Научная статья на тему 'Российско-белорусское пограничье: современная миграционная ситуация'

Российско-белорусское пограничье: современная миграционная ситуация Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
137
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО / РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / МИГРАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / НЕЛЕГАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ / ПСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / UNION STATE / REPUBLIC OF BELARUS / EURASIAN ECONOMIC UNION / MIGRATION LEGISLATION / LABOR MIGRATION / ILLEGAL MIGRATION / PSKOV REGION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Михеев Дмитрий Владимирович

Статья посвящена вопросу развития сотрудничества в сфере международной миграции между Российской Федерацией и Республикой Беларусь на современном этапе. Актуальность проблемы обусловлена сложной миграционной ситуацией, наблюдающейся с момента начала миграционного кризиса в 2014 г. Автор отмечает положительный эффект долголетнего сотрудничества двух стран в вопросе унификации миграционного законодательства и активизации трудовой миграции в рамках Союзного государства и Евразийского экономического союза. В то же время отмечаются сложности в борьбе с незаконной миграцией граждан третьих страх из-за отсутствия единого визового пространства. Анализируются факты нарушения российско-белорусской границы в Псковской области, состав нарушителей и основные направления потока незаконной миграции на данном участке границы в последние годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian-Belarusian borderlands: current migration situation

The study discusses the development of the international migration cooperation of the Russian Federation with the Republic of Belarus at the present stage. The relevance of the problem is determined by the complex migration situation that has been observed since the 2014 Migration Crisis. The author notes the positive effect of the long-term cooperation between two countries on the unification of migration legislation and the intensification of labor migration within the Union State and the Eurasian Economic Union. At the same time, there are challenges of combating illegal migration of citizens from foreign countries due to the lack of a single visa space. The research analyzes violations of the Russian-Belarusian border in Pskov region, the composition of violators, and the main directions of the illegal migration flow in this area in recent years.

Текст научной работы на тему «Российско-белорусское пограничье: современная миграционная ситуация»

УДК 325.2(470+571+476)

https://doi.org/10.24158/pep.2018.12.2

Михеев Дмитрий Владимирович

кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории и регионоведения Псковского государственного университета

РОССИЙСКО-БЕЛОРУССКОЕ ПОГРАНИЧЬЕ: СОВРЕМЕННАЯ МИГРАЦИОННАЯ СИТУАЦИЯ [1]

Аннотация:

Статья посвящена вопросу развития сотрудничества в сфере международной миграции между Российской Федерацией и Республикой Беларусь на современном этапе. Актуальность проблемы обусловлена сложной миграционной ситуацией, наблюдающейся с момента начала миграционного кризиса в 2014 г. Автор отмечает положительный эффект долголетнего сотрудничества двух стран в вопросе унификации миграционного законодательства и активизации трудовой миграции в рамках Союзного государства и Евразийского экономического союза. В то же время отмечаются сложности в борьбе с незаконной миграцией граждан третьих страх из-за отсутствия единого визового пространства. Анализируются факты нарушения российско-белорусской границы в Псковской области, состав нарушителей и основные направления потока незаконной миграции на данном участке границы в последние годы.

Ключевые слова:

Союзное государство, Республика Беларусь, Евразийский экономический союз, миграционное законодательство, трудовая миграция, нелегальная миграция, Псковская область.

Mikheev Dmitry Vladimirovich

PhD in History, Associate Professor, World History and Area Studies Department, Pskov State University

RUSSIAN-BELARUSIAN BORDERLANDS: CURRENT MIGRATION SITUATION [1]

Summary:

The study discusses the development of the international migration cooperation of the Russian Federation with the Republic of Belarus at the present stage. The relevance of the problem is determined by the complex migration situation that has been observed since the 2014 Migration Crisis. The author notes the positive effect of the long-term cooperation between two countries on the unification of migration legislation and the intensification of labor migration within the Union State and the Eurasian Economic Union. At the same time, there are challenges of combating illegal migration of citizens from foreign countries due to the lack of a single visa space. The research analyzes violations of the Russian-Belarusian border in Pskov region, the composition of violators, and the main directions of the illegal migration flow in this area in recent years.

Keywords:

Union State, Republic of Belarus, Eurasian Economic Union, migration legislation, labor migration, illegal migration, Pskov region.

