более ярко и успешно решает это Э. Локк со своей труппой «La la la Human steps», отдельно можно выделить его последнюю постановку уже XXI века «Новая работа», где движения исполняются с такой скоростью, что создается полная иллюзия быстро прокрученной пленки).
С развитием телевидения во второй половине XX века его влияние стало ощущаться на все виды искусства в том числе и на хореографию. Мозаичность, непредсказуемость документалистики - это то, что, прежде всего, было использовано хореографами второй половины прошлого века.
Другими разновидностями форм организации театрального действия, помимо уже упоминаемого во влиянии театра (потому что именно оттуда хэпеннинг пришел в балет) на возникновение которых повлияло телевидение - стали перфоманс и акция.
Самым ярким примером в балетном театре, который, как и телевидение, включал совершенно различные художественные средства можно считать постановки М. Бежара. Алогичность действия, элементы абсурдистского шоу, синтез танца, слова, пения, музыки, театрального представления, импровизацион-ность некоторых моментов - все эти черты перфоманса присутствуют в его постановках «Дом священника/Балет жизни», «Мальро или метаморфозы богов», «1989 год... и мы», уже в XXI веке «Вокруг света за 80 минут» и другие. Присутствуют в ряде его постановок и черты акции, в том числе и злободневно-политической («1789 год. и мы», «Мутации»). В его спектаклях активно используются различные приемы кинематографа и телевидения: коллажи, эклектичность, которая подается как прием, переключение действия в разные планы, остановки те-
чения музыкального времени, частое использование киномонтажа. Применяя киномонтаж, Бежар ускорял смену действия и концентрировал время. Первым из балетмейстеров он использовал для хореографических постановок огромные пространства спортивных арен и предложил принципиально новое решение пространственно-временного и ритмического оформления спектакля. Во время действия на площадке могли размещаться и оркестр, и хор, и танцовщики, само действие развивалось в нескольких местах одновременно, что делало участниками спектакля всех зрителей, параллельно на огромном экране появлялось изображение отдельных танцовщиков.
Подводя итог, необходимо отметить, что влияние разных видов искусства на балетный театр в XX веке было весьма разнообразным, многоплановым и очень интенсивным. Различные художественные приемы, новые выразительные средства, темы и образы - все это активно ассимилировалось хореографическим искусством. К концу XX столетия мы можем говорить, как о настолько тесном и глубоком взаимовлиянии разных искусств и хореографии, которое трудно представить в XIX веке, так и о новых формах и вариантах синтеза в балетном спектакле различных выразительных средств, открывающих новые возможности для балетмейстеров в настоящее время. Благодаря этим изменениям, произошедшим в балетном театре за прошлое столетие, хореографическое искусство сегодня владеет всеми необходимыми возможностям для создания современных, актуальных, высокохудожественных и при этом совершенно разных по форме и приемам постановок.
Библиографический список
1. Никитин, В.Ю. Мастерство хореографа в современном танце. - М., 2013.
2. Батракова, С.П. Признаки, знаки и символы театра в творчестве Пикассо. // Западное искусство. XX век. Судьбы классики в европейском искусстве: сборник статей. - М., 2010.
3. Чепалов, А. Судьба пересмешника или новые странствия Фракасса. - Харьков, 2001.
4. Золотницкий, Д. Аскольд Макаров // Ленинградский балет сегодня. - Л.; М., 1967. - Вып. 1.
5. Херман Шмерман. - М., 2010.
6. Чурко, Ю.М. Линия, уходящая в бесконечность. - Минск, 1999.
Bibliography
1. Nikitin, V.Yu. Masterstvo khoreografa v sovremennom tance. - M., 2013.
2. Batrakova, S.P. Priznaki, znaki i simvolih teatra v tvorchestve Pikasso. // Zapadnoe iskusstvo. XX vek. Sudjbih klassiki v evropeyjskom iskusstve: sbornik stateyj. - M., 2010.
3. Chepalov, A. Sudjba peresmeshnika ili novihe stranstviya Frakassa. - Kharjkov, 2001.
4. Zolotnickiyj, D. Askoljd Makarov // Leningradskiyj balet segodnya. - L.; M., 1967. - Vihp. 1.
5. Kherman Shmerman. - M., 2010.
6. Churko, Yu.M. Liniya, ukhodyathaya v beskonechnostj. - Minsk, 1999.
Статья поступила в редакцию 25.02.14
УДК 728.77/629.514
Shumskaya O.R. DWELLING ON WATER IN FOREIGN COUNTRIES IN THE EAST AND WEST: RETROSPECTIVE ANALYSIS. In this article the ways of living on water in foreign eastern and western countries are investigated. It is noted that the life on water is formed under the influence of the way of life, historical traditions and climatic conditions of regions. The research shows that the ancient settlements on water produced a creative impulse for the development of architectural design activity in terms of the New Time.
