УДК 34 DOI 10.24412/2073-0454-2021-2-178-184
ББК 67 © В.А. Коннов, Ю.В. Пузырева, 2021
Научная специальность 12.00.10 - международное право; европейское право
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Валерий Анатольевич Коннов, начальник кафедры прав человека и международного права, кандидат юридических наук, доцент
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: vkonnov@inbox.ru
Юлия Владимировна Пузырева, заместитель начальника кафедры прав человека и международного права, кандидат юридических наук, доцент
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: yuliya_dugina@mail.ru
Аннотация. Рассмотрены международно-правовые основы реализации государственной миграционной политики Российской Федерации, поэтапно изучены ключевые направления международного сотрудничества Российской Федерации в формировании сбалансированной «международной повестки дня по вопросам миграции» и выработке решений по актуальным миграционным проблемам. Проведенный анализ позволил выявить современное состояние и определить перспективные направления деятельности органов государственной власти Российской Федерации в реализации концептуальных миграционных задач.
Ключевые слова: государственная миграционная политика, международные договоры по миграции, трудовая миграция, нелегальная миграция, управление миграционными процессами.
INTERNATIONAL LEGAL FRAMEWORK FOR THE IMPLEMENTATION OF THE STATE MIGRATION POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION
Valeriy A. Konnov, Head of the Department of Human Rights and International Law, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor
Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika
Volgina, d. 12)
E-mail: vkonnov@inbox.ru
Yulia V. Puzyireva, Deputy Head of the Department of Human Rights and International Law, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor
Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)
E-mail: yuliya_dugina@mail.ru
Abstract. The article discusses the international legal framework for the implementation of the state migration policy of the Russian Federation, gradually explores the key areas of international cooperation of the Russian Federation in the formation of a balanced «international agenda on migration» and the development of solutions to pressing migration problems. The analysis made it possible to identify the current state and identify promising areas of activity of state authorities of the Russian Federation in the implementation of conceptual migration tasks.
Keywords: state migration policy, international treaties on migration, labor migration, illegal migration, management of migration processes.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Коннов В.А., Пузырева Ю.В. Международно-правовые основы реализации государственной миграционной политики Российской Федерации. Вестник Московского университета МВД России. 2021(2):178-84.
Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы1 нормам международного права отведено особое место в регулировании современных миграционных процессов.
В первую очередь следует отметить, что правовую основу Концепции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность в сфере миграции» (п. 2, раздел I. Общие положения). Кроме того в Концепции закреплен раздел V «Международное сотрудничество Российской Федерации в сфере миграции», определяющий ключевые направления внешней миграционной политики Российской Федерации.
Сотрудничество по общим вопросам миграции в рамках международных универсальных организаций. Сотрудничество в данной сфере позволяет принимать активное участие в формировании сбалансированной «международной повестки дня по вопросам миграции» и принимать непосредственное участие в выработке решений по актуальным миграционным проблемам. В настоящее время Российская Федерация является участником нескольких универсальных международных организаций, уставные цели которых предусматривают осуществление межгосударственного миграционного сотрудничества. Данные организации были созданы исключительно для обеспечения сотрудничества в сфере миграции и не затрагивают в своей деятельности иные сферы взаимоотношений между государствами. К таковым, в частности, следует отнести Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН), которое многие десятилетий выступает в качестве основного универсального международного института по регулированию вопросов, связанных с защитой беженцев и оказания им помощи. Данная структура ООН создавалась в 1950 г. как инструмент гуманитарной деятельности, призванной облегчить страдания лиц, преследуемых в своих странах, дать им возможность начать новую жизнь и организовать свое будущее2.
Также к специализированным международным организациям, в которых участвует Россия, следует отнести Международную организацию по миграции (МОМ), созданную в 1951 г. с целями содействия меж-
дународному сотрудничеству по вопросам миграции, оказания помощи в поиске практических решений проблем миграции и реализации гуманитарной помощи нуждающимся мигрантам, в том числе беженцам и вынужденным переселенцам3.
