УДК 21 ББК 86.3
ВКЛАД РЕЛИГИОЗНЫХ КОНФЕССИЙ В РАЗВИТИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
САХ^МИ КОНФЕССИЯМИ МАЗ^АБИ ДАР РУШДИ ФАР^АНГИМАЪНАВИИ ЦТ
CONTRIBUTION OF RELIGIOUS PERSUASIONS INTO THE DEVELOPMENT OF SPIRITUAL CULTURE OF TAJIKISTAN REPUBLIC
Рахимова Насибахон Хасановна,
старший преподаватель кафедры общественных наук ТГУПБП (Таджикистан, Худжанд)
Рахимова Насибахон Хасановна,
сармуаллими кафедраи илм^ои цомеашиносии ДДХ,БСТ (Тоцикистон, Хуцанд)
Rakhimova Nasibahon Hasanovna, senior lecturer of the department of social sciences under the TSULBP (Tajikistan, Khujand) E-MAIL: nasiba2314@mail.ru
Ключевые слова: религиозные конфессии, межконфессиональное согласие, религиозная терпимость, межрелигиозный диалог, религиозные организации, православная церковь, протестантская конфессия, католическая община
Уделено особое внимание актуальным проблемам взаимоотношений носителей культуры и религиозных традиций различных народов и этнических групп, проживающих сегодня в Республике Таджикистан. Излагается история возникновения религиозных организаций и конфессий в Таджикистане, приведено множество статистических данных о действующих мусульманских религиозно-образовательных учреждениях и религиозных объединениях, освещается деятельность представителей немусульманских конфессий, проживающих в Таджикистане: православной, протестантской, католической, а также иудейской. Отмечена роль государственной политики в сохранении межконфессионального согласия. Большой интерес предоставляет предложение о необходимости обсуждения практики взаимодействия государства с религиозными организациями в решении вопросов духовно-нравственного и патриотического образования, изучения религии в светской школе и высших учебных заведениях для предупреждения проявлений религиозного экстремизма и межконфессиональных конфликтов.
Калидвожа^о: конфессиями маз^абй, ризоияти байни маз^аб^о, та^аммулпазирии мазуабй, муколамаи байни маз^аб^о, ташкилоти дини, серкови православи, конфессияи протестанты, цомеаи католики
Дар мацола ба масоили мубрами муносибатуои мутацобилаи уомилони фар^анг ва анъанауои мазуабии халцуои гуногун ва гуруууои этникй, ки имруз дар ЦТ сукунат доранд, дицкати махсус дода шудааст. Таърихи пайдоиши ташкилотуою конфессияуои дини дар Тоцикистон баён гардидааст, дар бораи муассисауои мусулмонии маърифатй ва иттиуодияуои дини маълумоти омории зиёд оварда шудааст, фаъолияти намояндагони конфессияуои гайримусулмони сокини Тоцикистон - православи,
протестанты, католики, %амчунин яуудй тавсиф шудааст. Нацши сиёсати давлат дар нигоу доштани ризоияти байниконфессиалй таъкид гардидааст. Пешниуод дар бобати зарурати мууокимаи амалияи уамкории давлат бо ташкилотуои мазуабй дар халли масоили тарбияи рууонию маънавй ва ватандустона, омузиши дин дар мактабуои дунявй ва муассисауои маълумоти олй ба максади пешгирии зуууроти экстремизми динй ва низоъуои байнимазуабй цолиби диццат аст.
Key words: religious persuasions, interpersuasory concord, religious tolerance, interreligious dialogue, religious organizations, orthodox church, protestant persuasion, catholic community
The author of the article pays special attention to the actual problems of mutual relations between bearers of culture and religious traditions of different peoples and ethnical groups inhabiting today the Republic of Tajikistan. He expounds the history of upspringing concerned with religious organizations and persuasions in Tajikistan, adduces multiple statistical data on functioning Moslemic religious-educational institutions and religious associations, highlights the activities carried out by representatives of non-Moslemic persuasions living in Tajikistan: orthodox, Protestant, Catholic and that of Hebrew inclusive. The author underscores the role of state policy in preservation of interpersuasory concord. Of great interest is a suggestion related to a necessity of discussing the practice of interaction between the state and religious organizations in the aspect of solving the issues appertaining to moral-spiritual and patriotic education, studies of religion in secular school and higher educational establishments for admonishion of elicitation of religious extremism and interpersuasory conflicts.
