УДК 7
Popandopulo M.P., Zhanaykhan E. DEVELOPMENT OF CULTURE AND ARTS OF PAVLODAR IN THE FIRST HALF OF THE XX CENTURY. In the article the archival and museum information on formation of art culture in Pavlodar and the Pavlodar region, which was founded in 1938, is introduced. In research concerns mainly the professional arts and the construction of museums. The author mentions the names of leading figures of the art culture in the first half of the XX century. The positive role of learning by masters of graphic and musical culture of the traditions of the Russian and European art schools is determined.
Key words: ethnographic motives, museum, genre, collection, club, school, traditions, art culture.
М.П. Попандопуло, доц. каф. исполнительского искусства Павлодарского гос. университета
им. С. Торайгырова, г. Павлодар, E-mail: stm@art.asu.ruL Е. Жанайхан, канд. искусствовед.,
зав. каф. теории и методики музыкального образования Павлодарского гос. педагогического института,
г. Павлодар, E-mail: stm@art.asu.ru
РАЗВИТИЕ КУЛЬУРЫ И ИСКУСТВА ПАВЛОДАРА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА
В статье в научный оборот вводится архивная, музейная информация о становлении художественной культуры в Павлодаре и Павлодарской области, основанной в 1938 году В статье речь идет, преимущественно, о профессиональном искусстве, о музейном строительстве; представлены имена ведущих деятелей художественной культуры первой половины XX века; отмечается положительная роль приобщения творчества мастеров изобразительной и музыкальной культуры к традициям российской и европейской художественной школ.
Ключевые слова: этнографические мотивы, музей, жанр, коллекция, клуб, школа, традиции, художественная культура.
Вторая половина XX века - большой пласт исторического прошлого Павлодарской области; но именно здесь наблюдаются серьезные потери в исторической памяти республики Казахстан. Мы считаем тему нашего исследования актуальной.
Изобразительное искусство казахского города Павлодара имеет недолгую, но яркую историю [1-6]. Первая художественная выставка в Павлодаре состоялись в 1931 г. На ней были представлены произведения В.П. Батурина, Е.А. Клодта. местных художников - пейзажистов Б.Н. Лапина, П.П. Шишкова, рисунки А. Сорокина, керамика В.В. Кудрявой, а также более трехсот художественных фотографий Д.П. Багаева. В 1930-х гг. в произведениях павлодарских художников широко использовались национальные этнографические мотивы, в частности, казахский орнамент. Е.А. Клодт выступил составителем специального альбома, посвященного национальному орнаменту казахов [1, с. 170].
Выставочная деятельность в Павлодаре в 1940-х гг. была представлена графикой А.Д. Багаева (сына фотографа Д.П. Багаева), тогда студента Академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина в Ленинграде. А.Д. Багаев -участник Великой Отечественной войны, погиб в 1941 г.
Зимой 1948 г. в здании драматического театра Павлодара состоялась вторая художественная выставка. В ней участвовали художники театра Л. Брюммер, В. Критинин, В.в. Штейгер, Ж. Серикбаев, А. Дьячков. В конце 1950-х гг. в областном историческом краеведческом музее Павлодара был сформирован художественный отдел, фонд которого составили преимущественно произведения В.П. Батурина [1, с. 172].
Развитие профессионального изобразительного искусства оказалось связано с периодом освоения целины и активным развитием архитектурного облика Павлодара и формирования его инфраструктуры. В этот период в Павлодар приезжали профессиональные художники, устраивающие художественные выставки в залах историко-краеведческого музея и в фойе кинотеатра и драмтеатра. В 1956 г. организуются Павлодарские художественно-производственные мастерские. В мастерских работают живописцы, графики, скульпторы, художники театра: М.П. Колмогоров, А.М. Дьячков, В.А. Критинин, В.Э. Штейгер, П.Г. Величко, О. Грейн, Б. Соболев, С.Я. Якубович, И.П. Лопатин, З.А. Соболева, Г. Н. Слюсарев, В.В. Терещенко, В.А. Цель-ман, В.С. Цельман, В. Маганов, РП. Ершов, Г. Петрыгин-Радио-нов, Н.Н. Смородинов. В творчестве названных художников звучали нравственно-патриотические темы; их волновали образ человека, тема труда, мотивы природы. Развитие получает жанр скульптурного, живописного и графического портрета; преобладали работы репортажном характера, зарисовки на производстве, полевых станах. В этот период активной была выставочная деятельность, состоялись зональные выставки в Караганде, Целинограде (ныне Астана), Темиртау. В декабре 1965 г. был
открыт для посетителей Павлодарский областной художественный музей. Его начальные фонды насчитывали 500 единиц хранения. Произведения поступили из коллекции Московского Дома художественного творчества, а также из домов творчества Ленинграда, Алма-Аты, из фондов Союза художников Москвы и Казахстана. Эти годы характеризуются началом развития монументального декоративного искусства в Казахстане в связи с активным строительством общественных зданий - школ, детских учреждений, клубов и т.п.
