ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕЖРЕЛИГИОЗНЫХ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Зенкин А.И.
Зенкин Александр Иванович - магистрант, направление подготовки: политология, Российский государственный социальный университет, г. Москва
Аннотация: в статье дается анализ существующих актуальных вопросов в межконфессиональных и межрелигиозных отношениях в современной России. Раскрываются социальные проблемы, существующие в государстве. Особое внимание уделено христианству, православию. В статье дается оценка работе СМИ, которые не всегда правильно освещают религиозные темы. Социальные проблемы демографии не остаются без внимания религиозных лидеров. Были приведены примеры кощунственных выставок, где были затронуты религиозные чувства верующих. Культурный вопрос в нашей стране имеет богатое духовное наследие, которое помогает объединять конфессии и религии в современной России. Россия - сложный, большой, из многосоставляющих позитивных сфер мир, что является в итоге моделью мира.
Ключевые слова: межконфессиональные отношения, межрелигиозные отношения, миграционная политика, демография, медиапространство.
В целом, можно отметить, что насущные проблемы в межконфессиональных отношениях в разных субъектах нашей страны, формы их проявления достигли разных общественных масштабов и видов. Одну из характерных сторон нынешнего религиозного возрождения составляет вовлеченность в этот процесс молодежи. Разнообразные конфессии, традиционные и в особенности нетрадиционные, в силу личных стратегических заинтересованностей расширения социального воздействия стремятся выражать активность непосредственно в молодежной сфере. Из числа других возрастных групп жителей, молодое поколение оказывается в наибольшей мере подвластной воздействию религиозных идеологий. Данные противоречия имеют все шансы отыскать собственное решение в межрелигиозных разногласиях и составляют одну из важных проблем в межконфессиональных взаимоотношениях. От того, каким образом станут образовываться отношения среди конфессий, в каком ракурсе (положительном, отрицательном) верующие разных конфессий будут принимать друг друга, во многом зависит прочное социальное формирование.
В обстоятельствах глобализации наблюдаются явные границы между православной и католической (Восточной и Западной) Европой, среди исламского, христианского и буддийского цивилизованныхобществ. Религиозные культуры, равно как исторически сформировавшиеся макрообщности, продолжают стремительно выражать себя в противостояниях, приобретающих конфигурацию «цивилизационных разломов». Разговор цивилизаций в существенной степени считается диалогом конфессий. Религиозные культуры посредством мировоззренческих ориентиров реализовывают функцию общественного контроля: регламентируют действия, структурируют взаимоотношения, могут обеспечивать общественный порядок; с другой стороны, внутриконфессиональное объединение и единство зачастую поворачиваются общественным размежеванием. Этому содействуют различия в мировоззренческих ценностях, знаково -символической и предметной областях, особых конфигурациях поведения людей, регламентируемых религиозными предписаниями.
102
В Российской Федерации религиозные и культурные отличия стали особенно заметны после разрушения безбожной идеологии. Устранение идейных барьеров, существенные социальные и идеологические изменения, активизировали как религиозную настроенность населения, так и общественную инициативность конфессий.
Для нашего государства, которое исторически выступает единым общим домом для многочисленных этносов и народов, межэтническое одобрение бесспорное преимущество, важное требование для существования страны. Здесь у нас имеется фундамент, основа. Это извечный навык. Именно так, отметил глава государства. Межэтнические взаимоотношения труднейшая, чувствительная область, - продолжил Владимир Путин. Возникают иные трудности, для того чтобы правильно их решать, необходимы инновационные и гибкие подходы. И такие решения учтены в Стратегии общегосударственной национальной политики, за счет чего Российская Федерация благополучно борется с такими массовыми угрозами как терроризм и экстремизм. Колоссальную роль играет также предотвращение и устранение религиозных и этнических конфликтов. Многие вызовы современности, связанны с проявлением глобализации, с увеличением числа таких явлений как терроризм и экстремизм.
Определение себя как части этнической, конфессиональной группы является естественным стремлением человека. Неукрепленным мировоззрением могут воспользоваться последователи деструктивных идеологий, навязывая нетерпимость к инакомыслящим. Таким образом, вопрос формирования устойчивого мировоззрения является актуальным как на бытовом, так и на государственном уровне, особенно учитывая разнообразие в национальном и религиозном составе РФ и ее субъектов.
