УДК 656.6:341.225
СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В ТРАНСПОРТНОЙ
СИСТЕМЕ УКРАИНЫ
Омельченко Т. Ю., ассистент (ОНМА)
У статті розглядаються проблеми створення та впровадження вільних економічних зон в Україні. Визначається поняття вільних економічних зон, їх типів і принципів розподілу на різновиди. Так само проводиться детальний аналіз взаємозв'язку вільних економічних зон і транспорту України.
Ключові слова: вільні економічні зони, економіка, транспортна система, державна програма, криза, пільги.
Постановка проблемы и ее связь с научными и практическими заданиями. Важным направлением развития экономики и транспортной системы является привлечение грузопотоков. Это в свою очередь требует создания мощных транспортных коридоров через Украину. Но как показала международная практика, имеет смысл создания своих, внутренних грузопотоков, которые могут успешно стать экспортными. Для их формирования необходимо создавать свободные экономические зоны, способствующие развитию транспортной системы.
Анализ последних исследований и публикаций. Теоретическими и практическими вопросами создания и функционирования свободных экономических зон посвящены труды многих отечественных и зарубежных, в частности «Вільні економічні зони: стратегія розвитку» В.К. Васенко [1], где пристальное внимание уделяется определению сущности и классификации видов свободных экономических зон. Кроме того, существует множество подробных публикаций в периодической литературе, посвящённых функционированию свободных экономических зон в Украине и в мире. Можно выделить публикации таких авторов, как Синельник Л.В., Скоч А. [2,3], где даётся содержание и классификация свободных экономических зон, а так же Сигуа В.Г. [4], предоставляющий краткую характеристику теории и практики действия свободных экономических зон.
Нерешенные составляющие общей проблемы. В целом, тема, оставаясь сравнительно изученной, оставляет всё ещё поле для исследования. Беря во внимание продолжительную самоизоляцию экономики СССР и низкий уровень развития рыночных отношений, перед независимой Украиной предстала необходимость поиска и использования эффективных форм внешнеэкономической деятельности, которые бы не только дали возможность увеличить степень интеграции Украины в мировую экономику, но и позволили бы более эффективно использовать имеющиеся и привлекать иностранные ресурсы. В
успешном решении данной проблемы немаловажное место занимают свободные экономические зоны. Ввиду немалой продолжительности существования свободных экономических зон как экономической категории, существует множество попыток определить их сущность. Хотя до сих пор так и не сформирована единая точка зрения относительно сущности и содержания свободных экономических зон.
Цель статьи. Данная тема актуальна особенно в условиях международного экономического кризиса, который затронул практически все отрасли и нанес тяжелые последствия для экономики Украины. Для решения стратегических задач и выполнения планов государства на ближайшие десять лет необходимо четко понимать что создание свободных экономических зон способствует решению социально-экономических задач развития Украина.
Изложение основного материала исследования. В научных публикациях и отчетах международных организаций для характеристики разного рода зон используется термин «свободные экономические зоны».
Однако этот термин не в полной мере отражает сущность этого явления. Свободная экономическая зона - это территориально ограниченная зона свободной торговли, свободного или совместного предпринимательства являющаяся, ограниченной частью национальногосударственной территории, на которой действуют особые льготные экономические условия для иностранных и национальных предпринимателей: льготы таможенного,
арендного, валютного, визового, трудового и другого режима, что создает условия для развития промышленности и инвестирования иностранного капитала. Такие зоны создаются для решения внешнеторговых, общеэкономических, социальных и научно-технических проблем на данной территории либо всего государства. Так, во многих из них применяемые экономические правила, рычаги, специальные административные законы отнюдь не освобождают от определенного
© Омельченко Т.Ю.
правового и хозяйственного режима, а лишь облегчают его, предоставляют льготы,
стимулирующие предпринимательство.
Фактически государство лишь сокращает масштабы своего вмешательства в экономические процессы. Таким образом, свободные
экономические зоны представляют собой исключения из общегосударственных правил и норм, призванные решать определённые национальные или региональные задачи.
Примером являются свободные экономические зоны Китая, зона «Манаус» (Бразилия), многие экспортно-производственные зоны в развивающихся странах. В результате появились «точечные» зоны, представленные отдельными предприятиями (оффшорные фирмы, магазины «дьюти фри»).
Важной причиной образования свободных экономических зон является то, что часто страна не желает полностью открывать свою экономику для притока иностранного капитала или позволять полностью использовать особый инвестиционный климат на всей своей территории и поэтому использует частичную или локальную открытость в виде спецзоны. В конце 80-х годов в развитых капиталистических странах действовало около 600 подобных зон, через которые осуществлялось почти 6 % мировой торговли. Для большинства развивающихся стран свободные зоны по существу являются специальными в смысле экстерриториальности, по условиям уровня жизни работников зоны, концентрации
производственного потенциала и др. Поэтому для таких зон подходит термин «специальные экономические зоны». Создание свободных экономических зон рассматривается их создателями как важное звено в реализации принципов открытой экономики. Экономика свободных экономических зон имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый, инвестиционный и управленческий режим благоприятен для внешних и внутренних инвестиций. По оценкам западных специалистов, к 2010 году через различные свободные экономические зоны будет проходить до 30% мирового товарооборота. Международные корпорации в поисках льготных условий для своей деятельности рассматривают свободные экономические зоны как благоприятную почву, на основе которой, развиваясь можно получить сверхприбыль. Также эти корпорации считают организацию собственного производства в свободных экономических зонах важнейшим стратегическим направлением своей экспансии. К зонам свободной торговли относятся также и традиционные свободные гавани (порты) со льготным торговым режимом.