МОМ наряду с УВКБ многие десятилетия обеспечивают сотрудничество государств по вопросам регулирования перемещения людей в мире. Обе организации были созданы практически в одно и то же время и изначально сформировали двуединый универсальный институциональный механизм, который был призван взаимно дополнять усилия мирового сообщества в решении миграционных проблем. МОМ и УВКБ очень часто реализуют совместные проекты и действуют со-гласованно4. Цели и направления деятельности двух организаций являются сходными в общих чертах, однако в деталях целевая ориентация МОМ и УВКБ несколько расходится. Первая из организаций с точки зрения направлений деятельности представляется более широко ориентированной, поскольку затрагивает разносторонние аспекты миграционных процессов, в то время как деятельность УВКБ сосредоточена на защите беженцев и предоставлении убежища уязвимым категориям населения.
Представительство МОМ в Российской Федерации было учреждено в 1992 г. на основе Соглашения о сотрудничестве между Правительством Российской Федерации и Международной организацией по миграции от 13 марта 1992 г. Ключевыми направлениями развития взаимоотношений и поддержки деятельности органов государственной власти Российской Федерации в вопросах миграции являются следующие сферы: техническое взаимодействие в области управления миграцией и укрепления потенциала, противодействие торговле людьми, помощь в добровольном возвращении мигрантов, трудовая миграция, миграция и здоровье.
Последние тенденции работы Бюро МОМ в Российской Федерации позволяют утверждать об ориентированности двустороннего взаимодействия на вопросах управления миграцией, включая исследовательскую деятельность и выработку стратегий, реализации совместных проектов5, развитии направлений реализации Глобального договора о безопасной, упорядоченной и легальной миграции, формировании
1 Указ Президента РФ от 31.10.2018 г. № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации, 05.11.2018 г., № 45, ст. 6917.
2 Устав Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Принят резолюцией 428 (V) Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1950 г. // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/unhcr_ statute.shtml (дата обращения (18.08.2020 г.).
3 Constitution and Basic Texts of the Governing Bodies International Organization for Migration. 2nd Edition. International Organization for Migration, 2017.
4 Memorandum of Understanding between the United Nations High Commissioner for Refugees and the International Organization for Migration // Управление Верховного комиссара по правам беженцев. URL: http://www.unhcr.org/4aa7a3ed9.pdf (дата обращения 18.03.2020).
5 Меморандум о взаимопонимании Бюро МОМ в Российской Федерации с Финансовым Университетом. Февраль 2020 г. // Международная организация по миграции. Бюро в Российской Федерации. URL: http://moscow.iom.int/ru/news/memorandum-o-vzaimoponimanii-s-finansovym-universitetom (дата обращения: 13.03.2020).
правовых и организационных основ взаимодеиствия универсальных организаций по вопросам миграции, а также региональных организаций, участницей которых является Российская Федерация1 и др.
Представительство Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев начало работать в Российской Федерации в 1992 г. Правовой основой для двустороннего взаимодействия явилось Соглашение между Правительством Российской Федерации и Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев, подписанное 6 октября 1992 г. в Женеве.
УВКБ ООН в России:
• оказывает экспертную поддержку компетентным органам власти РФ в дальнейшем развитии национальной системы убежища;
• осуществляет регулярное информирование компетентных органов Российской Федерации о случаях безгражданства, с которыми обращаются заявители, и предоставление совместно с партнерскими организациями юридической помощи лицам без гражданства и лицам с неопределенным гражданством;
• лоббирует вопрос о присоединении России к конвенциям ООН в области безгражданства и др.2.
Актуальными направлениями в работе УВКБ ООН в России является совместная работа с Правительством Российской Федерации, с МВД России и другими партнерскими организациями по поддержке лиц, ищущих убежище, и лиц без гражданства в вопросах поддержки и реализации своих прав в соответствии с законодательством России [1]. Кроме того после принятия в декабре 2018 г. под эгидой ООН Глобального договора о безопасной, упорядоченной и легальной миграции, поддержанного в том числе Российской Федерацией, Представительство проводит консультации с правительственными органами России по выработке механизмов для реализации положений Договора с учетом национальных интересов Российской Федерации и иных его участников, в том числе в области безопасности и приоритетного обеспечения интересов собственных граждан3.
