УДК 330.161
МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС И ГЕОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ УКРАИНЫ
Фролов А.И., к. э. н., доцент (УкрГАЖТ)
В статті досліджуються проблеми вибору Україною своїх зовнішньополітичних пріоритетів і змісту внутрішніх економічних перетворень, перспективи взаємодії економік України і інших країн СНГ, перш за все Росії, в умовах світової економічної кризи.
Ключові слова: економічна криза, інтеграція, кооперація, структура експорту,
конкурентоспроможність.
Постановка проблемы. Ключевой проблемой экономической политики в Украине на современном этапе является преодоление спада промышленного производства.
В условиях мирового экономического кризиса национальные экономики стремятся ориентироваться на развитие внутреннего рынка, реализацию политики импортозамещения,
поддержку стратегических секторов экономики, государственную поддержку национального производства. Разнообразные меры, проводимые в разных странах для стимуляции экономики, имеют, как правило, протекционистский характер, противоречащий правилам ВТО.
Но, с другой стороны, современный кризис позволяет выделить и противоположную тенденцию - стремление стран к региональной интеграции. Для многих экономик мира долгосрочная региональная интеграция -
единственный способ выжить в условиях
глобальной конкуренции. Компании большинства стран не в состоянии конкурировать на мировых рынках. Поэтому все чаще субъектами глобальной конкуренции выступают не отдельные страны, а регионы.
Анализ последних исследований и
публикаций. Проблемы выбора Украиной своих внешнеполитических приоритетов и содержания внутренних экономических преобразований во время мирового кризиса приобрели в настоящее время особую актуальность. Поэтому
исследование данных вопросов достаточно глубоко проводится в научных публикациях [1, 712].
Целью данной статьи является исследование перспектив взаимодействия экономик Украины и других стран СНГ, прежде всего России, в условиях мирового
экономического кризиса.
Изложение основного материала исследования. Сегодня Россия, благодаря своим природным богатствам и территории, создает общий рынок с Казахстаном и Беларусью, куда в перспективе войдут среднеазиатские страны и,
возможно, Украина. (Необходимо признать, что степень взаимодополняемости больших экономик России и Украины оказалась даже намного выше, чем других бывших союзных республик.)
Для Украины внутренние экономические преобразования и выбор внешнеполитических приоритетов тесно взаимосвязаны. Это обусловлено общей тенденцией глобализации и уплотнением экономического пространства.
Фактически к началу мирового экономического кризиса 2008 г. Украине из-за незавершённости реформ, отсутствия крупных национальных финансово-промышленных групп, которые доминировали бы в экономике (и политике), не удалось выработать единую концепцию развития страны. .[1, с 130]
Наша страна, как и большинство стран СНГ, проводит многовекторную внешнюю политику. В частности, она уже является членом Всемирной торговой организации (ВТО) и поставила своей стратегической целью вступление в Европейский союз (ЕС). Помимо этого Украина участвовала в подготовке формирования "Единого
экономического пространства России, Белоруссии, Казахстана и Украины" (ЕЭП). А одной из насущных задач сегодняшнего дня является определение Украиной стратегии поведения по отношению к Таможенному союзу (ТС) трех стран
- России, Беларуссии, Казахстана (начал действовать с 1 июля 2010 года).
Можно утверждать, что в современных условиях географическое положение Украины становится определяющим фактором для её экономического развития и политической ориентации. Со сменой политического
руководства государства наконец-то произошло осознание того факта, что с Россией необходимо не конфликтовать, а дружить и торговать, что центры политического влияния сегодня всё более совпадают с центрами экономического влияния.
Одним из самых важных факторов экономического роста, удовлетворения
потребностей национальных хозяйств и населения в разнообразных товарах и услугах является
развитие мировой торговли, объемы которой в условиях экономического кризиса сокращаются.
Главным, в соответствии с
фундаментальным правилом рынка, является не что и где покупать, а что производить и где продавать. Поэтому в структуре внешней торговли приоритет принадлежит экспорту. Именно экспорт играет стимулирующую роль в росте производства, создании рабочих мест,
обеспечивает повышение доходов, а также поступления в государственный бюджет.