Key words: aquatic environment, houseboats, landscaping and environmental design, ship-houses, dwellings on piles.
О.Р. Шумская, преп. каф. ««Средовой дизайн» Московской гос. художественно-промышленной академии
им. С. Г. Строганова, г. Москва, E-mail: olga.shumskaya@gmail.com
ЖИЛИЩЕ НА ВОДЕ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ ВОСТОКА И ЗАПАДА. РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ
В данной статье исследуются способы жизни на воде в зарубежных странах Востока и Запада, выработанные в соответствии с образом жизни, исторически сложившимися традициями и климатическими условиями регионов. Поселения древних на воде создали творческий импульс для развития архитектурно-дизайнерской деятельности в условиях Нового Времени.
Ключевые слова: водная среда, плавучие дома, благоустройство и дизайн среды, дома-корабли, свайные постройки.
Приспособление человека к жизни на воде и строительство плавающего жилья является одной из самых сложных сторон его деятельности; и чем активнее осуществляется покорение водной стихии, тем сложнее и противоречивее обозначиваются проблемы архитектуры и дизайна - дисциплин, призванных гармонизировать отношения человека с окружающей средой и самим собой. В литературе существуют упоминания о том, что первые судна, приспособленный для проживания человека на воде, появились в Древнем Египте. Это понятно, если учесть, что жизнь этой страны была теснейшим образом связана с Нилом. В честь его ежегодных разливов устраивались праздники, зажигались потешные огни, украшались иллюминациями лодки, знаменуя собой «ночь капли», переполнившей русло. Без этого - «сухую почву окончательно выжжет солнце, ее производительная сила иссякнет и райская долина превратиться в пус-тыню»[1, с. 19].
Нил, как отмечают все исследователи Египта, создал страну. Но вместе с тем он сформировал и ее науку, культуру и искусство, т.е. сам тип мышления народа. Герадот, как известно, определил Египет как «дар Нила» и в этом емком выражении раскрывается вся сущность страны, характеризующейся древней речной культурой.
То же можно сказать и о других этнических поселениях Древнего Востока, основавших первые локальные цивилизации. К ним, кроме Нила, можно отнести междуречье Тигра и Евфрата (греч. Месопотамия) с прилегающими землями современного Ирака и частично Юго-Западного Ирана. Великие культуры возникли также между реками Инда и Ганга на территории современной Индии, а также реками Хуанхе и Янцзы на территории Китая. Непосредственное влияние Египта связывают с возникновением первых плавучих поселений, существовавших более 5000 лет назад в долинах рек Тигр и Евфрат. Речь идет о цивилизации шумеров, которая своими истоками восходит, как предполагают многие ученые, к «мааданам» или «болотным арабам», которые жили в плавучих деревнях данной местности.
Первые письменные упоминания о болотных арабах относятся к IX веку новой эры, но у них с древними шумерами прослеживается сходство как в сельскохозяйственных и ирригационных методах, так и в строительстве жилищ и бытовых вопросах.
Традиционным домом болотных арабов является мудхив (mudhif), крупный коммунальный дом, место проведения общественных мероприятий. Основным строительным материалом выступает тростник, заготавливаемый на болотах. Арочный каркас дома выполняется из пучков гигантского тростника, фиксируемых веревками. Типичная жилая постройка значительно меньше по габаритам, чем мудхив. При длине 6 метров, её ширина составляет 2 метра, а высота чуть менее 3 метров. Дома возводятся либо на берегу, либо на насыпных островах из тростника, названных кибаша (kibasha), либо на более долговечных островах из тростника и грязи - дибин (dibin), положенных слоями. Постройки имели два входа с разных концов и перегородку посередине, разделяющую дом на две зоны, жилую и зону для укрытия рогатого скота и овец от плохой погоды.