Современная ситуация в области миграции продолжает оставаться сложной. На фоне обострения экономической ситуации, кризисов и нестабильности на периферии Европейского региона, в странах Северной Африки и Ближнего Востока в мире наблюдается всплеск миграционной волны, захлестнувшей в том числе и страны Европы. Однако если о миграционном кризисе в Европейском союзе говорится достаточно много, то факт того, что отдельные страны ЕАЭС также оказались затронуты этим кризисом, хоть и в меньшей степени, нередко игнорируется. Северному и восточному направлениям миграционных потоков, проходящих через страны постсоветского пространства, уделяется не так много внимания. В то же время согласно Докладу ООН в начале 2016 г. только в России проживало свыше 11,9 млн легальных мигрантов, немногим менее, чем в Германии. Численность нелегальных мигрантов в Российской Федерации оценивалась от 3 млн по официальной статистике до 10 млн по оценкам экспертов [2, с. 70].

На фоне интеграционных процессов, протекающих между бывшими союзными республиками, в особенности в условиях формирования общего пространства в рамках ЕАЭС, развития сотрудничества в рамках Союзного государства, наблюдается активизация миграционных потоков на евразийском пространстве. В современной ситуации важно найти баланс, гарантирующий рост взаимного сотрудничества в рамках существующих партнерских отношений, позволяющий обеспечить безопасность как внешних, так и внутренних границ существующих государственных союзов и отдельных государств в условиях миграционного кризиса.

Тенденции трудовой миграции. Сотрудничество Российской Федерации и Республики Беларусь на современном этапе имеет продолжительную и успешную историю. Сложно найти на постсоветском пространстве государства, столь тесно интегрированные между собой. Российско-белорусское сотрудничество развивается по многим направлениям: совместные экономические проекты, сотрудничество в области культуры, науки и спорта, в сфере обороны и пр. Однако, несмотря на продолжительное тесное сотрудничество, в миграционном вопросе соседи не всегда проявляют согласованность.

Одним из наиболее значительных в наши дни продолжает оставаться поток трудовых мигрантов. На общем фоне сокращения производства и замедления роста ВВП, а также политической нестабильности, отмечаемой в последние годы в отдельных государствах постсоветского пространства, наблюдались рост безработицы и сокращение реальных заработных плат. Эти факторы в сочетании с географическим положением, безвизовым режимом, конвертируемостью дипломов об образовании и повышением уровня экономической интеграции способствуют динамичной трудовой миграции между государствами СНГ, и в первую очередь между членами ЕАЭС.

Так, в соответствии с данными, приводимыми Росстатом, на протяжении 2015-2017 гг. число граждан стран СНГ, прибывших в Россию, достигало 511-536 тыс. чел., в то время как в те же годы выезжало обратно от 313 до 377 тыс. чел. [3].

Законодательную основу для трудовой миграции в рамках Содружества составляют Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 1994 г. и Протокол о внесении изменений и дополнений в него от 2005 г. Соглашения Содружества о миграции предполагают по многим вопросам отсылку к миграционному и трудовому законодательству конкретных государств - членов СНГ [4, с. 40]. По этой причине особое значение в рамках СНГ имеют дополнительные двусторонние соглашения и соглашения в рамках прочих интеграционных объединений, предполагающие более тесное взаимодействие по миграционному вопросу.

Основополагающим правовым актом, регулирующим вопросы трудовой миграции в рамках Евразийского союза, является раздел XXVI «Трудовая миграция» Договора ЕАЭС [5]. С 2015 г. в рамках Союза действует общий рынок труда, позволяющий обеспечить свободу перемещения в рамках ЕАЭС граждан стран-участниц. Граждане Союза имеют право работать в любом государстве - члене Союза без дополнительных разрешений, причем как по трудовому, так и по гражданско-правовому договору. С 1 января 2015 г. гарантировано взаимное признание дипломов, за исключением фармацевтики, медицины, юриспруденции и педагогики.

