ОПЫТ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОИ РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ ДЕТСКОГО ДОМА
М. В. Астахова, педагог-психолог МКОУ «Детский дом» г. Осинники
Проблема выбора профессии у воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время особенно актуальна.
Во-первых, подростки названной категории, как правило, отличаются эмоциональной неустойчивостью, несформированностью учебной мотивации, имеют трудности в общении и социальной адаптации.
Во-вторых, раньше, получив профессию, воспитанники гарантированно выходили на работу, соответствующую их специальности. На предприятиях существовала система наставничества, поэтому выпускники не были предоставлены сами себе. Сейчас ребята после выпуска из детских домов по сути оказываются брошенными на произвол судьбы. Поэтому подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни и осознанному выбору профессии — приоритетное направление в работе нашего педагогического коллектива. Грамотно организованная профориентационная работа способствует решению многих воспитательных и социальных задач.
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность, трудолюбие и терпимость, сила воли и целеустремленность.
Основные положения Национальной доктрины образования РФ, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Стратегии социально-экономического развития России до 2020 года стали основой формирования ФГОС. Согласно их требованиям, ребенок должен овладеть необходимыми для успешной адаптации и жизни в обществе компетенциями (коммуникативной,
учебно-познавательной, ценностно-смысловой, общекультурной, информационной, социально-трудовой).
Организация сопровождения выбора профессии в детском доме направлена на то, чтобы оказать содействие воспитаннику в формировании собственного ориентационного поля, создать условия для самореализации. Сопровождение осуществляется по трем направлениям:
— помощь в выборе профессии;
— формирование личностных качеств, необходимых для приобретения профессии и адаптации к условиям социума;
— построение жизненной перспективы, в основе которой лежат стремление к саморазвитию, активная жизненная позиция.
В детском доме реализуются программы профориентации воспитанников разных возрастов, которые нацелены на то, чтобы создать условия для их профессионального самоопределения. Эти программы предполагают организацию работы педагогов детского дома, направленную на профессиональную ориентацию воспитанников и оказание им квалифицированной помощи в выборе будущей профессии с дошкольного возраста. Программы реализуют воспитатели с привлечением педагога-психолога, социального педагога, педагогов дополнительного образования и других членов педагогического коллектива.
Работа начинается с первой ступени. Это старший дошкольный возраст. Здесь у воспитанников формируется положительное отношение к профессиональному миру через игровую и творческую деятельность. С дошкольниками мы используем сюжетно-ролевые игры, театрализацию, чтение детской художественной литературы, рассматривание картин и иллюстраций, беседы с игровыми персонажами, наглядность, раскрашивание сюжетных картинок, аппликации.
На второй ступени (1-4-й классы) изучаем направленность интересов воспитанников, способностей, знакомим с миром профессий.
В этом возрасте можно проводить экскурсии для воспитанников в стенах детского дома (столовая, прачечная, мастерские, швейный цех и т. д.), а также в организациях города: парикмахерских, архивном управлении, расчетно-кассовом цен-
тре, кондитерском цехе, поликлинике. Необходимо организовывать встречи с людьми разных профессий, особенно с бывшими выпускниками. Наблюдения за работой и экскурсии способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. После возвращения с экскурсии с детьми обязательно обсуждаем увиденное, они пытаются отразить впечатления в рисунках.
Осознать общественную значимость труда взрослого ребенку помогают дидактические и сюжетно-ролевые игры, моделирующие структуру трудового процесса: цель и мотив труда, предмет труда, инструменты и оборудование, трудовые действия, результат труда.
Третья ступень (5-7-е классы) — определение интереса к профессиям, наклонностей к различным видам деятельности через развитие личности; формирование знаний, умений и навыков посредством участия в кружковой работе. Здесь особое место занимает диагностика личностных качеств, которую проводит психолог. Продолжаем использовать те же формы работы, что и на предыдущих этапах и добавляем новые: беседы, диспуты, брейн-ринги, информационные часы, круглые столы, различные кон-курсы,викторины.
На четвертой, заключительной ступени воспитанники 8-9-х классов должны профессионально самоопределиться. Здесь мы проводим работу по следующим направлениям: профессиональное информирование, профессиональное консультирование, профессиональное самоопределение.
Одним из основных методов является диагностика, которая предполагает использование комплекса психологических методик, обеспечивающих возможность получения каждым воспитанником информации о своих психологических особенностях и степени их соответствия той или иной профессии. Большая роль на данном этапе отводится прохождению воспитанниками профессиональных проб на базе профессиональных образовательных организаций города. Наши воспитанники посещают дни открытых дверей в организациях профессионального образования города и области.
Традиционным в детском доме стал тематический Фестиваль профессий, гостями которого ежегодно становятся представители профессиональных образовательных организаций, работодатели, бывшие выпускники, получившие профессиональное образование и успешно реализовавшие себя в профессии.