Еще один тип постройки - раба (raba), отличается более высоким классом и в отсутствии мудхива выполняет роль гостевого дома для общественных собраний. Для всех этих построек характерно полное отсутствие мебели. Вместо столов, кроватей и прочих предметов интерьера люди используют сплетенные из тростника циновки. Помимо скотоводства и плетения, болотные арабы занимаются рыболовством. Как и древние шумеры, по воде они передвигаются в тростниковых лодках и ловят рыбу с помощью длинного копья, не используя сети. Они заранее прокладывают каналы с помощью буйволов в период маловодья, чтобы потом их использовать для передвижения на лодках сквозь болотные заросли. Несмотря на многовековую историю развития, постройки болотных арабов так и остались уязвимыми к периодическим засухе и наводнениям.
Начиная с 1991 года, иракское правительство вело политику по осушению этой болотистой местности, разрушая её экосистему и вынуждая население покинуть традиционную среду проживания. Сейчас многие плотины разрушены и болота постепенно затапливаются, но для восстановления экосистемы и исторически сложившегося образа жизни потребуется гораздо больше времени. Примечательным, однако, является стремление
к восстановлению экологической структуры водоемов, заселяемых ранее плавучими постройками. Подобная тенденция наблюдается и в других районах мира.
Восточнее рассмотренной выше культуры возникла древнейшая протоиндийская цивилизация в долине Инда и распространилась на запад по реке Ганг. На территории Китая история речной цивилизации связана с рекой Хуанхэ, к которой позднее присоединилась лежащая южнее Янцзы. Обе культуры обладали богатейшим опытом строительства жилья на воде. Отличительной чертой китайских плавучих поселений является проживание людей в лодках. Они сохранили свое значение наряду с плавающими деревнями и сохранившимися до настоящего времени несколькими древними городами, основанными на воде. Кроме Китая и Индии известны плавучие деревни в Таиланде, Камбодже, Индонезии, Вьетнаме и Лаосе.
На европейском континенте упоминания о первых постройках на плавучем основании относятся к первому веку новой эры. Их примерами являются корабли-гиганты императора Калигулы, найденные в XVI веке на дне небольшого вулканического озера Неми, расположенного в 30 км. от Рима [2]. Указанное озеро было связано с ореолом культа богини Дианы: рядом с ним росло дерево, посвященное указанной богине, которое охранял жрец, а само озеро носило название «зеркало Дианы». По велению Калигулы возле святилища был построен дворец для поклонения богине. Однако дворца оказалось не достаточно и он велел построить два огромных корабля, достойных самого могущественного человека на Земле. Первый корабль должен был стать плавучим Храмом Дианы, размером 60х20 метров, второй - роскошным прогулочным судном, предназначенным для развлечений императора и его гостей. В сущности своей, это был плавучий императорский дворец размером 73х24 м. Небывалая роскошь и экстравагантность обоих кораблей, несмотря на отсутствие письменных источников, позволили историкам связать их постройку с именем императора Калигулы (ориентировочно 37-54 г.).
Понять корабли на поверхность удалось только в XX-ом веке. Их обследование указывает на развитие уже в античном мире технологии строительства домов на воде. Об этом же свидетельствует и второй пример, описанный Н. Коган в той же статье. Гиерон II Сиракузский в конце Ш-го века до н.э. приказал заложить трехпалубное судно с 20-и ярусами весел, водоизмещением 4200 тонн, длиной 90 метров и шириной 15,5 м. На корабле располагались пассажирские каюты, пышные залы, библиотека, храм Афродиты, огромные солнечные часы, баня с тремя вагонами и баком для пресной воды, гимнастические залы, сады и шпалеры, рыбный садок, большая кухня, конюшни и огромный трюм. Понятно, что речь здесь идет не о плавательном средстве как таковом, а о судне-доме, а точнее - дворце, приспособленном для комфортного проживания на воде в течение длительного времени. В подобном виде строительства плавающих жилых объектов отразился тип культурного мышления, нацеленного на идеалы неограниченной власти и богатства.
Более широкое и научно систематизированное описание строительства домов на воде в западной и северной Европе относиться ко второй половине XIX-го века - началу XX-го столетия, т.е. периоду, когда стали публиковаться археологические находки последнего времени. По берегам рек и на дне озер было обнаружено множество уникальных объектов, являющихся свидетельством ранней истории поселений на воде. В 2011 г. 111 доисторических свайных построек в окрестностях Альп на территории шести стран были включены в список всемирного наследия ЮНЭСКО.