Отметим, что страны - учредители Союзного договора в наибольшей степени сблизили собственное национальное законодательство в области миграционного законодательства. В этой ситуации основной поток трудовых мигрантов устремляется в первую очередь в Российскую Федерацию, куда за 2015 г. въехало свыше 598 тыс. чел., в том числе более 155 тыс. из стран ЕАЭС. В 2016 г. в страну въехало свыше 575 тыс. чел., в том числе более 156 тыс. граждан стран Союза. В Республику Беларусь за 2015 г. прибыло более 28 тыс. чел., в том числе более 9,5 тыс. граждан ЕАЭС, в 2016 г. более 21 тыс. чел., в том числе более 7,5 тыс. граждан Союза. В Казахстан за 20152016 гг. въехало более 30 тыс. чел., в том числе более 9 тыс. граждан ЕАЭС [6, с. 46-47]. Кыргызстан и Армения принимают намного меньшее число мигрантов, однако являются основными поставщиками трудовых ресурсов для стран Союза. Положительный эффект от регулируемой трудовой миграции в современных условиях является несомненным конкурентным преимуществом для государства, интегрированного в мировую экономику. Наряду с развитием взаимного товарообмена трудовая миграция способствует экономическому росту в государствах ЕАЭС.

Перемещение граждан России и Белоруссии дополнительно регулируется нормативными документами Союзного государства: Договором о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г. [7]; Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан от 25 декабря 1998 г. [8]; двусторонним Соглашением об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства [9]. Благодаря действующим соглашениям границы России и Белоруссии ежегодно пересекают десятки тысяч человек, целью визитов которых являются посещение родственников, туристические и деловые поездки. Рассматривая вопрос о перемещении граждан двух государств, необходимо отметить, что в отличие от предыдущих лет начиная с 2011 г. наблюдается положительное для России миграционное сальдо. По данным статистических ведомств России и Белоруссии, за шестилетний период с 2011 по 2016 г. миграционные потери Республики Беларусь составили 41,8 тыс. чел. При этом размер миграционной убыли стабилен - около 8-10 тыс. чел. в год [10].

Пограничный контроль на границе Союзного государства отличается упрощенным характером для пересечения гражданами России и Белоруссии. Однако это создает определенные сложности при пресечении возможной незаконной миграции. В 2000-е гг. внимание законодателей обоих государств было сосредоточено в первую очередь на вопросах регулирования трудовой миграции и борьбе с незаконной миграцией. Нормативные акты, которые позволили бы говорить о формировании единого визового пространства Союзного государства, до сих пор находятся в стадии разработки [11].

Ситуация в борьбе с незаконной миграцией. Как показывает практика, в первую очередь угрозу для безопасности государств представляют незаконные мигранты, прибывающие на территорию страны в обход официальных законных процедур. Отметим, что как в Российской Федерации, так и в Республике Беларусь на фоне мирового миграционного кризиса, набравшего обороты в

2014-2016 гг., наблюдается всплеск миграционной активности в приграничных регионах. В последние годы Российская Федерация и Республика Беларусь наряду с прочими европейскими странами превратились в страны, достаточно активно принимающие вынужденных мигрантов. Начиная с 2014 г. эта тенденция остается стабильной. Наибольшее количество обращений иностранных граждан с просьбой о предоставлении убежища было подано в 2015 г. - 1246 прошений. В 2016 и 2017 гг. их число несколько сократилось, до 788 и 431 соответственно. В основном это граждане Украины (77,5 %), однако есть среди просителей и граждане государств Ближнего Востока - Сирии, Ирака, Йемена (4,4 %) [12, с. 368-369]. В связи со сложившейся ситуацией в 2016 г. в очередной раз был пересмотрен закон «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной защиты, убежища и временной защиты в Республике Беларусь» [13]. В Российской Федерации официально зарегистрированных беженцев и лиц, получивших временное убежище, на 1 января 2017 г. - 598 и 228 392 чел., а на 1 января 2018 г. - 592 и 125 442 чел. соответственно. В большинстве своем это граждане Украины, Сирии и Афганистана [14].

Впрочем, многие мигранты, прибывающие на территорию Российской Федерации и Республики Беларусь, как и на территорию отдельных стран Европейского союза (Эстония, Латвия и Литва), рассматривают эти государства как транзитные на пути в государства Северной, Западной и Центральной Европы, воспринимаемые ими как конечная цель их миграционного маршрута [15]. Многие из них предпочитают нелегальные способы пересечения границы. По данным агентства Европейского союза по безопасности внешних границ (Frontex), на восточном направлении с территории России, Украины и Белоруссии начиная с 2012 г. было совершено значительное число успешных попыток нелегального пересечения границы, число нелегалов на данном направлении достигло 1927 чел. в 2015 г. В 2016 г. было зарегистрировано 1349 нелегалов, пересекших границу ЕС в данном направлении. В основном по данным FRONTEX среди данных нелегалов преобладают граждане Вьетнама, Афганистана и Украины [16]. Несмотря на усилия, предпринимаемые как странами ЕС, так и российскими и белорусскими властями, полностью пресечь поток нелегалов на восточном направлении не удается до сих пор [17]