Одним из главных актуальных вопросов межрелигиозных и межконфессиональных отношений является противодействие религиозному экстремизму. В одном из посланий Президента В.В. Путина к Совету Федерации Президент заострил внимание на фундаментальность в основах российской государственности. Подчеркнув важность взаимоуважения и сохранения единства нации, президент заявил, что необходимо жестко реагировать на все проявления разделения общества по национальным и религиозным признакам. «Мы обязаны жестко противодействовать любым проявлениям экстремизма и ксенофобии, беречь межнациональное и межрелигиозное согласие. Это историческая основа нашего общества и российской государственности», - заявил Путин.1
Противодействовать религиозному экстремизму может:
• укрепление межнационального согласия;
• жесткое реагирование на преступления, которые могут вызвать социальные обострения в обществе;
• мониторинг межнациональных отношений (основная работа должна вестись с молодежью);
• создание новых проектов в области межнациональных отношений;
• жесткое реагирование на преступление, которые могут вызвать социальные обострения в обществе;
• грамотная миграционная политика.
Миграционная политика является одним из актуальных вопросов в межрелигиозных и межконфессиональных отношениях современной России. Россия на сегодняшний день занимает второе место по количеству миграционного притяжения в мире. На наши территории приходится около 60% тех, кто к нам вновь приезжает, отсюда возникают те проблемы, с которыми сегодня сталкивается общество.
1 Путин В.В. Обращение к Совету Федерации [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://afmedia.ru/obshchestvo/putin-zhestko-reagirovat-na-proyavleniya-ekstremizma.
103
Миграционную политику можно рассмотреть на примере одного города - Москвы. В своем отчете Святейший Патриарх Кирилл на Епархиальном собрании, которое проходило в столице нашей страны, сконцентрировал интерес на межрелигиозных и межнациональных взаимоотношения в сердце нашей страны. 1 Старейший город Москва представляет собой современный, стремительно формирующийся город. Являясь столицей многонационального федеративного Российского государства, Москва предоставляет работу, дом, кров и пристанище представителям приблизительно 160 этнических групп и народов.
Уже после развала Советского Союза и в особенности с середины 1990-х годов в сравнительно благополучную отечественную столицу хлынули потоки трудящихся мигрантов из экономически слабых субъектов страны, а также жители соседних стран ближнего и дальнего зарубежья. Основываясь на данные официальной статистики, которая не учитывает масштабную незаконную миграцию, между двумя переписями населения - 1989 и 2002 годов - количество грузинской и армянской общин в столице увеличилась в 2,8 раза, молдавской и азербайджанской - в 5 раз, чеченской - в 7 раз, таджикской - в 12 раз, вьетнамской - в 14 раз, китайской - в 35 раз.
К сожалению, далеко не всегда приехавшие в город имеют высококультурный уровень, навыки и знания, нужные для успешного приспособления в иное цивилизационное и этнокультурное сообщество. Утратив, либо не найдя работу, доля приезжих становится на путь правонарушений и преступлений, чем обусловливается существенный рост этнической преступности в Столице. Члены этнических преступных групп, с которыми ведут борьбу правоохранительные органы, зачастую стараются уйти от ответственности, выдавая себя якобы за пострадавших от национальной нетерпимости и ксенофобии, что у некоторых коренных жителей вызывает негативную реакцию.
Были обсуждены определенные пути взаимодействия в сфере общественной интеграции мигрантов. Поднималась тематика отношений государства и Церкви с национальными диаспорами, проживающими в Российской Федерации, с духовными лидерами государств исторического проживания народов, к которым эти диаспоры принадлежат.
В процессе преодоления межэтнических напряженностей первопроходцами обязаны быть, на мой взгляд, верующие люди. Мы призваны являться добрым примером христианского взаимоотношения ко всем без исключения, кому понадобятся наша поддержка, внимание и содействие, поскольку Православию далека концепция государственного преимущества, ему кроме того неизвестна ненависть к представителям иных вероисповеданий. В случае если мы хотим вразумить общество светом Истины Христовой, тогда нам необходимо стать примерами милосердия и братолюбия, помня о том, что презрительно отвергая человека, нам не удастся уже сделать его лучше. Поскольку любовь велика там, где даже сила беспомощна.