Некоторые места раскопок обнаруживали многочисленные поселения, залегающие одно над другим в хронологической последовательности. Их планировка существенно отличалось друг от друга: одни поселения характеризовались расположением домов, построенных правильными рядами, другие - кучным расположением жилищ без какой-либо регулярной связи. Найденные материальные объекты свидетельствуют о том, что каждое селение имело свою неповторимую историю. Способы жизни на воде вырабатывались в соответствии с образом жизни, исторически сложившимися традициями и климатическими условиями региона. Однако общие проблемы выживания оставались неизменными. В числе важнейших из них можно отметить:
- наличие и выбор материала, пригодного для строительства дома на воде;
- технические и технологические возможности возведения дома;
- обеспечение физической безопасности строения и проживания в нем человека;
- обеспечение экологической безопасности окружающей среды;
- способы получения тепловой, а затем и электрической энергии;
- системы и способы аккумуляции энергии;
- эстетическая организация внешнего и внутреннего пространства (дизайн экстерьера и интерьера) дома на воде.
Способ и степень решения указанных проблем определяют функциональные возможности жилища и, следовательно, его эргономические характеристики, а также уровень физической и психологической комфортности человеческого проживания.
Каждая эпоха выдвигала свои мотивы и возможности возведения домов на воде в зависимости от способов организации быта. В эпоху неолита в западной и северной Европе получило широкое распространение строительство домов на сваях над поверхностью водоемов.
Подобные типы жилищ служили укрытием от грызунов, хищных зверей и агрессивных соседей. Как отмечают многие литературные источники, это были первостепенные проблемы неолита
- эпохи возникновения прочной оседлости. С этим, в первую очередь, связывалась организация быта и форма жилищ [3].
Существует много свидетельств тому, что подобные строения сохранили свое значение и в следующем бронзовом веке.
От Голландии до Дуная известны длинные дома со многими очагами, служащие, предположительно, жилищами целого рода или отдельной большой семьи. Наряду с ними в Центральной Европе и на Балканах строились индивидуальные однокомнатные дома, сделанные из расщепленных стволов деревьев и обмазанные глиной с навозом.
В Швейцарии и Германии, как свидетельствуют многочисленные археологические находки, дома ставили на сваи, возвышающиеся над мелководьем вдоль берегов озер. Население свайных построек в Швейцарии было относительно плотным, составляя ориентировочно более 100 тысяч человек. И только с переходом от бронзового периода к железному в первой половине первого тысячелетия до н.э. (1000-500 гг.) образ жизни изменился: жители свайных деревень стали покидать жилища на воде и селиться на суше [4].
Период жизни доисторического европейца на воде, как отмечает П.П. Гнедич, был открыт в 1854 г. когда вода в Цюрихском озере спала и обнаружила ряды свай с озерным наносом песка и ила [1, с. 11]. Дендрохронологические исследования показали, что это остатки жилых построек и позволили достаточно точно определить дату их строительства - от 5000 до 500 года до н.э. Под илом оказалось большое количество каменного оружия, домашней утвари и других объектов, которые свидетельствуют о существовании ряда культур неолита и бронзового века. Свайные постройки оказались лучшими археологическими источниками для изучения доисторических поселений на воде, их планировки и хозяйственного оснащения.
В связи с этим П.П. Гнедич отмечает: «Таким образом, были жилища, о которых говорит Геродот в пятой книге своей истории, и сообщение его оказались правдивым и на этот раз». Очевидно, что сама жизнь в суровых климатических условиях заставляла наших древних предков отказаться от поселений на суше и оборудовать свои жилища на воде.
Свайные постройки занимали иногда обширную площадь. На одном из озер нашли 35 тысяч свай, принадлежащих одной деревне. Сохранившиеся остатки жилищ свидетельствовали о том, что они представляли собой простые плетеные и дощатые хижины с подъемным люком, через который жители деревни спускались к лодке. Последняя представляла собой выдолбленный челнок и служила, по-видимому, в двух целях: для рыбной ловли и сообщения с берегом [1]. Последнее достигалось также с помощью мостов, которые иногда заменялись подводной плотиной с целью защиты от хищников. Подобный вывод Гнедич сделал на основании анализа текстов Геродота.
Широкое распространение получило строительство домов на сваях и на американском континенте задолго до его открытия Колумбом. Наибольшее количество подобных поселений было открыто в долинах тропических рек Южной Америки, в ча-
стности Амазонки и Оринако. В 1499 г. после открытия Америки Х. Колумбом, Экспедиция Алонсо де Охеды, которого сопровождал Америго Веспуччи, исследовала северное побережье Южной Америки на всем его протяжении и дошла до залива Маракайбо, где были обнаружены стоявшие на воде свайные постройки индейцев. В результате указанная местность была названа испанцами Венесуэлой, что в переводе означает «маленькая Венеция». Позднее это название унаследовала вся страна [5]. Тенденция строительства домов на воде в указанном регионе начала постепенно увеличиваться по мере того, как ураганы стали создавать опасность затопления побережья Мексиканского залива.