Однако не стоит полагать, что нарушители границы устремляются только в страны ЕС. На российско-белорусской границе мы можем наблюдать ситуацию, когда граждане третьих стран пытаются незаконно въехать на территорию Российской Федерации. Если в прежние годы подобные попытки можно было объяснить плохой осведомленностью о пограничном режиме, то в наши дни незаконное пересечение границы все чаще является умышленным. Необходимо отметить, что ослаблением пограничного контроля могут пользоваться преступные элементы в надежде избежать наказания [18]. Встречаются случаи, когда жители стран ближнего зарубежья, пребывая на территории Российской Федерации либо Республики Беларусь и просрочив визу или не получив разрешения на въезд в сопредельное государство, предпочитают не обращаться в соответствующие структуры либо не желают ожидать получения визы и в нарушение действующего законодательства пытаются «проскочить» российско-белорусскую границу, надеясь на слабый пограничный контроль. В основном это граждане стран ближнего зарубежья. В прежние годы чаще всего подобной ситуацией пользовались граждане Грузии, вышедшей в 2009 г. из СНГ. Несмотря на то что страна уже не входит в состав Содружества, Белоруссия сохранила в отношении граждан Грузии действие «Соглашения о безвизовом передвижении граждан государств Содружества Независимых Государств по территории его участников» 1992 г. Для въезда и пребывания на территории Республики Беларусь гражданам Грузии не нужно заранее оформлять визу. Однако подобный документ необходим в обязательном порядке для въезда на территорию Российской Федерации. В результате, например, в 2013 г. в Псковской области при попытке незаконно попасть на территорию Российской Федерации было задержано 111 граждан Грузии. Поток нелегалов из Грузии и прочих государств, в первую очередь бывших союзных республик, на российско-белорусской границе сохраняется и в наши дни [19].

Дополнительные сложности в современной ситуации вызвало решение правительства Республики Беларусь о предоставлении права безвизового въезда на территорию страны для граждан 80 стран сроком не более 5 суток с января 2017 г. [20], что вынудило российскую сторону ужесточить контроль за пересечением российско-белорусской границы. В 2018 г. белорусским руководством было принято решение увеличить срок пребывания на своей территории для граждан более чем 70 государств на срок до 30 суток [21]. Отметим, что для значительной доли граждан стран, получивших право безвизового въезда на территорию Белоруссии, требуется получение визы, чтобы въехать на территорию Российской Федерации. Подобная рассогласованность в миграционной политике, на наш взгляд, служит дополнительным препятствием на пути создания единого визового пространства двух стран и поддерживает необходимость сохранения дополнительного контроля на российско-белорусской границе. Возможно, в подобной ситуации было бы целесообразно разместить на участке российско-белорусской государственной границы пункты пропуска, откры-

тые для международного сообщения (на текущий момент подобные пункты не оборудованы). Однако это потребует дополнительных расходов и усложнит переход границы для граждан Союзного государства, что будет шагом назад в развитии российско-белорусских отношений.

Примером оперативного решения вопросов пересечения российско-белорусской границы гражданами третьих стран может послужить соглашение, достигнутое в преддверии чемпионата мира по футболу, проходившего на российской территории, когда российское и белорусское руководство в короткие сроки смогло согласовать позицию по транзиту иностранных болельщиков через территорию Республики Беларусь в Российскую Федерацию [22].

