Раздел 3
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
Редактор раздела:
ТАМАРА МИХАЙЛОВНА СТЕПАНСКАЯ - доктор искусствоведения, профессор Алтайского государственного университета (г. Барнаул)
УДК 7.06
Bayzhanova S.Sh. WORLD OF IMAGES OF THE PAVLODAR PICTORIALIST EDYGE NIYAZOV. In article creativity of the master of the art photo of the second half of the XX century of E. Niyazov is considered. Works of the photographer are systematized on genres, motives, plots, stages of creativity and program works of the photographer are allocated. Works of the Petersburg, Pavlodar and Bukhara periods are especially noted.
Key words: portrait, landscape, Pavlodar, Bukhara, tone, light, photoperiods.
С.Ш. Байжанова, аспирант каф. истории отечественного и зарубежного искусства Алтайского гос. университета, г. Барнаул, E-mail: sovetstm@art.asu.ru
МИР ОБРАЗОВ ПАВЛОДАРСКОГО ФОТОХУДОЖНИКА ЕДЫГЕ НИЯЗОВА
В статье рассматривается творчество мастера художественной фотографии второй половины XX в. Е. Ниязова. Работы фотографа систематизируются по жанрам, мотивам, сюжетам, выделяются этапы творчества и программные произведения фотографа. Особо отмечаются работы петербургского, павлодарского и бухарского периодов.
Ключевые слова: портрет, пейзаж, Павлодар, Бухара, тон, свет, фотография.
Едыге Ришатович Ниязов (1940-2009) - классик советско-казахстанского фотоискусства, именитый фотограф в истории Павлодара. Он родился в Алма-Ате, окончил исторический факультет Казахского государственного университета. Был направлен на работу в одну из новых павлодарских школ. Школьные уроки и, как водится, общественное поручение: «навесили» краеведческий кружок. Водил пацанов в походы по родному краю и по уходящим в историю улочкам старого города. Нужда заставила - в руках, вроде бы само собой, оказался фотоаппарат. Так случилось, что примерно в то же самое время, в семидесятом году, в Павлодаре возникло объединение людей, увлеченных фотографией, куда какими-то неведомыми путями случай привел и Едыге Ниязова.
К слову, приходили в ставший потом широко известным творческим коллективом фотоклуб «Орион» многие. Некоторые из них становились маститыми, уважаемыми фотографами. Но вот так высоко взойти на фотографический Олимп, стать фотомастером, Учителем, воспитавшим ярких учеников, было дано не каждому. И эту данность уже на простой случай и слепое везение не спишешь. Это уже предназначение. Как сказал бы сам Е.Р (так называли его многие): «...здесь, вероятно, было то, что лежит ближе к душе. То, что зависит от склада личности, характера, каких-то интересов».
Едыге Ниязов - мастер фотопейзажа и фотопортрета. Фото Ниязова узнаваемы, благодаря наличию авторского начала и особым приметам стиля: некрупный план, интересный фон, антураж из вещей, характерных для портретируемого, прозрачная и разряженная атмосфера (никакой размытости, дымки), полная композиционная завершенность кадра. Причем композиция всегда выстраивается спонтанно, в момент съемки. «Ничего сконструировать, заранее придумать нельзя. Можно только увидеть и почувствовать», - говорил Едыге Ниязов.
Портрет - это, прежде всего самостоятельное произведение, в котором зрителю дается возможность увидеть сразу все, что хочет сказать автор при помощи одного изображения на плоскости. «Фотограф и его модель - это одно целое. Если они находят в работе общий язык, то итогом ее будет портрет, если же нет - просто фото на память» - так считал фотограф Едыге
Ниязов. Он фотографировал близких ему по духу современников. Здесь есть портреты группы «Кино», Елены Камбуровой, Нуржамал Усенбаевой, Вадима Овчинникова, Тимура Новикова, Валерия Михайловского, Александра Слюсарева, а также ряда павлодарских художников.
По-настоящему широко известным Ниязов стал благодаря галерее портретов деятелей московского и питерского художественного и музыкального андеграунда. Портреты Виктора Цоя, Тимура Новикова, Бориса Богомолова и многих иных стали символом эпохи свободного искусства.
