6. Норвич, Дж. История Венецианской республики. - М., 2010.
7. Валькановер, Ф.А. Архитектурные стили Венеции. - М., 1996.
8. Михаленко, О. На чем стоит Венеция? [Э/р] - Р/д: http://www.lavitanostra.net/foto-italii-goroda-italii/na-chem-stoit-venetsiya
9. Maarten Kloos M., de Korte Y Mooring site Amsterdam - Living on Water, Amsterdam. Architectura & Natura, 2007.
10. Graaf, R. Spruyt Arkenbouw, 2006.
11. Salim, S.M. Marsh Dwellers of the Euphrates Delta. London School of Economics Monographs on Social Anthropology. Bloomsbury Academic, 1962.
Bibliography
1. Gnedich, P.P. Vsemirnaya istoriya iskusstv. - M., 1998.
2. Kogan, N. «Titaniki» Drevnego mira // Ochevidnoe i neveroyatnoe. - 2009. - № 12.
3. Suter, P.J. Schlichtherle H. Pile dwellings. UNESCO World heritage Candidature «Prehistoric Pile Dwellings around the Alps». Biel: Druckerey Gassman. 2009.
4. Chayjld, G. U istokov evropeyjskoyj civilizacii; per. s angl.. - M., 1952.
5. Sovetskaya istoricheskaya ehnciklopediya. - M., 1963. - T. 3.
6. Norvich, Dzh. Istoriya Venecianskoyj respubliki. - M., 2010.
7. Valjkanover, F.A. Arkhitekturnihe stili Venecii. - M., 1996.
8. Mikhalenko, O. Na chem stoit Veneciya? [Eh/r] - R/d: http://www.lavitanostra.net/foto-italii-goroda-italii/na-chem-stoit-venetsiya
9. Maarten Kloos M., de Korte Y. Mooring site Amsterdam - Living on Water, Amsterdam. Architectura & Natura, 2007.
10. Graaf, R. Spruyt Arkenbouw, 2006.
11. Salim, S.M. Marsh Dwellers of the Euphrates Delta. London School of Economics Monographs on Social Anthropology. Bloomsbury Academic, 1962.
Статья поступила в редакцию 19.02.14
УДК 137.77 (574.25)
Bayzhanova S.Sh. MASTER OF THE ART PHOTO OF KAZAKHSTAN YE. R. NIYAZOV (1940-2009). The article is devoted to creative activity of a talented master of the photo art Ye. R. Niyazov, who worked for many years in Pavlodar and Petersburg. The author represents typology of genres, in which the artist worked, analyzes separate works of his creative heritage and characterizes the artistic environment, in which the photographer associated.
Key words: composition, plot, landscape, portrait, model, underground, photographic symphony, natural intuition, tact, musicality.
С.Ш. Байжанова, преп. каф. теории и методики музыкального образования Павлодарского гос. педагогического института, аспирант факультета искусств ФГБОУ ВПО «Алтайский гос. университет», г. Барнаул, E-mail: stm@art.asu.ru
МАСТЕР ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОТОГРАФИИ КАЗАХСТАНА Е.Р. НИЯЗОВ [1940-2009]
Статья посвящена творческой деятельности талантливого мастера фотоискусства, много работавшего в Павлодаре и Петербурге Е.Р Ниязова. Автор представляет типологию жанров, в которых работал художник, анализирует отдельные произведения его творческого наследия, характеризует артистическую среду в которой вращался павлодарский фотограф Е.Р Ниязов.
Ключевые слова: композиция, сюжет, пейзаж, портрет, модель, андеграунд, фотографическая симфония, природная интуиция, такт, музыкальность.
Ниязов Едыге Ришатович (1940-2009) родился в Алма-Ате, окончил исторический факультет Казахского государственного университета. В 1970 году он стал членом павлодарского фотоклуба «Орион».
Едыге Ниязов - мастер фотопейзажа и фотопортрета. Фото Е. Ниязова узнаваемы, благодаря наличию авторского начала и особым приметам стиля. А именно: некрупный план, интересный фон, антураж из вещей, характерных для портретируемого, прозрачная и разряженная атмосфера (никакой размытости, дымки), полная композиционная завершенность кадра, причём композиция всегда выстраивается спонтанно, в момент съемки.
«Ничего сконструировать, заранее продумать нельзя. Можно только увидеть и почувствовать», - говорил Едыге Ниязов.