Анализ литературы, рассматривающей историю проживания человека на воде, в целом показывает:
1) освоение водной поверхности в качестве среды обитания человека известно с доисторического времени;
2) существование многочисленных культур, развивающихся в условиях проживания человека на воде, прослеживается с помощью археологических находок свайных построек, начиная с 5000 г. до н.э.
3) жилища на деревянных сваях в дохристианский период времени возводились на мелководье или в заболоченных местах, предположительно, с целью защиты от диких животных и воинственных племен;
4) существовали 2 типа свайных поселений:
а) свайные поселения «слаборазвитых народов» («болотные арабы», индейцы) и
б) свайные поселения европейских племен, характеризующиеся относительно развитой инфраструктурой и прогрессивными для своего времени технологиями производства (керамическое производство, изготовление оружия, предметы домашнего обихода);
5) европейские племена в конце неолита и бронзового века изменили образ жизни - стали покидать поселения на воде и переселяться на сушу. Слаборазвитые народы сохраняли традицию построения жилищ на воде, а в ряде случаев («болотные арабы» и некоторые поселения Южной Америки) - вплоть до нашего времени;
6) отдельный тип поселений на кораблях возводился императорами (например, Калигула) в знак своего могущества. В подобном типе строительства плавающих жилых объектов отразился тип культурного мышления, нацеленного на идеалы неограниченной власти и богатства;
7) Опыт строительства домов на воде свидетельствует о глубокой связи вида поселений с ментально-духовной структурой народного сознания и историко-географическими условиями жизни;
8) поселения древних на воде создали творческий импульс для развития данного вида архитектурно-дизайнерской деятельности в условиях Нового Времени.
В указанный период времени активное строительство домов на воде было связано с основанием Венеции (421 г. н.э.) в северо-западной части Адриатического моря [6]. Один из красивейших городов мира строился на сваях в местности которая до того носила название Венетия, от имени древнего племени венетитов. Первоначально, как свидетельствуют древние рукописи, здания возводились на шестах, вбитых в болотистую почву, фундамент укрепляли с помощью длинных ветвей или камыша. Слой грязи или ила, препятствующий проникновению кислорода, в определенной степени защищал их от вредителей и естественного разрушения.
После падения Рима (410 г.) и распада Западной империи (476 г.) город стал стремительно пополняться бежавшим от варваров населением. Венеция строилась на островах, отделенных четырехкилометровым проливом от материка, и в двух километрах от открытого моря. В городе отсутствовали набережные, дома выходили прямо к воде, а сообщение между ними осуществлялось посредством гандол. Высокоманевренные, черные с позолотой лодки сами по себе являлись художественной достопримечательностью города. Последний разделяется на две части центральным змеевидным каналом, в который впадают 45 небольших, специально вырытых каналов. Вместе они образуют сеть водных артерий, удивительно сочетающихся с архитектурой зданий, переливами солнечного света и тени, широкой и разнообразной палитрой декоративных красок. Высоко эклек-
тичный и в тоже время в высшей степени гармоничный город представляет собой удивительную симфонию воды, света, цвета и камня при полном отсутствии зелени [8].
Облик города сформировала вода. С течением времени стало усиливаться его значение как торгового центра, а внешнее могущество основывалось на успехах мореплавания. С расцветом республики широкое распространение получили многоэтажные дома, возводимые на деревянных сваях. Последние изготавливались из высокопрочных пород дерева, дуба и лиственницы. При строительстве сваи погружались на 7-8 метров в ил до достижения твердого грунта, после чего вколачивались на определенную глубину. Поверх укладывался настил из бревен, на котором возводилось здание [8].
По типу построек можно говорить о соединении четырех основных архитектурных стилей - византийского, романского, готического и эпохи Возрождения, каждый из которых знаменует собой определенную эпоху строительства города. Но соединенные между собой ареолам пышности, беспрецедентного богатства, изобилием украшений, вместе с такими характерными для византийского стиля деталями как арки разнообразных форм и купольные своды - все они в своей совокупности образуют грандиозный памятник мировому искусству. Наиболее древние его шедевры сохранились на Торчело, острове, заселенном в V-VI веках и в настоящее время считающемся «Матерью Венеции». Став торговым центром островного бытия Торчелло существенным образом влиял на становление края. Венецианская школа явила миру ряд талантливейших зодчих и крупнейших художников, оказавших влияние на Итальянское Возрождение.