В наше время приобрели особую ценность вопросы сохранения мира, стабильности, укрепления межрелигиозного и межкультурного согласия, которые были определены руководством Республики Таджикистан в качестве приоритетных задач государственной политики. Можно сказать, что в нашей стране сегодня господствуют культурный плюрализм и толерантность. Главные задачи современного Таджикистана - сохранить мир, спокойствие, гражданское согласие, религиозную терпимость и равноправное участие представителей различных культур в жизни общества. Именно эти принципы легли в основу национальной политики. Изучение трудов известных ученых и мудрецов Абу Насра аль-Фараби, Абуали ибн Сино, Мухаммада аль-Хорезми, Абу Райхана Беруни, Джалалиддина Руми, Абдуррахмана Джами, имама аль-Бухари и других мыслителей таджикского народа способствует укреплению межцивилизационного диалога и согласия между народами мира.
В нашей стране вопрос об укреплении межрелигиозного согласия является одной из важных задач государственной политики. Отечественные и зарубежные эксперты подтверждают, что межэтническое и межконфессиональное согласие является одной из основных составляющих стабильности любого общества. Поэтому очень ценным достоянием нашей страны являются согласие в религиозной сфере и свобода вероисповедания.
Религия как сфера духовности человека обусловлена верой в спасение от необходимости реальной жизни. Она выражает важные духовные ценности, проповедующие милосердие друг к другу, направляет людей к праведной жизни. Как показывает практика, укрепление морали, нравственности и общественного порядка зависит от уровня религиозности общества.
В настоящее время в Республике Таджикистан сосуществуют в дружбе и согласии нации и народы, говорящие на разных языках и представляющие различные культуры и религии. Религиозные конфессии активно содействуют религиозному возрождению и укреплению в республике традиций, нравственных ценностей. Сегодня возлагаются большие надежды на деятелей, преданных своему народу.
До обретения независимости Таджикистан на протяжении семидесяти лет являлся частью Советского Союза, поэтому здесь не поощрялись проявления религиозности. Власти старались ограничить религиозные традиции, обряды и праздники, имевшие место в культуре местного населения. Работники сферы образования занимались коммунистическо-атеистическим воспитанием населения, исламская религия и её представители критиковались и преследовались вопреки Конституции. В высших учебных заведениях преподавались атеистические взгляды на жизнь. И на этой идеологии выросло не одно поколение.
На современном этапе развития таджикского общества в нём значительно возрос авторитет религии, и, соответственно, вопросы развития межконфессиональных отношений получили совсем другое наполнение и содержание. Между государством и религиозными конфессиями возникли отношения, построенные на основе толерантности и активного социально-политического взаимодействия. Государственная политика по отношению к религии реализуется на основе светских идей, свободы совести, свободы вероисповедания, религиозного плюрализма, толерантности и уважения ко всем религиям и конфессиям, равенстве перед законом последователей всех религий.
Президент Таджикистана Эмомали Рахмон в своих выступлениях часто подчёркивает необходимость сосуществования и диалога культур, терпимого отношения к различным вероисповеданиям. В докладе «Пока нация не познает саму себя, она не сможет отличать товарища от соперника», посвященном имаму Абу Ханифе - основоположнику ханафитской школы права суннитского направления, он отметил, что религия является частным делом каждого гражданина и человека и отношение к ней связано со свободой убеждений. Человеку нельзя навязывать религию насильственно. Следует отметить, что и в священном Коране вопрос о добровольном выборе человеком религии считается основным в его отношении к Всевышнему [19].
В Республике Таджикистан разрешена деятельность религиозных объединений. Согласно статье 26 Конституции Республики Таджикистан, каждый гражданин имеет право самостоятельно определять своё отношение к религии, отдельно или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, участвовать в проведении культов, ритуалов и обрядов [8].
Более 90 % населения Таджикистана составляют мусульмане-сунниты ханафитского мазхаба, которому со 2 апреля 2009 года придан официальный статус. Официально зарегистрированы и действуют 18 мусульманских религиозно-образовательных учреждений. Проживающие здесь люди других национальностей: узбеки, киргизы, туркмены, а также татары в преобладающем большинстве исповедуют ислам. Около 4 % составляют шииты исмаилитского толка [10].