Сотрудничество в области регулирования тру-
1 Консультации по IRIS в ЕЭК // Международная организация по миграции. Бюро в Российской Федерации. URL: http://moscow.iom.int/ ru/news/konsultacii-po-iris-v-eek (дата обращения: 13.03.2020).
2 УВКБ ООН в Российской Федерации. Информационные материалы. URL: https://www.unhcr.org/ru/infomat (дата обращения: 13.03.2020).
3 Межправительственная конференция для принятия глобального
договора о миграции (Марракеш, Марокко, 10 и 11 декабря 2018 года). Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: https:// www.un.org/ru/conf/migration/ (дата обращения: 13.03.2020). См. подробнее: Заявление Российской Федерации к Глобальному договору о безопасной, упорядоченной и легальной миграции, Марракеш, 11 декабря 2018 года // Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации. URL: https://www.mid.ru/iniciativy-rossii-v-oon//asset_publisher/lt9FJKw0J0XM/content/id/3440694 (дата обращения: 13.03.2020).
довой миграции. В рамках данного направления международного миграционного сотрудничества Российской Федерации Концепция определяет необходимость создания условий для свободного перемещения и трудоустройства граждан в соответствии с международными соглашениями, а также заключение международных договоров об организованном привлечении иностранных работников. Таким образом, предусматривается как организационное, так и правовое обеспечение соответствующей деятельности.
В настоящее время реализация данных сферы межгосударственного взаимодействия осуществляется на основе ряда международных региональных и двусторонних договоров, а также актов международных организаций.
Правовой статус трудящихся-мигрантов на универсальном уровне закреплен рядом договоров, принятых под эгидой ООН Международной организацией труда (далее МОТ).
МОТ является единственным трехсторонним агентством ООН, учрежденным еще в рамках Лиги Наций в 1919 г., и объединяющим государства в лице их правительств, работодателей и работников из 187 государств-членов. Основными целями МОТ являются задачи по установлению стандартов труда, разработке политики и программ, способствующих достойному труду для всех женщин и мужчин. Значительное внимание организация уделяет трудящимся-мигрантам.
Первоначальными договорами МОТ, регламентирующими статус трудящихся-мигрантов, явились два документа: Конвенцию 97 о трудящихся-мигрантах (1949 г.) и Конвенцию 143 о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения (1975 г.). Понимание необходимости разработки единого консолидированного документа, гарантирующего уважение прав и свобод и признающего защиту своего статуса наиболее уязвимой категории населения - мигрантам, побудило МОТ принять в 1990 г. Конвенцию о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей. Для контроля за соблюдением положений договора государствами-участниками был создан Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей.
Российская Федерация не является участницей данных универсальных договоров МОТ в сфере прав трудящихся-мигрантов4. Вместе с тем тема трудовой миграции является актуальным направлением внешней и миграционной политики России на международном региональном уровне, в частности, в рамках сотрудничества по линии СНГ и ЕАЭС.
4 Международная Организация Труда (МОТ) // Официальный сайт МИД России. URL: https://www.mid.ru/mezdunarodnaa-organizacia-truda-mot-/-/asset_publisher/Q247zSkyRnqS/content/ id/2511842#sel=15:1:9CG,15:43:9nU.
В рамках СНГ в последние годы наблюдается тенденция перехода от восприятия миграции через призму «безопаности» на подход через «развитие». В этой связи определены перспективные задачи в рамках новой концепции:
• формирование условий для проведения согласованной миграционной политики;
• регулирование трудовой миграции на основе достижения соответствия объемов, направлений и структуры миграционных потоков интересам мигрантов с учетом законодательства принимающего государства;
• формирование общего рынка труда, создание правовых, экономических и организационных условий для перехода к свободному перемещению рабочей силы;
• обеспечение интеграции иммигрантов в общество и формирование у граждан государств -участников СНГ уважительного отношения к законодательству, языку и культуре страны пребывания;
• продолжение противодействия незаконной миграции;
• повышение степени защиты и надежности паспортно-визовых документов (включая использование биометрических данных);
• заключение соглашений о реадмиссии1.