Примерно 1/5 дохода промышленно развитых стран и 1/3 — развивающихся стран напрямую зависят от экспорта. По оценкам, в мире 40-45% занятых в обрабатывающей промышленности и примерно 10-12% в сфере услуг прямо или косвенно связаны с внешней торговлей, которая остается основным средством перераспределения мирового дохода.[2,с 48]
В последние два десятилетия Украина двигалась в сторону сырьевой экономики. В структуре ВВП сырьевая составляющая выросла с 11% в 1991г. до 29,9% в 2007-м, тогда как доля промышленности с более глубокой степенью переработки резко упала с 30,5% до 13,7% соответственно. [3]
Если анализировать товарную структуру экспорта Украины в страны ЕС, то можно сделать вывод о преобладании в его ассортименте продукции отраслей с низким уровнем технологичности и производства добавленной стоимости. При такой, невыгодной для себя, структуре товарного экспорта, Украина не может наращивать экспортные поставки в страны ЕС.
Три основные составляющие украинского экспорта — металл, химические товары и транспортные услуги, которые играли роль «локомотива» внешних продаж в 1997-2000 годах, постепенно теряют темпы роста. Таким образом, исчерпывается потенциал внешнего товарооборота на старой структурной основе факторной модели национальной конкурентоспособности. На пути к инновационной модели, при отсутствии эффективных механизмов ускоренного
наращивания экспорта в отраслях, которые выпускают продукцию с высоким уровнем добавленной стоимости, украинская экономика нуждается в определенном переходном периоде.
В целом необходимо признать, что в ближайшей перспективе Украине (как и другим странам СНГ) не удастся уменьшить отставание от постиндустриальных стран, в том числе, из-за низкой конкурентоспособности национальных рынков, исторически сложившейся специализации на производстве и экспорте малодинамичных товарных групп, отсталости местного
предпринимательства. (В рейтинге Всемирного экономического форума за 2009-2010 годы Украина заняла 82-ю позицию среди 133 стран,
опустившись сразу на 10 позиций по сравнению с результатами предыдущего исследования.). [4,с 8] Еще в середине 90-х годов необходимость и возможность
восстановления экономической кооперации между Украиной и другими странами СНГ не вызывали сомнений вследствие тяготения ее производственного комплекса к традиционным технологическим и кооперационным схемам, которые оказались на территории России, Белоруссии и Молдавии. Однако к настоящему времени интеграционный потенциал
сотрудничества не укрепился, а чрезвычайно ослаб и сузился. Практически во всех странах СНГ сложилась такая структура промышленности, при которой удельный вес отраслей топливноэнергетического комплекса в общем объеме промышленного производства превышает 50%, а доля отраслей машиностроения постоянно снижается. В таких условиях внутриотраслевая кооперация и специализация, лежащие в основе интеграции народнохозяйственных комплексов, играют все меньшую роль. Топливно-сырьевые поставки же фактором взаимоувязанности национальных экономик не являются.
Тем не менее, совершенно очевидно, что сегодня осуществлять положительные изменения в структуре промышленности, увеличивая выпуск продукции отраслей с высоким уровнем технологичности и производства добавленной стоимости, Украина может только в расчете на увеличение экспорта такой продукции в страны СНГ. Именно поэтому наше государство заинтересовано, во-первых, в восстановлении технологических и кооперационных связей со странами СНГ, в первую очередь с Россией; во-вторых, в либерализации торговли с Таможенным союзом Беларуси, Казахстана и России, или создании хотя бы двусторонней (с Россией) зоны свободной торговли. .[5]
На наш взгляд, именно эти направления взаимодействия Украины с Россией, Белоруссией и Казахстаном является в настоящее время наиболее реализуемыми. Тем более что сегодня и сама Россия стремиться активно вовлекать Украину в орбиту своего экономического сотрудничества, учитывая её мощный промышленный и научный потенциал, наличие современного ВПК. Так, например, Россия в своей внешнеполитической деятельности поставила следующие цели:
1. Добиваться интеграции российского ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» и авиастроительных предприятий Украины с целью производства самолетов Ан-148, Ан-140, Ту-334,Ан-124-100, создания и производства авиационных двигателей Аи-222-25, Аи-222-25Ф, семейства двигателей Д-436, Аи-450 для самолетов Як-130, Ту-334, Бе-200 и вертолетов.
2. В области космических исследований исходить из приоритетности создания единого навигационного пространства России и Украины на базе системы ГЛОНАСС и других глобальных навигационных спутниковых систем; проведения стыковочных испытаний технологического образца прибора «Степ-Ф» в составе технологического образца космического аппарата «Коронас-Фотон»; изготовления лётного образца прибора «Степ-Ф»; реализации проекта «Наземный старт».
3. Рассматривать как стратегическую задачу участие России в эксплуатации газотранспортной системы Украины. В этих целях добиваться от украинской стороны выполнения договоренностей о создании Международного консорциума по управлению и развитию газотранспортной системы Украины.
