УДК 301
МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ: МЕСТО И РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ДАГЕСТАНЕ)
© 2011 г. М.М. Шахбанова
Институт истории, археологии и этнографии Institute of History, Archeology and Ethnography
Дагестанского научного центра РАН, of Dagestan Scientific Center RAS,
ул. М. Ярагского, 75, г. Махачкала, 367030 M. Yaragskiy St., 75, Makhachkala, 367030
Выявляется роль диалога в процессе формирования межэтнической и межконфессиональной толерантности. С привлечением результатов социологического исследования излагаются причины существования интолерантных установок в общественном сознании дагестанских народов, к которым относятся межконфессиональные и внутриконфессиональные противоречия. Исследование продемонстрировало, что религиозная интолерантность в Республике Дагестан обусловлена распространением ранее не характерных для региона религиозных течений, вносящих дестабилизацию в межрелигиозные и межнациональные отношения. Признавая равноправие всех религий, респонденты негативно относятся к диалогу с носителями ваххабитской идеологии.
Ключевые слова: диалог, конфессия, межэтнический, этнорелигиозный, религиозная толерантность.
The article reveals the role of the dialogue in the process offorming of interethnic and interconfessional tolerance. By using the results of sociological research, the article tells about the reasons of existence of intolerant aims in social consciousness of Dagestan people, which consist of interconfessional and inconfessional contradictions. The research showed that religious intolerance in republic is caused by the spreading of before untypical for the region religious trends, which bring the destabilization in interreligious and international relations. Admitting the equality of all religions the respondents negatively treat the dialogue with the bearers of Vakhabist ideology.
Keywords: dialogue, confession, interethnic, ethnoreligious, religious toleration.
Конец прошлого, начало нынешнего столетий ознаменовались агрессией и проявлением интолерант-ности во всех сферах жизнедеятельности человека, межэтническим и межконфессиональным противостоянием, соответственно возникает необходимость изучения роли диалога в разрешении обозначенных проблем.
По мнению О.Е. Казьминой, «...анализ разных аспектов современной религиозной ситуации в России приводит к заключению о тесной связи между рели-
гиозностью и этничностью. Без учета сопряженности религиозной и этнической идентичности невозможно понять многие другие аспекты религиозной ситуации в стране (например, проблему прозелитизма или формирование религиозного законодательства) и адекватно их оценить» [1].
Диалог как таковой предусматривает мирное сосуществование народов при обязательном признании их культурного разнообразия и особенностей. Мы глубоко убеждены, что союз религий может способ-
ствовать делу мира, но в межрелигиозном диалоге должны участвовать представители самых разных конфессий [2].
Часто политические деятели привлекают религиозный фактор для достижения тех или иных целей, направленных на этническую или иную консолидацию народа. Наряду с этим обострение межнациональных и межрелигиозных отношений должно направить деятельность религиозного духовенства на разрешение этих проблем, и здесь важнейшую роль призван сыграть межэтнический и межконфессиональный диалог. Еще Алексий II говорил о том, что разные народы в силу своих исторических, религиозных, культурных традиций имеют отличные друг от друга правовые, политические уклады, поэтому так важно наладить конструктивную работу по сближению позиций по важнейшим ключевым вопросам жизни... Целью такой совместной работы может быть только гармонизация взглядов при сохранении всего многообразия мира [2].
Одной из актуальных задач на современном этапе развития российского общества становится необходимость воспитания толерантности, в том числе религиозной и этнической. «.Международный терроризм не оставляет попыток дестабилизировать ситуацию в России и вокруг нее, стремясь для достижения своих преступных целей вбить клин между людьми разной веры и национальности. В России исторически сложились традиции добрососедского сосуществования последователей различных религий, принадлежащих ко многим национальностям...Опыт межрелигиозного диалога, единения всего народа, не взирая ни на какие национальные и религиозные различия, жив и активно развивается и в наши дни.Мы решительно отвергаем любую религиозную или национальную рознь как в корне противоречащую мирному, человеколюбивому духу исповедуемых в нашей стране религий, многовековым российским традициям добрососедства.» [3].
Дальновидные и трезвомыслящие лидеры духовенства, считая необходимым наладить диалог, с полным основанием рассматривают его не только как способ обмена информацией, а больше как средство формирования цивилизованных межконфессиональных и межнациональных отношений, способных мирно разрешить существующие и возникающие противоречия. Очень «.важна миссия духовенства, помогающая человеку отделять истинную веру от попыток ею манипулировать. Такое воспитание формирует в обществе толерантную среду, в которой осуждается религиозная и национальная неприязнь. И потому духовное, нравственное и гуманитарное просвещение - это совместная задача государства и религиозных объединений. подобные меры позволят не только упреждать этнорелигиозные конфликты, но и преодолевать другие социальные болезни современного мира» [2, с. 7].