Ключевым документом, регулирующим трудовые миграционные процессы на территориях государств-членов СНГ, является Конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств - участников Содружества Независимых Государств 2008 г. (далее Конвенция СНГ 2008 г)2.
Евразийский экономический союз. В соответствии с Концепцией обеспечение взаимных интересов государств-членов Евразийского экономического союза при реализации миграционной политики является одним из ключевых направлений международного сотрудничества Российской Федерации в миграционной сфере.
И несмотря на отсутствие среди основных целей Организации миграционной составляющей, сотрудничество государств-членов в формировании единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза (ст. 4 Договора о ЕАЭС 2014 г.) обеспечивает необходимость развития такого направления организации, как межгосударственная трудовая ми-
1 Сотрудничество в сфере миграции. Совет руководителей миграционных органов государств - участников СНГ // Исполнительный комитет СНГ. URL: https://e-cis.info/ cooperation/3127/77661/ (дата обращения: 12.04.2020).
2 Конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств - участников Содружества Независимых Государств // Единый реестр правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств. URL: http://www.cis.minsk.by/reestr/ru/index. html#reestr/view/text?doc=2554 (дата обращения: 17.05.2020).
грация. Безусловно, в данной сфере взаимодействия Российская Федерация, наряду с иными государствами-членами Союза, стремится к обеспечению национальных интересов, интегрируя в них общие взаимные концептуальные положения сотрудничества ЕАЭС.
Регулирование вопросов трудовой миграции и миграционной политики в ЕАЭС основано на прочной и развитой нормативно-правовой базе, включающей в себя следующие правовые документы:
Раздел XXVI Договора о Евразийском экономическом союзе.
Протокол об оказании медицинской помощи трудящимся государств-членов и членам семей (Приложение 30 к Договору о Евразийском экономическом союзе).
Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств.
Международные соглашения между государствами-членами в миграционной сфере.
Рекомендация Коллегии ЕЭК по заключению двусторонних международных договоров в сфере миграции от 25 октября 2016 года № 18.
Перспективным направлением развития международного сотрудничества ЕАЭС в миграционной сфере является заключение Соглашения о порядке въезда, выезда, следования транзитом граждан государств-членов Евразийского экономического союза3.
Цель проекта Соглашения - упрощение взаимных поездок граждан, включая предоставление возможности пересечения границ Союза в том числе по внутренним документам. Договор предусматривает вопросы регулирования порядка въезда, выезда и следования транзитом граждан государств-членов по территории государств-членов через международные пункты пропуска в соответствии с установленным перечнем документов, действительных для въезда за границу для каждого гражданина государства-члена.
Кроме того следует подчеркнуть в качестве актуального направления сотрудничества в рамках ЕАЭС на самую ближайшую перспективу -разработку вопросов пенсионного обеспечения. Результатами многолетней работы компетентных органов Союза по данному направлению явился разработанный проект Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств -членов Евразийского экономического союза 2019 г.4
3 Проект Соглашения о порядке въезда, выезда, следования транзитом граждан государств-членов Евразийского экономического союза // Официальный сайт ЕАЭС.URL:http://www.eurasiancommission.org/ru/ act/finpol/migration/tm/Documents/.pdf (дата обращения: 15.03.2020).
4 Распоряжение Коллегии ЕЭК № 38 от 5 марта 2019 г. О проекте распоряжения Совета Евразийской экономической комиссии «О проекте Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза» // Правовой портал ЕАЭС. URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01021105/ clco_07032019_38 (дата обращения: 15.03.2020).
Соглашением предполагается, что каждое государство будет платить за периоды стажа работы на своей территории и вводится правила об «экспорте» пенсии и учете стажа работы в другом государстве ЕАЭС.
К 2020 г. следует с уверенностью констатировать о сформированности на пространстве ЕАЭС прогрессивного слаженного механизма в области трудовой миграции, создания общего рынка труда, обеспечения свободного передвижения граждан государств-членов внутри Союза. Безусловно, разработанные и внедренные механизмы выгодно отличают миграционное пространство ЕАЭС от аналогичного миграционного пространства СНГ.
