К.Ю. Голуб
БОРЬБА С НЕЛЕГАЛЬНОЙ МИГРАЦИЕЙ В КОНТЕКСТЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ СОВРЕМЕННЫМ ВЫЗОВАМ И УГРОЗАМ ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья подготовлена на основе выступления автора на международной научно-практической конференции «Проблемы внешней миграции и миграционной безопасности в современном мире: политико-правовой и гуманитарный аспекты». Рассматриваются оценки современной миграционной ситуации с позиций международных организаций; освещаются мероприятия, проводимые Организацией Договора о коллективной безопасности, направленные на предотвращение неблагоприятных для государств — членов ОДКБ — последствий миграционных потоков.
Ключевые слова: международная миграция, миграционное законодательство, региональное сотрудничество, совместные операции, международные организации, ООН, МККК, ОДКБ.
K.Yu. Golub
STRUGGLE WITH ILLEGAL MIGRATION WITHIN THE COLLECTIVE SECURITY TREATY ORGANIZATION COUNTERACTION TO THE MODERN CHALLENGES AND THREATS
The article is based on the author's presentation on the international scientific practical conference "The Problems of External Migration and Migration Security in the Modern World: Political, Legal and Humanitarian Aspects". The work deals with estimations of modern migration situation performed by the international organizations. The author also analyses the activities held by the Collective Treaty Security Organization to prevent unfavorable consequences of the migration flows for its member states.
Keywords: international migration, migration law, regional cooperation, joint operations, international organizations, UN, ICRC, CSTO.
Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) является самостоятельной региональной международной организацией, объединяющей Армению, Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Россию и Таджикистан, наблюдателем в Генеральной ассамблее ООН, поддерживает партнерские отношения с другими региональными международными структурами: ОБСЕ, ШОС, СНГ, СВМДА. В этом году она отмечает свое 15-летие.
Ключевые направления деятельности (мандат) ОДКБ отражены в гл. 3 Устава и могут быть сгруппированы в три блока:
1. Политическое сотрудничество — согласование и координация внешнеполитических позиций государств — членов по международным и региональным проблемам безопасности, в т.ч. и в рамках других международных организаций, а также кооперирование с другими межгосударственными объединениями для решения взаимоважных проблем.
© Голуб Кирилл Юрьевич, 2017
Кандидат юридических наук, начальник Правового отдела Секретариата Организации Договора о коллективной безопасности
2. Военная составляющая — формирование действенной системы коллективной безопасности, создание коалиционных (региональных) группировок войск (сил) и органов управления ими, военной инфраструктуры, подготовка военных кадров и специалистов для вооруженных сил, обеспечение их необходимым вооружением и военной техникой.
3. Противодействие новым вызовам и угрозам — координация и объединение усилий государств — членов в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, трансграничной преступностью, нелегальной миграцией.
Обстановка на границах зоны ответственности Организации оценивается как неблагоприятная: продолжается кризис на Украине, регулярно обостряется Нагорнокарабахский конфликт, продолжается многолетняя дестабилизация в Афганистане.
В этом контексте наряду с угрозами терроризма, незаконного оборота наркотиков, информационной безопасности, новым вызовом для Организации становятся возрастающие миграционные потоки, которые при отсутствии единых правил перемещения и трудоустройства мигрантов и коллективных принципов визовой политики создали явную дополнительную опасность, подпитывая организованную преступность и увеличивая социальный ресурс международного терроризма.
Для проведения соответствующей совместной линии в 2007 г. было принято решение о создании Координационного совета по вопросам борьбы с незаконной миграцией, который является вспомогательным органом Организации, создан-й ным в соответствии со ст. 13 Устава Организации и состоит из руководителей ? компетентных органов государств по вопросам борьбы с незаконной миграцией1. з В рамках Координационного совета планируются и проводятся согласованные
| оперативно-профилактические мероприятия и специальные операции по борьбе I с незаконной миграцией из третьих стран на территории государств — членов | ОДКБ. Существенное внимание уделяется совершенствованию и гармонизации ! национальных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы въезда, | выезда, транзита и пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства | на территории государств — членов ОДКБ, а также уголовного, уголовно-| процессуального, оперативно-розыскного и административного законодательства 'I в целях борьбы с незаконной миграцией.
| Нынешний миграционный кризис в Европе затронул ОДКБ скорее по каса-
| тельной. Куда серьезнее оказались последствия украинского кризиса. При этом хотелось бы еще раз акцентировать внимание на одном обстоятельстве. Ливан, ° Турция и Иордания приютили у себя 2,6 млн сирийских беженцев — количество, § в несколько раз превышающее миграционные волны, стремящиеся в ЕС. Огром-§ ное количество беженцев продолжает принимать, к примеру, Кения (350 тыс. 1 в одном только крупнейшем лагере Дадааб), а вообще по данным ООН, 85 % | мигрантов в мире перемещаются между развивающимися странами2.
Сейчас мы можем констатировать, что массы беженцев, двигающиеся в Европу, пока не проявляют интереса к территориям государств — членов Организации. Тем не менее, в ОДКБ существенное внимание уделяется мониторингу миграционной ситуации. В частности, налажен контроль за потоком беженцев из зон нестабильности и вооруженных конфликтов, организована система контакт-38 ных пунктов, которая в ежеквартальном режиме представляла в Секретариат
ОДКБ статистическую информацию о беженцах из Афганистана, Сирии, Ирака, Ливии и Йемена. После обобщения материалы оценивались в формате ОДКБ.