Эти данные свидетельствуют об усилении влияния исламской религии в жизни таджикистанского общества. Усилению ислама благоприятствовали: распад Союза и крушение советской идеологии; ослабление определяющей роли русских в республике; поиски идейных основ суверенного государства в условиях развала государственной
идеологии; попытки возродить коммунистическую идею с помощью религии и гражданская война, во время которой укрепляются религиозные чувства, и др.
Ещё в 2003 г. Президент Российской Федерации В. В. Путин во время визита в нашу страну, при встрече с руководителем Совета улемов Таджикистана Амонулло Негмат-заде высказался за налаживание прямых контактов между мусульманами России и Таджикистана. Он отметил, что Россия является многоконфессиональной страной, где сложились очень добрые взаимоотношения между разными конфессиями, особенно между православной и мусульманской. Проживающие в России миллионы мусульман считают Россию своей родиной, и это даёт право в известной степени считать Россию частью мусульманского мира [12, с. 2].
По данным Комитета по делам религии и упорядочению традиций при Правительстве Таджикистана, на конец 2017 года в стране зарегистрированы почти 4 тысячи религиозных учреждений, среди них: 48 центральных пятничных мечетей, 326 пятничных мечетей, 3 528 пятикратных мечетей, один исламский центр, три исмаилитских центра, 67 неисламских религиозных объединений [6].
Среди неисламских религиозных объединений основную часть составляют христиане, проживающие в больших городах и крайне редко - в кишлаках. В Таджикистане православие является второй значимой религией после ислама, к которой относятся проживающие в стране русские, украинцы, а также представители других европейских национальностей. Так, по официальным данным, сегодня в Таджикистане проживают около 150 тысяч христиан.
Принимая во внимание значительный духовный потенциал проживающих в Таджикистане народов, решением Священного Синода Русской православной церкви от 27 июля 2011 г., в Душанбе была образована самостоятельная православная епархия, которая входит в состав Среднеазиатского митрополичьего округа. Управляющим Душанбинской и Таджикистанской епархией временно являлся митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий. С 2011 года он неоднократно встречался с главой Согдийской области, побывал в православных русских храмах Худжанда и Чкаловска. В беседах, рассказывая о деятельности общественно-религиозных объединений, митрополит дал положительную оценку деятельности православной русской церкви в области. Митрополит Викентий отметил, что православная церковь в области действует уже более 150 лет и вносит большой вклад в укрепление духовных связей, единства и дружбы между жителями различных национальностей и вероисповедания [3]. 26 июля 2012 года епископом Душанбинским и Таджикистанским был избран иеромонах Питирим (К.В. Творогов) [5].
Православная община Таджикистана считается самой маленькой в Центральной Азии, и, по последним данным, количество постоянных прихожан составляет около 500 человек. В Республике Таджикистан Русская Православная Церковь пользуется большим авторитетом. Ее официально признают политические и духовные деятели. В стране действуют шесть православных храмов: кафедральный Свято-Никольский собор в Душанбе, храм во имя Святого архистратига Михаила в Бохтаре (Курган-Тюбе), храм на территории 201-й российской военной базы, расквартированной в республике, храм Покрова Пресвятой Богородицы в Турсунзаде, храм во имя Марии Магдалины в Худжанде, храм в честь Иверской иконы Божией Матери в Бустоне (Чкаловск), а также часовня в Нуреке [4].
По словам епископа Питирима, душанбинский Свято-Никольский кафедральный собор имеет около 200-300 постоянных прихожан, а другие храмы - примерно от 20 до 50.
«Хотя, по идее, крещеных должно быть не меньше 10 тысяч, а то и больше. Если русскоязычных в Таджикистане осталось около 20 тысяч, то, как минимум, половина из них должна быть крещеной. Но далеко не все посещают храмы, - говорит епископ» [4]. Но, несмотря на это, религиозные конфессии свободно осуществляют разнообразную деятельность, в том числе и различные общественно значимые мероприятия, связанные с верой, культурой и языком.
