ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ
МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ И МЕЖРЕЛИГИОЗНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОСТОЯНИЕ, СПЕЦИФИКА, ПЕРСПЕКТИВЫ Зенкин А.И.
Зенкин Александр Иванович - магистрант, направление подготовки: политология, Российский государственный социальный университет, г. Москва
Аннотация: в статье дается анализ межконфессиональных и межрелигиозных отношений в Российской Федерации на современном этапе. Раскрывается вопрос значения христианства в межрелигиозных и межконфессиональных отношениях в современной России и указывается на то, как церковное руководство, так прихожане христианских храмов стремятся к достижению взаимопонимания с людьми, исповедующих иную религию. Также в статье рассматриваются исторические корни данного вида проблем. Указывается на то, что Россия, являясь согласно законодательства светским государством, с уважением относится к людям, принадлежащим к различным конфессиям и разным по своему вероисповеданию. В статье раскрываются причины возникновения конфликтов на религиозной почве. Особое внимание уделяется опасности возникновения в современном российском обществе радикализма и фундаментализма. Также в данной статье говорится о том, что путь к миру и согласию лежит исключительно через достижение диалога и взаимопонимания между людьми различного вероисповедания, проживающих в одном государстве.
Ключевые слова: межконфессиональные отношения, межрелигиозные отношения, вероисповедание, радикализм, фундаментализм, экстремизм, толерантность.
Цель написания данной статьи связана с необходимостью проведения анализа межконфессиональных и межрелигиозных отношений, которые сложились в современной России. На пути к достижению поставленной цели неизбежно возникает ряд вопросов, которые требуют четких ответов. Например, какую роль играет государство в вопросе решения межконфессиональных и межрелигиозных конфликтов? Почему вообще возникают конфликты, связанные с религиозной тематикой? По какой причине люди одной религии не терпят людей другой религии? Какое влияние оказывают на межрелигиозные отношения в современной России такие негативные явления, как экстремизм и радикализм?
Для того, чтобы получить ответы на данные вопросы, необходимо провести краткий историко-философский обзор научных трудов, касающихся данной тематики. Проблема межконфессиональных отношений весьма актуальна, поскольку религия проникает в очень многие сферы человеческих отношений и занимает в жизни большинства людей не последнее место. Даже тот человек, который считает себя атеистом, попав в тяжелые жизненные ситуации и ища выхода из них время от времени обращается с просьбой о помощи именно к высшим силам.
По своему смыслу межрелигиозные отношения очень близки к межэтническим, однако, нельзя сказать, что они полностью идентичны, поскольку мировые религии не имеют национального характера, они уже давно вышли за пределы одной нации или народа. Межэтнические отношения во многом зависят от межрелигиозного диалога. Таким образом происходит тесное сплетение межнациональных и межконфессиональных отношений.
Во многом ответы на поставленные ранее вопросы зависят от того, с какой позиции мы подходим к вопросу религии. Не стоит забывать о том, что в
83
критические, переломные моменты развития цивилизации, религия всегда выступала в качестве мощного идеологического инструмента управления обществом, каким остается и по сей день. Именно религии на протяжении многих столетий выпало стать главным мотивирующим фактором развития как всего человеческого общества, так и отдельной личности. В данной статье больший акцент сделан на значении христианства в межрелигиозных и межконфессиональных отношениях, которые сложились на сегодняшний день в Российской Федерации.
Россия изначально возникла как многонациональное государство с людьми, придерживающимися различного вероисповедания. В таком качестве происходило ее развитие, точно таким же многонациональным и многоконфессиональным государством наша страна остается и сегодня. Испокон веку повелось, что в России мирно уживались верующие различных религий. В государстве постоянно происходило привыкание народов друг к другу, их взаимное проникновение, смешивания народов на семейном, дружеском, служебном уровне. Сотни этносов проживали на территории России рядом с русскими, при этом осуществляя совместное освоение огромных территорий государства. То есть, постепенное освоение новых территорий и расселение на столь огромной площади являлось результатом деятельности не одного, а множества народов1.