Его портреты раскрывают не только характеры, но и настроения известных и неизвестных персон в минималистическом антураже, что дополняет и выделяет образы, делая фигуры и лица более определенными ли загадочными, заинтересованными или скучающими, мечтательными или сосредоточенными. Портрет - это, прежде всего, самостоятельное произведение, в котором зрителю дается возможность увидеть сразу всё, что хочет сказать автор при помощи одного изображения на плоскости. «Фотограф и его модель - это одно целое. Если они находят в работе общий язык, то итогом её будет портрет, если же нет - просто фото на память», - так считал фотограф Едыге Ниязов. Он фотографировал близких ему по духу современников: членов группы «Кино», Елену Камбурову, Нуржамал Усенбаеву, Вадима Овчинникова, Тимура Новикова, Валерия Михайловского, Александра Слюсарева, павлодарских художников.
Широко известным Е. Ниязов стал благодаря галерее портретов деятелей московского и питерского художественного и музыкального андеграунда. Портреты Виктора Цоя, Тимура Новикова, Бориса Богомолова и многих других стали символом эпохи свободного искусства. Работы Е. Ниязова оценила и группа «Кино». Черно-белые фотографии павлодарца украсили два альбома музыкантов. Он работал с ними до 1990 года, сняв множество кадров. Рок-группа «Кино» - одна из самых популярных советских рок-групп 1980-х годов. Лидером, автором всех текстов и почти всей музыки неизменно оставался Виктор Цой, коллектив выпустил на студийных альбомах более ста песен.
Помимо чисто художественной ценности, ныне эти фотошедевры представляют ещё и историко-культурный интерес. В портретах Едыге Ниязова люди раскрываются как личности. Это достигается тем, что мастер избегает съемки «крупников» -он всегда работает на среднем или общем плане, снимая человека в окружении жизненного пространства (пейзажа или интерьера), «в предлагаемых обстоятельствах» [1].
По словам С. Пожарской, творчество Е. Ниязова - в точной (но не протокольной!) передаче материальности мира. Это не механическая фотофиксация видимого, а стремление запечатлеть на снимке сущность предметов, субъектов и среды. Работы мастера тонки и изящны по исполнению. Как большой художник мастерски владеет палитрой, как большой музыкант великолепно владеет гаммой, так и фотомастер Едыге Ниязов в совершенстве владеет «серой шкалой тонов», создавая с её помощью целые фотографические симфонии [2].
О Е. Ниязове и его работах с группой «Кино» пишет Олег Петухов в статье «Рок под серым небом»: «Как это удается Ниязову, загадка таланта художника. Но думается, что здесь имеют значение и природная интуиция, проницательность, сочетающаяся с большим тактом, и редкий культурный уровень, искушенность во многих искусствах, открытость для новых творческих впечатлений. Его работы «чистая фотография», фиксирующая абсолютную реальность, кажется единственная трансформация, которой перевод в черно-белое изображение. Но в оттенках черного и белого, борьбе тени и света, не скрываемые разноцветной вуалью, проявляются тонкие черты этой одухотворенной реальности. «Духоматерия» материал, с которым работает фотохудожник, подчиняя его своему взгляду» [3].
Если в фотопортретах Е. Ниязовым акцент делается на личности, то в пейзажах - на реальность. Главное в его пейзажных работах - не протокольная съемка ландшафта, не механическое воспроизведение красот природы, а неторопливое и глубокое погружение в трехмерное пространство окружающего мира; его созерцание, осмысление, эмоциональное восприятие и последующая передача результатов этой внутренней работы на фотографическую плоскость изображения.
Вот что пишет о творчестве Е. Ниязова известный российский фотохудожник А. Слюсарев: «Ниязов - замечательный пейзажист, в его пейзажах есть встречный взгляд природы, живущей своей потаенной жизнью. Талант художника, здесь имеют значение и природная интуиция, проницательность, сочетающаяся с большим тактом, и редкий культурный уровень, искушенность во многих искусствах, открытость для новых творческих впечатлений» [1, с. 16].
Пейзажные работы Е. Ниязова изящны, наполнены музыкой и чувственностью. Его снимки из цикла «Каменные фантазии» можно назвать (по аналогии с музыкой) «фотовариациями на тему...». Эта аналогия с музыкой неслучайна. Музыка в жизни и творчестве Едыге Ниязова играла очень большую роль. Он прекрасно знал и разбирался в классической и современной музыке, особенно любил вокальную. В его фотошколе, в доме музыка звучала постоянно как жизненный фон, где каждая работа, оставаясь в рамках избранной темы, вносила свежее прочтение [4].
Художником созданы такие циклы, как «Пейзажи Казахстана», «Каменные фантазии», есть ряд снимков, запечатлевших красоты Чарынского каньона. Каньон располагается в 195 км восточнее Алма-Аты, недалеко от границ с Китаем. Каньон вхо-
Библиографический список
дит в территорию Чарынского национального парка, образованного 23 февраля 2004 года. Чарынский каньон - памятник природы, сложенный из осадочных пород, возраст которых составляет около 12 миллионов лет. В лоне каньона сохранилась роща реликтового вида ясеня, пережившего эпоху оледенения - ясеня согдийского. Другая подобная роща есть только в Северной Америке. С 1964 года Ясеневая роща объявлена памятником природы. Также огромный интерес представляет и туранговая роща - роща азиатского тополя.