Православные христиане с чувством гордости и собственного достоинства принимают активное участие в жизни и деятельности государства, вносят достойный вклад в дело его процветания. Каждый год перед главными для православных христиан событиями года: Пасхой, Рождеством, которые символизирует мир, любовь, праведность, доброжелательность друг к другу, расклеиваются приглашения для желающих участвовать в богослужении. Руководством «Ориёнбанка» к Рождеству была несколько раз оказана материальная помощь Свято-Никольскому кафедральному собору. Начиная с 2013 года Душанбинская епархия ежегодно проводит конкурс детских творческих коллективов, посвященный какому-нибудь знаменательному юбилею, региональные Рождественские чтения, круглые столы по проблемам духовно-нравственного воспитания молодого поколения, Рождественские ёлки, балы для молодёжи, детские спортивные мероприятия, молодёжный форум «Искандеркуль», который проходит в Фанских горах, где православная молодёжь разбивает лагерь. Особое значение имеет проведение с 2015 года ежегодной Международной научно-практической конференции «Христианство и ислам» при поддержке Комитета по делам религий, упорядочению национальных традиций, торжеств и обрядов при правительстве Республики Таджикистан, посвященной межкультурному диалогу между исламом и христианством. В ней принимают участие религиозные деятели, историки, философы, этнографы из России, Кыргызской Республики, Таджикистана и Узбекистана [5].
В целях обсуждения практики взаимодействия государства с религиозными организациями в решении вопросов духовно-нравственного, правового и патриотического образования и воспитания, изучения религии и религиозной культуры в светской школе, теологического образования в высших учебных заведениях, а также раннего предупреждения проявлений религиозного экстремизма и межконфессиональных конфликтов, проведение таких мероприятий в наше время крайне необходимо. Но для этого образовательная деятельность традиционных религиозных организаций очень нуждается в помощи государства. Для поддержания межконфессионального согласия, предупреждения проявлений религиозного экстремизма, обеспечения интересов национальной безопасности в духовной жизни таджикского общества, полномочные представители нашего государства, Министерство образования Республики Таджикистан, Посольство России в Таджикистане, национально-культурные центры и традиционные религиозные организации должны взаимодействовать и выработать меры для предупреждения межрелигиозных конфликтов, воспитания толерантности и уважения к представителям различных вероисповеданий.
В этом контексте профессор Ливанского университета, член Российской академии образования Сухейль Фарах пишет: «Как исламский мир, так и православный со всем тем религиозным, этническим и культурным многообразием, которое охватывает их широкое пространство, представляют собой горячую лабораторию диалога и противоборства культур, религий, интересов и надежд. И эти два мира нуждаются в более тесном и
прочном сближении между ними, поскольку именно этого настоятельно требует от их взаимоотношений логика интересов и выработка реалистичных и разумно-рациональных стратегий, полезных и выгодных для обеих сторон.
То, что успокаивает душу и укрепляет веру в будущее, так это сплоченность и сотрудничество ряда влиятельных и деятельных сил и личностей в обоих мирах во имя формирования реалистичной основы для всестороннего диалога между двумя цивилизациями» [16].
В проведении различных мероприятий велика роль русских культурных центров. Например, у культурных центров российских соотечественников при финансовой поддержке Генерального консульства Российской Федерации в Худжанде стало доброй традицией проводить в одном из крупных регионов страны - Согдийской области -Рождественскую ёлку для детей. При содействии Русского культурного центра «Надежда» неоднократно праздновалась традиционная рождественская благотворительная ёлка для детей г. Худжанда. «Десятки детей встали в единый интернациональный хоровод, продемонстрировав тем самым единство и дружбу», - делились своими впечатлениями о рождественском празднике специалисты отдела идеологии областного хукумата [14]. Рождество Христово для русскоязычного населения является добрым, мирным, светлым праздником. Как и во всем мире, на таджикской земле христиане могут свободно соблюдать свои традиции и отмечать исторические праздники.
В Российско-Таджикском (славянском) университете ежегодно устраивается празднование Масленицы, организуются конкурсы по выпечке блинов, исполнению частушек и изготовлению соломенного чучела Масленицы. Это способствует расширению кругозора студентов, а принадлежащие к русской культуре студенты испытывают истинную радость от того, что не являются оторванными от своей культуры [13].