Международно-правовая деятельность Российской Федерации в сфере миграции. Развитие международно-правовой базы сотрудничества в сфере миграции в настоящее время имеет особое значение для реализации государственной миграционной политики Российской Федерации. Это обусловлено расширением круга государств, с компетентными органами которых возникает необходимость более эффективного взаимодействия. Также важными факторами развития становятся обострение проблем нелегальной миграции, обеспечение создания гармонизированных миграционных процедур в рамках единого экономического пространства ЕАЭС.
Законодательством Российской Федерации предусматривается возможность заключения международных договоров трех типов: межгосударственные договоры, межправительственные договоры и договоры межведомственного характера (ст. 3 Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О международных договорах Российской Федерации»). По вопросам сотрудничества в сфере миграции в настоящее время заключены и реализуются соглашения всех этих типов. Наиболее общие права и обязанности государств закреплены в межгосударственных и межправительственных договорах, а технические и процедурные вопросы отражаются в договорах межведомственного характера.
Подборка актуальных международных соглашений Российской Федерации по разноаспектным вопросам миграции представлена на официальном сайте МВД России1.
Сотрудничество в сфере нелегальной миграции.
Указанная группа направлений государственной миграционной политики заключается в выработке единых подходов по вопросам реадмиссии граждан третьих государств, а также заключение международных соглашений с компетентными органами иностранных государств о сотрудничестве в борьбе с незаконной миграцией.
Данные вопросы регулируются как в рамках международного права, так и внутригосударственного законодательства. Роль международных актов заключается в формировании правового базиса сотрудничества компетентных органов как на стадии предупреждения незаконного въезда иностранных граждан, так и на стадии их выдворения.
Участие Российской Федерации в данном формате международного сотрудничества позволяет разрешать миграционные задачи в привязке с обеспечением региональной безопасности. В первую очередь в указанном контексте следует отметить деятельность Организации Договора о коллективной безопасности (далее ОДКБ). ОДКБ является региональной организацией, институционализированной в 2002 г. на основе Договора о коллективной безопасности. Периодически обостряющаяся обстановка на границах зоны ответственности Организации, а также существенные потоки миграции, в том числе незаконной из стран Юго-Восточной Азии, Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего и Среднего Востока позволили приравнять «нелегальную миграцию и торговлю людьми» к современными вызовами и угрозами коллективной безопасности ОДКБ, требующими реализации активных практических мер по противодействию.
С целями обеспечения консолидированных усилий по противодействию незаконной миграции на пространстве государств-членов ОДКБ в 2007 г. в структуре Организации был создан вспомогательный орган - Координационный совет руководителей компетентных органов государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности по вопросам борьбы с незаконной миграцией (КСБНМ)2.
С 2008 г. правоохранительными органами и специальными службами государств-членов ОДКБ при поддержке Координационного совета с целями выявления и предотвращения нарушений миграционного законодательства проводится операция «Нелегал». Уникальность и эффективность данного оперативного мероприятия определили закрепление в 2017 г. за ним статуса постоянно действующей региональной операции ОДКБ с утверждением Положения об операции «Нелегал»3.
Следует отметить, что ежегодные результаты проведения данной операции весьма внушительны как в количественных, так и в качественных показателях.
1 Международные договоры по вопросам миграции // Официальный сайт МВД России. URL:https://мвд.рф/mvd/documents/m_soglasch (дата обращения: 15.03.2020).
2 Положение о Координационном совете руководителей компетентных органов государств членов ОДКБ по вопросам борьбы с незаконной миграцией // Официальный сайт ОДКБ. URL: https://ksbnm.odkb-csto. org/polozhenie-o-koordinatsionnom-sovete-rukovoditeley-.php?clear_ cache=Y (дата обращения: 13.03.2020).
3 Решение Совета коллективной безопасности ОДКБ «О совершенствовании мер по противодействию незаконной миграции» от 30 ноября 2017 г. https://odkb-csto.org/documents/documents/spisok_ prinyatykh_dokumentov_na_sessii_soveta_kollektivnoy_bezopasnosti_ organizatsii_dogovora_o_koll/ (дата обращения: 19.09.2020).