Подводя итоги, отметим, что, несмотря на все существующие сложности в регулировании миграционных процессов между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, преимущества от безвизового режима являются несомненными, позволяя гибко реагировать на экономические изменения, развивать туризм и поддерживать родственные и культурные контакты населения двух стран. Однако миграционные сложности, которые в наши дни столь болезненно влияют на интеграцию Европейского союза, имеют не меньшую актуальность для развития дальнейшего сотрудничества государств ЕАЭС и Союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь. Главными проблемами, которые могут осложнять миграционную ситуацию в трансграничном регионе в наши дни, продолжают оставаться недостаточная согласованность действий государств по миграционному вопросу и отсутствие единого решения по вопросу о формировании единого визового пространства. Именно эти проблемы, по нашему мнению, в первую очередь препятствуют полной отмене пограничного контроля на внутренних границах Союзного государства и более тесной интеграции Российской Федерации и Республики Беларусь. Регулярных нарушений пограничного режима гражданами третьих стран можно избежать именно путем согласования визовой политики. Однако согласование позиции по вопросу о безвизовом режиме является достаточно болезненным и связано с различным уровнем сотрудничества Российской Федерации и Республики Беларусь с третьими странами на международной арене. Пример удачного решения подобной проблемы мы могли наблюдать в преддверии состоявшегося в России в 2018 г. чемпионата мира по футболу. Опыт проведения этого масштабного мероприятия, привлекшего в страну тысячи иностранных граждан, въезжавших в том числе и с территории Республики Беларусь, может стать качественной репетицией и доказательством возможности и необходимости скорейшего создания единого визового пространства в рамках Союзного государства, что в значительной мере облегчит дальнейшую интеграцию двух государств.

Ссылки и примечания:

1. Работа выполнена в рамках исследовательского проекта РФФИ 17-01-60002-0ГН «Миграционная политика в Балтийском регионе: Северо-Запад Российской Федерации и страны Европейского союза - сотрудничество в условиях миграционного кризиса».

2. Миграционный кризис в Европе : информ.-аналит. вестник / под ред. А.П. Кошкина. Вып. 6. М., 2016. 92 с.

3. Международная миграция [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/# (дата обращения: 09.12.2018).

4. Мигранян А.А., Ткаченко М.Ф. Миграционное законодательство России и партнеров по ЕАЭС // Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. 2016. № 4 (315). С. 38-49.

5. Договор о Евразийском экономическом союзе [Электронный ресурс] : подписан в г. Астане 29 мая 2014 г. : ред. от 8 мая 2015 г. : с изм. и доп., вступ. в силу 12 авг. 2017 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Статистический ежегодник Евразийского экономического союза / Евразийская экономическая комиссия. М., 2017. 413 с.

7. Договор о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г. [Электронный ресурс] // Национальный пресс-центр Республики Беларусь. URL: http://www.soyuz.by/about/docs/dogovor5/ (дата обращения: 11.11.2018).

8. О равных правах граждан [Электронный ресурс] : договор между РФ и Республикой Беларусь от 25 дек. 1998 г. // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. URL: http://legalacts.ru/doc/dogovor-mezhdu-rf-i-respublikoi-belarus-ot-25121998-o/ (дата обращения: 11.11.2018).

9. Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией об обеспечении равных прав граждан Республики Беларусь и Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств - участников Союзного государства [Электронный ресурс] : вступ. в силу 3 февр. 2009 г. URL: http://mvd.gov.by/imgmvd/dgim/a1.pdf (дата обращения: 11.11.2018).

10. Загорец И.В. Миграции населения между Россией и Беларусью // Беларусь в современном мире : материалы XVI Междунар. науч. конф., посвящ. 96-летию образования БГУ. Минск, 2017. С. 356-357.

11. О формировании единого визового пространства России и Беларуси : протокольное решение от 11 сент. 2015 г. № 9.

12. Смирнова А.В. Изменения в законодательстве Республики Беларусь в сфере вынужденной миграции // Беларусь в современном мире. С. 368-370.

13. О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной защиты, убежища и временной защиты в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : закон Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 354-З // Министерство иностранных дел Республики Беларусь. URL: http://mvd.gov.by/main.aspx?guid=284113 (дата обращения: 15.11.2018).

14. Численность и миграция населения Российской Федерации в 2017 г. [электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b18_107/Main.htm (дата обращения: 10.11.2018).

15. Хришкевич Т.Г.: 1) Социально-экономические аспекты интеграции мигрантов в государствах Балтийского региона в условиях миграционного кризиса 2014-2015 гг. // Исторические, философские, политические и юридические науки,

культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 10, ч. 1. С. 183-187 ; 2) Страны Балтийского региона в условиях миграционного кризиса 2014-2015 гг.: вызовы европейскому единству // Псковский военно-исторический вестник. 2017. № 3 (3). C. 142-151.

16. Risk Analysis for 2017 [Электронный ресурс] / Frontex. Warsaw, 2017. 60 p. URL: https://frontex.europa.eu/assets/Publi-cations/Risk_Analysis/Annual_Risk_Analysis_2017.pdf (дата обращения: 30.12.2018).