Из других направлений христианства в Таджикистане действуют протестантизм и католицизм. По состоянию на 2010 год в стране проживало 9 тысяч протестантов, в число которых входили пятидесятники, пресвитериане из миссии «Сонмин Грейс», адвентисты, баптисты, лютеране. К протестантам по этнической принадлежности относятся немцы, корейцы, украинцы, русские, осетины и армяне, проживающие в основном в городе Душанбе и в Согдийской области. Большую протестантскую конфессию в Таджикистане составляют пятидесятники. По состоянию на 2012 год Церковь пятидесятников объединяет 14 общин, Союз евангельских христиан-баптистов - 23 общины и имеет 12 молитвенных домов, адвентисты седьмого дня - 4 общины и имеют 7 молитвенных домов, новоапостольская церковь объединяет 3 общины, евангельские христиане - 15 общин, а также действует лютеранский приход, прихожанами которого являются около 50 человек [11]. Евангельские христиане-баптисты г. Душанбе проводят открытые богослужения, праздники и праздничные собрания, собирающие до двухсот человек, поют песни в сопровождении фортепиано, электрооргана, гитары, читают стихи, проповедники часто обращаются к членам церкви со словами назидания и благодарности Богу.
По словам главного пастора церкви «Река жизни» г. Душанбе Андрея Николаевича Давыдова, церковь осуществляет благотворительную службу, работу с молодёжью, часто организует молодежные конференции, проводит библейские курсы «Слово жизни», на которых обучаются 10 % христиан республики, переводит книги [9].
По числу верующих католицизм является третьим направлением христианства в Республике Таджикистан. Католическая община сложилась в республике в середине ХХ
века, когда в Таджикистан переселились десятки тысяч немцев. Но сегодня их осталось очень мало. Сейчас католическая община объединяет более 300 верующих, в основном часто посещающих два действующих католических прихода - храм Святого Иосифа в Душанбе и храм Святого Роха в Бохтаре. Обе церкви находятся под опекой Института Воплощенного Слова, созданного Ватиканом в Аргентине. По словам отца Педро Лопеса, главы католической церкви в Таджикистане, общины собираются вместе в столичном храме во время литургического года, празднуют Пасху, совершается литургия Слова на разных языках, в основном на английском. Во время Рождества в церкви Святого Иосифа число прихожан увеличивается за счет иностранцев, в основном итальянцев, россиян, французских военнослужащих, а также дипломатических представителей со всего мира, работающих в столице [7].
Отличительными чертами практической деятельности религиозных конфессий являются гуманность, толерантность, демократичность, уважение к общечеловеческим ценностям и моральным нормам, пожелание друг другу добра, мира и согласия.
Кроме христианских общин, в Таджикистане зарегистрированы: одна иудейская община, одна община зороастрийцев и четыре общины бахаев. Согласно переписи 1989 года, в Таджикистане проживали около 15 тысяч евреев («Чем живет сегодня еврейская община» / http://catoday.org), но сегодня от многочисленной еврейской общины осталось всего 300 человек [1].
Единственная синагога действует в Душанбе, а в Худжанде синагога была закрыта в 1999 г. Две еврейские общественные организации: Общество друзей еврейской культуры «Хаверим» и религиозная община евреев Таджикистана - были зарегистрированы в конце 80-х гг. ХХ в. После убийства в 1998 г. руководителя Еврейского культурного центра Гавриэля Гавриилова центр прекратил свое существование.
Религиозное общество евреев Таджикистана было создано в 1990 г. на базе синагоги в городе Душанбе, раввином которой с 1996 г. являлся М. Абдурахманов, а председателем с 2005 г. - Валерий Давыдов. Новая общественная организация евреев Таджикистана «Ах-дуд» возникла в 2003 г., её председателем была Г.С. Дзуцева. В июне 2008 года в Душанбе было снесено старое здание синагоги, а в 2009 г., после неоднократных встреч президента Евроазиатского еврейского конгресса Александра Машкевича с Президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном, было принято решение о строительстве новой синагоги. Новая синагога была открыта 4 мая 2009 года, её еврейская община получила в дар от главы «Ориёнбанка» Хасана Асадулла-заде [17]. На торжественной церемонии открытия синагоги присутствовала представительная делегация Евроазиатского еврейского конгресса, лидеры общин бухарских евреев из Израиля, США, Австрии и России, посол США в Таджикистане Трейси Энн Джейкобсон, местные бизнесмены и журналисты со всего мира.