Виктор Цой и Едыге Ниязов, рок-музыкант и фотограф, встретились в середине 80-х на «тусовке» питерского андеграунда. Работы Ниязова оценила группа «Кино». Черно-белые фотографии павлодарца украсили два альбома музыкантов. Он работал с ними до 1990 года. Рок группа «Кино» — одна из самых популярных советских рок-групп 1980-х годов. Лидером, автором всех текстов и почти всей музыки неизменно оставался Виктор Цой, после смерти которого, коллектив группы «Кино» выпустил в общей сложности за девять лет на студийных альбомах более ста песен, несколько сборников.
В фотографиях Едыге Ниязова музыканты «Кино» показаны застывшими в боевых позах на фоне кирпичного брандмауэра. Портрет Тимура Новикова в мастерской лишен героики и пафоса. Художник на своем рабочем месте не изображает никого, кроме себя. Именно эта самодостаточность, основанная на уверенности в том, что искусство нужно делать любыми средствами и при любых обстоятельствах, была главной силой культуры восьмидесятых. Здесь ценился артистизм в быту: на многих фото мы видим ленинградских денди в костюмах времен НЭПа, в шляпе и цилиндре, в спортивных трусах и майке. О романтике лирических паркуров по крышам напоминает портрет Натальи Пивоваровой, чудом удерживающейся на крутом ржавом склоне кровли. Другой герой тех лет - пожелавший остаться инкогнито - природный мыслитель из легендарного «Сайгона». Здесь же, конечно, и старшие современники тех, кому в «перестройку» было до тридцати, — подпольные художники и писатели, начинавшие в 1960-70-е. Портрет Бориса Кошело-хова, учителя многих ленинградских художников (например, того
же Новикова) — одна из наиболее тонких работ ленинградской серии Ниязова. Таков спокойный и мудрый Тимур «без маски»; родченковской стати портрет друзей Гурьянова и Веричева; философская аллегория пути и креста в пейзажном портрете В. Овчинникова и др., ставшие каноническими сразу после создания. Помимо художественной ценности, ныне эти фотографии представляют историко-культурный интерес.
В портретах Едыге Ниязова люди раскрываются как личности. Это достигается тем, что мастер избегает съемки «крупников» - он всегда работает на среднем или общем плане, снимая человека в окружении жизненного пространства (пейзажа или интерьера), «в предлагаемых обстоятельствах», а также работы в жанре Ню.
По словам С. Пожарской, творчество Ниязова посвящено в точной (но не протокольной!) передаче материального мира. В работах Й. Судека, Э. Уэстона ощущение вещей и среды столь же жизненно, материально, сколь и духовно. Фотографии Едыге Ниязова - того же рода. Как большой художник мастерски владеет палитрой, как большой музыкант великолепно владеет гаммой, так и фотомастер Едыге Ниязов в совершенстве владеет «серой шкалой тонов», создавая с ее помощью целые фотографические симфонии [1].
О Ниязове и его работе с группой «Кино» пишет Олег Петухов в «Рок под серым небом»: « - Как это удается Ниязову загадка таланта художника. Но думается, что здесь имеют значение и природная интуиция, проницательность, сочетающаяся с большим тактом, и редкий культурный уровень, искушенность во многих искусствах, открытость для новых творческих впечатлений. Его работы «чистая фотография», фиксирующая абсолютную реальность, кажется, единственная трансформация которой перевод в черно-белое изображение. Но в оттенках черного и белого, борьбе тени и света, нескрываемые разноцветной вуалью проявляются тонкие черты этой одухотворенной реальности» [2].
Известный российский фотохудожник А. Слюсарев отмечал: «Ниязов - замечательный пейзажист, в его пейзажах есть встречный взгляд природы, живущей своей потаенной жизнью.. здесь имеют значение и природная интуиция, проницательность, сочетающаяся с большим тактом, и редкий культурный уровень, искушенность во многих искусствах, открытость для новых творческих впечатлений» [3].