Роль диалога в современном обществе, несомненно, будет огромной, ибо: 1) он может способствовать устранению, хотя бы частичному, межрелигиозных противоречий, выводить идеологические противостояния в цивилизованное русло и в конечном счете сохранить
стабильность в обществе; 2) может стать препятствием на пути распространения националистических идей и взглядов некоторых нечистоплотных политиков, впрочем, как и религиозных лидеров; 3) способствовать осознанию людьми разных вероисповеданий, что в основе религиозно-политического экстремизма не лежит религиозное учение; 4) помогать формированию межэтнической и межконфессиональной толерантности в общественном сознании народов.
Постоянное подчеркивание преимущества собственной религии и мировоззрения и как наиболее приемлемого и способного разрешать межнациональные, политические, экономические и иные проблемы, не способствует налаживанию позитивного диалога, что необходимо учитывать религиозным лидерам в своей деятельности.
Какие же факторы мешают налаживанию межконфессионального диалога в России? К ним, прежде всего, следует отнести: 1. Политическую аганжиро-ванность многих религиозных лидеров. Видимо, они должны находиться вдали от политических баталий и сосредоточить свои действия на проведении позитивной религиозной политики. 2. Нарушение государственными органами власти конституционных принципов отделения религии и церкви от государства. 3. Существующая религиозная интолерантность не способствует сохранению стабильности в российском обществе. 4. Противоречия внутри самих конфессий, часто связанных с толкованием Священного писания. 5. Отсутствие плодотворной и позитивной политики, учитывающей особенности иных религиозных учений, уважение их принципов и основ со стороны религиозного духовенства, часто звучащие из их уст обвинения в адрес других конфессий.
Не меньше формированию нетерпимости в обществе могут способствовать выступления политиков, предлагающих в законодательном порядке разделить существующие в России религиозные организации, исходя из численности одного народа, сделать их религию государственной, апеллируя при этом к европейскому опыту. Как известно, слепое копирование опыта иных стран не приводит к позитивной тенденции в общественном развитии. Поэтому возникает закономерный вопрос: «Кто определил численность верующих, относящихся к той или иной конфессии?». «.Именно диалог и плодотворное взаимодействие различных конфессий, прежде всего православия и ислама, в течение более тысячи лет являлись основой развития богатейшей российской культуры, вклад которой в формирование человеческой цивилизации общепризнан. Сотрудничество православной и мусульманской общин всегда было в России одним из традиционных институтов стабильности общества» [4, с. 61 - 62].
По нашему мнению, одним из методов достижения межэтнической и межконфессиональной толерантности должен быть диалог, учитывающий мнение и интересы всех сторон, и основой его должно быть равноправное сотрудничество, опирающееся на учет различий и не доказывающий свое превосходство. Р. Гай-нутдин отметил, что «.в Коране, который является законом для мусульман, выделены "люди Писания" -
иудеи и христиане - и предписана веротерпимость по отношению к ним. Это ярко проявляется, в частности, в том, что мусульманам позволяется вступать в брак с представителями этих вероисповеданий, который вправе и в браке исповедовать свою веру... у мусульман и иудеев есть опыт плодотворного сотрудничества, его надо развивать, помня, что у ислама и иудаизма общие религиозные корни» [4, с. 67 - 68]. Несмотря на такое утверждение, мусульмане не так часто вступают в брак с представителями иной конфессии. Если относительно мужчины, такой поступок воспринимается безразлично, порой встречается и понимание, то женщина подвергается осуждению и насмешкам.
В настоящее время в Совете Федерации РФ работает созданная в 2006 г. объединенная комиссия по национальной и конфессиональной политике. Ее основными задачами являются вопросы развития федеративных отношений и защита конституционных прав и свобод человека, в том числе национально -культурного развития народов страны, а также гарантия социально-экономического и культурного развития коренных и малочисленных народов. Кроме того, комиссия будет решать задачи по предупреждению дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой и религиозной принадлежности, а также предупреждению национальной, расовой, религиозной исключительности, нетерпимости, ненависти или вражды.
Для налаживания межэтнического и межконфессионального диалога необходимо вовлечение в данный процесс представителей различных национальностей и религий, разработка совместных проектов популяризующих межконфессиональный и межнациональный мир, в первую очередь, в сознании подрастающего поколения.