Метод венецианского строительства обеспечил возможность построения города-памятника на 118 островах Венецианской лагуны, простирающейся на 51 километр в длину и 14 километров в ширину. Он стал примером для всей Европы и, прежде всего, Голландии - страны с тонкой болотистой почвой, испещренной реками Рейн, Маас и Шельда, формирующими единую дельту, обеспечивающую морскому транспорту доступ к внутренним районам Европы. По типу свайных построек Венеции в 1245 г. началось строительство ее столицы - Амстердама, расположенного в русле реки Амстел и насчитывающего около девяносто каналов. Большинство из них было прорыто в XVII веке.
Помимо Амстердама, одним из самых известных водных поселений является Гитхорн, деревня, построенная на небольших островах, укрепленных деревянными сваями. Гитхорн был основан в 1230 году на болотистой местности. В результате добычи торфа в деревне образовалось множество небольших и крупных озер. Для транспортировки торфа были построены каналы, используемые в настоящее время в качестве основного средства сообщения, поскольку дороги в деревне полностью отсутствуют. Исключение составляют велосипедные дорожки, построенные в недавнее время. Островки соединены между собой высокими деревянными мостиками. Сейчас в деревне проживают более двух с половиной тысяч человек. Большинство фермерских домов, расположенных на островах, выполнены в традиционном стиле еще в XVШ-XIX веках. Их высота не превышает двух этажей. Дома выполнены из кирпича, обладающего влагостойкостью, необходимой во влажной местности. Крыши сделаны из тростника, добываемого на болотах. Иногда, в целях пожарной безопасности, рядом с основной постройкой с соломенной крышей возводился дополнительный домик для приготовления пищи с небольшой печью и черепичной крышей. Также присутствуют хозяйственные постройки. Их часть может быть построена на сваях, непосредственно на воде, и служит эллингом для семейного транспорта, катера или лодки.
На протяжении всей истории своего существования страна подверглась неустанному наступлению морской стихии с севера и разливов Рейна - с юга, что обрекало ее жителей на каждодневную борьбу с водной стихией всеми доступными способами.
Библиографический список
Наряду с сооружением разветвленной сети каналов строились мощнейшие плотины и дамбы: двадцать две мили свай в три ряда оградили Голландию от морских заливов. Гаарлемс-кий берег защитился плотиной из гранита, ушедшей вниз на 200 футов и на 40 футов поднявшейся над уровнем моря. Необходимость подобной защиты очевидна, если учесть, что 40% этой маленькой страны (41,5 тыс. кв. км) находится ниже уровня моря. Это обстоятельство определяет название страны - Нидерланды, что в переводе означает «Низкие земли». Тем не менее, это одна из самых населенных стран Западной Европы. Амстердам весь стоит на мощных сваях [1, с. 400]. Речные воды сдерживаются шлюзами. Земля покрыта сетью железных и водных дорог, которые представляют собой замерзающие зимой каналы.
Сырой и неуютный климат жители страны пытались компенсировать специфическим оформлением внешнего канал и внутреннего пространства жилых строений: «здания выстроены из кирпича и черепицы. Красные, розовые, белые, коричневые изразцовые фасады с колонками и медальонами, аркадами, бюстами и всевозможной лепкой поражают своей чистотою и опрятностью...Малейшая нечистоплотность разводит в жилище сырость, и поэтому внутренность голландских домиков напоминает корабельные каюты.; всюду вазы с цветами, розами по преимуществу, в стенах зеркала, поставленные так, что отражают все то, что делается на улице. Общее впечатление фасадов домов, ратуш, острых кровель и шпилей, красивая комбинация разнообразного цвета домов - дают такое гармоничное, колоритное пятно всему пейзажу, что он не уступает любому итальянскому виду» [1, с. 401].
Однако, все предпринимаемые меры по защите и благоустройству жилищ не исчерпывают проблемы постепенного затопления страны: Нидерланды неизменно погружаются в воду примерно на 1 метр в течение 100 лет.