4. Расширять взаимодействие с Украиной в области атомной энергетики. В этих целях добиваться заключения долгосрочного контракта на поставку на украинские АЭС ядерного топлива, произведенного в России.
5. Расширять российское инвестиционное присутствие в Украине, добиваться приобретения контрольных пакетов акций крупных украинских предприятий российскими инвесторами. [6]
Без сомнения, реализация всех этих целей будет способствовать технологическому переоснащению украинской экономики получению Украиной доступа к разрабатываемым в России новым продуктам и растущему внутреннему рынку страны, укреплению позиций в борьбе за повышение международной
конкурентоспособности, увеличению её доли в мировом ВВП. Новые масштабные межотраслевые проекты с Россией неизбежно должны произвести мощную цепную реакцию и для других секторов, способствуя скорейшему преодолению кризиса в целом.
Что же касается создания зон свободной торговли то тут необходимо подчеркнуть, что заключение Украиной соглашения об ассоциации с ЕС не исключает заключения соглашения о либерализации торговли с ТС Беларуси, Казахстана и России. Использование такого подхода будет означать прагматизацию внешнеэкономической политики Украины и даст возможность уйти от негативной дилеммы: либо ЕС, либо Таможенный союз. При условии интеграции во внутренний рынок ЕС в рамках соглашения об ассоциации и активного диалога с Таможенным союзом, кажущаяся утопической
мечта о все более свободной торговле во всех направлениях может обрести вполне реальные очертания.
Выводы. Геоэкономические интересы Украины объективно связаны со стратегическим партнёрством с Россией которое необходимо воспринимать как залог ускорения развития её экономики, избавления от многих «хронических болезней», укрепления подлинного украинского суверенитета.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Григорьев Л., Агибалов С., Салихов М.
Украина: раздвоение трансформации // Мировая
экономика и международные отношения. 2010. №3, с. 125 - 141.
2. Меликов Р. Тенденции экономического развития Азербайджана, обусловленные глобализацией. // Економіст 2010. № 1. - С. 47-49.
3. Кожурин Ф. Послекризисный прыжок или как перезапустить экономический рост? // Держава 2000. -21 - 27 мая 2010 г.
4. Изосимова Н. Конкурентоспособность Украины после кризиса: десять ступенек вниз. // Зеркало недели. - 3 июля 2010 г. - №25.
5. Омельченко Е. Сцилла и Харибда украинской торговли. //Киевский телеграф. - 23 февраля - 4 марта 2010 г.
6. Лозунько С. Прагматизация российской внешней политики. // Форум 2000. - 28 мая - 3 июня 2010 г.
7. Кондратчук К. С. Сутність і причини кризових проявів у світовій економічній системі. // Актуальні проблеми економіки. - 2010. - №1. - С.57-63.
8. Соскін О.І. Визначення національної
економічної моделі України: порівняльний аналіз
можливих альтернатив. // Актуальні проблеми
економіки. - 2010. - №1. - С. 47-55.
9. Нижегородцев Р. М., Стрелецкий А. С. Мировой финансовый кризис: Причины, механизмы, последствия. - СПб.: Либроком, 2008. - 187 с.
10. Геєць В. Формування і розвиток фінансової кризи 2008 - 2009 років в Україні. // Економіка України.
- 2010. - №4. - С. 5-15.
11. Денисюк В., Марков А. Фактори та модель інноваційно орієнтованого економічного розвитку. // Економіст. - 2009. - №4. - С. 20-25.
12. Лапкин В. Украина и Россия. Альтернативы политического развития. // Мировая экономика и международные отношения. - 2009. - №12. - С. 78-89.
13. Зевин Л. Эволюция постсоветского экономического пространства. // Общество и экономика.
- 2008. - №3-4. - С. 197-215.
Аннотация. В статье исследуются проблемы выбора Украиной своих внешнеполитических приоритетов и содержания внутренних экономических преобразований, перспективы взаимодействия экономик Украины и других стран СНГ, прежде всего России, в условиях мирового экономического кризиса.
Ключевые слова: экономический кризис, интеграция, кооперация, структура экспорта,
конкурентоспособность.
Summary. The article deals with the choice issue of Ukraine by its foreign-policy priorities and the meaning of domestic economic reforms, the cooperation prospects of Ukrainian economics with other CIS ones, uppermost Russian economics, in the world economic crisis environment.
Keywords: economic crisis, integration, cooperation, export structure, competitiveness.
Рецензент к.э.н., доцент УкрГАЖТЖердев Н.Д. Эксперт редакционной коллегии к.э.н., доцент УкрГАЖТ Якименко Н.В.