Итоги проведенной в прошлом году в формате ОДКБ операции «Нелегал-2019»1. В результате скоординированных действий компетентных органов государств - членов ОДКБ в ходе операции возбуждено 6 738 уголовных дел за организацию незаконной миграции, пресечено свыше 159 тысяч нарушений миграционного законодательства, в том числе, были выявлены иностранные граждане, которые длительное время уклоняются от выезда по истечении установленного срока пребывания.
В частности в Российской Федерации при проведении операции задержано 174 иностранца, прибывших в страну по персонифицированной карте зрителя на Чемпионат мира по футболу в 2018 году и не выехавших из России в установленные сроки.
В период операции в административном порядке выдворены из государств - членов Организации 8378 иностранных граждан и задержано 1342 лица находившихся в розыске. Подразделениями финансового мониторинга Республики Беларусь и Российской Федерации выявлено 2 650 подозрительных финансовых операций, произведенных иностранными гражданами, на сумму свыше 91 млн. долларов США (информация по ним направлена для ее реализации в правоохранительные органы).
Кроме того, в ходе операции «Нелегал-2019» было возбуждено 2200 уголовных дел за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, 238 уголовных дел за незаконный оборот оружия,179 дел за попытки незаконного пересечения государственной границы и 51 дело по преступлениям экстремистской направленности и террористического характера.
В марте 2020 г. в Центре кризисного реагирования ОДКБ под председательством Начальника Главного управления по вопросам миграции МВД России генерал-лейтенанта полиции В. Казаковой прошло заседание Международного штаба операции «Нелегал», в рамках которого был успешно согласован план операции «Нелегал-2020».
Общими тенденциями развития деятельности ОДКБ в сфере противодействия нелегальной миграции и поддержании региональной безопасности является продолжение целенаправленной работы по противодействию незаконной миграции, тесно связанной с другими формами трансграничной преступности. В этой связи задачами ОДКБ является повышение эффективности взаимодействия компетентных органов государств-членов ОДКБ, при проведении комплекса совместных оперативно-розыскных и специальных
операций [2, с. 186].
Кроме того, на первый план выведена задача по совершенствованию нормативной правовой базы Организации по борьбе с нелегальной миграцией с учетом положений и принципов международного права в данной области. Что определяет потенциальное завершение в 2020 году работы по проекту Соглашения ОДКБ о сотрудничестве в противодействии незаконной миграции.
Обозначенные направления развития взаимодействия государств в рамках ОДКБ в области противодействия незаконной миграции граждан третьих стран определены в Стратегии коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности на период до 2025 г.2.
В заключении следует отметить, что все региональные организации, вносящие свой вклад в миграционное сотрудничество и участницей которых является Российская Федерация, ведут свою работу в совместном, скоординированном многостороннем формате. Такой подход позволяет государствам «приоритетного для Российской Федерации региона» вырабатывать единую согласованную политику в области миграции, принимать и реализовывать взаимодополняющие меры и мероприятия.
К такого рода организациям, следует отнести, например, Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). При этом первые две из указанных организаций в вопросах регулирования миграционных процессов в последние годы интегрируют свою деятельность путем заключения соглашений и проведения совместных мероприятий. Этому способствует то, что состав их участников в основе своей одинаковый, а цели длительности в отдельных аспектах совпадают. Если ЕАЭС рассматривает миграционные угрозы, прежде всего, с точки зрения обеспечения экономической безопасности государств-членов [3], то ОДКБ - с точки зрения криминальных, террористических и гуманитарных последствий. В связи с этим существующие и формируемые механизмы регулирования миграции в рамках этих двух организаций следует рассматривать в качестве совместных.
Таким образом, подводя итоги рассмотрения вопроса о роли и месте норм международного права при осуществлении мер, направленных на реализацию го-
1 В ОДКБ согласован план операции «Нелегал-2020» // Координационный совет руководителей компетентных органов государств членов ОДКБ по вопросам борьбы с незаконной миграцией. Официальный сайт ОДКБ. URL: https://ksbnm.odkb-csto.org/news/ v-odkb-soglasovan-plan-operatsii-nelegal-2020/ (дата обращения: 13.06.2020).