Тематика гармонизации межрелигиозных и межконфессиональных взаимоотношений на сегодняшний день небезразлична значительной доле людей. Подход к решению проблем и ответы на вопросы в этой области напрямую зависит от культуры, в которой эти проблемы возникли. Стало очевидно, что некоторые из этих ответов не могут получить дальнейшего развития. Подобная участь одолела и русскую мысль рабочего интернационализма, которая в течение десятков лет существовала базой государственной национальной политики Советского Союза. Практическая деятельность демонстрирует, что одним из результативных средств снятия межэтнической напряженности считается межрелигиозный разговор, в котором принимает участие наша Церковь. Когда представители различных вероисповеданий обговаривают социально важные проблемы и получают общие
1 Актуальные вопросы епархиальной жизни. Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы.// Журнал Московской Патриархии, 2011. № 2. С. 28.
104
решения, это ясно демонстрирует людям, что между ними отсутствует и не должно быть вражды. Один из важных инструментов и институтов подобного разговора считается Межрелигиозный совет Российской Федерации. Аналогичные структуры сформированы и успешно функционируют в ряде субъектов государства.
Основной проблемой, которая существует постоянно и является в большинстве случаев причиной возникновения конкурентных межконфессиональных отношений, является глубокая убежденность приверженцев каждого из религиозных направлений в том, что именно их вера и идеология является самой правильной, самой наилучшей. То есть, в данном случае сразу делается акцент на том, что только представители данной конфессии являются самыми правильными и самыми лучшими. Это совершенно тупиковое направление, которое просто не дает реальной возможности договориться с людьми другого вероисповедания на равных. Также такая убежденность провоцирует на то, что религия оказывается втянута в межэтнические, межнациональные и даже межгосударственные конфликты. 1
В нашем государстве еще много нерешенных вопросов в области религии. Еще остаются противоречия между религиозными организациями и государством, которые возникают в законодательной области. С одной стороны, ведётся соперничество за перемену закона в связи с его признаваемым несовершенством. С другой стороны, религиозные организации ведут борьбу за четкое выполнение имеющегося законодательства в тех случаях, когда они считают, что оно не осуществляется в полной мере. Не находят отклика мнение государства в отношении миссионерской работы религиозных учреждений, распределения религиозных учреждений на нетрадиционные и традиционные для отечественного сообщества организации, практическая деятельность материальных взаимоотношений и налогообложений.
Не смотря на то, что лидеры религиозных организаций регулярно проявляют желание к разговору, к совместной работе и на самом деле их ведут, все же противоречия между религиозными организациями остаются. Они проявляются в социальной практике в желании аргументировать крепкую взаимосвязь между религиозным выбором личности и приверженностью к общественно -политическим ценностям (подход к материальному благосостоянию, формированию, форме общественно -политического управления, и т.д.). В основе сопоставления способностей общественной работы и тех гарантий законопослушания и преданности гражданскому долгу, которые способна обеспечить та или иная религиозная организация, совершается «соперничество» религий в известности (что должно отразиться на росте количества верующих и повышении авторитетности среди неверующих). 2
В Общественной палате РФ 9 февраля 2017 г прошел круглый стол «Медиапространство и межнациональные отношения», на котором представители экспертного сообщества и общественных организаций, сотрудники профильных изданий обсудили роль СМИ и интернета в формировании межнациональных отношений.3 В работе круглого стола приняли участие члены Общественной палаты РФ, корреспонденты СМИ, представители общественных организаций, сотрудники Института этнологии и антропологии РАН и эксперты в области этнокультурной политики, межконфессиональных и межнациональных отношений.