Согласно ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации, всем гражданам
государства гарантировано равенство прав и свобод человека и гражданина
независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и
должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений,
принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В
нашей стране запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам „ „ „ 2 социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности .
3 декабря 2015 года, в Ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, Президент России В.В. Путин отметил, что сила России состоит в свободном развитии всех народов; в многообразии и гармонии культур, языков, традиций; во взаимном уважении, диалоге православных, мусульман, последователей иудаизма и буддизма.
Патриарх Кирилл, выступая в 2012 году перед участниками V Международного фестиваля православных средств массовой информации «Вера и слово» сказал: «Русская Православная Церковь, которая всегда осознавала ответственность за судьбу своего отечества, предает большое значение межконфессиональному и межрелигиозному диалогам, установлению добрых, теплых и мирных взаимоотношений с представителями других традиционных религий. У нас есть общие ценности, которые сегодня нередко отвергаются секулярным миром. Есть нравственная основа верующих людей, которые принадлежат к разным религиям. Исходя из этого, мы всегда можем опознавать друг в друге единомышленников»3.
Также Патриарх Кирилл отметил, что на сегодняшний день самую большую опасность для всего мира представляет радикализация, которая происходит среди некоторых религиозных общин. Патриарх призвал всех к тому, чтобы проявлять осторожность в том случае, когда какой-либо политический деятель настаивает на радикализации определенной национальной позиции. Также в данном выступлении было сказано о том, что в России всегда уважали представителей иных религий, так
1 Путин В.В. Россия: национальный вопрос // Независимая газета. 2012 №007 (5493). 23 января.
2 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 03.12.2018).
3 Встреча Святейшего Патриарха Кирилла с участниками V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово» [Электронный ресурс] // Ответы на вопросы. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/2560710.html/ (дата обращения: 03.12.2018).
84
должно продолжаться и в дальнейшем. Никогда не было случаев, чтобы православные люди оскверняли святыни других религий, поскольку всегда относились с глубоким уважением как к иным религиям, так и к тем людям, которые их исповедуют. Особое внимание Патриарх уделил тому, что в настоящее время необходимо ревностно оберегать традицию мирного существования, взаимного уважения, а также следить за тем, чтобы фундаменталистские и радикальные взгляды не распространялись на межконфессиональные отношения и не становились в итоге доминирующими.
Говоря о межрелигиозных и межконфессиональных отношениях нельзя не отметить тот факт, что многие придерживаются точки зрения на то, что во многом развитию таковых в мирном русле мешают межнациональные разногласия. Этого нельзя полностью отвергать, поскольку история России знает множество произошедших в государстве потрясений, которые напрямую связаны с войнами и не полностью забытыми после них обидами. Однако, даже такие конфликты вполне могут закончиться миром. Например, достаточно вспомнить Кавказскую войну, длительное время продолжавшуюся в России. Однако, закончилась она тем, что руководитель чеченских повстанцев Иман Шамиль принес присягу русскому царю, после чего конфликт был полностью окончен.1
Можно вспомнить еще одно историческое событие, связанное с конфликтами на Кавказе. Так, в 1917 году, когда в России происходило полное разрешение не только старых устоев, но и самого государства, на Кавказе моментально вспыхнули межнациональные конфликты. В то время, когда Россия находится в состоянии развития, межнациональные конфликты полностью заканчиваются.
Опять же, в самом начале Великой отечественной войны, то есть в 1941 году, в России стали возникать множественные конфликты на национальной почве. В то же время после победы в 1945 году, когда начала входить в норму обстановка в стране и постепенно налаживаться мирная жизнь, то есть государство опять стало сильным, все межнациональные конфликты немедленно закончились. В этот же ряд вполне можно поставить и события, которые произошли в 1991 году в период развала СССР2. Все протекало по привычной уже схеме. Следует заметить, что данная позиция характерна не только для России, но и для всех стран мира. С уверенностью можно говорить о том, что все межнациональные конфликты, которые возникали в разных точках земного шара, до мельчайших подробностей повторяли приведенную схему.