Сегодня синагога является для оставшихся евреев не только религиозным центром, но и местом встреч и общения с земляками и единоверцами. Старожилы утверждают, что евреи и таджики долго жили рядом, но при этом не было никаких конфликтов на межнациональной почве, а основной причиной эмиграции евреев являлись безработица и бедность. Вот что рассказывает председатель Культурного еврейского центра в Таджикистане Амнун Ильяев: "Планируем вместе проводить праздники, поминки, религиозные мероприятия. Молодежи легче решить свои проблемы, а вот старикам помощь необходима, они одиноки». Профессор Евгения Зельнер говорит: "Я живу в Таджикистане уже 55 лет. У меня прекрасная семья, работа, друзья, страна. Единственное, чего мне не
хватает, так это общения. С возрастом хочется быть ближе к своим культурным и религиозным корням. Здесь, в центре, мы делимся тревогами и радостями, читаем книги. Мы не должны забывать своих традиций" [15].
Религиозной общине евреев Таджикистана оказывает благотворительную помощь Фонд «Таджикистан» (Нью-Йорк), на средства которого осуществляется охрана и благоустройство еврейского кладбища, а также выплачивается зарплата сотрудникам общины.
О религиозных праздниках и жизни таджикских евреев мы можем узнать из книги этнографа Т. Бозриковой «Проблемы этнических меньшинств в Таджикистане» и из статей раввина М. Абдурахманова, опубликованных в №1 ежеквартального общественно-культурного журнала «Дусти» за 2003 год и в № 1 (7) за 2005 год под названиями «Евреи Таджикистана: вчера и сегодня» и «Праздники Рош-Ашана и Йом-Кипур в религиозной общине евреев Таджикистана», которые публиковались при поддержке Фонда Сороса. Также следует отметить, что таджикскими кинематографистами сняты два документальных фильма: «От Душанбе до Тель-Авива» и «Таджикистан в наших сердцах», в которых отражена современная жизнь таджикских евреев.
Каждый год представители различных религиозных конфессий представляют обществу отчёт о своей деятельности на территории республики. На пресс-конференции Комитета по делам религии, упорядочения традиций и обрядов при Правительстве Республики Таджикистан по итогам 2015 года, состоявшейся в начале января 2016 года, Д. Гиёсов, заместитель председателя комитета, и главный муфтий Таджикистана С. Абдулкодирзода прокомментировали вопрос о сотрудничестве различных конфессий. Они отметили, что очень активно сотрудничают с представителями различных религиозных конфессий. Их приглашают на мероприятия, организованные представителями других религий, и, когда они организуют свои мероприятия, на них также присутствуют представители различных традиционных конфессий. В свою очередь глава одной из самых крупных неисламских религиозных общин Республики Таджикистан, епископ Питирим, как представитель Русской православной церкви высказал мнение о том, что на таких конференциях можно совместно обсудить какие-либо актуальные проблемы. Представители православия могли бы что-то посоветовать, высказать свою позицию и на основании отчетов сделать определённые прогнозы, разработать совместные программы мероприятий, что было бы очень полезно, тем более что Конституция страны предоставляет такую возможность [2].
Ход глобализации обусловил необходимость и возможность диалога между представителями различных религий. С помощью новых технологий стало легче проводить встречи и обмен мнениями между представителями различных религиозных конфессий. Сегодня существует большая потребность в диалоге между лидерами религиозных конфессий, так как они на основании терпимости и миротворческих устремлений, присутствующих в религиях, могли бы оказать действенную поддержку в установлении взаимопонимания и спокойствия на Земле. Но, с другой стороны, глобализация порождает многочисленные трудности на пути формирования духовности общества, она создала угрозу для национальной самобытности и менталитета, высших нравственных и духовных ценностей, нашего национального облика и судьбы [18].