Кардинальным решением вопроса стало строительство домов на воде. Начиная с XVII- го века, жители Амстердама стали осваивать баржи и другие судна, преобразовывая их в жилое пространство [9]. К концу XIX века они приобрели широкое распространение. Это было обусловлено появлением грузовых кораблей на стальном основании и выходом из эксплуатации деревянных судов. Из-за своей невостребованности, деревянные суда стали использоваться в качестве плавучих домов. Экономический кризис также способствовал переселению людей в дома на воде в связи с высокой стоимостью жилья на суше. Реконструированные суда служили жильем для малоимущего населения. Они отличались плохой вентиляцией и повышенной влажностью. Как правило, баржа включала в себя максимум три комнаты, малогабаритную кухню, туалет и душ. А её обслуживание осложнялось необходимостью поднятия на берег для обслуживания. В 1922 году появились первые дома на плавучем бетонном основании, что было технически и материально обосновано. Бетонные основания требуют меньше трудозатрат в эксплуатации и могут находится в воде до двадцати лет без поднятия на берег для дополнительных проверок и очистки [10].
После Второй мировой войны из-за нехватки жилья количество плавучих домов резко возросло. Во время модернизации флота люди стали обживать списанные грузовые и военные корабли. Узкие гавани и каналы в пределах городов не вмещали в себя современные грузовые суда и стали доступны для швартовки домов на воде. С того времени стало строится все больше домов на воде.
Актуальность строительства домов на воде не только сохраняется на протяжении всей истории человечества, но с течением времени существенно усиливается, достигая в наше время необычайной остроты. Если учесть, что вода покрывает 70% всей поверхности земли [11], а по статистике ЮНЭСКО только от речных наводнений за последние 20 лет погибло 200 тысяч человек (не включая жертв наводнений, вызванных тропическими циклонами), то становится понятным, какое значение приобретает строительство домов, способных обеспечить комфортное существование человека как на суше, так и на воде.
1. Гнедич, П.П. Всемирная история искусств. - М., 1998.
2. Коган, Н. «Титаники» Древнего мира // Очевидное и невероятное. - 2009. - № 12.
3. Suter, P.J. Schlichtherle H. Pile dwellings. UNESCO World heritage Candidature «Prehistoric Pile Dwellings around the Alps». Biel: Druckerey
Gassman. 2009.
4. Чайлд, Г. У истоков европейской цивилизации; пер. с англ.. - М., 1952.
5. Советская историческая энциклопедия. - М., 1963. - Т. 3.
6. Норвич, Дж. История Венецианской республики. - М., 2010.
7. Валькановер, Ф.А. Архитектурные стили Венеции. - М., 1996.
8. Михаленко, О. На чем стоит Венеция? [Э/р] - Р/д: http://www.lavitanostra.net/foto-italii-goroda-italii/na-chem-stoit-venetsiya
9. Maarten Kloos M., de Korte Y Mooring site Amsterdam - Living on Water, Amsterdam. Architectura & Natura, 2007.
10. Graaf, R. Spruyt Arkenbouw, 2006.
11. Salim, S.M. Marsh Dwellers of the Euphrates Delta. London School of Economics Monographs on Social Anthropology. Bloomsbury Academic, 1962.
Bibliography
1. Gnedich, P.P. Vsemirnaya istoriya iskusstv. - M., 1998.
2. Kogan, N. «Titaniki» Drevnego mira // Ochevidnoe i neveroyatnoe. - 2009. - № 12.
3. Suter, P.J. Schlichtherle H. Pile dwellings. UNESCO World heritage Candidature «Prehistoric Pile Dwellings around the Alps». Biel: Druckerey Gassman. 2009.
4. Chayjld, G. U istokov evropeyjskoyj civilizacii; per. s angl.. - M., 1952.
5. Sovetskaya istoricheskaya ehnciklopediya. - M., 1963. - T. 3.
6. Norvich, Dzh. Istoriya Venecianskoyj respubliki. - M., 2010.
7. Valjkanover, F.A. Arkhitekturnihe stili Venecii. - M., 1996.
8. Mikhalenko, O. Na chem stoit Veneciya? [Eh/r] - R/d: http://www.lavitanostra.net/foto-italii-goroda-italii/na-chem-stoit-venetsiya
9. Maarten Kloos M., de Korte Y Mooring site Amsterdam - Living on Water, Amsterdam. Architectura & Natura, 2007.
10. Graaf, R. Spruyt Arkenbouw, 2006.
11. Salim, S.M. Marsh Dwellers of the Euphrates Delta. London School of Economics Monographs on Social Anthropology. Bloomsbury Academic, 1962.