Хотелось бы рассмотреть роль диалога в разрешении межнациональных и межконфессиональных проблем. Для этого нами был проведен социологический опрос в 2009 г. в Казбековском, Кизилюртовском, Карабудахкентском, Новолакском, Хасавюртовском, Табасаранском районах и в городах Махачкала, Буйнакск и Каспийск. Методом случайного отбора опрошено 597 чел. В ходе социологического исследования респондентам было предложено отметить те признаки, которые, по их мнению, приводят к обострению межрелигиозных отношений в республике.
На вопрос: «Что приводит к возникновению напряженности в межрелигиозных отношениях между дагестанскими верующими?», верующие как причины обострения межрелигиозных отношений в республике отметили «распространение новых, ранее не существовавших на территории республики религиозных течений (ваххабизм, свидетели Иеговы, протестантизм, кришнаиты и т.д.)» - 62,7 %. Аналогичного мнения придерживаются и неверующие - 40,9 %, такое же количество неверующих отметили - «борьба и амбиции духовных лидеров за сферу влияния».
Вариант ответа «распространение новых, ранее не существовавших на территории республики религиозных течений (ваххабизм, свидетели Иеговы, протес-
тантизм, кришнаиты и т.д.)» отметили 64,0 % лезгин, 63,0 - аварцев, 57,8 - чеченцев-аккинцев, 55,6 - русских,
54.3 - лакцев, 52,0 - кумыков и 51,7 % даргинцев. Последние также указали вариант ответа - «деятельность политических партий и лидеров использовать религиозные чувства населения в своих узкополитических целях» -27,6 % опрошенных. 23,5 % - кумыков, 25,0 - чеченцев-аккинцев и 25,9 % русских отметили «борьба и амбиции духовных лидеров за сферу влияния». На «стремление исламских организаций на исключительное положение в дагестанском обществе» указали 18,6 % лакцев. По всей совокупности опрошенных через этническую принадлежность, ответы распределились следующим образом: «распространение новых, ранее не существовавших на территории республики религиозных течений (ваххабизм, свидетели Иеговы, протестантизм, кришнаиты и т.д.)» - 58,2 %, «борьба и амбиции духовных лидеров за сферу влияния» - 18,9 и «деятельность политических партий и лидеров использовать религиозные чувства населения в своих узкополитических целях» -
16.4 % опрошенных.
Опрошенные эксперты (специалисты Комитета Правительства Республики Дагестан по делам религий) разделяют мнение, что причинами обострения межрелигиозных отношений в республике являются «распространение новых, ранее не существовавших на территории республики религиозных течений (ваххабизм, свидетели Иеговы, протестантизм, кришнаиты и т.д.)» - 43,3 % и «борьба и амбиции духовных лидеров за сферу влияния» - 36,7 % опрошенных.
Далее респондентам был задан вопрос: «Должны ли все религии в республике обладать равными правами?» По мнению верующих, «да» - 58,4 % и 38,4 % не согласны с данным мнением. Среди неверующих, разделяющих мнение, что «все религии в республике должны обладать равными правами» значительно больше - 81,8 %, против - 13,6 % опрошенных. 62,0 % верующих считают, что «ислам должен обладать большими правами, чем другие религии в республике», но с этим вариантом не согласны 34,7 %. Неверующие - 72,7 % - считают, что «ислам не должен обладать большими правами, чем другие религии в республике» и не разделяют данное мнение 22,7 % опрошенных. Вместе с тем верующие и неверующие считают, что «православие не должно обладать большими правами и привилегиями, чем другие религии в республике» - 89,6 % и 86,4 %, соответственно.
Мнения, что «все религии должны обладать в республике равными правами» придерживаются 92,6 % русских, 72,0 - лезгин, 62,5 - чеченцев-акинцев, 61,4 -лакцев, 51,7 - даргинцев и 51,0 % аварцев. Не разделяют данную позицию 53,9 % кумыков, 46,6 - даргинцев, 43,2 - аварцев и 38,6 % лакцев. Далее опрошенные отметили, что «ислам должен обладать большими правами, чем другие религии в республике», в частности, таковых среди аварцев 70,7 %, 67,2 - даргинцев, 57,8 -чеченцев-аккинцев и 52,9 % лакцев. Не разделяют точку зрения, что «ислам должен обладать большими правами, чем другие религии в республике» 92,6 % русских, 60,0 - лезгин, 45,7 - лакцев и 42,2 % чеченцев-
аккинцев. Вместе с тем большинство опрошенных не разделяют и другое мнение - «православие должно обладать большими правами и привилегиями, чем другие религии в республике»: 96,3 % русских, 96,0 - кумыков, 92,9 - лакцев, 91,2 - кумыков, 87,9 - даргинцев, 85,9 - чеченцев-аккинцев и 84,4 % аварцев. Таким образом, по всей совокупности опрошенных через национальную принадлежность, респондентам ближе точки зрения: «православие не должно обладать большими правами и привилегиями, чем другие религии в республике» - 88,4 %, «ислам должен обладать большими правами, чем другие религии в республике» -61,4, «все религии должны обладать в республике равными правами» - 57,7 %. Надо отметить что русские, исповедующие православие, последовательно выступают как против того, чтобы «ислам обладал большими правами, чем другие религии в республике» и «православие обладало большими правами и привилегиями, чем другие религии в республике», но разделяют мнение, что «все религии должны обладать в республике равными правами». Иного взгляда и не ожидалось в республике, значительная часть населения которой исповедует мусульманскую религию.