При организации свободных экономических зон используют два различных концептуальных
подхода: территориальный и функциональный
(точечный). В первом случае зона рассматривается как обособленная территория, где все предприятия-резиденты пользуются льготным режимом хозяйственной деятельности. Во втором случае, зона - это льготный режим, применяемый к определенному виду предпринимательской деятельности независимо от местоположения соответствующей фирмы в стране. Одной из простейших форм свободных экономических зон являются беспошлинные таможенные зоны. Они существуют с ХУП-ХУШ вв. Эти зоны представляют собой транзитные или консигнационные склады для хранения, упаковки и незначительной обработки товаров, предназначенных для экспорта. Свободные таможенные зоны освобождаются от таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров. Они имеются во многих странах. Анализируя работу свободных экономических зон можно сказать, что они представляют своеобразные «ловушки» для мигрирующих в масштабах мирового хозяйства капиталов.
Помимо привлечения иностранного капитала, задействуемого для активизации экономических процессов внутри государства, создание производственных свободных экономических зон увязывают с тремя основными задачами:
- создание рычагов стимулирования промышленного экспорта и получение на этой основе валютных средств;
- рост занятости населения и развитие социальной политики;
- создание на базе зон полигона по опробованию новых методов хозяйствования и роста национального ВВП.
Транспортная система Украины связана с различными грузопотоками, как внутренними, так и транзитными. Они проходят по территории Украины железнодорожным, автомобильным, и конечно морским и речным транспортом. Создание свободных экономических зон в узловых транспортных центрах соединяющих так же производственный комплекс, сервисные центры и вспомогательные предприятия создают
благоприятный климат в регионе, что приводит к появлению большого количества иностранных инвесторов. Это свидетельствует о позитивных тенденциях в инвестиционных процессах в государстве. Двенадцать существовавших свободных экономических зон в Украине занимали территорию около 262,4 га, находясь в составе восьми областей и на территории 11 населённых пунктов. Всего они привлекли 1092,3 млн. долларов прямых иностранных инвестиций, что в пересчёте на площадь в 1 га составляет 4,2 тыс. долл. И даже, несмотря на отмену свободных экономических зон в 2005 году, объёмы
инвестиций практически не изменились, так как организованные в свободных экономических зонах предприятия не перестали работать, а у инвесторов была к тому же возможность переориентировать свои средства в более выгодные отрасли, не уменьшая их объёма. Данные финансы использовались не только на создание, улучшение или модернизацию производственного процесса, но и на транспортную систему, которая
обслуживает эти свободные зоны. Изучение мирового опыта показывает, что ни одна зона не может работать успешно без соответствующей инфраструктуры: обустроенной территории, дорог или транспортных коридоров, сети
телекомунникаций, трубопроводов, электролиний, без доступа к порту и железнодорожной станции, аэропорту, без наличия жилья для местного и иностранного персонала. То, что 15-20 лет тому назад рассматривалось инвесторами как
сравнительное преимущество (близко
расположенный порт или международный аэропорт), сейчас считается одним из исходных условий, без удовлетворения, которого иностранная фирма просто не будет рассматривать вопрос об участии в зоне. Окончательное решение
- вкладывать капитал в зону или нет - зависит от тактических и стратегических соображений инвестора.
Если исходить из того, что зоны с самого начала будут ориентированы на размещение в них как иностранных, так и местных предприятий, то необходимо разработать и условия работы национальных транспортных фирм и компаний в этих зонах. На первый взгляд представляется, что привлечь национальных перевозчиков не сложно, так как они заинтересованы в развитии своего бизнеса путем увеличения объемов и получения постоянных грузов для перевозки. Но как показывает практика, положение может быть совершенно иным. Одной из основных проблем является не готовность национальных транспортных компаний работать на просторах иностранных государств, а перевозить, к примеру, грузы до границы с последующей перегрузкой не целесообразно и экономически не выгодно. Не соответствие стандартов европейских государств в транспортной сфере резко уменьшает конкурентоспособность Украинских компаний. Такая тенденция прослеживается практически во всех видах транспорта Украины. Но получение грузопотоков происходит путем не повышения качества оказанных услуг, а уменьшение цен на них. Национальные транспортные компании могут занять скорее выжидательную позицию или, проявив на первых порах заинтересованность, затем могут отказаться от участия в зонах. Это объясняется тем, что вполне реальные преимущества свободной экономической зоны могут не превышать возможные сложности работы
в непривычных для национальных фирм условиях работы. Приведенные выше данные по притоку инвестиций в свободные экономические зоны в Украине свидетельствуют, что основные перечисленные проблемы имели бы свою логическую развязку. Таким образом, при разработке проектов свободных экономических зон необходимо уделять соответствующее внимание проблеме привлечения национальных транспортных предприятий, которые успешно бы функционировали бы в данной свободной экономической зоне, а также их подготовки к новым условиям работы. Сейчас мировая хозяйственно-экономическая практика
насчитывает в своём арсенале достаточно большое количество разных типов свободных экономических зон, каждые из которых наряду с общими чертами имеют и индивидуальные и специфические особенности которые так же применительны к Украине.