Снимки Е. Ниязова из цикла «Каменные фантазии» можно назвать «фотовариациями на тему...». Аналогия с музыкой неБиблиографический список
случайна. Музыка в творчестве Едыге Ниязова играет большую роль. В его фотошколе, в доме музыка звучала постоянно как жизненный фон, где каждая работа, оставаясь в рамках избранной темы, вносила свежее прочтение. Е. Ниязовым созданы такие циклы, как «Пейзажи Казахстана», «Каменные фантазии», им запечатлены красоты Чарынского каньона. Каньон располагается в 195 км восточнее Алма-Аты недалеко от границы с Китаем. Чарынский каньон — памятник природы, сложенный из осадочных пород, возраст которых составляет около 12 миллионов лет. В лоне каньона сохранилась роща реликтового вида ясеня, пережившего эпоху оледенения — ясеня согдийского. Другая подобная роща есть только в Северной Америке. С 1964 года Ясеневая роща объявлена Памятником природы. Также огромный интерес представляет и туранговая роща — роща азиатского тополя.
В январе 2001 года Едыге Ришатович, Анур Билялов, Сергей Гришин показали свои новые творения овеянные воспоминаниями о поездке в Узбекистан в город Бухару. Это город-музей под открытым небом. Бухара - один из семи святых городов ислама, с впечатляющей архитектурой и богатой историей. Веками он был центром торговли и ислама и заслужил среди мусульман титул Бухоро-и-Шариф, то есть, «Великая Бухара» [4].
Его музой в пейзажном жанре был и любимый город Павлодар. Мастер ощущал неотвратимое исчезновение исторической духовности и предметов материальной культуры на старых улочках старого Павлодара. Вглядываясь через фотообъектив в узкие оконные проемы, сиреневые дворы, в лица старух на высоких деревянных крылечках, в покосившиеся заборы, деревянные амбары с чувством утраты и любви. Цикл «Цветение» характеризует Ниязова как яркого мастера в пейзажном жанре. Его работы - не банальная фиксация красоты окружающих ландшафтов, а мастерски выстроенные и виртуозно запечатленные пейзажи. Цикл «Цветение» подчинен единому сюжету. Показан период зарождения весны. Автор через раскрытые покосившиеся ворота запечатлел цветущий сад, так и веет чудный запах яблони, крупным планом предстает перед нами хозяин дома большая дворовая собака. На другом снимке, вновь на фоне цветущего сада, на переднем плане видим старый обычный домашний стул, просевший со временем. Милые до боли родные образы нашего детства. Вглядываясь на снимки фотохудожника, мы вспоминаем наше общее прошлое и с большой надеждой смотрим в будущее.
1. Пожарская, С. Фотомастер. - М., 2001.
2. Петухов, О. Рок под серым небом // Советское фото. - 1990.
3. Слюсарев, А. О Едыге Ниязове // Советское фото. - 1990.
4. Видеоматериалы фотовыставки «БУХАРА», показанной в художественном музее (г. Павлодар) [Э/р]. - Р/д: http://youtu.be/OL4Ui-d7AHM Bibliography
1. Pozharskaya, S. Fotomaster. - M., 2001.
2. Petukhov, O. Rok pod serihm nebom // Sovetskoe foto. - 1990.
3. Slyusarev, A. O Edihge Niyazove // Sovetskoe foto. - 1990.
4. Videomaterialih fotovihstavki «BUKhARA», pokazannoyj v khudozhestvennom muzee (g. Pavlodar) [Eh/r]. - R/d: http://youtu.be/OL4Ui-d7AHM
Статья поступила в редакцию 04.06.13
УДК 7.06
Popandopulo M.P. AT SOURCES OF ART AND MUSICAL CULTURE OF THE PAVLODAR PRIIRTYSHJE. The
author of article on the basis of materials of the State archive of the Pavlodar region reconstructs biographies of founders of the Pavlodar musical school, notes features of the curricula providing acquaintance of pupils with game on the Kazakh national tools (домбр, кобыз). The material is presented in article about singer T.S. Zhumagulov.
Key words: violin, kobiz, dombr, balalaika, orchestra, Pavlodar.
М.П. Попандопуло, доц. каф. «Исполнительского искусства» Павлодарского гос университета им. С. Торайгырова, соискатель каф. истории отечественного и зарубежного искусства Алтайского гос. университета, г. Барнаул, E-mail: sovetstm@art.asu.ru
У ИСТОКОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПАВЛОДАРСКОГО ПРИИРТЫШЬЯ
Автор статьи на основе материалов Государственного архива Павлодарской области реконструирует биографии основателей Павлодарского музыкального училища, отмечает особенности учебных планов, предус-