Еще одним видом опасности, которая оказывает негативное влияние на развитие межнациональных отношений в Российской Федерации, является информация, которая исходит от телеканалов. Это волнует многих людей, в том числе пристальное внимание обращает Владыка Казанский Феофан. В рамках круглого стола, темой которого являлись «Межнациональные и межрелигиозные отношения как фактор единства России», данный представитель православной Церкви затронул тему, касающуюся непосредственно средств массовой информации, их роли в развитии современного общества, а также тематики, которую преподносят многие издания и телеканалы. В своем обращении к слушателям он призывал создать ограничения для вещания средств массовой информации в том случае, если информация, которую они предоставляют зрителям и слушателям, является явно экстремистской, разжигает низменные страсти, провоцирует на убийства и пролитие крови. Владыка пересказал слушателям свой разговор с одним из радикально настроенных оппонентов. На вопрос Владыки о том, каким именно образом удается таким людям вербовать молодежь в свои ряды, оппонент назвал один из способов. Так, по словам оппонента, он и его коллеги просто показали
1 Благодатских В.Г., Керимов А.А. Межнациональные отношения в современной России // Дискурс Пи. 2017. № 3. С. 40.
2 Казарян И.Р. Межнациональные конфликты в постсоветской России: возможности проявления и предупреждения // Вестник Уральского государственного университета. 2015. № 11. С. 167.
верующим мусульманам, определившим для себя путь к Аллаху, передачу «Дом - 2», которая идет на экране телевизора. Затем просто прокомментировали ее, сделав особый акцент на безнравственности общества. Для части людей этого было достаточно, чтобы направить их по пути борьбы с неверными1.
Все это свидетельствует о глубоко недобросовестном отношении многих средств массовой информации к тому контенту, который они выдают зрителям, а также к самому способу его подачи. Следовательно, они своими действиями просто открыто помогают разжигать конфликты на религиозной почве. То есть, вместо того, чтобы обеспечивать устранение в обществе межнациональной розни, они просто разжигают ее еще сильнее. Религиозные деятели в большинстве своем призывают к тому, чтобы между людьми, исповедующими разную религию, происходил межконфессиональный диалог, который даст обществу возможность осознать факт того, что реальные причины, которые лежат в основе религиозно-политического экстремизма и международного терроризма, бессмысленно пытаться искать в религиозных учениях. Этим будет облегчен поиск истинных причин данных негативных явлений, что даст возможность найти правильные и действенные средства борьбы с ними. Межконфессиональный диалог, проведенный в данном ключе, будет
по своей сути не диалогом отдельных религий, а диалогом между их
2
представителями, то есть между конкретными людьми .
Межконфессиональный диалог не имеет своей целью навязать представителям иной религии свои взгляды, тип мышления, свою веру. Наоборот, такие мероприятия дадут возможность представителей разных конфессий больше понять друг друга, найти общие точки соприкосновения, стать более терпимыми не только друг к другу, но и ко всем окружающим людям. Естественно, что в такой обстановке совершенно реально научиться жить рядом в мире и согласии, базируясь не на ненависти к представителям иных религий, а на терпимости и любви.
Первостепенное значение для организации проведения межконфессионального диалога имеет принцип полного равноправия его участников. Издревле известно, что на добровольной основе могут договориться только равные. Если же совершается попытка поставить любого из участников такого диалога в особое привилегированное положение, то нормальное течение его будет невозможным. Более того, любая попытка определить какую-либо конфессиональную общность в качестве Богоизбранной, также незамедлительно приведет к срыву данного диалога.
На практике такие моменты уже случались. В 2000 году на межрелигиозной конференции «Поиск путей мира и гармонии. Общая ответственность христиан, мусульман, иудеев», которая происходила в Москве, один из докладчиков начал развивать тему о том, что именно иудеи являются единственной Богоизбранной нацией. Совершенно естественно, что данное заявление вызвало глубокое недовольство среди представителей иных конфессий, которые в резкой форме потребовали просто прекратить диалог. Организатором с большим трудом удалось подавить конфликт и убедить участников конференции не прерывать ее, а работать дальше в обычном режиме. 3 Такое бездумное поведение со стороны представителя абсолютно любой конфессии является совершенно недопустимым, поскольку совершенно явно ведет ни к нахождению консенсуса, а к обострению противоречий.