При выборе типа свободной экономической зоны необходимо следовать условию, что специфика зоны обусловлена множеством факторов, среди которых - характеристика территорий с точки зрения размеров, географического положения, наличия и характера ресурсов, транспортной развязки, коммуникаций, специфических особенностей района, конкретных целей и задач их создания, а так же вида хозяйственной деятельности, разрешённой законодательством Украины. Подходы к выбору так же можно разделить на территориальные и режимные. С позиции первого оформляется конкретно обозначенная территория, а с позиции второго - введение особого режима, допускающего предоставление определённых преимуществ. Ввиду существования множества способов классификации видов свободных экономических зон, необходимо остановиться на одной из них, содержащей все наиболее важные для экономики Украины типы. Согласно закону, на территории Украины могут создаваться специальные (свободные) экономические зоны разных функциональных типов: свободные таможенные зоны и порты, экспортные, транзитные зоны, таможенные склады, технологические парки, технополисы, комплексные производственные зоны, туристско-рекреационные, страховые, банковские и различные другие. Отдельные зоны могут объединять в себе функции, присущие разным типам свободных экономических зон.
Создание свободных экономических зон способствовало бы интересам не только отдельных регионов, но и государства в целом, расширило бы экспортно-импортный потенциал и способствовало бы созданию
конкурентоспособного рынка, создало бы возможности для перемещения свободного капитала, развития новейших технологий, научно-
технических разработок и инноваций, улучшению производственной и рыночной инфраструктуры государства, создание нового и функционирование уже существующего предпринимательства,
появлению высокопроизводи-тельного труда,
совершенствуя условия жизни населения и улучшая качество трудовых ресурсов. Важным является и то, что они остаются под полной юрисдикцией государства как неотъемлемая часть его территории и не имеет никакого права на суверенизацию от общегосударственной и
региональной власти.
Выводы. В государственной «Программе развития (специальных) свободных экономических зон и территорий со специальным режимом инвестиционной деятельности на период до 2010 года» записано, что реформирование социальноэкономического положения в Украине требует применения новых форм регионального развития, основывающихся на возможностях регионов полнее и эффективнее использовать существующие ресурсы и преимущества
благоприятного экономико-географического и
геополитического положения. Наиболее
действенными формами региональной политики, из применяемых странами как с высокоразвитой, так и переходной экономикой, является создание специальных экономических зон и осуществление
комплекса мер, проводимых центральными и местными органами власти путём внедрения специальных режимов инвестиционной деятельности. Таким образом, процесс внедрения свободных экономических зон в Украине остаётся возможным в соответствии с указанной программой, хотя до нового внедрения таких программ необходимо привести в соответствие всю законодательную базу, касающуюся таких вопросов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вільні економічні зони: стратегія
розвитку / Васенко В.К. - Суми: Довкілля. - 2004. -347 с.
2. Государственное регулирование
инвестиций. - М.: Наука, - 2000. - 150 с.
3. Особые экономические зоны как эффективный механизм региональной кластерной политики государства / Скоч А. // Общество и экономика. - 2006. - №7-8. - 202-214 с.
4. Розвиток вільних економічних зон в країнах з перехідною економікою / Сігуа Г.В. // Економічні інновації - Одеса 2001. - вип. 10. - с. 5561.
5. Статистичний збірник: Україна, 2005 р.
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы создания и внедрение свободных экономических зон в Украине. Определяется понятие свободных экономических зон, их типов и принципов распределения на разновидности. Так же проводится детальный анализ взаимосвязи свободных экономических зон и транспорта Украины.
Ключевые слова: свободные экономические зоны, экономика, транспортная система,
государственная программа, кризис, льготы.
Summary. The problems of the creation and implementation of free economic zones in Ukraine. Define the concept of free economic zones, their types and principles of division into varieties. And it allows you to put the question on the possibility of establishing such zones in Ukraine, the success of their work, projects with the creation of export corridors in Ukraine, creation of a single coherent national transport network.
Keywords: the free economic areas, economy, transport system, state program, crisis, priveleges.
Рецензент к.д.н., профессор ОНМА Цымбал Н.Н. Эксперт редакционной коллегии к.э.н., доцент УкрГАЖТ Токмакова И.В.