Сегодня общество, особенно молодёжь, остро нуждается в наставниках, и их нужно воспитывать в духе патриотизма и истинного религиозного духа. В одном из своих хадисов пророк Мухаммад говорит: «Религия - это наставления». Наставления являются задачей каждого верующего человека. Религиозные деятели должны защищать здоровую
духовную атмосферу от политических интриг, враждебности, а также призывать людей к дружбе и братству. Как бы ни был труден сегодняшний день, надежды на добрые перемены не оставляют людей. Этими надеждами живы все независимо от возраста, убеждений, национальности, вероисповедания: будь то христиане или мусульмане, католики или буддисты. Главное, что объединяет народы, - это идеалы добра, здравомыслия, миролюбия, стремление сделать жизнь светлее, чище, благоустроеннее, чтобы оставить детям доброе наследство. Так что взаимодействие религиозных конфессий в сфере духовной культуры в современном мире необходимо как во внутрирелигиозных, так и во внерелигиозных интересах. С одной стороны, такое взаимодействие поможет прояснить соотношение между религиями и сохранением религиозных ценностей, а с другой стороны, напомнит о роли религии в установлении мира и разрядке напряжённости на планете.
В наш неспокойный век, характеризующийся множеством конфликтов в разных точках планеты, разгулом экстремизма, сложнейшими экономическими проблемами, крайне важен диалог цивилизаций, мысль о котором высказал Президент республики Эмомали Рахмон. Основу диалога цивилизаций, отметил он, составляет общность ценностей, проповедуемых всеми религиями, идеи мира, добра, справедливости, толерантности и терпимости.
В современном мире часто происходят столкновения на религиозной основе. Для их возникновения существует немало причин, в большинстве случаев это недостаточная осведомлённость о других конфессиях и отсутствие опыта общения с ними. Особенно нужно обратить внимание на деструктивные силы, которые действуют под прикрытием религии. Для развития демократии и мирного сплочения всех религиозных конфессий, в Таджикистане актуальными являются разработка и осуществление совокупности мер и проектов. Например, это уже введённый в основной образовательный курс средних школ и вузов предмет «Религиоведение», изучающий сущность всех религий мира. Это будет способствовать повышению уровня религиозного сознания молодежи, а также поможет развитию толерантности к верующим других конфессий. В дальнейшем, в целях общего решения проблем и задач, необходимо укрепить взаимоотношения с представителями неисламских общин и сотрудничество с ними, проводить занятия об исламе с представителями других традиционных конфессий, и наоборот, так как это в целом будет содействовать двустороннему просвещению. А также важно привлекать известных специалистов-теологов к работе в государственных учреждениях, занимающихся исследованием проблем, связанных с религиозной обстановкой в стране. Нам необходимы взаимное уважение и сотрудничество между религиозными конфессиями. А также важно отметить, что очень высока роль религиозных конфессий в осуществлении мероприятий по предупреждению религиозного радикализма и экстремизма, которые состоят из пропагандистской, разъяснительной и учебной деятельности, в определении и изучении причин проявления данного процесса в современном обществе. Мирный диалог между конфессиями является одним из основных факторов устойчивого общественного развития и процветания всех народов.
Список использованной литературы:
1. Берг Р. В кишлаке, да не в обиде [электронный ресурс]: https://jewish.ru/ru/ (дата обращения: 28.11.2018)
2. Бородавко К. Представители других конфессий Таджикистана также должны выступать с ежегодным отчетом [электронный ресурс]: www/dialog. tj (дата обращения 25.05.2018).
3. Встреча К. Расулзода с митрополитом Викентием // Согдийская правда. № 90. 9 ноября 2011 г.
4. Гайсина Л. Как живет православная община в Таджикистане [электронный ресурс]: https://news.tj/ru (дата обращения: 26.11.2018).
5. Душанбинская и Таджикистанская епархия Русской Православной Церкви [электронный ресурс] https://dushanbe.mid.ru (дата обращения: 26.11.2018).
6. Исамова Л. [электронный ресурс]: В Таджикистане закрыли почти 2 000 мечетей из-за отсутствия документов. https://ria.ru/religion (дата обращения: 29.11.2018).
7. Католики в Таджикистане [электронный ресурс]: https://www.vaticannews.va/ru (дата обращения: 29.11.2018).
8. Конституция Республики Таджикистан [электронныйресурс] http://www.president.tj/ru (дата обращения: 25.07.2016).
9. Пастор «Слово жизни» в Таджикистане ответил на все вопросы [электронный ресурс] www/invictory.com (дата обращения: 27.11.2018).
10.Президент Таджикистана советует мусульманам тратить деньги на благотворительность, а не на хадж [электронный ресурс] https://www.gumer.info (дата обращения: 28.11.2018).