Мы тесно сотрудничаем с центром занятости населения, где воспитанников знакомят с ситуа-
цией на рынке труда, с профессиями, востребованными сегодня в городе и области. Кроме того, воспитанники проходят тестирование в автоматизированной системе «Выпускник-1». Здесь они оценивают свои интеллектуальные способности, индивидуальные психологические особенности характера, получают профориентаци-онные рекомендации. Психолог-профконсуль-тант помогает понять подростку, насколько соответствуют его личностные качества требованиям, предъявляемым к той или иной профессии. Сотрудничество с центром занятости населения способствует успешной профессиональной ориентации воспитанников.
Большое внимание уделяется тому, чтобы ориентировать воспитанников на приобретение рабочих профессий в угольной отрасли. В течение пяти лет мы сотрудничаем с ООО РУК «ЕВРАЗ» в соответствии с планом совместной деятельности. Воспитанники с удовольствием посещают музейно-выставочный комплекс им. И. П. Бардина, где узнают о том, как зарождалась угольная отрасль в крае, как строился Новокузнецк, музей шахтерской славы ООО РУК «ЕВРАЗ», ходят на экскурсии на промышленные предприятия, участвуют в профори-ентационных мероприятиях «Посвящение в горняки», «Наша смена». Волонтеры компании организуют для наших воспитанников праздники, проводят мероприятия в рамках дней безопасности, организовывают встречи с ветеранами шахтерского труда. Педагоги и воспитанники детского дома участвуют в конкурсах, организуемых компанией, где занимают призовые места.
В рамках программы «Школа выпускника» с ребятами проводит занятия педагог-психолог. Воспитанники участвуют в тренингах личностного роста, коммуникативного общения, коррекции эмоционально-волевой сферы. Ребята знакомятся с новыми профессиями, изучают профессиограммы, готовят личный профессиональный план и учатся составлять резюме.
Социальные педагоги знакомят выпускников с профессиональными образовательными организациями города и области, устраивают экскурсии в них.
Все это способствует успешной социализации воспитанников и их профессиональному самоопределению в будущем. Профориентацион-ная работа в детском доме является естественным продолжением всей педагогической работы с детьми и ее логическим завершением. Полноценная помощь воспитаннику в выборе профессии не только помогает ему организовать са-
му учебную деятельность, но и быть уверенным в своем будущее.
Ошибки в выборе профессии наносят вред здоровью и психологическому состоянию воспитанников, а также обществу и государству в целом. Неудовлетворенность выбранной профессией приводит к тому, что выпускники вынуждены искать новые учебные заведения или новые места работы. Возникает текучесть кадров, что также наносит большой ущерб государству, ко-
торое выделяет деньги на их бесплатное обучение. Поэтому вся работа в этом направлении должна быть организована таким образом, чтобы воспитанники чувствовали, что их труд нужен людям, обществу, что он приносит удовлетворение им самим. Чем больше будет информации у воспитанников о мире профессий, жизненных проблемах и путях их решения, тем больше вариантов выбора им предоставится, тем осознаннее будут их действия.
ПОДГОТОВКА К самостоятельной жизни детеи-сирот
И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Е. Н. Медведчикова, педагог-психолог МКОУДС «Детский дом «Росток», г. Анжеро-Судженск Н. В. Доброногова, методист Кузбасского регионального института развития профессионального образования, г. Анжеро-Судженск
В детском доме воспитываются дети, лишенные родительской ласки и стабильного доверия к взрослым, отягощенные негативным семейным и личным опытом, патологической наследственностью, большинство из них имеет задержку физического и психического развития. Все это деструктивно влияет на развитие личности воспитанника, искажает представление о себе и других людях, затрудняет адекватное понимание детского и взрослого мира, осознание собственного «Я». Из детского дома воспитанники уходят в социум, поэтому проблема поиска путей помощи детям-сиротам в процессе вхождения в общество, их подготовки к самостоятельной жизни становится одной из приоритетных задач для педагогов и специалистов детского дома. Необходимо найти формы и методы социально-психолого-педагогического сопровождения процесса социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для их успешного вхождения в социум.
Комплексное социально-психолого-педагогическое сопровождение воспитанников в нашем детском доме охватывает развитие детей от младшего школьного (7-12 лет) до юношеского возраста (18-21) и осуществляется непрерывно в течение всего периода пребывания в детском доме и обучения в профессиональных образовательных организациях. Процесс социально-психолого-педагогического сопровождения выстраивается как логическое восхождение от одного возрастного этапа к другому и включает в себя три взаимосвязанных
Е. Н. Медведчикова Н. В. Доброногова
направления: социальное, психологическое, педагогическое.
Так, социальное сопровождение заключается в создании условий для успешной интеграции в общество воспитанников детского дома на основе оказания упреждающей помощи, способствующей более успешной подготовке к организации самостоятельной жизнедеятельности. Результатом сопровождения личности становится новое качество — адаптивность, то есть способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими как в благоприятных, так и в сложных жизненных ситуациях [1].
Психологическое сопровождение направлено на развитие воспитанников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Психологическое сопровождение осуществляется с 1-го по 9-й класс, при этом предлагаемые формы и методы поддержки используются системно,