По оценкам Секретариата и КСБНМ, за последний год из зон вооруженных конфликтов в наши страны прибыло всего лишь около 30 тыс. чел. (9363 чел. — из Афганистана, около 20 тыс. — из других стран, из них около 11 тыс. в Армению), и это не считая более 2 млн граждан Украины, приехавших в Республику Беларусь и Российскую Федерацию3.
Вместе с тем нельзя исключать, что эти потоки могут быть переориентированы в государства — члены ОДКБ. По линии национальных миграционных служб проводится необходимая подготовительная работа на случай неблагоприятного развития событий.
Так, впервые в ходе учений миротворческих сил ОДКБ «Нерушимое брат-ство-2016» отрабатывались задачи в условиях массового прибытия перемещенных лиц (беженцев) из зон вооруженных конфликтов, которые размещались в специализированных лагерях с соответствующей инфраструктурой. Проведенные мероприятия получили высокие оценки представителей Департамента операций по поддержанию мира Секретариата ООН и МККК, наблюдавших за проведением учений.
В мае 2016 г. проведен первый этап ставшей уже традиционной и достаточно известной совместной операции государств — членов «Нелегал-2016». Под эгидой Координационного совета создана рабочая группа, выполняющая функции международного штаба проведения операции, в состав которой вошли представители органов внутренних дел (полиции), служб безопасности, миграционных и пограничных служб. Замысел операции был сфокусирован на выявлении и в привлечении к ответственности нарушителей миграционного законодательства, и а также организаторов каналов незаконной миграции и торговли людьми. а
В ходе первого этапа операции проведены массированные проверки соблюде- о ния миграционного законодательства, приняты меры по усилению режима по- к граничного контроля, реализован комплекс оперативно-розыскных мероприятий о
п
по выявлению и документированию преступной деятельности организаторов | каналов незаконной миграции и торговли людьми. За этот период совместными в
е
скоординированными усилиями компетентных органов государств — членов о ОДКБ выявлено более 75 тыс. нарушений миграционного законодательства, ю
Т5
в т.ч. нарушений въезда, выезда и пребывания — около 63 тыс., нарушений | установленного порядка осуществления трудовой деятельности — более 12 тыс.4 к
По результатам рассмотрения дел о выявленных административных правонарушениях наложено административных штрафов на сумму более 2 млн долл. | США. Взыскано 944 тыс. долл. США. Выдворено в административном порядке и за пределы государств — членов ОДКБ более 15 тыс. чел. Возбуждено 1028 уго- № ловных дел за организацию незаконной миграции, 4 уголовных дела за торговлю 1 людьми и 10801 уголовное дело по иным, выявленным в ходе операции престу- ) плениям. Установлено 200 лиц, находящихся в международном розыске5. 7
Однако надо понимать, что для нормализации миграционной ситуации есть только один выход — скоординированные действия международного сообщества по стабилизации ситуации в Сирии, Ираке, Ливии, Йемене, нацеленные на прекращение вооруженного противостояния, возобновление внутриполитических процессов, в конечном счете — на стабилизацию обстановки в этих странах и социально-экономическое восстановление. 39
1 Устав Организации Договора о коллективной безопасности от 7 октября 2002 г. (в ред. Протокола о внесении изменений в Устав Организации Договора о коллективной безопасности от 10 декабря 2010 г.) // Документы по вопросам формирования и функционирования системы коллективной безопасности государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности. М., 2011. Вып. 11.
2 В ОДКБ подвели итоги операции «Нелегал-2016». URL: https://regnum.ru/news/polit/2206698.html (дата обращения: 15.03.2017).
3 Там же.
4 Там же.
5 Там же.
М.А. Дубровина
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ТОЧНОСТЬ КОНСТИТУЦИОННЫХ ФОРМУЛИРОВОК О СВОБОДЕ СЛОВА В РОССИИ
В статье рассматриваются дефекты конституционной регламентации в сфере свободы слова, выражения мнений в России; исследуется влияние исторических условий на формирование и реализацию доктрины свободы слова в России.
Ключевые слова: свобода слова, свобода выражения мнений, дефекты конституционных формулировок, пробелы в праве, конституционная доктрина.
М.А. Dubrovina
TERMINOLOGICAL ACCURACY IS OF THE CONSTITUTIONAL LANGUAGE ON FREEDOM OF SPEECH IN RUSSIA
The article examines the defects of the constitutional regulation in the sphere of freedom of speech, of expression in Russia and explores the impact of historical conditions on the formation and implementation of the doctrine of freedom of speech in Russia.
Keywords: freedom of speech, freedom of expression, the defects of constitutional design, the gaps in the law, of constitutional doctrine.
Конституционные нормы — это ориентированные на практическое применение регулятивные нормативные предписания. Они должны быть совершенны с точки зрения закрепления демократических принципов, «...ибо Конституция есть своего рода идеал должного состояния государственности, демократии, гражданского общества. Идеал постоянно нацелен в будущее. А жизнь всегда богаче любых правовых форм»1.
Конституционные положения о правах человека должны быть просты и доступны для понимания всем слоям населения, гражданам с любым уровнем образования. Формулировки ст. 29 Конституции РФ характеризуются стремлением к краткости изложения в сочетании с всеобъемлющим и основополагающим характером конституционного регулирования. Избыточность конституционной терминологии не приносит положительных результатов, однако ее скудность может привести к возникновению пробелов в конституционном регулировании.
Конституционным нормам присуща декларативность. Это относится и к конституционной регламентации свободы слова и свободы выражения мнений. Ста-
© Дубровина Марина Анатольевна, 2017
Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и международного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: marinki06@mail.ru