Круглый стол начали с дискуссии по поводу введения закона о российской нации. Председатель комиссии ОП РФ Иосиф Дискин заявил, что дискуссия важна и не
1 Зенкин А.И. Межконфессиональные и межрелигиозные отношения в современной России: состояние, специфика, перспективы // Научный журнал, 2018. №11(34).С87
2 Лобазова О.Ф. Противоречия и тенденции развития религиозности современного российского общества//Вестник МГОУ, 2009. №2.С.100
3 Медиапространство и межнациональные отношения [Электронный ресурс] // www.oprf.ru/ru/press/news/2017/newsitem/3 8631 ?PHPSESSID=38md2h2dal6vdksu81 u6ocdtv0
105
менее «важны мысли, которые пройдут через умы и сердца российских граждан в этом процессе». Он также отметил, что без единства нации само существование страны ставится под угрозу, и упрекнул некоторые СМИ в намеренном разжигании межнациональных и межрелигиозных конфликтов. «Такое ощущение, будто у нас идет холодная межнациональная и межрелигиозная война. Интернет превратился в глобальную кушетку психоаналитика, где не в условиях анонимности выплескиваются не лучшие стороны человеческой натуры. Огромное значение имеет фактор интернет-медиапространства, которое искажает всю систему межнациональных отношений».
Муфтий Москвы, член ОП РФ Альбир Крганов подчеркнул, что в России существует серьезная нехватка специалистов и ученых, которые бы могли давать профессиональное разъяснение тем или иным ситуациям, касающимся межнациональных и межрелигиозных отношений. Также муфтий отметил, что возмутительно заявление раввина Москвы о том, что сегодня 99% террористов являются мусульманами. «Возможно, журналисты неправильно подали информацию, но мы обязаны консолидировать наши силы на сохранении наших общих ценностей. Религиозные деятели не должны идти в политику, а обязаны заниматься своим делом». Это связано с тем, что немногие понимают, что за религия ислам, потому что в исламе большое количество течений, которые могут представлять угрозу самому исламу. На деле настоящий ислам не имеет ничего общего с радикальными течениями. Ислам миролюбивая религия, как и любая другая.
Можно сделать выводы, что дискуссия вокруг единства нации обнаружила у многих политиков и экспертов их слабые знания доктринальных документов национальной политики России. Он также отметил, что социология выдает показатели улучшения климата межнациональных отношений в России, тогда как другие источники указывают на то, что противоречия остаются и в любой момент возможны волнения.
Также представители религий объединяются для обсуждения демографической ситуации в стране, для совместного пути решения проблемы. Хочу отметить, что в межконфессиональных отношениях социальные проблемы в России стоят не на последнем месте. На одном из круглых столов по теме противодействия абортам епископ Каскеленский Геннадий сказал, что для всех миролюбивых людей исповедующих свои религии, чрезвычайно важно иметь общий взгляд на самые различные проблемы, в том числе на прерывание беременности. Эта тема - предмет для обсуждения разных религий.1 Цель круглого стола попытаться найти выход из сложившейся ситуации. Благодаря религии в последнее время сократилось число абортов в России.
В Столице произошло собрание Межрелигиозного совета Российской Федерации, в котором принимали участие представители от еврейских, православных, мусульманских, и буддистских организаций. Обсуждали не только проблемы экстремизма, терроризма, теологического образования, а также огромное внимание было уделено ситуации с абортами. Участники встречи отметили, что долю ответственности за прекращение беременности несут медицинские работники, отец нерожденных детей, окружение женщины. Был определен основной курс совместной деятельности конфессий, который будет направлен на противодействие абортам. Присутствовавшие, из числа, которых были и митрополит Волоколамский Иларион, пришли к соглашению о том, чтобы в перспективе способствовать инициативам, которые будут направлены на работу с прерыванием беременности.
Помимо этого, прозвучали рекомендации о противодействии абортам на уровне субъектов, к примеру - в качестве «пилотного» варианта - на Северном Кавказе.
1 Межконфессиональный круглый стол против абортов [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.youtubexom/wateh?v=bpUPn05ZOrU/
106
Религиозные лидеры полагают, что необходимо морально и материально помогать женщинам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, а также с помощью средств массовой информации формировать благоприятное представление о полной семье.