В середине XX в. в Павлодаре работали художники А.И. Бибин, М.П. Колмагоров, И.В. Лагутин, П.Г Лысенко.
Александр Иванович Быбин (родился 25 апреля 1939 г. в с. Березовка, ныне Железинский район Павлодарской области), живописец, монументалист. Окончил Алма-Атинское художественное училище им. Н.В. Гоголя (1965). Учителя: А.Г. Га-лимбаева, М.С. Кенбаева, А.М. Черкасский. Член казахстанского Союза художников (СХ) (1971). С 1965 г. работает в Павлодаре, занимается станковой живописью и графикой, монументальным и декоративно-монументальным искусством. Живописные произведения отличаются широтой мысли и образно
- пластической экспрессией: «Мелодии лета» (1965), «Эхо прошедшего времени» (1967), «Кони и люди» (1967). Произведения 90-х к приобретают программный характер, который поддерживается масштабом тем, содержательностью композиции, эмоциональностью звучания: «Купающиеся в радуге» (1990), «Кони и солнце» (1991), «Отречение апостола Петра» (1994), «Осенний пир» (1995), «Потрет Евтушенко» (1999) [2].
Михаил Петрович Колмогоров (родился 25 ноября 1922 г. в пос. Каширы, ныне Каширский район Павлодарской области), живописец. Участник Великой Отечественной войны. Окончил Одесское художественно училище (1951). Учителя: М.Д. Тодо-ров, В.В. Токарев. В 1952 г. в возвращается в Павлодар, занимается педагогической деятельностью. В 1956 г переходит в открывшиеся мастерские КазИЗО, где проработал более сорока лет. Основные произведения: «Весна на Усолке» (1955), «Мелодия степи» (1993), «Творчество Абая» (1994) и др. Участвовал в художественном оформлении райцентров Кокт-бе и Успенки, детских лагерей в Баянульском районе. Лауреат премии акима области (1996) [3].
Иван Васильевич Лагутин (родился 22 июля 1913 г. в с. Александров - Гай Саратовской области), художник, краевед, фотограф, участник Великой Отечественной войны. С 1922 г. проживал в Павлодарской области (тогда уезде), учился в Павлодаре у известного русского художника В.П. Батурина, в 1926-1929 гг.
- студент рабфака и сельско-хозяйственного интерната (19301935 гг.). Трудовую деятельность начал учителем в Песчанской средней школе (1935-1936). В 1936-1939 гг. работал в Смоленской области. С 1939 г. служил в армии. Принял участие в совет-
ско-финских событиях, воевал на Ленинградском и Карельском фронтах в 1941-1942 гг. В 1945-1958 гг. - художник-оформитель Павлодарского областного историко-краеведческого музея. В 1958-1966 гг. - его директор. Автор ряда картин: «Баянульс-кий пейзаж», «Иртыш - река трудовая», «Микоян в Павлодаре» и др. Один из соавторов путеводителя по Павлодарскому Прииртышью (1964). Участник первой персональной выставки в областном художественном музее (2001) [3].
Павел Григорьевич Лысенко (родился 1 декабря 1928 г. в с. Селиверстово, ныне Волчихинский район Алтайского края), живописец. Окончил Алма-Атинское художественное училище им. Н.В. Гоголя (1949). Учителя: А.М. Черкасский, А.И. Бортников и др. В 1951 -1952 гг. учился в Вильнюсском художественном интернате. Член Союза художников Казахстана (1970). В 1979-1985 гг. занимался педагогической деятельностью. С 1960 г. складывается собственная живописная манера работы темперой в высветленной мажорной палитре. Любимые жанры: пейзаж, натюрморт («Перед весной» (1959), «Окрестности Алма-Аты» (1965), «Крым»). Тема городского и индустриального пейзажа Новороссийска, Караганды, Вильнюса, Владимира, Павлодара проходит через все творчество: «Дорога в Темиртау» (1970), «Четвертая домна казахстанской Магнитки» (1978), «Утро Павлодарского алюминиевого» (1979), «Собор св. Анны Вильнюс» (1982), «На Иртыше»
(1987). Участник многих областных, республиканских и зональных выставок. Принимал участие в организации первой в Павлодаре детской художественной школы №1 [2].
Художники Павлодара создали значительные произведения, составляющие в настоящее время фонды музеев Павлодарского Прииртышья.