1 Межнациональные и межрелигиозные отношения как фактор единства России [Электронный ресурс] // Международные отношения. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=z0k5VSthgRU
2 Пресса и религиозные конфликты в современной России [Электронный ресурс] // Мировая религия. Режим доступа: http://www.katolik.ru/mir/1016-archive/83276-st15415.html/(дата обращения: 03.12.2018).
3 Нуруллаев А.А., Нуруллаев А.Ал. Религия и политика: учебное пособие. М., 2006. С. 157.
86
Большое значение, которое на сегодняшний день придается межконфессиональному диалогу, обусловлено тем, что тесное взаимодействие духовных лидеров дает возможность смягчить или даже полностью снять напряжение в отношениях и противоречиях между различными странами и народами. Безусловно, что такая ситуация будет способствовать установлению атмосферы взаимопонимания, стабильности и мира. Самое главное, что это позволит убрать то недоверие, которое подчас есть между людьми, исповедующих разную религию. Любой уважительный, приятный для всех сторон диалог даст возможность верующим не искать врагов друг в друге, а обратить внимание на реальные проблемы, которые стоят на сегодняшний день перед человечеством и научиться совместно их решать. На уровне проводимого межрелигиозного диалога у представителей различных конфессий есть возможность не только осудить проявления экстремизма и терроризма, замешанного на этнонационалистической почве, но и найти стимул для того, чтобы обеспечить возможность проведения воспитательной работы, основным направлением которой должно являться предупреждение всех преступных деяний в будущем1.
Основными причинами современных межконфессиональных конфликтов в Российской Федерации является перенесение на религиозную сферу имеющихся в обществе национальных и политических противоречий, а также столкновения экономических интересов представителей разных национальных групп, которые, прикрываясь религиозными лозунгами, просто пытаются извлечь материальную выгоду из сомнительных ситуаций. Наряду с данными основными причинами в качестве негативных моментов, которые приводят к межрелигиозной розни, является религиозный фанатизм, недоверие к представителям иных конфессий, предвзятое отношение со стороны государственной власти к определенным религиозным объединениям, в результате чего в некоторых случаях даже происходит ущемление их конституционных прав и т.д.
Большинство религиозных представителей полагают, что на современном этапе у России есть все возможности обеспечить полное понимание между разными национальностями, а также разными конфессиями. Однако, такому позитивному решению вопроса сильно мешает распространение в последние годы псевдорелигиозного экстремизма и терроризма, которые очень существенно нарушают стабильность в российском обществе. Следовательно, назрела острая необходимость в том, чтобы искать пути для выявления и устранения столь негативных и опасных явлений.
В России собраны все основные традиционные конфессии, то есть на территории нашей страны проживают христиане, мусульмане, иудеи, буддисты и т.д. Граждан России традиционно объединяет очень многое. Самым главным, что даст возможность всему российскому народу сплотиться в будущем еще сильнее - это очень наглядный и печальный опыт государств, которые были разделены, то есть Ливия, Египет, Ирак, Тунис, Сирия и некоторые другие. Совершенно очевидно, что для того, чтобы сохранить свою страну даже в самые тяжелые времена, народу необходимо сплотиться, развиваться и дружить2.
Основной проблемой, которая существует постоянно и является в большинстве случаев причиной возникновения конкурентных межконфессиональных отношений, является глубокая убежденность приверженцев каждого из религиозных направлений в том, что именно их вера и идеология является самой правильной, смой наилучшей. То есть, в данном случае сразу делается акцент на том, что только представители данной конфессии являются самыми правильными и самыми лучшими. Это
1 Себенцов А.Е. Развитие религиозной ситуации в современной России // Власть. 2017. № 1. С. 238.
2 Зенченко А.Р. Традиционные конфессии в Российской Федерации // Молодой ученый. 2017. № 6 (313). С. 203.