11.Протестантизм в Таджикистане [электронный ресурс] https://ru.m.wikipedia. (дата обращения: 26.11.2018).
12. Россия - часть мусульманского мира //Все об исламе. - 2003. - №8. - Май. - С. 2-3.
13.Россия и Средняя Азия: исторический диалог и взаимодействие культур [электронный ресурс] http://fergananews.com (дата обращения: 11.12.2016)
14. Савлуков В. Дарящие тепло //Ленинабадская правда. № 7. 22.01.2005.
15.Саркорова А. Чем живет сегодня еврейская община Таджикистана? [электронный ресурс]: www.bbc.com. (дата обращения: 10.03.2015)
16. Сухейль Ф. К разумному диалогу между православным и исламским мирами [электронный ресурс]: http://www.islamrf.ru (дата обращения: 22.11.17)
17. Чем живет сегодня еврейская община [электронный ресурс] http://catoday.org (дата обращения: 22.11.2017)
18.Шарипов А. Обеспечим высокую духовность общества // Ленинабадская правда. №38 (15394). 13 мая 2006 г.
19.Рахмон, Эмомали. Пока нация не познает саму себя, она не сможет отличать товарища от соперника [электронный ресурс]: www.Dushanbe.tj/novosti/tajikistan (дата обращения: 15.11.16).
Reference Literature:
1. Berg R. Living in Kishlok Is no Offence [Electronic resource]: https://jewish.ru/ru/ (date of request: 28.11.2018)
2. Borodavko K. Representatives of Different Persuasions of Tajikistan Must also Produce Annual Reports [Electronic Resource]: www/dialog.tj (date of request: 25.05.2018)
3. The Meeting between K. Rasulzoda with Mitropolitan Vikenty // Sogdiyskaya Pravda (The Sughdian Truth), N 90, November 9, 2011
4. Gaisina L. How the Orthodox Community Lives in Tajikistan [Electronic Resource] https://news.tj/ru (date of request: 26.11.2018)
5. Dushanbe and Tajikistan of the Eparchy of the Russian Orthodox Church (Electronic Resource) https://dushanbe.mid.ru (date of addressing: 26.11.2018)
6. Isamova L. [Electronic Resource]: Almost 2000 Mosques Have Been Closed in Tajikistan because of Absence of Documents. https://ria.ru/religion (date of addressing: 29.11.2018)
7. Catholics in Tajikistan [Electronic Resource]: https://www.vaticannews.va/ru (date of addressing: 29.11.2018)
8. Tajikistan Republic Constitution [Electronic Resource]: http://www.president.tj/ru (date of addressing: 25.07.2016)
9. "The Word of Life" Pastor in Tajikistan Has Answered all the Questions [Electronic Resource] www/invictory.com (date of addressing: 27.11.2018
10. Tajikistan President Advises Muslims to Spend Money for Charity, but not for Hadj [Electronic Resource] https://www.gumer.info (date of addressing: 28.11.2018)
11.Protestantism in Tajikistan [Electronic Resource] https://ru.m.wikipedia. (date of addressing: 26.11.2018)
12.Russia Being a Part of Moslemic World // All about Islam. 2003, N 8. May. - pp. 2-3
13.Russia and Middle Asia: Historic Dialogue and Interaction of Cultures [Electronic Resource] http://fergananews.com (date of addressing: 11.12.2016)
14.Savlukov V. Those who Donate Warmth // Leninabadskaya Pravda (The Truth of Leninabad), N7. 22.01.2005
15.Sarkorova A. What Does the Jewish Community of Tajikistan Live today with? [Electronic Resource] www.bbc.com. (date of addressing: 10.03.2015)
16. Sukheyl F. To Reasonable Dialogue between Orthodox and Moslemic Worlds [Electronic Resource] http://www.islamrf.ru (date of addressing: 22.11.17
17. What Does the Jewish Community Live today with [Electronic Resource] http://catoday.org (date of addressing: 22.11.2017)
18.Sharipov A. Let us Provide High Spirituality of Society // Leninabadskaya Pravda, N38 (15394), May 13, 2006
19.Rakhmon, Emomali. Until the Nation Cognizes itself it Won't Be Able to Distinguish Comrade from Rival [Electronic Resource] www.Dushanbe.tj/novosti/tajikistan (date of addressing: 15.11.16