В январе 2001 года Едыге Ниязов, Анур Билялов, Сергей Гришин показали свои творения, овеянные воспоминаниями о поездке в Узбекистан в город Бухару. Бухара - это город-музей под открытым небом. Бухара - один из семи святых городов ислама, с впечатляющей архитектурой и богатой историей. Веками он был центром торговли и заслужил среди мусульман титул Бухоро-и-Шариф, то есть, «Великая Бухара» [5].
Вдохновлялся Е. Ниязов в пейзажном жанре и любимым городом Павлодаром. Мастер ощущал неотвратимое исчезновение исторической духовности и предметов материальной культуры на старых улочках старого Павлодара. Вглядываясь через фотообъектив в узкие оконные проемы, сиреневые дворы, в лица старух на высоких деревянных крылечках, в покосившиеся заборы, деревянные амбары, с чувством печали. Цикл «Цветение» характеризует Е. Ниязова как яркого мастера в пейзажном жанре. С доверием и раскованностью открывается перед ним природа. Его работы - не банальная фиксация красоты окружающих ландшафтов, а мастерски выстроенные и виртуозно выполненные композиции.
Цикл «Цветение» подчинен единому сюжету. Показан период зарождения весны [6]. Автор через раскрытые покосившиеся ворота запечатлел цветущий сад, крупным планом предстает перед нами друг и защитник дома - большая дворовая собака. На другом снимке, вновь на фоне цветущего сада, на переднем плане видим старый обычный домашний стул - свидетеля прошедших лет.
В творчестве мастера художественной фотографии присутствует самодостаточность, основанная на уверенности в том, что искусство возможно создавать разнообразными средствами и при любых обстоятельствах. Такая концепция, быть может, была главной движущей силой культуры 80-х годов ХХ века.
Содержание и форма творческого наследия Е.Р. Ниязова являет собой значительный и уникальный вклад в художественную культуру Казахстана.
1. Слюсарев, А. О Едыге Ниязове. «Не переигрывая...» // Советское фото. - 1990. - № 4.
2. Пожарская, С. Фотомастер. - М., 2001.
3. Петухов, О. Рок под серым небом // Едыге Ниязов. Прямая фотография. - [Э/р]. - Р/д: http://edygeniyazov.com
4. Хлобыстин, А. Петербургский эпос Едыге Ниязова // Арт Клуб. - 2009. - Октябрь.
5. Видеоматериалы фотовыставки «БУХАРА», показанной в художественном музее (г. Павлодар) [Э/р]. - Р/д: http://youtu.be/OL4Ui-d7AHM
6. Хлобыстин, А. Фотопрактики новой академии изящных искусств // Искусство. - 2011. - № 4-5.
Bibliography
1. Slyusarev, A. O Edihge Niyazove. «Ne pereigrihvaya...» // Sovetskoe foto. - 1990. - № 4.
2. Pozharskaya, S. Fotomaster. - M., 2001.
3. Petukhov, O. Rok pod serihm nebom // Edihge Niyazov. Pryamaya fotografiya. - [Eh/r]. - R/d: http://edygeniyazov.com
4. Khlobihstin, A. Peterburgskiyj ehpos Edihge Niyazova // Art Klub. - 2009. - Oktyabrj.
5. Videomaterialih fotovihstavki «BUKhARA», pokazannoyj v khudozhestvennom muzee (g. Pavlodar) [Eh/r]. - R/d: http://youtu.be/OL4Ui-d7AHM
6. Khlobihstin, A. Fotopraktiki novoyj akademii izyathnihkh iskusstv // Iskusstvo. - 2011. - № 4-5.
Статья поступила в редакцию 18.03.14
УДК 7.04
Vinitskaya N.V. ART SYMBOLISM OF NIKHOLAI CHEPOKOV. The paper studies the creative work of an Altai famous artist N. Chepokov, who follows and develops the traditions of his national culture. The research states that the works of Chepokov reflect the specific mythology and understanding of the universe of the Altai people.
Key words: folklore, folk art , fine art, tradition.
Н.В. Виницкая, канд. искусствовед., доц. ФГБОУ ВПО «АГАО», г. Бийск, E-mail: Natigor007@yandex.ru
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СИМВОЛИЗМ НИКОЛАЯ ЧЕПОКОВА
Статья посвящена творчеству известного художника Алтая Н. Чепокова, продолжающего и развивающего традиции национальной культуры, отражающего ее специфическую мифологию и представление о мироздании. Ключевые слова: фольклор, народное творчество, изобразительное искусство, традиция.