совершенно тупиковое направление, которое просто не дает реальной возможности договориться с людьми другого вероисповедания на равных. Также такая убежденность провоцирует на то, что религия оказывается втянута в межэтнические, межнациональные и даже межгосударственные конфликты. Тогда религия может быть представлена с позиции силы. Состояние межконфессиональных отношений зависит не только от идеологии разных конфессий. Гораздо большее значение в данном случае играют настрой политиков государства и духовных лидеров. Также нельзя не учитывать существенное влияние уровня развития представителей той или иной конфессии или религии, способность без высокомерия и агрессии принимать право каждого человека верить в то, во что он сам считает нужным и что для него является наиболее близким1.
Всегда следует помнить о том, что никто не виноват в тех проблемах, которые происходят с нами в нашей стране. Также необходимо действовать согласно извечного правильного принципа о том, что никто из народов не должно быть лишним в нашей многонациональной семье. Межнациональные отношения можно сравнить с ядерными технологиями: при правильном использовании они дают колоссальный положительный эффект, а при неправильном использовании подобны ядерной бомбе, готовые снести целые империи с исторической арены. Чтобы внести свой вклад в укрепление России, каждый из ее граждан должен начинать с уважения к окружающим, не зависимо от их национальности, а также религиозной или конфессиональной принадлежности. Необходимо стремиться узнать, как можно больше о каждой из национальностей, которые населяют территорию нашей страны, изучать основы культуры российских народов, особенности быта, традиций, религиозных устоев.
Секретарь межрелигиозного совета России и секретарь отдела внецерковных связей Московского Патриархата по межрелигиозным отношениям священник Димитрий Сафонов рассказывая о деятельности межрелигиозного совета России, которой уже на протяжении 18 лет сохраняет традиционные ценности наших российских религий и активно выступает в их защиту в том случае, когда возникают соответствующие вызовы, повествует о том, что: «Совет был организован в 1998 году как общественная организация, которая объединяет те четыре религии, которые заявлены в законе о свободе совести, как традиционные. Это православное христианство, иудаизм, ислам и буддизм. 2 Соответственно этому принципу в совет входят представители этих четырех религий, которые представлены своими главами. Почетным председателем является Святейший Патриарх Кирилл. Русскую Православную церковь представляет митрополит Волоколамский Илларион. На протяжении многих лет своей деятельности совет старается проанализировать и высказать консолидированное мнение в отношении вызовов, которые появляются против наших ценностей. Одним из важнейших вызовов сегодня, как мы хорошо знаем, является распространение псевдо религиозного экстремизма и терроризма. Совет не раз заявлял о необходимости противостоять этому явлению, показывать ложность именно псевдо религиозности идеологии терроризма. Религиозные лидеры традиционных религий России осуждают терроризм, указывают на его чуждость какой-либо религии. В этом контексте совет всегда ссылается на многовековой опыт мирного сосуществования наших религий, разных этносов, культур и религиозных традиций, которые на протяжении многих веков существуют в России» 3
1 Межнациональные и межконфессиональные отношения в России [Электронный ресурс] // Юрист - инфо. Режим доступа: https://zuzino.mos.ru/interethnic-and-interfaith-relations/ (дата обращения: 03.12.2018).
2 Двадцать лет религиозной свободы в России / под ред. А.К. Малашенко. М., 2015. С. 102.
3 Межнациональные и межрелигиозные отношения в России [Электронный ресурс] // Современная Россия. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=z0k5VSthgRU
88
Митрополит Волоколамский Илларион, выступая на межрелигиозном совете России говорил о том, что не может быть религиозного терроризма, поскольку ни одна из религий не религия учит убивать людей, совершать злодейства, террористические акты, проливать невинную кровь. Осуждая экстремистов, он говорит о том, что эти люди всеми своими действиями попирают традиционные, основополагающие ценности всех великих религий, такие как любовь, сострадание, прощение, терпимость и милосердие. Это есть особая псевдо-религия ненависти, агрессии, необузданных страстей, которая просто прикрывается религией, по сути используя лишь только ее риторику, и ничего больше. То есть, происходит подмена, поскольку люди, совершающие преступления, используют во имя их оправдания религиозные лозунги для того, чтобы вербовать адептов в свои ряды и привлекать как можно больше сторонников.