Митрополит Иларион определил сложившуюся в Российской Федерации обстановку с абортами как катастрофичную. В общем заявлении участников встречи заявлено: «Предоставление операции по избавлению от зачатого младенца как бесплатной и легкодоступной услуги, финансируемой из государственных дотаций, по сути, оправдывает аборты в глазах общества, приравнивая их к лечению болезней. Считаем, что аборты не могут делаться за счет налогоплательщиков, в том числе верующих, являющихся принципиальными противниками насильственного прерывания новой человеческой жизни. (...) Никакие соображения собственного комфорта, выгоды и ложные опасения не могут оправдать грех чадоубийства, который неизбежно приводит к негативным физиологическим, нравственным и духовным последствиям всех соучастников этого преступления».1
Некоторые люди не знают позицию Церкви по этому вопросу, но не потому, что она ее не имеет, а потому что им выгодно притворяться несведущими. В то время как Церковь прямо заявляет: аборт - это убийство! Церковь всегда рассматривала желание прервать беременность как тяжелый грех. По канону, аборт приравнивается к убийству, поскольку по Писанию жизнь человеку дает Бог и это Его дар, который надо с благодарностью принимать.
В Псалтыре царь Давид пишет: «Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей... Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои» (Пс.138:15 -16).2 Пророк Иеремия также получил подтверждение от Господа: «Я образовал тебя во чреве. и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» (Иер.1. 5-6).3 Разве это не четкое подтверждение того, что всякая жизнь от Господа. Кто такие люди, что позволяют покушаться на этот дар и отвергать его?
Наука подтверждает, что ребенок с первых дней в утробе развивается очень быстро и на 11 неделе уже имеет полностью сформированный скелет, внутренние органы и нервную систему, т. е. уже его сердце бьется, а он может ощущать боль. Поэтому, все утверждения, что пока ребенок не родился - он не живой, это ложь.
Есть достаточное количество разных организаций, чья миссия - это защита ребенка в утробе матери. Среди них центр «Жизнь» и ЦОС по биоэтике при Московской Патриархии. Кроме того, почти каждая епархия имеет при себе подобную организацию. Но, для того, чтобы услышать официальную позицию Церкви не надо создавать организации. Достаточно спросить у любого священника или батюшки, чтобы узнать ответ. Кроме этого, прихожане должны сами иметь активную позицию и влиять на общество в своем круге общения.
В современной России в области межконфессиональных отношений приобретают актуальность работа СМИ. Нередко средства массовой информации, журналисты неправильно подают информацию.
В пресс-центре МИА «Россия Сегодня» был проведен круглый стол «Информационное пространство: освещение светских и религиозных происшествий».4 Участвующие в нем представители классических конфессий выделили, что весьма небольшой уровень религиозного просвещения людей России
1 Заявление Межрелигиозного совета России. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://mospat.ru/ru/2016/06/02/news132511/
2 Псалтирь. М., 2006. С. 431-432.
3 Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. М., 2005. С. 735.
4 Информационное пространство: освещение светских и религиозных происшествий [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.newsru.com/religy/01oct2014/rundertisch.html.
107
приводит к неверной интерпретации происшествий. Генеральный секретарь Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский назвал ситуацию «попросту драматической». Он высказал надежду, что Русская православная церковь и другие традиционные религиозные организации страны станут стремительнее функционировать в сфере просвещения жителей.
Существуют разные варианты воспитания этнического и религиозного мировоззрения. Можно выделить семейно-традиционную модель и внешнюю радикальную модель. Семейно-традиционная модель формируется, если большинство исповедуют традиционные религии, придерживаются общих подходов в понимании мироустройства, семья выступает основным источником формирующегося мировоззрения. Верующие люди из одного сообщества примерно одинаково смотрят на окружающий мир, доверяют опыту прошлых лет через предков, находят его отражения в настоящем. Детей приобщают к вере и отношению к другим нациям постепенно - через семью, культурно-национальные традиции, школьное образование. Таким образом, можно сказать, что в таком обществе приобщение к этническо-религиозному мировоззрению является частью социализации личности, подразумевающая закрепление моральных, нравственных норм, правил взаимоотношений с другими людьми.