17. FRAN Quarterly. Quarter 2. April - June 2018 [Электронный ресурс] / Frontex. 45 p. URL: https://frontex.europa.eu/as-sets/Publications/Risk_Analysis/FRAN/2018/FRAN_Q2_2018.pdf (дата обращения: 09.12.2018).

18. Гражданин Белоруссии, объявленный в розыск за убийство и разбой, пытался лесными тропами проникнуть в Псковскую область [Электронный ресурс] // Псковская лента новостей. 2018. 23 апр. URL: https://pln-pskov.ru/acci-dents/310042.html (дата обращения: 01.12.2018).

19. 10 иностранных граждан не «проскочили» через российско-белорусскую границу [Электронный ресурс] // Псковская лента новостей. 2018. 2 окт. URL: https://pln-pskov.ru/society/324749.html (дата обращения: 09.12.2018) ; Пограничники задержали в Невельском районе 6 иностранных граждан, незаконно пересекших российско-белорусскую границу [Электронный ресурс] // Там же. 18 дек. URL: https://pln-pskov.ru/accidents/331261.html (дата обращения: 09.12.2018) ; С начала августа на российско-белорусской границе в Псковской области пресечено около 170 правонарушений [Электронный ресурс] // Там же. 17 авг. URL: https://pln-pskov.ru/society/286819.html (дата обращения: 09.12.2018).

20. Беларусь установила безвизовый режим для граждан 80 государств [Электронный ресурс] // Tut.by. 2017. 9 янв. URL: https://news.tut.by/society/526859.html (дата обращения: 01.12.2018).

21. Об изменении Указа президента Республики Беларусь «Об установлении безвизового порядка въезда и выезда иностранных граждан» [Электронный ресурс] : указ президента Республики Беларусь от 24 июля 2018 г. № 295. URL: http://mfa.gov.by/upload/18.07.27_decree.pdf (дата обращения: 09.12.2018).

22. О подписании российско-белорусского межправительственного Соглашения о порядке въезда на крупные спортивные мероприятия [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Российской Федерации. URL: http://www.mid.ru/ru/maps/by/-/asset_publisher/Uwp6wJEbzrL0/content/id/3236511 (дата обращения: 09.12.2018).

References:

FRAN Quarterly. Quarter 2. April - June 2018 2018, Frontex, 45 p., viewed 09 December 2018, <https://frontex.europa.eu/as-sets/Publications/Risk_Analysis/FRAN/2018/FRAN_Q2_2018.pdf>.

Khrishkevich, TG 2017a, 'Social and Economic Aspects of the Migrants' Integration in the Baltic Region Countries in the Context of the 2014-2015 Migration Crisis', Istoricheskiye, filosofskiye, politicheskiye i yuridicheskiye nauki, kul'turologiya i is-kusstvovedeniye. Voprosy teorii ipraktiki, no. 10, part 1, pp. 183-187, (in Russian).

Khrishkevich, TG 2017b, 'The Baltic Region Countries in the Context of the 2014-2015 Migration Crisis: Challenges to European Unity', Pskovskiy voyenno-istoricheskiy vestnik, no. 3 (3), pp. 142-151, (in Russian).

Koshkin, AP (ed.) 2016, Migration Crisis in Europe: Analytical Newsletter, Moscow, 92 p., (in Russian). Migranyan, aA & Tkachenko, MF 2016, 'Migration Legislation of Russia and the EAEU Partners', Nauchno-analiticheskiy zhurnal Obozrevatel' - Observer, no. 4 (315), pp. 38-49, (in Russian).

Risk Analysis for 2017 2017, Frontex, Warsaw, 60 p., viewed 30 December 2018, <https://frontex.europa.eu/assets/Publica-tions/Risk_Analysis/Annual_Risk_Analysis_2017.pdf>.

Smirnova, AV 2017, 'Changes in Laws of the Republic of Belarus on Forced Migration', Belarus' v sovremennom mire: materialy XVI Mezhdunar. nauch. konf., posvyashch. 96-letiyu obrazovaniya BGU, Minsk, pp. 368-370, (in Russian).

Statistical Yearbook of the Eurasian Economic Union 2017, Eurasian Economic Commission, Moscow, 413 p., (in Russian). Zagorets, IV 2017, 'Population Migration between Russia and Belarus', Belarus' vsovremennom mire: materialyXVI Mezhdunar. nauch. konf., posvyashch. 96-letiyu obrazovaniya BGU, Minsk, pp. 356-357, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.