2 Стратегия коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности на период до 2025 г. Утверждена Решением Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности от 14 октября 2016 г. «О Стратегии коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности на период до 2025 г.» // Официальный сайт ОДКБ. URL: https://odkb-csto.org/documents/statements/strategiya_kollektivnoy_ bezopasnosti_organizatsii_dogovora_o_kollektivnoy_bezopasnosti_na_ period_do_/ (дата обращения: 13.03.2020).
сударственной миграционной политики Российской Федерации, следует отметить следующее.
Во-первых, нормам международного права отведено особое место в регулировании миграционных процессов на современном этапе. Такая значимость нашла отражение в пункте IV Концепции. В документе закреплены основные направления международного сотрудничества Российской Федерации в сфере миграции и подчеркнуто, что правовую основу Концепции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность в сфере миграции» (п. 2, раздел I. Общие положения).
Во-вторых, в настоящее время Российская Федерация является участником нескольких универсальных и региональных международных организаций, уставные цели которых предусматривают осуществление сотрудничества по вопросам миграции. Взаимодействие с такими организациями позволяет Российской Федерации принимать активное участие в формировании сбалансированной «международной повестки дня по вопросам миграции» и обеспечивает непосредственное участие в выработке решений по актуальным миграционным проблемам с учетом национальных интересов.
В-третьих, участие Российской Федерации в международных организациях, осуществляющих сотрудничество по вопросам миграции, позволяет решить следующие задачи, связанные с реализацией государственной миграционной политики Российской Федерации: осуществлять эффективную координацию взаимодействия компетентных органов, оперативно реагировать на возникающие вызовы и угрозы; обеспечивать обмен информацией, формировать доступные всем участникам базы данных; разрабатывать и заключать международные соглашения и иные документы по вопросам регулирования миграции; разрабатывать и реализовывать единые или унифицированные правила, связанные с миграционным учетом, порядком въезда, оформлением документов.
В-четвертых, многие региональные организации, вносящие свой вклад в миграционное сотрудничество и участницей которых является Российская Федерация, ведут свою работу в совместном, скоординированном многостороннем формате (СНГ, ОДКБ, ШОС, ЕАЭС). Такой подход позволяет государствам «прио-
ритетного для Российской Федерации региона» вырабатывать единую согласованную политику в области миграции, принимать и реализовывать взаимодополняющие меры и мероприятия.
В-пятых, перспективным направлением деятельности Российской Федерации в миграционных отношениях следует рассматривать расширение взаимодействия с международными организациями в сфере миграции (в первую очередь регионального характера) и использования их потенциала в целях совершенствования качества регулирования международных миграционных потоков, формирования позитивной и сбалансированной международной повестке дня и выработки решений по вопросам миграции.
Литература
1. Интервью главы Представительство УВКБ ООН в Российской Федерации В. Нупека. Открытость и уважение к национальным особенностям абсолютно необходимо для поддержания гармонии в рабочих отношениях // ООН в России. 2019. № 1 (119). С. 12-14.
2. Заявление государств-членов ОДКБ об актуальных вопросах противодействия незаконной миграции (Астана, 8 ноября 2018 года). Совместные заявления глав государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности. М.: Секретариат ОДКБ, 2019.
3. Ткаченко А.А. Проблемы экономической интеграции и миграционной политики России в ЕАЭС и ШОС // Экономика. Налоги. Право. 2016. № 1. С. 25-29.
References
1. Interview with the Head of the UNHCR Office in the Russian Federation, V. Nupik. Openness and respect for national peculiarities are absolutely necessary for maintaining harmony in working relations. 2019. No. 1 (119). pp. 12-14.
2. Statement of the CSTO member States on topical issues of countering illegal migration (Astana, November 8, 2018). Joint statements of the Heads of the Member states of the Collective Security Treaty Organization. Moscow: CSTO Secretariat, 2019.
3. Tkachenko A.A. Problems of economic integration and migration policy of Russia in the EAC and the SCO. Taxes. Right. 2016. No. 1. pp. 25-29.