С другой стороны, если традиционные межпоколенные связи нарушены, в большинстве семей наблюдается общее снижение ценностного статуса морали, упадок социального авторитета традиционных ценностей, нравственные ориентиры размываются, то в таком обществе приобщение к этническим, религиозным движениям происходит не постепенно, а внезапно и характеризуется резким изменением взглядов, поведения, взаимоотношений с окружающими. Внезапность подобного процесса обычно возможна в результате внешнего вмешательства и воздействия на сознание молодых людей, а не в результате истинного выбора новообращенного. Таким образом, молодые люди становятся жертвами информационно-психологического воздействия умелой пропаганды этно- и религиозно-экстремистских организаций. Современный процесс радикализации российской молодежи обусловлен нарушением процесса социальной адаптации подрастающего поколения. На данный момент молодежь представляет собой группу социального риска, которая балансирует на грани социального исключения, находясь на переходных этапах из образовательной сферы в сферу карьерно-деловой, но все еще ощущающих дезориентацию в социально-психологических вопросах, вопросах самоопределения. Из-за опасения за крах собственных жизненных интересов и планов возрастает реализация нелегальных способов выполнения жизненных целей (девиантной карьеры).
На выставке «Арт Манеж-98» прошел перфоманс «Юный безбожник» и, как утверждал сам автор, его целью было «противопоставить свое видение мира ортодоксальному христианству». Художник самостоятельно приобрел иконы и принес их на выставку, где сначала предложил осквернить их собравшимся посетителям, а после того, как обнаружил, что желающих нет, принялся сам рубить их топором. Как отреагировали на это посетители выставки -предположить довольно легко....1
Искусство может исцелять и приносить вред. Свободу творчества нельзя путать со вседозволенностью. Лидеры традиционных конфессий призваны быть соработниками на ниве просвещения человека в духе идеалов, любви и милосердия, и не забывать, что свобода творчества, лишенная морального измерения ведет к саморазрушению человека, в первую очередь самого художника.
1 Антирелигиозные мотивы в современном Российском искусстве [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://pravdoiskatel77.livejournal.com/3348266.htmI.
108
Культура является той базой, которая объединяет всех, все нации и народы независимо от национальности и вероисповедания. Культура объединяет и сплачивает народы. Только культура может созидать и объединять. Сила России в том и заключается, что в ней проживает более 190 национальностей, поэтому наша страна богата своими художниками, писателями, скульпторами.
Таким образом, можно отметить, что проблема межэтнических и межконфессиональных отношений актуальна не только в научном, но и в практическом отношении. Это сложный, многогранный процесс, в котором рассматриваются политический, социальный, психологический, экономический, лингвистический и другие аспекты. Теоретическая и практическая функция таких взаимоотношений и направленного друг на друга общения - способствовать интеграции народов, укреплять дружбу и сотрудничество представителей разных мировоззрений, воспитывать такт и взаимоуважение людей разных национальностей и вероисповеданий. Российская Федерация является примером страны с богатой историей развития межкультурных, межнациональных и межконфессиональных связей.
Список литературы
1. Актуальные вопросы епархиальной жизни. Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы. // Журнал Московской Патриархии, 2011. № 2. С. 28.
2. Антирелигиозные мотивы в современном Российском искусстве. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pravdoiskatel77.livejournal.com/3348266.html/ (дата обращения: 16.04.2019).
3. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. М., 2005. С.735
4. Заявление Межрелигиозного совета России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mospat.ru/ru/2016/06/02/news132511/ (дата обращения: 16.04.2019).
5. Зенкин А.И. Межконфессиональные и межрелигиозные отношения в современной России: состояние, специфика, перспективы // Научный журнал, 2018. №11(34).С87
6. Информационное пространство: освещение светских и религиозных происшествий [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.newsru.com/religy/01oct2014/rundertisch.html/ (дата обращения: 16.04.2019).
7. Лобазова О.Ф. Противоречия и тенденции развития религиозности современного российского общества // Вестник МГОУ, 2009. № 2. С. 100.
8. Медиапространство и межнациональные отношения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.oprf.ru/ru/press/news/2017/newsitem/38631?PHPSESSID=38md 2h2dal6vdksu81u6ocdtv0/ (дата обращения: 16.04.2019).
9. Межконфессиональный круглый стол против абортов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=bpUPn05ZOrU/ (дата обращения: 16.04.2019).
10. Псалтирь. М., 2006. С. 431-432.
11. Путин В.В. Обращение к Совету Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://afmedia.ru/obshchestvo/putin-zhestko-reagirovat-na-proyavleniya-ekstremizma/ (дата обращения: 16.04.2019).