В этой связи особую актуальность приобретает задача религиозного просвещения. На заседаниях межрелигиозного совета России не раз говорилось о том, чтобы традиционные нравственные ценности, совершенно не обязательно поданные как религиозные, могли изучаться детьми в средних школах. Также свои положительные плоды могло дать сотрудничество в академической области. Обучение о традиционных религиях в академической составляющей может стать преградой на пути распространения экстремистских идеологий1.
Современная Россия для всего мира является образцом высокого уровня толерантных отношений, поскольку именно в ней на протяжении многих веков мирно сосуществуют все конфессии и традиционные религии мира. Многим странам необходимо перенимать многолетний опыт взаимоуважения между всеми национальностями. В тяжелые времена в нашей стране все как один вставали на ее защиту, совершая героические подвиги.
На саммите религиозных лидеров в послании говорилось о том, что при возрастающей роли веры в современном обществе религиозные лидеры всех стран и народов желают лишь того, чтобы религия продолжала служить прочным основанием мира и диалога между цивилизациями, а не использовалась в качестве распрей и конфликтов, поскольку именно религия имеет потенциальную возможность связывать культуру и народы, что было много раз доказано на протяжении веков2.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 28.11.2018).
2. Благодатских В.Г. Межнациональные отношения в современной России / В.Г. Благодатских, А.А. Керимов // Дискурс - Пи. 2017. № 3. С. 40 - 48.
3. Встреча Святейшего Патриарха Кирилла с участниками V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово» [Электронный ресурс] // Ответы на вопросы. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/2560710.html (дата обращения: 28.11.2018).
4. Двадцать лет религиозной свободы в России / под ред. А.К. Малашенко. М.: Московский Центр Карнеги, 2015. 400 с.
1 Зеленков М.Ю. Религиозные конфликты: проблемы и пути их решения в Х1Х веке. М., 2016. С. 49.
2 Шаихов А.Г. Межнациональные и межконфессиональные отношения как факторы национальной безопасности // Этносоциум и межнациональная культура. 2017. № 1 (103). С. 58.
89
5. Зеленков М.Ю. Религиозные конфликты: проблемы и пути их решения в Х1Х веке. М.: КноРус, 2016. 174 с.
6. Зенченко А.Р. Традиционные конфессии в Российской Федерации // Молодой ученый. 2017. № 6 (313). С. 202 - 205.
7. Казарян И.Р. Межнациональные конфликты в постсоветской России: возможности проявления и предупреждения // Вестник Уральского государственного университета. 2015. № 11. С. 165 - 169.
8. Межнациональные и межконфессиональные отношения в России [Электронный ресурс] // Юрист - инфо. Режим доступа: https://zuzino.mos.ru/interethmc-and-interfaith-relations/ (дата обращения: 28.11.2018).
9. Межнациональные и межрелигиозные отношения в России [Электронный ресурс] // Современная Россия. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=z0k5VSthgRU (дата обращения: 28.11.2018).
10. Межнациональные и межрелигиозные отношения как фактор единства России [Электронный ресурс] // Международные отношения. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=z0k5VSthgRU (дата обращения: 28.11.2018).
11. Нуруллаев А.А. Религия и политика: учебное пособие / А.А. Нуруллаев, А.Ал. Нуруллаев. М.: Проспект, 2006. 318 с.
12. Пресса и религиозные конфликты в современной России [Электронный ресурс] // Мировая религия. Режим доступа: http://www.katolik.ru/mir/1016-archive/83276-st15415.html (дата обращения: 28.11.2018).
13. Путин В.В. Россия: национальный вопрос // Независимая газета. 2012. № 007 (5493). - 23 января.
14. Себенцов А.Е. Развитие религиозной ситуации в современной России // Власть. 2017. № 1. С. 238-240.
15. Шаихов А.Г. Межнациональные и межконфессиональные отношения как факторы национальной безопасности // Этносоциум и межнациональная культура. 2017. № 1 (103). С. 52-58.