Эксперты отметили, что «православие не должно обладать большими правами и привилегиями, чем другие религии в республике» - 93,3 %, «все религии должны обладать в республике равными правами» - 80,0 и «ислам не должен обладать большими правами, чем другие религии в республике» - 76,7 % опрошенных.
В ходе опросе респондентам был задан вопрос конкретизирующего характера: «Считаете ли Вы возможным налаживание межрелигиозного диалога со сторонниками религиозного экстремизма (ваххабизма)?». Несмотря на то, что неверующие также выступают против диалога и их больше по сравнению с верующими - 54,5 % против 45,1 %, среди первых, по сравнению с верующими, больше людей считающих возможным налаживание межрелигиозного диалога со сторонниками ваххабизма - 22,7 % опрошенных. Среди неверующих меньше всего затруднившихся с ответом (9,1 %) против 26,1 % верующих.
Независимо от образовательного уровня, опрошенные не считают возможным наладить межрелигиозный диалог со сторонниками ваххабизма. Таковых среди респондентов со средним образованием - 50,4 %, с высшим - 45,8 и со средним специальным - 41,3 %. По сравнению с другими группами респонденты с высшим образованием считают возможным налаживание межрелигиозного диалога со сторонниками ваххабизма -19,1 % опрошенных. Эксперты также не считают возможным наладить межрелигиозный диалог с ваххабитами - 53,3,в то время как за диалог выступают 30,0 % опрошенных.
Поступила в редакцию
По этнической принадлежности на невозможность наладить межрелигиозный диалог с ваххабитами указали 66,7 % русских, 52,0 - лезгин, 48,3 - даргинцев, 45,7 - лакцев, 43,8 - аварцев, 42,2 - кумыков и 31,3 % чеченцев-аккинцев. Вариант «затрудняюсь ответить» выбрало большинство опрашиваемых, в частности, 31,8 % аварцев, 28,6 - лакцев, 28,0 - лезгин и 26,6 % чеченцев-аккинцев. По сравнению с другими, среди опрошенных лакцев больше всего считающих необходимым вести диалог с теми, кто придерживается ваххабитских идей - 24,3 %. Полученные результаты по всем параметрам свидетельствуют, что респонденты не видят возможности, впрочем, и необходимости по налаживанию межрелигиозного диалога со сторонниками ваххабизма.
Когда у респондентов спросили, с какой сферой общественной жизни они связывают деятельность религиозных организаций, вариант «налаживание диалога между различными религиями» поставили на седьмое место из предложенных семи вариантов -10,6 %, в то время как эксперты - на третье место.
Полагаем, что «многое зависит от корректного поведения местных религиозных лидеров» [5]. При возникновении конфликтов, имеющих хотя бы отдаленно в себе зачатки межрелигиозных противоречий, им нужно немедленно включаться в процесс поиска адекватных мирных путей выхода из ситуации. Помимо постоянных рабочих контактов друг с другом, они должны преодолевать предвзятость по отношению к другим конфессиям, устоявшиеся негативные стереотипы в исторической памяти, побуждать своих единоверцев оставить в прошлом фанатизм и нетерпимость, обращенную на других, и заняться строительством своей общины, воспитанием детей и молодежи в духе мира и доброжелательства.
Литература
1. Казьмина О.Е. Русская Православная церковь и проблемы идентичности, религиозного законодательства и прав человека в современной России // Этнографическое обозрение. 2009. № 1. С. 3.
2. Материалы Всемирного саммита религиозных лидеров (Москва, 3 июля 2006 г.) // Право и безопасность. 2006. № 3 - 4.
3. Заявление членов Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ. Москва, 1 июня 2005 г. URL: http://www.religare.ru/analytics18198. htm (дата обращения: 25.04.2009).
4. Цит. по: Ханбабаев К.М. Этноконфессиональная толерантность в постсоветской России: проблемы методологии и практики // Толерантность в полиэтноконфессиональ-ном регионе. Махачкала, 2007.
5. Шалумов Ш.О. О мире и терпимости // Современный Кавказ. 2007. № 5. С. 156.
25 июня 2010 г.