Статья поступила в редакцию 19.02.14
УДК 137.77 (574.25)
Bayzhanova S.Sh. MASTER OF THE ART PHOTO OF KAZAKHSTAN YE. R. NIYAZOV (1940-2009). The article is devoted to creative activity of a talented master of the photo art Ye. R. Niyazov, who worked for many years in Pavlodar and Petersburg. The author represents typology of genres, in which the artist worked, analyzes separate works of his creative heritage and characterizes the artistic environment, in which the photographer associated.
Key words: composition, plot, landscape, portrait, model, underground, photographic symphony, natural intuition, tact, musicality.
С.Ш. Байжанова, преп. каф. теории и методики музыкального образования Павлодарского гос. педагогического института, аспирант факультета искусств ФГБОУ ВПО «Алтайский гос. университет», г. Барнаул, E-mail: stm@art.asu.ru
МАСТЕР ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОТОГРАФИИ КАЗАХСТАНА Е.Р. НИЯЗОВ [1940-2009]
Статья посвящена творческой деятельности талантливого мастера фотоискусства, много работавшего в Павлодаре и Петербурге Е.Р Ниязова. Автор представляет типологию жанров, в которых работал художник, анализирует отдельные произведения его творческого наследия, характеризует артистическую среду в которой вращался павлодарский фотограф Е.Р Ниязов.
Ключевые слова: композиция, сюжет, пейзаж, портрет, модель, андеграунд, фотографическая симфония, природная интуиция, такт, музыкальность.
Ниязов Едыге Ришатович (1940-2009) родился в Алма-Ате, окончил исторический факультет Казахского государственного университета. В 1970 году он стал членом павлодарского фотоклуба «Орион».
Едыге Ниязов - мастер фотопейзажа и фотопортрета. Фото Е. Ниязова узнаваемы, благодаря наличию авторского начала и особым приметам стиля. А именно: некрупный план, интересный фон, антураж из вещей, характерных для портретируемого, прозрачная и разряженная атмосфера (никакой размытости, дымки), полная композиционная завершенность кадра, причём композиция всегда выстраивается спонтанно, в момент съемки.
«Ничего сконструировать, заранее продумать нельзя. Можно только увидеть и почувствовать», - говорил Едыге Ниязов.
Его портреты раскрывают не только характеры, но и настроения известных и неизвестных персон в минималистическом антураже, что дополняет и выделяет образы, делая фигуры и лица более определенными ли загадочными, заинтересованными или скучающими, мечтательными или сосредоточенными. Портрет
- это, прежде всего, самостоятельное произведение, в котором зрителю дается возможность увидеть сразу всё, что хочет сказать автор при помощи одного изображения на плоскости. «Фотограф и его модель - это одно целое. Если они находят в работе общий язык, то итогом её будет портрет, если же нет - просто фото на память», - так считал фотограф Едыге Ниязов. Он фотографировал близких ему по духу современников: членов группы «Кино», Елену Камбурову, Нуржамал Усенбаеву, Вадима Овчинникова, Тимура Новикова, Валерия Михайловского, Александра Слюсарева, павлодарских художников.
Широко известным Е. Ниязов стал благодаря галерее портретов деятелей московского и питерского художественного и музыкального андеграунда. Портреты Виктора Цоя, Тимура Новикова, Бориса Богомолова и многих других стали символом эпохи свободного искусства. Работы Е. Ниязова оценила и группа «Кино». Черно-белые фотографии павлодарца украсили два альбома музыкантов. Он работал с ними до 1990 года, сняв множество кадров. Рок-группа «Кино» - одна из самых популярных советских рок-групп 1980-х годов. Лидером, автором всех текстов и почти всей музыки неизменно оставался Виктор Цой, коллектив выпустил на студийных альбомах более ста песен.
Помимо чисто художественной ценности, ныне эти фотошедевры представляют ещё и историко-культурный интерес. В портретах Едыге Ниязова люди раскрываются как личности. Это достигается тем, что мастер избегает съемки «крупников» -он всегда работает на среднем или общем плане, снимая человека в окружении жизненного пространства (пейзажа или интерьера), «в предлагаемых обстоятельствах» [1].
По словам С. Пожарской, творчество Е. Ниязова - в точной (но не протокольной!) передаче материальности мира. Это не механическая фотофиксация видимого, а стремление запечатлеть на снимке сущность предметов, субъектов и среды. Работы мастера тонки и изящны по исполнению. Как большой художник мастерски владеет палитрой, как большой музыкант великолепно владеет гаммой, так и фотомастер Едыге Ниязов в совершенстве владеет «серой шкалой тонов», создавая с её помощью целые фотографические симфонии [2].