашему мнению, необходимо путем привлечения организаций разных типов и учреждений, выступающих организаторами различных мероприятий, необходимых для профессионального самоопределения данной категории.

1. Быков А. С. Профессиональное самоопределение подростков в условиях детского дома семейного типа / А. С. Быков, И. В. Карнаева. — Кемерово, 2003.

2. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. — С. 304.

3. Орсаг Ю., Паншина О. Воспитательная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей, юношеского возраста в период их социально-про-фессиональной адаптации (из опыта работы детского дома) Социальная педагогика, №4, 2006.

4. Прихожан А. М., Толстых, Н. Н. Дети без семьи /А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. — М.: Педагогика, 1990. —С. 160.

5. Профориентационная работа в детском социо-защитном учреждении. Сборник информационных и методических материалов : ГУ ЯО Рыбинский социально реабилитационный центр для несовершеннолетних «Наставник» / Под ред. Л. М. Андреевой, С. Н. Тимофеевой. — Ярославль, Департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области, 2010. — С.112.

6. Пряжников Н. С. «Профессиональное и личностное самоопределение. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — С. 256.

7. Руднева Е. Л. Профильное и профессиональное самоопределения старшеклассников: теория и практика : материалы Всерос. научно-практ. конференции 17-18 декабря 2008 г.: в 2-х ч. / Е. Л. Руднева. — Кемерово: КРИПКиПРО, 2008. (4.1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.