Ярким представителем музыкальной культуры Павлодара в первой половине XX в. явилась Г.Э. Кромер (1909-1982) - основатель детской музыкальной школы и музыкального училища, просветитель по призванию. Музыкальная школа, открытая в Павлодаре в 1948 г., была в то время единственным музыкальным центром города и области, ее коллективом на праздники, выборы приходилось давать по 5-8 концертов в день. В школе учащиеся воспитывались на традициях европейской и русской классической музыки, в то же время велось обучение игры на народных казахских инструментах; все это укрепляло казахскую национальную культуру.
Таким образом, в первой половине и середине ХХ в. в Павлодаре сосредоточились творческие силы с высоким художественным потенциалом. В это время здесь работают выпускники профессиональных художественных учебных заведений, чьи образовательные программы были построены на традициях европейской изобразительной системы.
Библиографический список
1. Дубовая, Е. Щедрость разностороннего таланта // Нива. - 2000. - № 6.
2. Павлодарское Прииртышье: энциклопедия. - Павлодар, 2003.
3. Художники Павлодара: словарь. - Павлодар, 2003.
4. Григорьева, О. Батурин на фоне павлодарского пейзажа // Звезда Прииртышья. - 1998. - 31 января.
5. Куприян, В. Виктор Батурин в художественной культуре своего времени // Нива. - 1998. - № 1.
6. Тереник, М.С. Павлодар - это нашей истории строки. - Павлодар, 2000.
Bibliography
1. Dubovaya, E. Thedrostj raznostoronnego talanta // Niva. - 2000. - № 6.
2. Pavlodarskoe Priirtihshje: ehnciklopediya. - Pavlodar, 2003.
3. Khudozhniki Pavlodara: slovarj. - Pavlodar, 2003.
4. Grigorjeva, O. Baturin na fone pavlodarskogo peyjzazha // Zvezda Priirtihshjya. - 1998. - 31 yanvarya.
5. Kupriyan, V. Viktor Baturin v khudozhestvennoyj kuljture svoego vremeni // Niva. - 1998. - № 1.
6. Terenik, M.S. Pavlodar - ehto nasheyj istorii stroki. - Pavlodar, 2000.
Статья поступила в редакцию 19.03.14
УДК 7.072.2 (574.25)
Raimbergenov A.I. RETURNING OF THE NAME OF S. V. KUKURUZA, AN ARTIST AND TEACHER. The
characteristic of creative and pedagogical activity of an artist S.V. Kukuruza, who worked in the first half of the XX century in Aktyubinsk area of the Republic of Kazakhstan, is presented. In the paper the value of continuity in the work of a teacher and a pupil is noted. S.V. Kukuruza's main works are mentioned. This main techniques in the work are described: the xylography and the linocut. The purpose of the article is to introduce the forgotten name of the artist into the scientific circulation and to show the continuity of a creative method in works of the artist.
Key words: tradition, engraving, linocut, school, color, education, culture, ideal.
А.И. Раимбергенов, ст. преп. каф. изобразительного искусства, черчения и музыкального образования Актюбинского гос. педагогического института, аспирант факультета искусств ФГБОУ ВПО «Алтайский гос. университет», г. Барнаул, E-mail: stm@art.asu.ru
ХУДОЖНИК И ПЕДАГОГ С.В. КУКУРУЗА - ВОЗВРАЩЕНИЕ ИМЕНИ
В статье представлена характеристика творческой и педагогической деятельности художника С.В. Кукурузы, работавшего в первой половине XX века в Актюбинской области республики Казахстан. Отмечается значение преемственности в творчестве учителя и ученика, указываются основные произведения С.В. Кукурузы, характеризуется техника, в которой он работал - ксилография и линогравюра. Цель статьи - ввести в научный оборот имя ныне забытого художника, показать преемственность творческого метода в работах художника. Ключевые слова: традиция, гравюра, линогравюра, училище, цвет, образование, культура, идеал.
Обращение к творчеству и педагогической деятельности С.В. Кукурузы (1906-1979) видится актуальным, так как в настоящее время - время реформирования образования и художественной жизни - чётко обозначается проблема взаимодействия культуры и образования. Идеалы культуры обладают большими обучающими возможностями, они являются обязательным элементом учебно-воспитательного процесса. Этой
теме посвящают исследования многие зарубежные учёные, среди которых Л. Уайт, А. Боас, Ю. Лотман и другие. Среди отечественных исследователей особое внимание к проблеме взаимодействия образования и художественной культуры уделяет В.И. Жуковский. Художнический и педагогический опыт С.В. Кукурузы подтверждает важную роль в воспитании гармоничной личности, адаптированной к окружающему миру, суще-